Обоснование. В исследовании психофизиологического развития обучающихся важным является мониторинг параметров, определяющих успешность адаптивных процессов к учебной деятельности на разных этапах онтогенеза. Для объективности оценки воздействий факторов образовательной среды на процессы адаптации необходимо учитывать экологические условия регионов проживания обучающихся. Цель: анализ показателей психофизиологических параметров организма обучающихся на разных этапах адаптации к образовательному процессу с учетом региона их проживания и выявление наиболее информативных критериев для оценки направленности адаптивных изменений. Теоретические основы. Исследование представляет собой теоретический анализ научной литературы по психофизиологической характеристике организма обучающихся в условиях воздействия сочетанных факторов образовательной среды и региона проживания. Использованы методы сравнения концептуальных подходов к оценке психофизиологического статуса обучающихся и обобщения результатов отдельных авторов по критериям психофизиологической адаптации к учебной деятельности лиц, проживающих в различных условиях. Результаты. Проанализированная информация по психофизиологической адаптации школьников, представленная в источниках, не позволяет в полном объеме провести обобщение результатов исследований как по возрастно-половым критериям, так и в зависимости от региона проживания. Систематизировать данные авторов проблематично по ряду причин, в частности, в связи с использованием различных диагностических методик (опросников, корректурных проб, компьютерных игр), различного инструментария (с диапазонами нормативов), с различной численностью выборки из разных регионов, многообразием оценочных критериев и их интерпретации. Заключение. Актуальными направлениями исследований психофизиологической адаптации школьников являются: поиск критериев адаптации/дезадаптации обучающихся; выявление возрастно-половых особенностей психофизиологического развития и состояния школьников с учетом индивидуально-типологических, региональных и этнических особенностей детей; поиск предикторов академической успеваемости/неуспеваемости обучающихся. Перспективным направлением исследований являются фундаментальные аспекты изучения механизмов психофизиологического развития человека в современных социальных и экологических условиях жизнедеятельности.
Идентификаторы и классификаторы
ой для индивидуальной и популяционной оценки половозрастного развития обучающихся, проживающих в различных регионах, служат региональные нормативы физического развития детей и подростков субъектов Российской Федерации, которые систематически обновляются. К сожалению, приходится констатировать, что аналогичные возрастнополовые нормативы по показателям психофизиологического развития детей школьного возраста, проживающих в различных регионах Российской Федерации, отсутствуют. Вместе с тем, следует отметить, что в научных публикациях имеется обширная информация об особенностях психофизиологического статуса детей и подростков школьного возраста.
Список литературы
1. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, М.В. Семенова, А.А. Шибков. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2016. 380 с. EDN: WPMYGF
2. Диагностика и биоуправление психофизиологическими функциями детей и подростков / Н.П. Сетко, А.Г. Сетко, Е.В. Булычева, Е.Б. Бейлина. Оренбург. 2017. 220 с. EDN: BOJGAB
3. Типологическая вариабельность психофизиологических особенностей младших школьников как прогностическая основа для формирования успешности в спортивной и оздоровительной деятельности / В.В. Колпаков, Е.А. Томилова, Н.Ю. Стрижак и др. // Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т. 19, № S2. С. 7-17. DOI: 10.14529/hsm19s201 EDN: HQBTSM
4. Гилева О.Б. Биоэлектрическая активность головного мозга школьников с разной академической успешностью. Сообщение 2. Взаимосвязь успешности учебной деятельности и паттернов биоэлектрической активности коры головного мозга // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 3. С. 80-92. DOI: 10.14529/jpps200309 EDN: YQKQCT
5. Examining reaction time variability on the stop-signal task in the ABCD study / J. Epstein, S. Karalunas, L. Tamm et al. // Journal of the International Neuropsychological Society. 2023. Vol. 29(5). P. 492-502. DOI: 10.1017/S1355617722000431 EDN: ECDILY
6. Гилева О.Б. Индивидуальные и возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников 7-16 лет г. Екатеринбурга // Экология человека. 2011. № 4. С. 43-49. EDN: COGJQI
7. Оценка адаптации первоклассников к образовательной среде с использованием методов саногенетического мониторинга / Н.Б. Панкова, Е.Б. Романова, О.Л. Кирпанёва, М.Ю. Карганов // Наука и школа. 2015. № 3. С. 67-78. EDN: UAXFWT
8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Надеждин Д.С. Возрастно-половые особенности психофизиологического развития школьников // Российский педиатрический журнал. 2016. № 6. С. 367-373. DOI: 10.18821/1560-9561-2016-19-6-367-373 EDN: XWVNJB
9. Бартош Т.П., Бартош О.П. Возрастные особенности нейродинамических показателей девочек-подростков аборигенной популяции Северо-Востока России // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, № 4. С. 71-82. DOI: 10.14529/jpps190408 EDN: FDTAHH
10. Оценка психофизиологического потенциала в процессе адаптации к учебной деятельности / Н.А. Литвинова, В.И. Иванов, М.Г. Березина, В.В. Глебов // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 2. С. 108-122. DOI: 10.14529/jpps210211 EDN: LNQKET
11. Анализ морфофункциональных и психофизиологических характеристик школьников 9-10 лет, занимающихся спортом в условиях ХМАО-Югры / А.А. Говорухина, Л.Н. Гондарева, В.П. Мальцев и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 5(207). С. 538-544. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p538-544 EDN: BWVJUU
12. Глебов В.В., Шевцов В.В., Ефремова Д.Н. Многофакторная модель индивидуального и популяционного здоровья человека // Российский кардиологический журнал. 2023. Т. 28, № S5. С. 47-48. EDN: IOQBVY
13. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 5. С. 48-70. 10.15293/2658- 6762.1905.04. DOI: 10.15293/2658-6762.1905.04 EDN: VOOJCL
14. Современные подходы к количественной оценке уровня физического, психического и социального здоровья детей и подростков / Н.П. Сетко, А.Г. Сетко, Е.В. Булычева и др.; под ред. проф. Н.П. Сетко. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. 256 с. EDN: WEZABH
15. Использование сложной сенсомоторной реакции для прогноза успеваемости в школе / В.Л. Ефимова, Е.И. Николаева, О.А. Дружинин, И.С. Мазурова // Психология и психотехника. 2023. № 1. С. 1-11. DOI: 10.7256/2454-0722.2023.1.39631 EDN: CZPOUE
16. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022612301 Российская Федерация. Определение нейрофизиологических типов обучающихся в условиях массовых исследований / Н.А. Белоусова, Ю.В. Корчемкина, В.П. Мальцев. № 2022611282; заявл. 01.02.2022; опубл. 10.02.2022, Бюл. № 2.
17. Нейродинамические предикторы точности двигательной реакции / О.В. Байгужина, М.В. Шапошникова, О.А. Комиссарова, О.Б. Никольская // Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 20, № S2. С. 26-30. DOI: 10.14529/hsm20s204
18. Transactional longitudinal relations between accuracy and reaction time on a measure of cognitive flexibility at 5, 6, and 7 years of age / É. Dumont, N. Castellanos-Ryan, S. Parent et al. // Developmental science. 2022. Vol. 25. № 5. e13254. DOI: 10.1111/desc.13254 EDN: SVVVOF
19. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. 624 с. EDN: QXRPUN
20. Сахьянова С.В. Сенсорная интеграция в раннем возрасте. Иркутск: ГАУ ЦППМиСП, 2020. 46 с.
21. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: ТЦ “Сфера”, 2004. 592 с.
22. Тарасова С.Ю. Донозологический контроль психофизиологической дезадаптации на первой ступени обучения // Социальные аспекты здоровья населения. 2011. № 3. С. 1-16. EDN: OHSFQJ
23. Дубровина И.В. Практическая психология образования в Психологическом институте // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 42-53. EDN: ZESVDF
24. Канжин А.В. Сенсомоторные реакции в изучении психофизиологических процессов и состояний // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 4 (13). С. 85-89. EDN: UCFMYB
25. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 12. С. 1183-1188. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1183-1188 EDN: XQRZSZ
26. Глебов В.В., Даначева М.Н. Психофизиологическая оценка адаптационных процессов учащихся средней школы, проживающих в разных условиях среды столичного мегаполиса. М.: РУДН, 2018. 146 с. EDN: SAFEYD
27. Глебов В.В. Вариабельность сердечного ритма в диагностике вегетативного статуса детей с проблемами школьной дезадаптации // Российский кардиологический журнал. - 2019. Т. 24, № S2. С. 6-7. EDN: KJLIQR
28. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы / Ю.П. Игнатова, И.И. Макарова, К.И. Яковлева, А.В. Аксенова // Ульяновский медико-биологический журнал. 2019. № 3. С. 38-51. DOI: 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51 EDN: YHTGFU
29. Glebov V.V., Arakelov G.G. Level of Schoolboys’ Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 146, P. 226-232. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.08.119
30. Влияние сезона проведения исследований на возрастную динамику показателей психомоторики у школьников / Н.Б. Панкова, И.Б. Алчинова, О.И. Ковалева и др. // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. DOI: 10.17513/spno.32535 EDN: VILDHM
31. Особенности реакции вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем при выполнении когнитивной нагрузки у младших школьников с разным уровнем личностной тревожности и нейротизма / О.Н. Адамовская, С.Б. Догадкина, И.В. Ермакова и др. // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 1. С. 151-173. DOI: 10.15293/2658-6762.2101.19 EDN: QNMOCX
32. Варич Л.А., Сорокина Ю.В. Особенности психофизиологической адаптации учащихся младшего школьного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 117-122. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-2-117-122 EDN: YTNVFR
33. Психофизиологическое и вегетативное обеспечение процесса адаптации к условиям образовательного процесса детей 6-8 лет с признаками дефицита внимания / Н.П. Кривошеина, А.И. Федоров, Н.Н. Кошко и др. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 5(33). С. 34-48. DOI: 10.15293/2226-3365.1605.03 EDN: WZTICX
34. Особенности психофизиологического развития и адаптации детей с учетом гендерных особенностей на этапе подготовки к школе и начала обучения / Н.П. Кривошеина, А.И. Федоров, Э.М. Казин и др. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 151-157. ). DOI: 10.21603/2078-8975-2017-2-151-157 EDN: YTNVHP
35. Психофизиологическая характеристика первоклассников в период адаптации к обучению в школе / В.В. Горбунова, Д.И. Анисимова, М.А. Булычева, О.В. Сивкова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 5-1. 629-635. EDN: TVWSZJ
36. Семенова М.В., Шибкова Д.З. Половозрастные особенности приростов психомоторных показателей у обучающихся 10-16 лет (лонгитюдное исследование) // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14, № 1. С. 119-127. DOI: 10.14529/jpps210112 EDN: XNLIPC
37. Звягина Н.В., Морозова Л.В. Возрастные особенности умственной работоспособности и внимания у детей и подростков города Архангельска // Новые исследования. 2011. № 1(26). С. 66-76. EDN: OJBQMH
38. Литовченко О.Г., Ишбулатова М.С. Хронофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста - уроженцев Среднего Приобья // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 7. С. 648-651. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-7-648-651 EDN: WHPWQH
39. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе. СПб.: ИМАТОН, 2017. 63 с.
40. Гилева, О. Б. Время реакции как психофизиологический предиктор академической успешности школьников / О. Б. Гилева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. - 2013. - № 3. - С. 14-23. EDN: RKOTVN
41. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Изд-во: ООО “Нейрософт”, Иваново, 2007. 216 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Обоснование: при нейродегенеративных болезнях, в особенности при болезни Паркинсона(БП), поражаются антиноцицептивные центры, что сопровождается хронической болью. Поэтому является актуальным изыскание фармакологических препаратов, приводящих к протекции развитияБП и возможного купирования боли, связанного с БП. Цель: оценить возможную протекторную роль гидрокортизона в процессе развития болезни Паркинсона (БП) на примере высших структур мозга, участвующих в контроле боли, - околоводопроводного серого вещества мозга (Periaqueductal gray matter - PAG) и ядра шва магнус (Nucleus Raphe magnus - RMG). Для достижения поставленнойцели проводился анализ импульсной активности 241 одиночного нейрона PAG при высокочастотной(100 Гц в течение 1 с) стимуляции (ВЧС) RMG в норме, ротеноновой модели развития БП и ротеноновой модели развития БП в условиях протекцией гидрокортизоном. Результаты. В норме для всех зарегистрированных нейронов RMG до, во время и после ВЧС RMG регистрируется нейрональная активность с частотой от 3 до 17 Гц, при этом показано наличие определенного баланса депрессорных и возбудительных постстимульных проявлений активности исследуемых нейронов. В экспериментах с формированием ротеноновой модели БП до, во время и после ВЧС RMG регистрируется нейрональная активность с частотой от 124 до 150 Гц, что в 10-40 раз выше контрольных показателей. При этом показано отсутствие превалирования возбудительных или депрессорных постстимульных проявлений активности нейронов PAG. В экспериментах с ротеноновой моделью БП в условиях протекции гидрокортизоном до, во время и после ВЧС RMG формируется нейрональная активность с частотой от 3 до 5 Гц. При этом показано восстановление определенного баланса депрессорных и возбудительных постстимульных проявлений активности исследуемых нейронов. Вместе с тем расчеты с использованием критерия χ2 показали, что при уровне значимости p < 0,05 распределения частот в контрольной группе экспериментов совпадает с распределением частот нейронов в экспериментах с ротеноновой моделью БП в условиях протекции гидрокортизоном. Заключение. Полученные результаты приводят к однозначному заключению об эффективности использования гидрокортизона для протекции формирования БП. Предположительно это может стать основанием для использования гидрокортизона в качестве первого фармакологического шага в купировании боли, связанной с БП.
Изучение психофизиологических и социальных факторов, определяющих успешность деятельности человека, является актуальной проблемой современной нейросоциобиологии, ввиду высоких требований, предъявляемых рядом профессий к качествам кандидатов. Цель исследования - проведение сравнительного анализа результативности выполнения сенсомоторного теста у одних и тех же испытуемых в индивидуальном и соревновательном контекстах деятельности. Материалы и методы. Исследование проведено на 65 парах добровольцев мужского пола, рекрутированных среди студентов ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова (г. Москва). В качестве модели сенсомоторной деятельности использовался тренинг «Столбики» программно-аппаратного комплекса «БОС- Кинезис» (ООО «Нейротех», Таганрог, РФ) с биологической обратной связью от мышц сгибателей кисти ведущей руки испытуемых. Исследование включало два этапа: индивидуальное обучение (испытуемые были разделены перегородкой в ходе выполнения задания), этап соревнования (участники исследования выполняли тренинг за одним монитором, соревнуясь между собой). Математико-статистическая обработка осуществлялась с использованием программных пакетов GraphPad Prism v.6.01 и STATISTICA v.12. Результаты. Показано, что характер влияния соревновательного контекста на эффективность сенсомоторной деятельности в диадах во многом зависит от уровня исходной индивидуальной результативности субъектов. Рост показателей успешности в условиях соревнования преимущественно наблюдался у индивидов с исходно более низкими результатами выполнения задания, а у значительного числа ранее высокоэффективных испытуемых происходило ее снижение. Заключение. Выявлены индивидуально-типологические особенности изменения результативности выполнения сенсомоторного задания в условиях соревнования относительно индивидуальной деятельности одними и теми же участниками мужского пола.
Обоснование. Современная практика высшего психологического образования не предполагает целенаправленной работы по повышению конфликтологической компетентности и психологического благополучия студентов, в то время как они важны для будущего психолога и часто не сформированы к моменту окончания обучения. Цель: выявление особенностей конфликтологической компетентности у студентов-психологов с разным уровнем психологического благополучия. Материалы и методы. В выборку исследования вошло 360 студентов психологических направлений подготовки из трех вузов РФ. Было использовано семь психодиагностических методик: «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» А. И. Тащевой, «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник, «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко, методика оценки рефлективности личности А. В. Карпова, тест «Стратегии поведения в конфликте» Томаса - Килманна, а также шкала психологического благополучия К. Рифф. Результаты. Отрицательные проявления конфликтологической компетентности (негативное восприятие конфликтов, низкая любознательность, избегание рисков, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость и подозрительность) значимо выше у студентов-психологов с низким уровнем психологического благополучия, их индекс эмоциональной эффективности в конфликте также ниже в связи с большим количеством «помех» в установлении эмоциональных контактов. Студенты-психологи с высоким психологическим благополучием более рефлексивны и используют более продуктивные стратегии поведения в конфликтах. Заключение. Психологическое благополучие напрямую соотносится с компонентами конфликтологической компетентности студентов-психологов: психологические благополучные студенты более адекватно воспринимают конфликты и ярче проявляют креативность в конфликтном взаимодействии, имеют адекватный уровень агрессивности, а также имеют в целом меньший уровень конфликтности, чаще практикуют соперничество и сотрудничество, не склонны к избеганию и глубже рефлексируют относительно своего поведения и поведения других.
Обоснование. Ключевыми чертами современных выпускников средних профессиональных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами являются мобильность, гибкость, коммуникабельность, умение работать в коллективе, самостоятельность и многие другие. Эти навыки становятся необходимыми для успешной адаптации к быстро меняющемуся рынку труда и обществу в целом. Психологическое сопровождение обучающихся приобретает все большее значение, так как направлено на помощь обучающимся в развитии личностных качеств, формировании позитивного самовосприятия, а также на разрешение возможных проблем, связанных с обучением и адаптацией. Цель: исследоватьсформированность личностно-эмоциональных особенностей студентов в рамках программы их психологического сопровождения. Материалы и методы. Исследование проводилось на двух группах 175 обучающихся Ангарского автотранспортного техникума. Использованы психодиагностические методики, направленные на оценку личностно-эмоциональных особенностей обучающихся, а именно методика М. Н. Рожкова «Уровень социализированности личности», опросник Г. Н. Казанцевой для изучения общей самооценки респондентов, методика определения уровня тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина и методика изучения эмоциональной напряженности Г. Ш. Габдреевой. Результаты. В результате реализации программы психологического сопровождения повышается уровень социализированности личности обучающихся, появляется уверенность в себе, умение конструктивно взаимодействовать с окружающими, наблюдается повышение уровня параметров «адаптивность», «автономность», снижение уровня личностной тревожности и эмоциональной напряженности. Заключение. Психологическое сопровождение обучающихся оказывает благоприятное влияние на развитие личностных качеств, в частности, повышает уровень социализированности личности обучающихся, которые демонстрируют адекватную оценку своих возможностей и способностей, умение прислушиваться к мнению окружающих, эмоциональную стабильность и адекватные способы реагирования в разных ситуациях, уверенное поведение.
Обоснование. В данной статье изучается научная медико-психологическая проблема разработки внутренней картины болезни у пациентов с ревматоидным артритом, в частности, исследуются психологические предикторы адаптивности отношения к болезни у пациентов с РА. Поскольку известно, что РА является заболеванием аутоимунным, течѐт крайне индивидуально у разных пациентов и субъективные жалобы пациентов неизбежно становятся частью клинической картины болезни, то изучение отношения пациентов с РА к болезни не теряет своей актуальности и значимости. Цель: определение основных психологических предикторов адаптивности отношения к болезни у пациентов с РА. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 57 больных РА. Для эмпирического исследования использовались опросник TCI-125, Пятифакторный опросник NEO-FFI, опросник TEMPS-A, Опросник Life Style Index, Методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн, Цветовой тест отношений, опросник ТОБОЛ. Результаты. В данном исследовании выявлено, что предикторами формирования адаптивных типов отношения к болезни являются «Настойчивость» и самооценка по шкале «Настроение»; предикторами формирования дезадаптивных типов отношения к болезни с интрапсихической направленностью конфликта являются «Отношение к телу», «Возбудимый темперамент»; предикторами формирования дезаптивных типов с интерпсихической направленностью конфликта являются психологические защиты «Регрессия» и «Отрицание». Обнаружена прямая связь гармонического типа отношения к болезни, который диагностируется у пациентов данной выборки крайне редко, с «Согласием» и обратная с «Настойчивостью» и«Поиском новизны». Заключение. Полученные результаты представляют ценность для дальнейшего исследования внутренней картины болезни пациентов с РА. Данные результаты могут быть полезны клиническим психологам в артрологических отделениях стационаров для планирования и проведения групповой и индивидуальной психотерапевтической работы с пациентами.
Обоснование. Статья посвящена изучению личностных особенностей инженерно-техническогоперсонала с различной восприимчивостью к негативной информации. Данная тема является актуальной в связи с быстрым ростом технологий, постоянными изменениями экономической ситуации и глобальными вызовами, которые могут провоцировать снижение эффективности производственной деятельности. Цель: изучение личностных особенностей инженерно-технического персонала с различной восприимчивостью к негативной информации. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 100 человек (52 мужчины и 48 женщин) в возрасте от 18 до 69 лет, имеющих инженерно-технические специальности. В эмпирической части исследования были применены следующие психодиагностические методики: характерологический тест К. Леонгарда - Н. Шмишека, тест «Жизнеспособность человека» (ТЖЧ) Е. А. Рыльской, опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна. Была разработана авторская анкета, позволяющая оценить типичную реакцию человека на негативную информацию. В качестве средства математической обработки данных применялась компьютерная программа SPSS Statistics 27.0. Для анализа полученных данных использовались математические методы: сравнительный анализ с применением критерия Краскела - Уоллиса, корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты. Установлено, что восприятие негативной информации различно у лиц с разными типами акцентуаций характера. Выявлены различия в восприятии негативной информации у лиц с разными показателями жизнеспособности и эмпатии. Доказано, что личностные особенности респондентов с разной восприимчивостью к негативной информации связаны между собой, формируя определенную иерархическую структуру. Заключение. Теоретически обоснован и эмпирически исследован комплекс личностных особенностей инженерно-технического персонала с различной восприимчивостью к негативной информации в условиях неопределѐнности. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей организаций, стремящихся обеспечить стабильность и успешное развитие организации. На основе полученных результатов могут быть разработаны программы поддержки сотрудников в условиях стресса, что будет способствовать улучшению их физического и психологического состояния, усилению мотивации, увеличению производительности.
Обоснование. Жизнеспособность позволяет человеку адаптироваться к изменяющимся условиям среды и решать возникающие жизненные задачи. В ранее проведенных авторами исследованияхотмечена важность жизнеспособности руководителей школ для решения профессиональных задач, а также влияние организационной культуры и результатов обучения на актуализацию личностных особенностей и социально-профессиональных характеристик руководителей. В исследовании поднимается вопрос об особенностях проявления жизнеспособности у руководителей, имеющих различные (позитивные или негативные) предпочтения при оценке событий и окружения, а также проявляющих разный уровень готовности к инновационной деятельности. Цель: изучить спецификужизнеспособности руководителей школ в зависимости от вариантов их инновационной активности и валентности оценочного стиля (оценочных предпочтений). Материалы и методы. В выборку вошли начинающие руководители школ со стажем до трех лет (41 человек). Использованы методики:«Жизнеспособность человека» (Е. А. Рыльская); «Выбор пословиц» (Н. В. Маркина), Оценочный стиль/Evaluation Style/ES (Н. В. Батурин, И. В. Выбойщик); «Определение успешности» (Е. Е. Сапогова, И. В. Трухачева). Статистическая обработка проведена с использование критерия ранговой корреляции Спирмена и U-критерия Манна - Уитни. Результаты. Выявлены особенности выраженности и взаимосвязей жизнеспособности человека с показателями оценочного стиля, отношения к успеху и ценностно-смысловыми установками при активном и ситуативно-осторожном варианте инновационной активности, а также при позитивной («оптимистическом» восприятии окружающего) и негативной («пессимистическом» восприятии окружающего) валентности оценочного стиля. Заключение. Предпочтения позитивных или негативных оценок (оценочного стиля) и степень готовности к инновационной деятельности характеризуют особенности активизации различных проявлений жизнеспособности для решения профессиональных задач.
Обоснование. В статье анализируется феномен рефлексии как компонент компетентногосамопредъявления в межличностных отношениях. Цель исследования - выявить специфику рефлексивности как условия самопредъявления студентов в межличностных отношениях, а также ее зависимость от индивидуально-психологических особенностей и поведенческих стратегий. Материалы и методы: исследование проводилось на выборке, представленной студентами Высшей школы психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» в количестве 91 человека, среди них 38 юношей и 53 девушки. Средний возраст составил 20,4 ± 2,6 года. Использовался комплекс диагностических методик: «Стратегии самопредъявления» И. П. Шкуратовой; «Развитие рефлексивности» А. В. Карпова; «Направленность личности в общении» С. Л. Братченко; «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В. И. Моросановой;«Волевые качества личности» М. В. Чумакова; «Уверенность в себе» В. Г. Ромека; «Диагностика мотивов аффилиации» А. Мехрабиана. Полученные данные обрабатывали с помощью U-критерия Манна - Уитни и H-критерий Крускала - Уоллиса. Результаты. Исследование показало, что студенты с высокими значениями рефлексии обладают социотропностью и альтероцентричностью, нерешительностью и неуверенностью в себе. Они составляют план действий для ожидаемого взаимодействия и контролируют этот процесс. Студенты, у которых выявились низкие значения рефлексии, отличаются уверенностью в себе, социальной смелостью, инициативностью и решительностью. В межличностных отношениях проявляют эгоцентризм и действуют стихийно, не задумываясь о том, какое впечатление производят на окружающих. Выявлено, что рефлексивность влияет на стили саморегуляции, поведенческие стратегии и личностные характеристики студентов. Умеренная рефлексивная деятельность позволяет студенту продуктивно использовать такие стили саморегуляции, как планирование, оценивание результатов, и выбирать подходящие стратегии самопредъявления, исходя из ситуации взаимодействия. Заключение. Результаты исследования подтвердили, что умеренная степень рефлексивности способствует продуктивному представлению себя в значимой ситуации взаимодействия, поскольку в процессе этой деятельности происходит оценивание полученных результатов.
Издательство
- Издательство
- ЮУрГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454080, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, д. 76
- Юр. адрес
- 454080, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, д. 76
- ФИО
- Александр Рудольфович Вагнер (Ректор)
- E-mail адрес
- admin@susu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 2635882
- Сайт
- https://www.susu.ru