Обоснование. Теория прогностического кодирования является моделью функционирования мозга, описывающей его как орган, непрерывно генерирующий гипотезы на основе прошлого опыта, сверяющий их с полученной информацией, корректирующий и оптимизирующий прогнозы. Теория является перспективной основой для объяснения многих психопатологических механизмов, однако экспериментальные подходы к изучению процессов прогностического кодирования недостаточно разработаны. В статье описывается авторская психофизиологическая методика, направленная на изучение особенностей процесса прогностического кодирования в условиях предъявления визуальных стимулов с вариативной вероятностью. Приведены сценарии стимуляции, регистрации, обработки и интерпретации полученных данных. Описан дизайн эксперимента, приведены предварительные результаты пилотного исследования.
Цель: разработать психофизиологическую методику для выявления особенностей процесса прогностического кодирования и апробировать ее на психически здоровых лицах и лицах с шизофренией.
Материалы и методы. Была разработана психофизиологическая методика, направленная на изучение особенностей процесса прогностического кодирования в условиях предъявления визуальных стимулов с вариативной вероятностью. Методика включает регистрацию электроэнцефалограммы и электроокулограммы в процессе выполнения саккадической задачи. Методика апробирована на психически здоровых лицах и лицах с диагнозом параноидная шизофрения (22 человека: 10 человек без психических заболеваний, 12 человек с диагнозом шизофрения). Психофизиологическими показателями для оценки процессов прогностического кодирования выбраны условное негативное отклонение и компонент вызванного потенциала Р300, отражающие этапы построения прогноза и детекции ошибки. Также анализировалась топография феноменов.
Результаты. Выявлено, что экспериментальное изменение вероятности влияет на исследуемые психофизиологические показатели (топография и амплитуда условной негативной волны, компонента вызванного потенциала Р300) у психически здоровых лиц, в отличие от лиц с шизофренией. Заключение. Полученные результаты подтверждают различия в процессах обработки информации у психически здоровых лиц и у лиц с шизофренией при различных условиях, предлагаемых в экспериментальной методике.
Идентификаторы и классификаторы
Теория прогностического кодирования предполагает, что мозг не пассивно обрабатывает поступающую информацию, а использует прошлый опыт для формирования прогнозов о том, что, вероятно, произойдет в будущем. Эти прогнозы позволяют интерпретировать зашумленные или двусмысленные данные, принимать решения, несмотря на неопределенность, и действовать эффективно и проактивно, не ожидая сенсорной обратной связи [1].
Список литературы
1. D’Mello A.M., Bach P., Corlett P.R. et al. Editorial: Predictive mechanisms in action, perception, cognition, and clinical disorders. Frontiers in Human Neuroscience. 2022;16:1005905. DOI: 10.3389/fnhum.2022.1005905 EDN: PAERTO
2. Wynn J.K., Green M.F. An EEG-Based Neuroplastic Approach to Predictive Coding in People With Schizophrenia or Traumatic Brain Injury. Clinical EEG Neuroscience. 2024;6:15500594241252897. DOI: 10.1177/15500594241252897 EDN: UCLZQU
3. Sapey-Triomphe L.A., Sanchez G., Hénaff M.A. et al. Disentangling sensory precision and prior expectation of change in autism during tactile discrimination. NPJ Scientific Learning. 2023;8(1):54. DOI: 10.1038/s41539-023-00207-5 EDN: MDFTDR
4. Spaeth A.M., Koenig S., Everaert J. et al. Are depressive symptoms linked to a reduced pupillary response to novel positive information? - An eye tracking proof-of-concept study. Frontiers in Psychology. 2024;23(15):1253045. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1253045 EDN: YAUPOM
5. Tucker D.M., Luu P. Motive control of unconscious inference: The limbic base of adaptive Bayes. Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2021;128:328-345. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2021.05.029 EDN: LWYXCL
6. Hipólito I., Kirchhoff M. Breaking boundaries: The Bayesian Brain Hypothesis for perception and prediction. Consciousness and Cognition. 2023;111:103510. DOI: 10.1016/j.concog.2023.103510 EDN: SSUBIM
7. Sprevak M., Smith R. An Introduction to Predictive Processing Models of Perception and Decision-Making. Topics in Cognitive Science. 2023;(28):1-28. DOI: 10.1111/tops.12704 EDN: BWULZX
8. de Lange F.P., Heilbron M., Kok P. How Do Expectations Shape Perception. Trends in Cognitive Science. 2018;22(9):764-779. DOI: 10.1016/j.tics.2018.06.002
9. Syrov N., Yakovlev L., Miroshnikov A. et al. Beyond passive observation: feedback anticipation and observation activate the mirror system in virtual finger movement control via P300-BCI. Frontiers in Human Neuroscience. 2023;4(17):1180056. DOI: 10.3389/fnhum.2023.1180056 EDN: MVWWRS
10. Qin C., Michon F., Onuki Y. et al. Predictability alters information flow during action observation in human electrocorticographic activity. Cell Reports. 2023;42(11):113432. DOI: 10.1016/j.celrep.2023.113432 EDN: QYRPLA
11. Scott M. Sensory attenuation from action observation. Experimental Brain Research. 2022;240(11):2923-2937. DOI: 10.1007/s00221-022-06460-1 EDN: AGGFHS
12. Ashraf R., Abdoli B., Khosrowabadi R. et al. The Effect of Modeling Methods on Mirror Neuron Activity and a Motor Skill Acquisition and Retention. Basic Clinical Neuroscience. 2023;14(5):631-646. DOI: 10.32598/bcn.2021.3245.1 EDN: DNTCJT
13. Ji Q., Liu L., Lu Y. et al. Mechanisms of Action Anticipation in Table Tennis Players: A Multivoxel Pattern Analysis Study. Neuroscience. 2024;16:33-40. DOI: 10.1016/j.neuroscience.2024.03.016 EDN: UJYBPQ
14. Murphy C.P., Runswick O.R., Gredin N.V. et al. The effect of task load, information reliability and interdependency on anticipation performance. Cognitive Research: Principles and Implications. 2024;9(1):22. DOI: 10.1186/s41235-024-00548-8 EDN: YBKPIG
15. Amoruso L., Pusil S., García A.M. et al. Decoding motor expertise from fine-tuned oscillatory network organization. Human Brain Mapping. 2022;43(9):2817-2832. DOI: 10.1002/hbm.25818 EDN: FTKEPP
16. Wang Y., Zhao Q., Ji Q. et al. fMRI evidence of movement familiarization effects on recognition memory in professional dancers. Cerebral Cortex. 2024;34(1):bhad490. DOI: 10.1093/cercor/bhad490 EDN: CMRRYC
17. Ueda S., Sato T., Kumada T. Model-Based Prediction of Operation Consequences When Driving a Car to Compensate for a Partially Restricted Visual Field by A-Pillars. Frontiers in Human Neuroscience. 2021;15:697295. DOI: 10.3389/fnhum.2021.697295 EDN: EONVNG
18. Schwartenbeck P., FitzGerald T.H., Mathys C. et al. The Dopaminergic Midbrain Encodes the Expected Certainty about Desired Outcomes. Cerebral Cortex. 2015;25(10):3434-3445. DOI: 10.1093/cercor/bhu159
19. Chew B., Hauser T.U., Papoutsi M. et al. Endogenous fluctuations in the dopaminergic midbrain drive behavioral choice variability. Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA. 2019;116(37):18732-18737. DOI: 10.1073/pnas.1900872116
20. Posner M.I. Orienting of attention: Then and now. Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2016;69(10)1864-1875. DOI: 10.1080/17470218.2014.937446
21. Del Popolo Cristaldi F., Mento G., Sarlo M. et al. Dealing with uncertainty: A high-density EEG investigation on how intolerance of uncertainty affects emotional predictions. PLoS One. 2021;16(7):e0254045. DOI: 10.1371/journal.pone.0254045 EDN: IQFCGE
22. Gómez C.M., Arjona A., Donnarumma F. et al. Tracking the Time Course of Bayesian Inference With Event-Related Potentials:A Study Using the Central Cue Posner Paradigm. Frontiers in Psychology. 2019;10:1424. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01424
23. Brown H.R., Friston K.J. The functional anatomy of attention: a DCM study. Frontiers in Human Neuroscience. 2013;7:784. DOI: 10.3389/fnhum.2013.00784
24. Auksztulewicz R., Friston K. Attentional Enhancement of Auditory Mismatch Responses: a DCM/MEG Study. Cerebral Cortex. 2015;25(11):4273-4283. DOI: 10.1093/cercor/bhu323
25. Sanquist T.F., Beatty J.T., Lindsley D.B. Slow potential shifts of human brain during forewarned reaction. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1981;51(6):639-649. DOI: 10.1016/0013-4694(81)90208-x
26. Fitzgerald K., Todd J. Making Sense of Mismatch Negativity. Frontiers in Psychiatry. 2020;11:468. DOI: 10.3389/fpsyt.2020.00468 EDN: NSMKDI
27. Chennu S., Noreika V., Gueorguiev D. et al. Expectation and attention in hierarchical auditory prediction. Journal of Neuroscience. 2013;33(27):11194-11205. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.0114-13.2013
28. Нарушения обработки информации у больных шизофренией: обзор литературы / М.В. Иванов, М.А. Тумова, Л.М. Муслимова, Т.В. Капустина // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2020. Vol. 2(107). P. 41-50. DOI: 10.26617/1810-3111-2020-2(107)-41-50 EDN: OKIQJP
29. Гусейнова З.Т., Тумова М.А., Шошина И.И. Особенности зрительной системы у больных параноидной шизофренией // Психиатрия. 2022. Т. 20, № S3(2). С. 12-14. EDN: FRNPOH
30. Kirenskaya A.V., Myamlin V.V., Novototsky-Vlasov V.Y. et al. The contingent negative variation laterality and dynamics in antisaccade task in normal and unmedicated schizophrenic subjects. Spanish Journal of Psychology. 2011;14(2):869-883. DOI: 10.5209/rev_sjop.2011.v14.n2.34 EDN: PEFDOD
31. Errington S.P., Schall J.D. Express saccades during a countermanding task. Journal of Neurophysiology. 2020;124(2):484-496. DOI: 10.1152/jn.00365.2020 EDN: NQYGSX
32. Gouret F., Pfeuffer C.U. Anticipatory Saccades Towards the Future Consequences of One’s Actions - an Online Eye Tracking Study. Journal of Cognition. 2023;6(1):15. DOI: 10.5334/joc.261 EDN: QZGWPT
33. Thibault N., Albouy P., Grondin S. Distinct brain dynamics and networks for processing short and long auditory time intervals. Scientific Reports. 2023;13(1):22018. DOI: 10.1038/s41598-023-49562-8 EDN: QAFAJC
34. Славуцкая М.В., Шульговский В.В., Семина Т.К. Влияние направленного внимания на потенциалы головного мозга человека при вероятностном предъявлении зрительных стимулов // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2005. Т. 55, № 6. С. 796-805. EDN: HSKIOH
35. Yordanova J., Falkenstein M., Kolev V. Motor oscillations reveal new correlates of error processing in the human brain. Scientific Reports. 2024;14(1):5624. DOI: 10.1038/s41598-024-56223-x EDN: XKXIGE
36. Osborne K.J., Kraus B., Lam P.H. et al. Contingent Negative Variation Blunting and Psychomotor Dysfunction in Schizophrenia: A Systematic Review. Schizophrenia Bulletin. 2020;46(5):1144-1154. DOI: 10.1093/schbul/sbaa043 EDN: VJPHTN
37. Dharani R., Goyal N., Mukherjee A. et al. Adjuvant High-Definition Transcranial Direct Current Stimulation for Negative Symptoms in Schizophrenia: A Pilot Study. The Journal of ECT. 2021;37(3):195-201. DOI: 10.1097/YCT.0000000000000756 EDN: FZMLQW
38. Kumar N., Vishnubhatla S., Wadhawan A.N. et al. A randomized, double blind, sham-controlled trial of repetitive transcranial magnetic stimulation (rTMS) in the treatment of negative symptoms in schizophrenia. Brain Stimulation. 2020;13(3):840-849. DOI: 10.1016/j.brs.2020.02.016 EDN: PMQCXR
39. Vidal-Gran C., Sokoliuk R., Bowman H. et al. Strategic and Non-Strategic Semantic Expectations Hierarchically Modulate Neural Processing. eNeuro. 2020;7(5):ENEURO.0229-20.2020. DOI: 10.1523/ENEURO.0229-20.2020 EDN: CHSOFI
40. Dehaene S., Changeux J.-P. Experimental and theoretical approaches to conscious processing. Neuron. 2011;70(2):200-227. DOI: 10.1016/j.neuron.2011.03.018
41. Yasoda-Mohan A., Vanneste S. Development, Insults and Predisposing Factors of the Brain’s Predictive Coding System to Chronic Perceptual Disorders-A Life-Course Examination. Brain Sciences. 2024;14(1):86. DOI: 10.3390/brainsci14010086 EDN: MXXKLO
42. Tivadar R.I., Knight R.T., Tzovara A. Automatic Sensory Predictions: A Review of Predictive Mechanisms in the Brain and Their Link to Conscious Processing. Frontiers in Human Neuroscience. 2021;15:702520. DOI: 10.3389/fnhum.2021.702520 EDN: SIHFGO
43. Sikkens T., Bosman C.A., Olcese U. The Role of Top-Down Modulation in Shaping Sensory Processing Across Brain States: Implications for Consciousness. Frontiers in Systems Neuroscience. 2019;13:31. DOI: 10.3389/fnsys.2019.00031
44. Fu Z., Sajad A., Errington S.P. et al. Neurophysiological mechanisms of error monitoring in human and non-human primates. Nature Reviews Neuroscience. 2023;24(3):153-172. DOI: 10.1038/s41583-022-00670-w EDN: PFPXZD
45. Gillan C.M., Fineberg N.A., Robbins T.W. A trans-diagnostic perspective on obsessive-compulsive disorder. Psychological Medicine. 2017;47(9):1528-1548. DOI: 10.1017/S0033291716002786
46. Sajad A., Godlove D.C., Schall J.D. Cortical microcircuitry of performance monitoring. Nature Neuroscience. 2019;22(2):265-274. DOI: 10.1038/s41593-018-0309-8
Выпуск
Другие статьи выпуска
Высокий ритм жизни, условия труда, возрастные изменения, обусловленные отсутствием соблюдения здорового образа жизни, рост заболеваний, связанных с вестибулярной системой, заболевания опорно-двигательной системы (регионарный мышечный дисбаланс, сколиозы и т. д.) - все эти перечисленные аспекты так или иначе влияют на координационные способности (координация) человека.
Цель: изучение эффективности применения аппаратной аутогравитационной терапии позвоночника и психофизической регуляции на улучшение координационных способностей у лиц зрелого возраста.
Материалы и методы. Исследование проведено на 17 добровольцах среди слушателей программы профессиональной переподготовки на базе НИИ олимпийского спорта УралГУФК (г. Челябинск). Добровольцы (слушатели) занимались упражнениями по хатха-йоге и проходили сеансы гравитационной терапии. Оценка постуральной устойчивости проводилась с применением аппаратно-программного комплекса «ST-150» (ООО «Мера», г. Москва, Россия). Оценка уровня личностной и ситуативной тревожности проводилась по методике Спилбергера -Ханина. Для обработки результатов исследования использовался пакет прикладных программ Statistica 8.0 для Windows.
Результаты. К концу исследования в экспериментальной группе были выявлены достоверные изменения стабилометрических показателей, которые отражают улучшения как зрительной, так и проприоцептивной системы в поддержании тела в вертикальном положении. При этом в экспериментальной группе было отмечено снижение ситуативной и личностной тревожности.
Заключение. Методы гравитационной терапии и психофизической регуляции показали свою эффективность в улучшении статодинамической устойчивости и снижении уровня тревожности у лиц зрелого возраста.
Введение. Изучение психофизиологических механизмов социальных отношений имеет высокую научно-практическую значимость для разработки методов повышения эффективности образовательного процесса, производительности труда с обязательным условием сохранения психосоматического здоровья населения.
Цель данной работы - выявление взаимосвязи исходных индивидуально-типологических особенностей вариабельности сердечной деятельности испытуемых с последующей результативностью сенсомоторных тренингов в индивидуальном, соревновательном и кооперативном контекстах деятельности в диадах.
Материалы и методы. Обследования проведены на 130 мужчинах (18-28 лет). В качестве модели деятельности использован сенсомоторный тренинг «Столбики» программно-аппаратного комплекса «БОС-Кинезис» (ООО «Нейротех», Таганрог, РФ). Протокол обследований включал следующие этапы: 1) регистрация фоновой ЭКГ испытуемых в состоянии покоя и определение показателей вариабельности кардиоритма, отражающих регуляторные влияние различных отделов вегетативной и центральной нервной системы на сердечную деятельность; 2) индивидуальные тренинги; 3) тренинг в соревновательном контексте в диадах; 4) два кооперативных тренинга в диадах - с предъявлением обратной связи от вклада участников и без нее.
Результаты. По наиболее информативным показателям исходной вариабельности кардиоритма все испытуемые разделились на три кластера с разными типами регуляции сердечной деятельности: нормотоническим и с преобладанием влияний симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Выявлено, что у испытуемых с преобладанием симпатических регуляторных влияний происходило выраженное снижение кооперативной результативности. В отличие от них, участники с преобладанием парасимпатических влияний на сердечную деятельность достигали более высоких результатов при сотрудничестве. Корреляционные взаимосвязи результативности с исходными показателями вариабельности кардиоритма испытуемых свидетельствуют о том, что предикторами результативности кооперативной деятельности являются характеристики, отражающие большую активность надсегментарных и парасимпатического звеньев регуляции сердечной деятельности, а соревновательной результативности - показатели более высокой активности симпатической нервной системы.
Заключение. Результативность выполнения сенсомоторных заданий в совместных контекстах деятельности зависит от исходного типа вегетативной регуляции сердечной деятельности испытуемых.
Обоснование. Актуальность исследования возможных предпосылок к формированию деструктивных форм поведения обучающихся, связанных с провокацией буллинга в школьной среде, уже на этапе начального общего образования определяется базовыми требованиями к обеспечению прав и свобод личности ребенка, к формированию психологической безопасности среды образовательной организации.
Цель: изучение особенностей проявления буллинга как формы деструктивных отношений в сообществах младших школьников.
Материалы и методы. Для реализации замысла исследования была осуществлена диагностика обучающихся 18 классных коллективов начальной школы г. Ярославля и Ярославской области, общее количество респондентов 3-4-х классов составило более 400 человек. Основным диагностическим инструментом стала методика Е. Г. Норкиной на выявление буллинг-структуры, позволяющая фиксировать наличие фактов проявления агрессии со стороны сверстников и педагогов, а также роли и позиции, занимаемые опрашиваемыми в ситуации травли в классе. Данные анализировались с учетом пола ребенка и уровня его академической успеваемости, соотносились с экспертной педагогической оценкой классных руководителей.
Результаты. Обнаружено, что предпосылки к проявлению агрессии и буллинга в классных коллективах складываются уже на этапе обучения в начальной школе, что в отношениях младших школьников просматриваются все роли, характерные для буллинг-системы, и дифференцируются определенные буллинг-стратегии в поведении детей. Существует специфичность проявления буллинг-ролей в зависимости от пола ребенка и уровня его успеваемости.
Заключение. Наличие предпосылок к развитию деструктивных форм взаимодействия может быть признано реальным риском современной ситуации начальной школы. Классные коллективы младших школьников на этапе окончания начального образования характеризуются наличием полной буллинг-структуры, согласующейся с классическими представлениями о ролевой модели, характерной для ситуации травли.
Результаты исследования открывают перспективы коррекционно-развивающей работы по повышению психологической безопасности образовательной среды через организацию специфичной профилактической работы с классными коллективами.
Обоснование. К группе одних из самых распространенных заболеваний в мире относится сахарный диабет. Динамика распространенности сахарного диабета растет с каждым годом, кроме того, большинство статистических данных отмечают ранний возраст возникновения болезни. Несомненно, заболевание оказывает влияние на многие факторы в развитии личности, однако в поле нашего зрения попадает проблема взаимосвязи отношения родителей к заболеванию ребенка с отношениями в семье. Указанные факторы играют ключевую роль в формировании личности, собственного отношения ребенка к своему заболеванию, эмоционального состояния и адаптационных возможностей.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи отношения родителя к болезни ребенка сахарным диабетом и отношениях в семьях.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 72 респондента (2 отца, 70 матерей). Все респонденты отметили наличие 1-го типа сахарного диабета у детей. Большинство родителей (66,6 %) после постановки диагноза ребенку не обращались за психологической помощью; у остальных были обращения за психологической помощью. Исследование проводилось при помощи специализированных чатов для родителей, воспитывающих детей с сахарным диабетом, и в чатах для взрослых людей, у которых в анамнезе имеется заболевание сахарным диабетом. Использовались следующие психодиагностические методики: «Диагностика отношения к болезни ребенка» (В. Е. Каган, И. П. Журавлева), «Опросник эмоциональных отношений в семье» (ОДРЭВ) (Е. И. Захарова), «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Результаты. Наибольшее количество корреляционных связей имеет выраженная тревога родителя как показателя отношения к заболеванию ребенка со следующими переменными семейных взаимоотношений: гиперпротекцией, недостатком требований или обязательств, неустойчивостью стиля воспитания, фобией утраты, вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтением женских качеств, воспитательной неуверенностью родителя, отношением к себе как к родителю и чувством, возникающим во взаимодействии с ребенком.
Заключение. Выявленная структура доказывает связь эмоционального компонента отношения родителя к заболеванию своего ребенка (положительного или отрицательного) и внутрисемейных отношений. Полученные данные будут особенно полезны для работы клинических психологов, оказывающих психологическую помощь и сопровождение в условиях амбулаторного приема или стационара при отделении эндокринологии, врачам-эндокринологам, врачам-диабетологам.
Обоснование. Депрессия и тревожные расстройства - распространенные психические заболевания, требующие поиска новых, немедикаментозных методов лечения. Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) - неинвазивный метод, показывающий многообещающие результаты в терапии данных расстройств.
Цель: оценить эффективность ТМС дорсолатеральной префронтальной коры (ДЛПК) в снижении симптомов тревоги и депрессии у пациентов отделения медицинской реабилитации.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 20 пациентов Сибирского клинического центра ФМБА России, отделения медицинской реабилитации № 1, в возрасте от 50 до 80 лет, разделенные на контрольную (n = 10) и экспериментальную (n = 10) группы. Уровень тревоги и депрессии оценивался с помощью шкал Бека до и после вмешательства. Пациенты экспериментальной группы получали 10 ежедневных сеансов ТМС левой ДЛПК (10 Гц, 120 % от моторного порога, 3000 импульсов).
Результаты. В экспериментальной группе наблюдалось статистически значимое снижение показателей тревоги и депрессии после курса ТМС по сравнению с контрольной группой.
Заключение. ТМС ДЛПК - перспективный метод лечения тревожно-депрессивных расстройств. Необходимы дальнейшие исследования с большими выборками для оптимизации протоколов лечения и изучения долгосрочных эффектов.
Обоснование. Современная студенческая молодежь представляет собой особую категорию населения, являющуюся потенциалом для решения демографических проблем общества, актуальным является изучение смысложизненных ориентаций, семейных ценностей и отношения к родительству.
Цель: выявить психологические детерминанты материнства и смысложизненные ориентации у студенток младших и старших курсов обучения. Материалы и методы. Обследованы 150 студенток репродуктивного возраста (от 18 до 25 лет), обучающихся медицинского университета. Для исследования психологических детерминант материнства применялся «Опросник деторождения» (М. Н. Родштейн), для изучения смысложизненных ориентаций применялся «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев). Исследование было проведено анкетным опросом в очной форме. Математико-статистическая обработка данных была осуществлена с применением программы SPSS Statistics.
Результаты. Выявлено, что актуальные жизненные ориентации девушек-студенток направлены на реализацию образовательной деятельности и построение профессиональной траектории. Однако осознание важности создания семьи и психологическая готовность к осуществлению роли матери в будущем остается нереализованной и может стать проблемой в построении гармоничных взаимоотношений с противоположным полом. Учитывая полученные данные, необходимо формировать ценностное отношение к созданию семьи, материнству и адекватной оценке способности к осуществлению роли матери у девушек.
Заключение. Выявленный относительно низкий уровень готовности к семейной жизни и осуществления родительской роли свидетельствует о необходимости создания системы психологической подготовки студенток к созданию семьи и материнству.
В обзоре представлены результаты метаанализов и систематических литературных обзоров по развитию паллиативной помощи, вопросам кадровой подготовки специалистов паллиативной помощи, в том числе развитию различных психологических компетенций.
Цель: провести анализ теоретических и практических аспектов психологической подготовки специалистов, оказывающих паллиативную медицинскую помощь (ПМП).
Материалы и методы. Проведен анализ 155 источников (в т. ч. 100 зарубежных авторов) за период 2014-2024 гг. Для данного литературного обзора отобраны 45 источников, пять диссертаций и три монографии. Подбор и анализ источников проведены на базе библиотек eLibrary и PubMed.
Результаты. В результате изучения теоретических и практических аспектов психологической подготовки сотрудников ПМП проанализирована мультипарадигмальная модель сочетания личностных качеств специалистов, их профессиональных навыков, коммуникативных способностей. Подчеркнута актуальность изучения способов их развития путем комплексного аналитико-синтетического подхода в рамках различных психологических концепций. В ходе анализа литературных данных выявлен определенный дисбаланс подготовки сотрудников ПМП в части повышенного внимания к развитию эмпатии, сострадания, коммуникативных навыков у врачей, медицинских сестер и отсутствия масштабных исследований развития данных навыков у младшего медицинского персонала хосписов, отделений паллиативной помощи и отделений сестринского ухода.
Заключение. Резюмируя проведенный анализ российской и зарубежной литературы, можно сделать вывод о тенденции к разработке унифицированных методик по повышению психологических компетенций сотрудников ПМП, при этом наблюдается недостаточное внимание к различным индивидуально-типологическим характеристикам сотрудников ПМП. Они оказывают значительное влияние на внутреннюю готовность медработников к оказанию психологической поддержки паллиативным пациентам и их родственникам. В России при приеме на работу сотрудников ПМП не проводится ни психологического тестирования, ни психологических консультаций со специалистами. Требуются дополнительные многомерные модели исследований профессионально важных психологических компетенций сотрудников ПМП.
Обоснование. Отличительной чертой современной действительности является нарастание неопределенности и неоднозначности, что обусловлено быстрым темпом изменений, нестабильностью и возникновением глобальных угроз будущему человечества. Личностная зрелость представляет собой совокупность характеристик, которые формируются на различных этапах развития личности и обеспечивают её успешное функционирование в период взрослости.
Цель исследования: выявить особенности личностного выбора, толерантности к неопределенности и отношения к глобальным рискам как предикторов личностной зрелости у студентов.
Материалы и методы. Обследовано 92 студента, дифференцированных по уровню личностной зрелости на две группы: с уровнем личностной зрелости ниже (n = 50) и выше среднего значения (n = 42). Методики исследования: «Тест-опросник личностной зрелости» Ю. З. Гильбуха, «Типология личностного выбора жизненного пути» В. Г. Грязевой-Добшинской, А. С. Мальцевой, «Шкала общей толерантности к неопределенности» Д. МакЛейна, адаптация Е. Н. Осина, «Отношение к глобальным рискам» Т. А. Нестика.
Результаты. Выявлены значимые различия в двух группах студентов по отношению к глобальным рискам и толерантности к неопределенности. Для личностно незрелых студентов характерно игнорирование глобальных угроз, а в случае реальной катастрофы они склонны рассматривать возможность выживания за счет других или ожидать наступление апокалипсиса. У личностно зрелых студентов более сформирован поведенческий компонент, заключающийся в готовности действовать, защищать себя и близких в случае глобальных угроз, а также такие студенты больше принимают неопределенность в своей жизни, используют ее как ресурс. С помощью дискриминантного анализа разработана модель дифференциации студентов, позволяющая в дальнейшем прогнозировать уровень личностной зрелости и классифицировать респондентов на основании этого. Точность модели составила 73,9 %. Установлено, что все компоненты отношения к глобальным рискам, а также показатели личностного выбора жизненного пути являются предикторами личностной зрелости и могут использоваться как основания для дифференциации студентов по уровню личностной зрелости.
Обоснование. Повышенные требования к современному подростку предъявляются также и со стороны спортивной деятельности. В киберспорте - это определенное соотношение параметров психофизиологического статуса и навыков социального взаимодействия. Знание особенностей в реализации механизмов ассертивности позволит минимизировать или исключить вероятность негативного игрового и в целом социального опыта юных спортсменов.
Цель исследования: выявить особенности проявления эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения у юных киберспортсменов с различным уровнем ассертивности.
Материалы и методы. Проведена психодиагностика 57 школьников (12,2 ± 1,1 года; стаж занятий киберспортом 2,2 ± 0,8 года). Для оценки личностной и эмоциональной сфер киберспортсменов использованы: тест ассертивности В. П. Шейнова, личностный опросник Айзенка в адаптации А. Г. Шмелёва, тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина - ЭмИн, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина. На основании результатов теста на ассертивность подростки были разделены на три группы: условно «агрессивные», «ассертивные» и «неуверенные». Анализ полученных данных проводился с использованием пакета IBM SPSS Statistica v. 23. Определялись критерии Шапиро - Уилка, Краскелла - Уоллиса, Манна - Уитни. Взаимосвязь исследуемых параметров в сравниваемых группах киберспортсменов оценивали, применяя корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты. Независимо от уровня ассертивности юные киберспортсмены демонстрируют высокие значения по шкалам «Бескомпромиссность» и «Позитивная агрессивность». При межгрупповом сравнении значимые различия получены по шкалам «Обидчивость», «Неуступчивость», «Подозрительность», «Нейротизм», «Моделирование», «Оценивание результатов» и по всем параметрам эмоционального интеллекта. Описаны механизмы реализации ассертивности в сравниваемых группах киберспортсменов. Межличностный эмоциональный интеллект не имеет взаимосвязи с ассертивностью ни в одной из групп сравнения. В группе юных спортсменов с «агрессивным» и ассертивным поведением эмоциональный интеллект реализуется через моделирование; у лиц, составляющих группу «неуверенных», - через планирование.
Заключение. Программа начальной подготовки киберспортсменов должна включать позитивные психологические интервенции, способствующие воспитанию «позитивной агрессивности», повышению уровня саморегуляции поведения и эмоционального интеллекта, направленных в целом на реализацию ассертивности.
Издательство
- Издательство
- ЮУрГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454080, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, д. 76
- Юр. адрес
- 454080, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, д. 76
- ФИО
- Александр Рудольфович Вагнер (Ректор)
- E-mail адрес
- admin@susu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 2635882
- Сайт
- https://www.susu.ru