Архив статей журнала

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ К ФАКТОРАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 2 (2024)
Авторы: Шибкова Дарья Захаровна, Ефимова Наталья Владимировна, Шевцов Анатолий Владимирович

Обоснование. В исследовании психофизиологического развития обучающихся важным является мониторинг параметров, определяющих успешность адаптивных процессов к учебной деятельности на разных этапах онтогенеза. Для объективности оценки воздействий факторов образовательной среды на процессы адаптации необходимо учитывать экологические условия регионов проживания обучающихся. Цель: анализ показателей психофизиологических параметров организма обучающихся на разных этапах адаптации к образовательному процессу с учетом региона их проживания и выявление наиболее информативных критериев для оценки направленности адаптивных изменений. Теоретические основы. Исследование представляет собой теоретический анализ научной литературы по психофизиологической характеристике организма обучающихся в условиях воздействия сочетанных факторов образовательной среды и региона проживания. Использованы методы сравнения концептуальных подходов к оценке психофизиологического статуса обучающихся и обобщения результатов отдельных авторов по критериям психофизиологической адаптации к учебной деятельности лиц, проживающих в различных условиях. Результаты. Проанализированная информация по психофизиологической адаптации школьников, представленная в источниках, не позволяет в полном объеме провести обобщение результатов исследований как по возрастно-половым критериям, так и в зависимости от региона проживания. Систематизировать данные авторов проблематично по ряду причин, в частности, в связи с использованием различных диагностических методик (опросников, корректурных проб, компьютерных игр), различного инструментария (с диапазонами нормативов), с различной численностью выборки из разных регионов, многообразием оценочных критериев и их интерпретации. Заключение. Актуальными направлениями исследований психофизиологической адаптации школьников являются: поиск критериев адаптации/дезадаптации обучающихся; выявление возрастно-половых особенностей психофизиологического развития и состояния школьников с учетом индивидуально-типологических, региональных и этнических особенностей детей; поиск предикторов академической успеваемости/неуспеваемости обучающихся. Перспективным направлением исследований являются фундаментальные аспекты изучения механизмов психофизиологического развития человека в современных социальных и экологических условиях жизнедеятельности.

Сохранить в закладках
СИНАПТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОКОЛОВОДОПРОВОДНОМ СЕРОМ ВЕЩЕСТВЕ МОЗГА НА МОДЕЛИ БОЛЕЗНИ ПАРКИНСОНА С ПРОТЕКЦИЕЙ ГИДРОКОРТИЗОНОМ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 2 (2024)
Авторы: Овсепян Мая Эдуардовна, Погосян Михаил Валерьевич, Саркисян Рафик Шаваршович, Даниелян Маргарита Арутюновна, Карапетян Кристина Ваниковна, Ваградян Асмик Гургеновна, Симонян Луиза Гагиковна, Минасян Арсен Левонович, Карамян Гагик Гургенович, Саркисян Джон Саркисович

Обоснование: при нейродегенеративных болезнях, в особенности при болезни Паркинсона(БП), поражаются антиноцицептивные центры, что сопровождается хронической болью. Поэтому является актуальным изыскание фармакологических препаратов, приводящих к протекции развитияБП и возможного купирования боли, связанного с БП. Цель: оценить возможную протекторную роль гидрокортизона в процессе развития болезни Паркинсона (БП) на примере высших структур мозга, участвующих в контроле боли, - околоводопроводного серого вещества мозга (Periaqueductal gray matter - PAG) и ядра шва магнус (Nucleus Raphe magnus - RMG). Для достижения поставленнойцели проводился анализ импульсной активности 241 одиночного нейрона PAG при высокочастотной(100 Гц в течение 1 с) стимуляции (ВЧС) RMG в норме, ротеноновой модели развития БП и ротеноновой модели развития БП в условиях протекцией гидрокортизоном. Результаты. В норме для всех зарегистрированных нейронов RMG до, во время и после ВЧС RMG регистрируется нейрональная активность с частотой от 3 до 17 Гц, при этом показано наличие определенного баланса депрессорных и возбудительных постстимульных проявлений активности исследуемых нейронов. В экспериментах с формированием ротеноновой модели БП до, во время и после ВЧС RMG регистрируется нейрональная активность с частотой от 124 до 150 Гц, что в 10-40 раз выше контрольных показателей. При этом показано отсутствие превалирования возбудительных или депрессорных постстимульных проявлений активности нейронов PAG. В экспериментах с ротеноновой моделью БП в условиях протекции гидрокортизоном до, во время и после ВЧС RMG формируется нейрональная активность с частотой от 3 до 5 Гц. При этом показано восстановление определенного баланса депрессорных и возбудительных постстимульных проявлений активности исследуемых нейронов. Вместе с тем расчеты с использованием критерия χ2 показали, что при уровне значимости p < 0,05 распределения частот в контрольной группе экспериментов совпадает с распределением частот нейронов в экспериментах с ротеноновой моделью БП в условиях протекции гидрокортизоном. Заключение. Полученные результаты приводят к однозначному заключению об эффективности использования гидрокортизона для протекции формирования БП. Предположительно это может стать основанием для использования гидрокортизона в качестве первого фармакологического шага в купировании боли, связанной с БП.

Сохранить в закладках
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕНСОМОТОРНЫХ ТРЕНИНГОВ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТУЕМЫМИ В ДИАДАХ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 2 (2024)
Авторы: Галушка Екатерина Сергеевна, Муртазина Елена Павловна, Ермакова Ольга Игоревна, Зотова Оксана Михайловна, Перцов Сергей Сергеевич

Изучение психофизиологических и социальных факторов, определяющих успешность деятельности человека, является актуальной проблемой современной нейросоциобиологии, ввиду высоких требований, предъявляемых рядом профессий к качествам кандидатов. Цель исследования - проведение сравнительного анализа результативности выполнения сенсомоторного теста у одних и тех же испытуемых в индивидуальном и соревновательном контекстах деятельности. Материалы и методы. Исследование проведено на 65 парах добровольцев мужского пола, рекрутированных среди студентов ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова (г. Москва). В качестве модели сенсомоторной деятельности использовался тренинг «Столбики» программно-аппаратного комплекса «БОС- Кинезис» (ООО «Нейротех», Таганрог, РФ) с биологической обратной связью от мышц сгибателей кисти ведущей руки испытуемых. Исследование включало два этапа: индивидуальное обучение (испытуемые были разделены перегородкой в ходе выполнения задания), этап соревнования (участники исследования выполняли тренинг за одним монитором, соревнуясь между собой). Математико-статистическая обработка осуществлялась с использованием программных пакетов GraphPad Prism v.6.01 и STATISTICA v.12. Результаты. Показано, что характер влияния соревновательного контекста на эффективность сенсомоторной деятельности в диадах во многом зависит от уровня исходной индивидуальной результативности субъектов. Рост показателей успешности в условиях соревнования преимущественно наблюдался у индивидов с исходно более низкими результатами выполнения задания, а у значительного числа ранее высокоэффективных испытуемых происходило ее снижение. Заключение. Выявлены индивидуально-типологические особенности изменения результативности выполнения сенсомоторного задания в условиях соревнования относительно индивидуальной деятельности одними и теми же участниками мужского пола.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 2 (2024)
Авторы: Фомина Любовь Александровна

Обоснование. Современная практика высшего психологического образования не предполагает целенаправленной работы по повышению конфликтологической компетентности и психологического благополучия студентов, в то время как они важны для будущего психолога и часто не сформированы к моменту окончания обучения. Цель: выявление особенностей конфликтологической компетентности у студентов-психологов с разным уровнем психологического благополучия. Материалы и методы. В выборку исследования вошло 360 студентов психологических направлений подготовки из трех вузов РФ. Было использовано семь психодиагностических методик: «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» А. И. Тащевой, «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник, «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко, методика оценки рефлективности личности А. В. Карпова, тест «Стратегии поведения в конфликте» Томаса - Килманна, а также шкала психологического благополучия К. Рифф. Результаты. Отрицательные проявления конфликтологической компетентности (негативное восприятие конфликтов, низкая любознательность, избегание рисков, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость и подозрительность) значимо выше у студентов-психологов с низким уровнем психологического благополучия, их индекс эмоциональной эффективности в конфликте также ниже в связи с большим количеством «помех» в установлении эмоциональных контактов. Студенты-психологи с высоким психологическим благополучием более рефлексивны и используют более продуктивные стратегии поведения в конфликтах. Заключение. Психологическое благополучие напрямую соотносится с компонентами конфликтологической компетентности студентов-психологов: психологические благополучные студенты более адекватно воспринимают конфликты и ярче проявляют креативность в конфликтном взаимодействии, имеют адекватный уровень агрессивности, а также имеют в целом меньший уровень конфликтности, чаще практикуют соперничество и сотрудничество, не склонны к избеганию и глубже рефлексируют относительно своего поведения и поведения других.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 2 (2024)
Авторы: Каменских Дарья Васильевна

Обоснование. Ключевыми чертами современных выпускников средних профессиональных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами являются мобильность, гибкость, коммуникабельность, умение работать в коллективе, самостоятельность и многие другие. Эти навыки становятся необходимыми для успешной адаптации к быстро меняющемуся рынку труда и обществу в целом. Психологическое сопровождение обучающихся приобретает все большее значение, так как направлено на помощь обучающимся в развитии личностных качеств, формировании позитивного самовосприятия, а также на разрешение возможных проблем, связанных с обучением и адаптацией. Цель: исследоватьсформированность личностно-эмоциональных особенностей студентов в рамках программы их психологического сопровождения. Материалы и методы. Исследование проводилось на двух группах 175 обучающихся Ангарского автотранспортного техникума. Использованы психодиагностические методики, направленные на оценку личностно-эмоциональных особенностей обучающихся, а именно методика М. Н. Рожкова «Уровень социализированности личности», опросник Г. Н. Казанцевой для изучения общей самооценки респондентов, методика определения уровня тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина и методика изучения эмоциональной напряженности Г. Ш. Габдреевой. Результаты. В результате реализации программы психологического сопровождения повышается уровень социализированности личности обучающихся, появляется уверенность в себе, умение конструктивно взаимодействовать с окружающими, наблюдается повышение уровня параметров «адаптивность», «автономность», снижение уровня личностной тревожности и эмоциональной напряженности. Заключение. Психологическое сопровождение обучающихся оказывает благоприятное влияние на развитие личностных качеств, в частности, повышает уровень социализированности личности обучающихся, которые демонстрируют адекватную оценку своих возможностей и способностей, умение прислушиваться к мнению окружающих, эмоциональную стабильность и адекватные способы реагирования в разных ситуациях, уверенное поведение.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ У ПАЦИЕНТОВ С РЕВМАТОИДНЫМ АРТРИТОМ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 2 (2024)
Авторы: Никитенко Екатерина Андреевна

Обоснование. В данной статье изучается научная медико-психологическая проблема разработки внутренней картины болезни у пациентов с ревматоидным артритом, в частности, исследуются психологические предикторы адаптивности отношения к болезни у пациентов с РА. Поскольку известно, что РА является заболеванием аутоимунным, течѐт крайне индивидуально у разных пациентов и субъективные жалобы пациентов неизбежно становятся частью клинической картины болезни, то изучение отношения пациентов с РА к болезни не теряет своей актуальности и значимости. Цель: определение основных психологических предикторов адаптивности отношения к болезни у пациентов с РА. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 57 больных РА. Для эмпирического исследования использовались опросник TCI-125, Пятифакторный опросник NEO-FFI, опросник TEMPS-A, Опросник Life Style Index, Методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн, Цветовой тест отношений, опросник ТОБОЛ. Результаты. В данном исследовании выявлено, что предикторами формирования адаптивных типов отношения к болезни являются «Настойчивость» и самооценка по шкале «Настроение»; предикторами формирования дезадаптивных типов отношения к болезни с интрапсихической направленностью конфликта являются «Отношение к телу», «Возбудимый темперамент»; предикторами формирования дезаптивных типов с интерпсихической направленностью конфликта являются психологические защиты «Регрессия» и «Отрицание». Обнаружена прямая связь гармонического типа отношения к болезни, который диагностируется у пациентов данной выборки крайне редко, с «Согласием» и обратная с «Настойчивостью» и«Поиском новизны». Заключение. Полученные результаты представляют ценность для дальнейшего исследования внутренней картины болезни пациентов с РА. Данные результаты могут быть полезны клиническим психологам в артрологических отделениях стационаров для планирования и проведения групповой и индивидуальной психотерапевтической работы с пациентами.

Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА С РАЗЛИЧНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТЬЮ К НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 2 (2024)
Авторы: Малышев Анатолий Владиславович, Рыльская Елена Александровна, Погорелов Дмитрий Николаевич

Обоснование. Статья посвящена изучению личностных особенностей инженерно-техническогоперсонала с различной восприимчивостью к негативной информации. Данная тема является актуальной в связи с быстрым ростом технологий, постоянными изменениями экономической ситуации и глобальными вызовами, которые могут провоцировать снижение эффективности производственной деятельности. Цель: изучение личностных особенностей инженерно-технического персонала с различной восприимчивостью к негативной информации. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 100 человек (52 мужчины и 48 женщин) в возрасте от 18 до 69 лет, имеющих инженерно-технические специальности. В эмпирической части исследования были применены следующие психодиагностические методики: характерологический тест К. Леонгарда - Н. Шмишека, тест «Жизнеспособность человека» (ТЖЧ) Е. А. Рыльской, опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна. Была разработана авторская анкета, позволяющая оценить типичную реакцию человека на негативную информацию. В качестве средства математической обработки данных применялась компьютерная программа SPSS Statistics 27.0. Для анализа полученных данных использовались математические методы: сравнительный анализ с применением критерия Краскела - Уоллиса, корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты. Установлено, что восприятие негативной информации различно у лиц с разными типами акцентуаций характера. Выявлены различия в восприятии негативной информации у лиц с разными показателями жизнеспособности и эмпатии. Доказано, что личностные особенности респондентов с разной восприимчивостью к негативной информации связаны между собой, формируя определенную иерархическую структуру. Заключение. Теоретически обоснован и эмпирически исследован комплекс личностных особенностей инженерно-технического персонала с различной восприимчивостью к негативной информации в условиях неопределѐнности. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей организаций, стремящихся обеспечить стабильность и успешное развитие организации. На основе полученных результатов могут быть разработаны программы поддержки сотрудников в условиях стресса, что будет способствовать улучшению их физического и психологического состояния, усилению мотивации, увеличению производительности.

Сохранить в закладках
СПЕЦИФИКА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОЦЕНОЧНОГО СТИЛЯ И ВАРИАНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 2 (2024)
Авторы: Гумницкий Михаил Ефимович, Выбойщик Ирина Владимировна, Маркина Нина Витальевна

Обоснование. Жизнеспособность позволяет человеку адаптироваться к изменяющимся условиям среды и решать возникающие жизненные задачи. В ранее проведенных авторами исследованияхотмечена важность жизнеспособности руководителей школ для решения профессиональных задач, а также влияние организационной культуры и результатов обучения на актуализацию личностных особенностей и социально-профессиональных характеристик руководителей. В исследовании поднимается вопрос об особенностях проявления жизнеспособности у руководителей, имеющих различные (позитивные или негативные) предпочтения при оценке событий и окружения, а также проявляющих разный уровень готовности к инновационной деятельности. Цель: изучить спецификужизнеспособности руководителей школ в зависимости от вариантов их инновационной активности и валентности оценочного стиля (оценочных предпочтений). Материалы и методы. В выборку вошли начинающие руководители школ со стажем до трех лет (41 человек). Использованы методики:«Жизнеспособность человека» (Е. А. Рыльская); «Выбор пословиц» (Н. В. Маркина), Оценочный стиль/Evaluation Style/ES (Н. В. Батурин, И. В. Выбойщик); «Определение успешности» (Е. Е. Сапогова, И. В. Трухачева). Статистическая обработка проведена с использование критерия ранговой корреляции Спирмена и U-критерия Манна - Уитни. Результаты. Выявлены особенности выраженности и взаимосвязей жизнеспособности человека с показателями оценочного стиля, отношения к успеху и ценностно-смысловыми установками при активном и ситуативно-осторожном варианте инновационной активности, а также при позитивной («оптимистическом» восприятии окружающего) и негативной («пессимистическом» восприятии окружающего) валентности оценочного стиля. Заключение. Предпочтения позитивных или негативных оценок (оценочного стиля) и степень готовности к инновационной деятельности характеризуют особенности активизации различных проявлений жизнеспособности для решения профессиональных задач.

Сохранить в закладках
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 2 (2024)
Авторы: Ахмадеева Елена Владимировна

Обоснование. В статье анализируется феномен рефлексии как компонент компетентногосамопредъявления в межличностных отношениях. Цель исследования - выявить специфику рефлексивности как условия самопредъявления студентов в межличностных отношениях, а также ее зависимость от индивидуально-психологических особенностей и поведенческих стратегий. Материалы и методы: исследование проводилось на выборке, представленной студентами Высшей школы психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» в количестве 91 человека, среди них 38 юношей и 53 девушки. Средний возраст составил 20,4 ± 2,6 года. Использовался комплекс диагностических методик: «Стратегии самопредъявления» И. П. Шкуратовой; «Развитие рефлексивности» А. В. Карпова; «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко; «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В. И. Моросановой;«Волевые качества личности» М. В. Чумакова; «Уверенность в себе» В. Г. Ромека; «Диагностика мотивов аффилиации» А. Мехрабиана. Полученные данные обрабатывали с помощью U-критерия Манна - Уитни и H-критерий Крускала - Уоллиса. Результаты. Исследование показало, что студенты с высокими значениями рефлексии обладают социотропностью и альтероцентричностью, нерешительностью и неуверенностью в себе. Они составляют план действий для ожидаемого взаимодействия и контролируют этот процесс. Студенты, у которых выявились низкие значения рефлексии, отличаются уверенностью в себе, социальной смелостью, инициативностью и решительностью. В межличностных отношениях проявляют эгоцентризм и действуют стихийно, не задумываясь о том, какое впечатление производят на окружающих. Выявлено, что рефлексивность влияет на стили саморегуляции, поведенческие стратегии и личностные характеристики студентов. Умеренная рефлексивная деятельность позволяет студенту продуктивно использовать такие стили саморегуляции, как планирование, оценивание результатов, и выбирать подходящие стратегии самопредъявления, исходя из ситуации взаимодействия. Заключение. Результаты исследования подтвердили, что умеренная степень рефлексивности способствует продуктивному представлению себя в значимой ситуации взаимодействия, поскольку в процессе этой деятельности происходит оценивание полученных результатов.

Сохранить в закладках
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕССА ПРОГНОСТИЧЕСКОГО КОДИРОВАНИЯ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 3 (2024)
Авторы: Телешева Клавдия Юрьевна, Рабинович Эрнест Ильич

Обоснование. Теория прогностического кодирования является моделью функционирования мозга, описывающей его как орган, непрерывно генерирующий гипотезы на основе прошлого опыта, сверяющий их с полученной информацией, корректирующий и оптимизирующий прогнозы. Теория является перспективной основой для объяснения многих психопатологических механизмов, однако экспериментальные подходы к изучению процессов прогностического кодирования недостаточно разработаны. В статье описывается авторская психофизиологическая методика, направленная на изучение особенностей процесса прогностического кодирования в условиях предъявления визуальных стимулов с вариативной вероятностью. Приведены сценарии стимуляции, регистрации, обработки и интерпретации полученных данных. Описан дизайн эксперимента, приведены предварительные результаты пилотного исследования.

Цель: разработать психофизиологическую методику для выявления особенностей процесса прогностического кодирования и апробировать ее на психически здоровых лицах и лицах с шизофренией.

Материалы и методы. Была разработана психофизиологическая методика, направленная на изучение особенностей процесса прогностического кодирования в условиях предъявления визуальных стимулов с вариативной вероятностью. Методика включает регистрацию электроэнцефалограммы и электроокулограммы в процессе выполнения саккадической задачи. Методика апробирована на психически здоровых лицах и лицах с диагнозом параноидная шизофрения (22 человека: 10 человек без психических заболеваний, 12 человек с диагнозом шизофрения). Психофизиологическими показателями для оценки процессов прогностического кодирования выбраны условное негативное отклонение и компонент вызванного потенциала Р300, отражающие этапы построения прогноза и детекции ошибки. Также анализировалась топография феноменов.

Результаты. Выявлено, что экспериментальное изменение вероятности влияет на исследуемые психофизиологические показатели (топография и амплитуда условной негативной волны, компонента вызванного потенциала Р300) у психически здоровых лиц, в отличие от лиц с шизофренией. Заключение. Полученные результаты подтверждают различия в процессах обработки информации у психически здоровых лиц и у лиц с шизофренией при различных условиях, предлагаемых в экспериментальной методике.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ГРАВИТАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ И ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ НА СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА (2024)
Выпуск: Т. 17 № 3 (2024)
Авторы: Корюкалов Юрий Игоревич, МИРОНОВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА, Лапшин Максим Сергеевич

Высокий ритм жизни, условия труда, возрастные изменения, обусловленные отсутствием соблюдения здорового образа жизни, рост заболеваний, связанных с вестибулярной системой, заболевания опорно-двигательной системы (регионарный мышечный дисбаланс, сколиозы и т. д.) - все эти перечисленные аспекты так или иначе влияют на координационные способности (координация) человека.

Цель: изучение эффективности применения аппаратной аутогравитационной терапии позвоночника и психофизической регуляции на улучшение координационных способностей у лиц зрелого возраста.

Материалы и методы. Исследование проведено на 17 добровольцах среди слушателей программы профессиональной переподготовки на базе НИИ олимпийского спорта УралГУФК (г. Челябинск). Добровольцы (слушатели) занимались упражнениями по хатха-йоге и проходили сеансы гравитационной терапии. Оценка постуральной устойчивости проводилась с применением аппаратно-программного комплекса «ST-150» (ООО «Мера», г. Москва, Россия). Оценка уровня личностной и ситуативной тревожности проводилась по методике Спилбергера -Ханина. Для обработки результатов исследования использовался пакет прикладных программ Statistica 8.0 для Windows.

Результаты. К концу исследования в экспериментальной группе были выявлены достоверные изменения стабилометрических показателей, которые отражают улучшения как зрительной, так и проприоцептивной системы в поддержании тела в вертикальном положении. При этом в экспериментальной группе было отмечено снижение ситуативной и личностной тревожности.

Заключение. Методы гравитационной терапии и психофизической регуляции показали свою эффективность в улучшении статодинамической устойчивости и снижении уровня тревожности у лиц зрелого возраста.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСХОДНЫХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ КАРДИОРИТМА ИСПЫТУЕМЫХ С РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТЕКСТАХ (2024)
Выпуск: Т. 17 № 3 (2024)
Авторы: Зотова Оксана Михайловна, Муртазина Елена Павловна, Галушка Екатерина Сергеевна, Ермакова Ольга Игоревна, Перцов Сергей Сергеевич

Введение. Изучение психофизиологических механизмов социальных отношений имеет высокую научно-практическую значимость для разработки методов повышения эффективности образовательного процесса, производительности труда с обязательным условием сохранения психосоматического здоровья населения.

Цель данной работы - выявление взаимосвязи исходных индивидуально-типологических особенностей вариабельности сердечной деятельности испытуемых с последующей результативностью сенсомоторных тренингов в индивидуальном, соревновательном и кооперативном контекстах деятельности в диадах.

Материалы и методы. Обследования проведены на 130 мужчинах (18-28 лет). В качестве модели деятельности использован сенсомоторный тренинг «Столбики» программно-аппаратного комплекса «БОС-Кинезис» (ООО «Нейротех», Таганрог, РФ). Протокол обследований включал следующие этапы: 1) регистрация фоновой ЭКГ испытуемых в состоянии покоя и определение показателей вариабельности кардиоритма, отражающих регуляторные влияние различных отделов вегетативной и центральной нервной системы на сердечную деятельность; 2) индивидуальные тренинги; 3) тренинг в соревновательном контексте в диадах; 4) два кооперативных тренинга в диадах - с предъявлением обратной связи от вклада участников и без нее.

Результаты. По наиболее информативным показателям исходной вариабельности кардиоритма все испытуемые разделились на три кластера с разными типами регуляции сердечной деятельности: нормотоническим и с преобладанием влияний симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Выявлено, что у испытуемых с преобладанием симпатических регуляторных влияний происходило выраженное снижение кооперативной результативности. В отличие от них, участники с преобладанием парасимпатических влияний на сердечную деятельность достигали более высоких результатов при сотрудничестве. Корреляционные взаимосвязи результативности с исходными показателями вариабельности кардиоритма испытуемых свидетельствуют о том, что предикторами результативности кооперативной деятельности являются характеристики, отражающие большую активность надсегментарных и парасимпатического звеньев регуляции сердечной деятельности, а соревновательной результативности - показатели более высокой активности симпатической нервной системы.

Заключение. Результативность выполнения сенсомоторных заданий в совместных контекстах деятельности зависит от исходного типа вегетативной регуляции сердечной деятельности испытуемых.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →