В обзоре представлены результаты метаанализов и систематических литературных обзоров по развитию паллиативной помощи, вопросам кадровой подготовки специалистов паллиативной помощи, в том числе развитию различных психологических компетенций.
Цель: провести анализ теоретических и практических аспектов психологической подготовки специалистов, оказывающих паллиативную медицинскую помощь (ПМП).
Материалы и методы. Проведен анализ 155 источников (в т. ч. 100 зарубежных авторов) за период 2014-2024 гг. Для данного литературного обзора отобраны 45 источников, пять диссертаций и три монографии. Подбор и анализ источников проведены на базе библиотек eLibrary и PubMed.
Результаты. В результате изучения теоретических и практических аспектов психологической подготовки сотрудников ПМП проанализирована мультипарадигмальная модель сочетания личностных качеств специалистов, их профессиональных навыков, коммуникативных способностей. Подчеркнута актуальность изучения способов их развития путем комплексного аналитико-синтетического подхода в рамках различных психологических концепций. В ходе анализа литературных данных выявлен определенный дисбаланс подготовки сотрудников ПМП в части повышенного внимания к развитию эмпатии, сострадания, коммуникативных навыков у врачей, медицинских сестер и отсутствия масштабных исследований развития данных навыков у младшего медицинского персонала хосписов, отделений паллиативной помощи и отделений сестринского ухода.
Заключение. Резюмируя проведенный анализ российской и зарубежной литературы, можно сделать вывод о тенденции к разработке унифицированных методик по повышению психологических компетенций сотрудников ПМП, при этом наблюдается недостаточное внимание к различным индивидуально-типологическим характеристикам сотрудников ПМП. Они оказывают значительное влияние на внутреннюю готовность медработников к оказанию психологической поддержки паллиативным пациентам и их родственникам. В России при приеме на работу сотрудников ПМП не проводится ни психологического тестирования, ни психологических консультаций со специалистами. Требуются дополнительные многомерные модели исследований профессионально важных психологических компетенций сотрудников ПМП.
Идентификаторы и классификаторы
Проблема развития профессионально важных психологических компетенций специалистов помогающих профессий, и в частности, сотрудников паллиативной медицинской помощи (ПМП), затрагивает мультипарадигмальную модель сочетания личностных качеств специалистов, их профессиональных навыков, коммуникативных способностей. Изучение способов их развития требует комплексного аналитико-синтетического подхода в рамках различных психологических концепций. Попытки стандартизировать психологическое обучение сотрудников ПМП находятся в дисбалансе в части повышенного внимания к развитию эмпатии, сострадания, коммуникативных навыков у врачей, медицинских сестер и отсутствия масштабных исследований развития данных навыков у младшего медицинского персонала хосписов,
Список литературы
1. Паллиативная помощь: история, состояние сегодня, перспективы / В.О. Щепин, Е.А. Тельнова, О.Б. Карпова, Т.Н. Проклова // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2018. № 2. С. 98-110. EDN: XUWAUH
2. История развития паллиативной медицинской помощи в Российской Федерации / Г.А. Новиков, Е.С. Введенская, М.А. Вайсман, С.В. Рудой // Паллиативная медицина и реабилитация. 2020. № 2. С. 49-55. EDN: AFKCQH
3. Иванов А. Избавляя от боли, облегчая страдания… Паллиативная медицинская помощь в России: вчера, сегодня, завтра // Медицинская газета. 2017. № 59. С. 12.
4. Невзорова Д.В., Устинова А.И., Вагайцева М.В. Потребность в психологической помощи в рамках оказания паллиативной медицинской помощи: взгляд медицинского работника // Pallium: паллиативная и хосписная помощь. 2023. № 4. С. 27-32. EDN: SGBCXL
5. Машарипова А.В., Нургалиева Н.К., Дербисалина Г.А. Актуальные проблемы и перспективы подготовки сестринских кадров для системы оказания паллиативной медицинской помощи // Профилактическая медицина. 2023. Т. 26(2). С. 24-30. DOI: 10.17116/profmed20232602124 EDN: RTYOSW
6. Икорский А.А. Особенности эмоционального выгорания у специалистов, работающих с умирающими больными // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 102-121. DOI: 10.15382/sturIV201536.102-121 EDN: TKTYRZ
7. Риск выгорания медицинской сестры в паллиативной медицине / Г.Л. Микиртичан, В.А. Чулкова, Е.В. Пестерева и др. // Медицина и организация здравоохранения. 2019. Т. 4, № 2. С. 37-44. EDN: ZKCLYV
8. Машарипова А.В., Нургалиева Н.К., Дербисалина Г.А. Знания и навыки медицинских сестер при оказании паллиативной помощи пациентам на этапе ПМСП в зарубежных странах (обзор литературы) // Биология и интегративная медицина. 2021. № 6(53). С. 176-182. EDN: EJZTSI
9. Актуальные вопросы преподавания паллиативной медицинской помощи в системе дополнительного профессионального образования / Ж.М. Сизова, Д.В. Невзорова, А.В. Белобородова [и др.] // Анестезиология и реаниматология. 2016. Т. 61, № 4. С. 260-263. DOI: 10.18821/0201-7563-2016-4-260-263 EDN: WKNOXH
10. Колпина Л.В. Эйджизм и его последствия // Медицинская сестра. 2017. № 5. С. 37-39. EDN: ZBFIEL
11. Лазебник Л.Б., Конев Ю.В. Эйджизм в период COVID-19 // Клиническая геронтология. 2022. № 1-2. DOI: 10.26347/1607-2499202101-02005-009 EDN: YEQTBN
12. Калабина Е.Г., Газизова М.Р. Эйджизм: основные направления исследований в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 56. С. 97-108. DOI: 10.17223/19988648/56/7 EDN: VXWJTF
13. Колпина Л.В. Возрастная детерминация эйджизма социальных и медицинских работников // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12, № 1. С. 105-112. Age determination of ageism among social and health workers. Central Russian Journal of Social Sciences. DOI: 10.12737/24776 EDN: YFXAED
14. Сидорчук Т.А., Сидорчук М.А. Роль медицинского сообщества в профилактике эйджизма в период пандемии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 3А. С. 202-210. DOI: 10.34670/AR.2021.73.57.018 EDN: LDODLP
15. Научные исследования в области геронтологии и гериатрии в Десятилетие здорового старения (2021-2030) / А.Н. Ильницкий, Н.И. Белоусов, О.А. Осипова и др. // Врач. 2021. Т. 32(6). С. 5-8. DOI: 10.29296/25877305-2021-06-01 EDN: IBCNLE
16. Колпина Л.В. Эйджизм в обслуживании пожилых граждан учреждениями здравоохранения и социальной защиты: моногр. Ульяновск: Зебра, 2015. 128 с. EDN: ULKPWL
17. Arts-based palliative care training, education and staff development: A scoping review / B.M. Turton, S. Williams, C.R. Burton, L. Williams // Palliative Medicine. 2018 Vol. 32(2). P. 559-570. DOI: 10.1177/0269216317712189
18. Evaluation of a Palliative Care Program for Nursing Homes in 7 Countries: The PACE Cluster-Randomized Clinical Trial / L. Van den Block, E. Honinx, L. Pivodic et al. // JAMA Internal Medicine. 2020. Vol. 180(2). P. 233-242. DOI: 10.1001/jamainternmed.2019.5349 EDN: NMTWZW
19. Strategies to promote coping and resilience in oncology and palliative care nurses caring for adult patients with malignancy: a comprehensive systematic review / L. Gillman, J. Adams, R. Kovac et al. // Joanna Briggs Institute Database of Systematic Reviews and Implementation Reports. 2015. Vol. 13(5). P. 131-204. DOI: 10.11124/jbisrir-2015-1898
20. Curry C., Middleton H., Brown B. Palliative care training // Nurs Older People. 2009. Vol. 21(9). P. 18-23. DOI: 10.7748/nop2009.11.21.9.18.c7346
21. Training hospital staff on spiritual care in palliative care influences patient-reported outcomes: Results of a quasi-experimental study / J. van de Geer, M. Groot, R. Andela et al. // Palliative Medicine. 2017. Vol. 31(8). P. 743-753. DOI: 10.1177/0269216316676648
22. Nursing Staff Needs in Providing Palliative Care for Persons With Dementia at Home or in Nursing Homes: A Survey / S.R. Bolt, J.M.M. Meijers, J.T. van der Steen et al. // Journal of Nursing Scholarship. 2020. Vol. 52(2). P. 164-173. DOI: 10.1111/jnu.12542 EDN: VAYLLB
23. Nurses’ support needs in providing high-quality palliative care to persons with dementia in the hospital setting: A cross-sectional survey study / D.C.M. Huijten, S.R. Bolt, E. Meesterberends, J.M.M. Meijers // Journal of Nursing Scholarship. 2023. Vol. 55(2). P. 405-412. DOI: 10.1111/jnu.12828 EDN: TGDSOF
24. Palliative care for advanced dementia: Knowledge and attitudes of long-term care staff / I.H. Chen, K.Y. Lin, S.H. Hu et al. // Journal of Clinical Nursing. 2018. Vol. 27(3-4). P. 848-858. DOI: 10.1111/jocn.14132
25. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия. М.: Изд-во “Перо”, 2014. 185 с.
26. Слесаренко З.Р. Эмпатия как атрибутивное свойство культуры. Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2017. 130 с.
27. Duarte J., Pinto-Gouveia J. Empathy and feelings of guilt experienced by nurses: A cross-sectional study of their role in burnout and compassion fatigue symptoms // Applied Nursing Research. 2017. Vol. 35. P. 42-47. DOI: 10.1016/j.apnr.2017.02.006
28. Duarte J., Pinto-Gouveia J. The role of psychological factors in oncology nurses’ burnout and compassion fatigue symptoms // European Journal of Oncology Nursing. 2017. Vol. 28. P. 114-121. DOI: 10.1016/j.ejon.2017.04.002
29. Role of narrative medicine-based education in cultivating empathy in residents / J. Zhao, O. Xiantao, Q. Li et al. // BMC Medical Education. 2023. Vol. 23(1). P. 124. DOI: 10.1186/s12909-023-04096-5 EDN: TJUNSQ
30. Liao H.C., Wang Y.H. Storytelling in Medical Education: Narrative Medicine as a Resource for Interdisciplinary Collaboration // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(4). P. 1135. DOI: 10.3390/ijerph17041135 EDN: PSBJXA
31. Promoting empathy among medical students: A two-site randomized controlled study / C. Buffel du Vaure, C. Lemogne, L. Bunge et al. // Journal of Psychosomatic Research. 2017. Vol. 103. P. 102-107. DOI: 10.1016/j.jpsychores.2017.10.008
32. Balint groups and narrative medicine compared to a control condition in promoting students’ empathy / C. Lemonnier, S. Buffel du Vaur, N. Hertel et al. // BMC Medical Education. 2020. Vol. 20(1). P. 412. DOI: 10.1186/s12909-020-02316-w EDN: GHVERN
33. Trotter S.A. Do you need compassion to work in palliative medicine? // BMJ Supportive and Palliative Care. 2021. Vol. 11. P. 422-426. DOI: 10.1136/bmjspcare-2020-002535 EDN: JUIENG
34. Compassion Fatigue Among Palliative Care Clinicians: Findings on Personality Factors and Years of Service / S. O’Mahony, M. Ziadni, M. Hoerger et al. // American Journal of Hospice and Palliative Medicine. 2018. Vol. 35(2). P. 343-347. DOI: 10.1177/1049909117701695
35. Delaney M.C. Caring for the caregivers: Evaluation of the effect of an eight-week pilot mindful self-compassion (MSC) training program on nurses’ compassion fatigue and resilience // PLoS One. 2018. Vol. 13(11). Art. ID e0207261. DOI: 10.1371/journal.pone.0207261
36. Васильева С.Н., Рыльская Е.А. Психологический тренинг и нарративное интервью как средства развития жизнеспособности человека в пожилом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 4. ID 35PSMN423. URL: https://mir-nauki.com/PDF/35PSMN423.pdf. (дата обращения: 20.12.2023). EDN: JVWNVG
37. Васильева С.Н., Рыльская Е.А. Конструирование дефиниции концепта “жизнеспособность профессионала” // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2(107). С. 106-113. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10358 EDN: NPZEOT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Обоснование. Теория прогностического кодирования является моделью функционирования мозга, описывающей его как орган, непрерывно генерирующий гипотезы на основе прошлого опыта, сверяющий их с полученной информацией, корректирующий и оптимизирующий прогнозы. Теория является перспективной основой для объяснения многих психопатологических механизмов, однако экспериментальные подходы к изучению процессов прогностического кодирования недостаточно разработаны. В статье описывается авторская психофизиологическая методика, направленная на изучение особенностей процесса прогностического кодирования в условиях предъявления визуальных стимулов с вариативной вероятностью. Приведены сценарии стимуляции, регистрации, обработки и интерпретации полученных данных. Описан дизайн эксперимента, приведены предварительные результаты пилотного исследования.
Цель: разработать психофизиологическую методику для выявления особенностей процесса прогностического кодирования и апробировать ее на психически здоровых лицах и лицах с шизофренией.
Материалы и методы. Была разработана психофизиологическая методика, направленная на изучение особенностей процесса прогностического кодирования в условиях предъявления визуальных стимулов с вариативной вероятностью. Методика включает регистрацию электроэнцефалограммы и электроокулограммы в процессе выполнения саккадической задачи. Методика апробирована на психически здоровых лицах и лицах с диагнозом параноидная шизофрения (22 человека: 10 человек без психических заболеваний, 12 человек с диагнозом шизофрения). Психофизиологическими показателями для оценки процессов прогностического кодирования выбраны условное негативное отклонение и компонент вызванного потенциала Р300, отражающие этапы построения прогноза и детекции ошибки. Также анализировалась топография феноменов.
Результаты. Выявлено, что экспериментальное изменение вероятности влияет на исследуемые психофизиологические показатели (топография и амплитуда условной негативной волны, компонента вызванного потенциала Р300) у психически здоровых лиц, в отличие от лиц с шизофренией. Заключение. Полученные результаты подтверждают различия в процессах обработки информации у психически здоровых лиц и у лиц с шизофренией при различных условиях, предлагаемых в экспериментальной методике.
Высокий ритм жизни, условия труда, возрастные изменения, обусловленные отсутствием соблюдения здорового образа жизни, рост заболеваний, связанных с вестибулярной системой, заболевания опорно-двигательной системы (регионарный мышечный дисбаланс, сколиозы и т. д.) - все эти перечисленные аспекты так или иначе влияют на координационные способности (координация) человека.
Цель: изучение эффективности применения аппаратной аутогравитационной терапии позвоночника и психофизической регуляции на улучшение координационных способностей у лиц зрелого возраста.
Материалы и методы. Исследование проведено на 17 добровольцах среди слушателей программы профессиональной переподготовки на базе НИИ олимпийского спорта УралГУФК (г. Челябинск). Добровольцы (слушатели) занимались упражнениями по хатха-йоге и проходили сеансы гравитационной терапии. Оценка постуральной устойчивости проводилась с применением аппаратно-программного комплекса «ST-150» (ООО «Мера», г. Москва, Россия). Оценка уровня личностной и ситуативной тревожности проводилась по методике Спилбергера -Ханина. Для обработки результатов исследования использовался пакет прикладных программ Statistica 8.0 для Windows.
Результаты. К концу исследования в экспериментальной группе были выявлены достоверные изменения стабилометрических показателей, которые отражают улучшения как зрительной, так и проприоцептивной системы в поддержании тела в вертикальном положении. При этом в экспериментальной группе было отмечено снижение ситуативной и личностной тревожности.
Заключение. Методы гравитационной терапии и психофизической регуляции показали свою эффективность в улучшении статодинамической устойчивости и снижении уровня тревожности у лиц зрелого возраста.
Введение. Изучение психофизиологических механизмов социальных отношений имеет высокую научно-практическую значимость для разработки методов повышения эффективности образовательного процесса, производительности труда с обязательным условием сохранения психосоматического здоровья населения.
Цель данной работы - выявление взаимосвязи исходных индивидуально-типологических особенностей вариабельности сердечной деятельности испытуемых с последующей результативностью сенсомоторных тренингов в индивидуальном, соревновательном и кооперативном контекстах деятельности в диадах.
Материалы и методы. Обследования проведены на 130 мужчинах (18-28 лет). В качестве модели деятельности использован сенсомоторный тренинг «Столбики» программно-аппаратного комплекса «БОС-Кинезис» (ООО «Нейротех», Таганрог, РФ). Протокол обследований включал следующие этапы: 1) регистрация фоновой ЭКГ испытуемых в состоянии покоя и определение показателей вариабельности кардиоритма, отражающих регуляторные влияние различных отделов вегетативной и центральной нервной системы на сердечную деятельность; 2) индивидуальные тренинги; 3) тренинг в соревновательном контексте в диадах; 4) два кооперативных тренинга в диадах - с предъявлением обратной связи от вклада участников и без нее.
Результаты. По наиболее информативным показателям исходной вариабельности кардиоритма все испытуемые разделились на три кластера с разными типами регуляции сердечной деятельности: нормотоническим и с преобладанием влияний симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Выявлено, что у испытуемых с преобладанием симпатических регуляторных влияний происходило выраженное снижение кооперативной результативности. В отличие от них, участники с преобладанием парасимпатических влияний на сердечную деятельность достигали более высоких результатов при сотрудничестве. Корреляционные взаимосвязи результативности с исходными показателями вариабельности кардиоритма испытуемых свидетельствуют о том, что предикторами результативности кооперативной деятельности являются характеристики, отражающие большую активность надсегментарных и парасимпатического звеньев регуляции сердечной деятельности, а соревновательной результативности - показатели более высокой активности симпатической нервной системы.
Заключение. Результативность выполнения сенсомоторных заданий в совместных контекстах деятельности зависит от исходного типа вегетативной регуляции сердечной деятельности испытуемых.
Обоснование. Актуальность исследования возможных предпосылок к формированию деструктивных форм поведения обучающихся, связанных с провокацией буллинга в школьной среде, уже на этапе начального общего образования определяется базовыми требованиями к обеспечению прав и свобод личности ребенка, к формированию психологической безопасности среды образовательной организации.
Цель: изучение особенностей проявления буллинга как формы деструктивных отношений в сообществах младших школьников.
Материалы и методы. Для реализации замысла исследования была осуществлена диагностика обучающихся 18 классных коллективов начальной школы г. Ярославля и Ярославской области, общее количество респондентов 3-4-х классов составило более 400 человек. Основным диагностическим инструментом стала методика Е. Г. Норкиной на выявление буллинг-структуры, позволяющая фиксировать наличие фактов проявления агрессии со стороны сверстников и педагогов, а также роли и позиции, занимаемые опрашиваемыми в ситуации травли в классе. Данные анализировались с учетом пола ребенка и уровня его академической успеваемости, соотносились с экспертной педагогической оценкой классных руководителей.
Результаты. Обнаружено, что предпосылки к проявлению агрессии и буллинга в классных коллективах складываются уже на этапе обучения в начальной школе, что в отношениях младших школьников просматриваются все роли, характерные для буллинг-системы, и дифференцируются определенные буллинг-стратегии в поведении детей. Существует специфичность проявления буллинг-ролей в зависимости от пола ребенка и уровня его успеваемости.
Заключение. Наличие предпосылок к развитию деструктивных форм взаимодействия может быть признано реальным риском современной ситуации начальной школы. Классные коллективы младших школьников на этапе окончания начального образования характеризуются наличием полной буллинг-структуры, согласующейся с классическими представлениями о ролевой модели, характерной для ситуации травли.
Результаты исследования открывают перспективы коррекционно-развивающей работы по повышению психологической безопасности образовательной среды через организацию специфичной профилактической работы с классными коллективами.
Обоснование. К группе одних из самых распространенных заболеваний в мире относится сахарный диабет. Динамика распространенности сахарного диабета растет с каждым годом, кроме того, большинство статистических данных отмечают ранний возраст возникновения болезни. Несомненно, заболевание оказывает влияние на многие факторы в развитии личности, однако в поле нашего зрения попадает проблема взаимосвязи отношения родителей к заболеванию ребенка с отношениями в семье. Указанные факторы играют ключевую роль в формировании личности, собственного отношения ребенка к своему заболеванию, эмоционального состояния и адаптационных возможностей.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи отношения родителя к болезни ребенка сахарным диабетом и отношениях в семьях.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 72 респондента (2 отца, 70 матерей). Все респонденты отметили наличие 1-го типа сахарного диабета у детей. Большинство родителей (66,6 %) после постановки диагноза ребенку не обращались за психологической помощью; у остальных были обращения за психологической помощью. Исследование проводилось при помощи специализированных чатов для родителей, воспитывающих детей с сахарным диабетом, и в чатах для взрослых людей, у которых в анамнезе имеется заболевание сахарным диабетом. Использовались следующие психодиагностические методики: «Диагностика отношения к болезни ребенка» (В. Е. Каган, И. П. Журавлева), «Опросник эмоциональных отношений в семье» (ОДРЭВ) (Е. И. Захарова), «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Результаты. Наибольшее количество корреляционных связей имеет выраженная тревога родителя как показателя отношения к заболеванию ребенка со следующими переменными семейных взаимоотношений: гиперпротекцией, недостатком требований или обязательств, неустойчивостью стиля воспитания, фобией утраты, вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтением женских качеств, воспитательной неуверенностью родителя, отношением к себе как к родителю и чувством, возникающим во взаимодействии с ребенком.
Заключение. Выявленная структура доказывает связь эмоционального компонента отношения родителя к заболеванию своего ребенка (положительного или отрицательного) и внутрисемейных отношений. Полученные данные будут особенно полезны для работы клинических психологов, оказывающих психологическую помощь и сопровождение в условиях амбулаторного приема или стационара при отделении эндокринологии, врачам-эндокринологам, врачам-диабетологам.
Обоснование. Депрессия и тревожные расстройства - распространенные психические заболевания, требующие поиска новых, немедикаментозных методов лечения. Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) - неинвазивный метод, показывающий многообещающие результаты в терапии данных расстройств.
Цель: оценить эффективность ТМС дорсолатеральной префронтальной коры (ДЛПК) в снижении симптомов тревоги и депрессии у пациентов отделения медицинской реабилитации.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 20 пациентов Сибирского клинического центра ФМБА России, отделения медицинской реабилитации № 1, в возрасте от 50 до 80 лет, разделенные на контрольную (n = 10) и экспериментальную (n = 10) группы. Уровень тревоги и депрессии оценивался с помощью шкал Бека до и после вмешательства. Пациенты экспериментальной группы получали 10 ежедневных сеансов ТМС левой ДЛПК (10 Гц, 120 % от моторного порога, 3000 импульсов).
Результаты. В экспериментальной группе наблюдалось статистически значимое снижение показателей тревоги и депрессии после курса ТМС по сравнению с контрольной группой.
Заключение. ТМС ДЛПК - перспективный метод лечения тревожно-депрессивных расстройств. Необходимы дальнейшие исследования с большими выборками для оптимизации протоколов лечения и изучения долгосрочных эффектов.
Обоснование. Современная студенческая молодежь представляет собой особую категорию населения, являющуюся потенциалом для решения демографических проблем общества, актуальным является изучение смысложизненных ориентаций, семейных ценностей и отношения к родительству.
Цель: выявить психологические детерминанты материнства и смысложизненные ориентации у студенток младших и старших курсов обучения. Материалы и методы. Обследованы 150 студенток репродуктивного возраста (от 18 до 25 лет), обучающихся медицинского университета. Для исследования психологических детерминант материнства применялся «Опросник деторождения» (М. Н. Родштейн), для изучения смысложизненных ориентаций применялся «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев). Исследование было проведено анкетным опросом в очной форме. Математико-статистическая обработка данных была осуществлена с применением программы SPSS Statistics.
Результаты. Выявлено, что актуальные жизненные ориентации девушек-студенток направлены на реализацию образовательной деятельности и построение профессиональной траектории. Однако осознание важности создания семьи и психологическая готовность к осуществлению роли матери в будущем остается нереализованной и может стать проблемой в построении гармоничных взаимоотношений с противоположным полом. Учитывая полученные данные, необходимо формировать ценностное отношение к созданию семьи, материнству и адекватной оценке способности к осуществлению роли матери у девушек.
Заключение. Выявленный относительно низкий уровень готовности к семейной жизни и осуществления родительской роли свидетельствует о необходимости создания системы психологической подготовки студенток к созданию семьи и материнству.
Обоснование. Отличительной чертой современной действительности является нарастание неопределенности и неоднозначности, что обусловлено быстрым темпом изменений, нестабильностью и возникновением глобальных угроз будущему человечества. Личностная зрелость представляет собой совокупность характеристик, которые формируются на различных этапах развития личности и обеспечивают её успешное функционирование в период взрослости.
Цель исследования: выявить особенности личностного выбора, толерантности к неопределенности и отношения к глобальным рискам как предикторов личностной зрелости у студентов.
Материалы и методы. Обследовано 92 студента, дифференцированных по уровню личностной зрелости на две группы: с уровнем личностной зрелости ниже (n = 50) и выше среднего значения (n = 42). Методики исследования: «Тест-опросник личностной зрелости» Ю. З. Гильбуха, «Типология личностного выбора жизненного пути» В. Г. Грязевой-Добшинской, А. С. Мальцевой, «Шкала общей толерантности к неопределенности» Д. МакЛейна, адаптация Е. Н. Осина, «Отношение к глобальным рискам» Т. А. Нестика.
Результаты. Выявлены значимые различия в двух группах студентов по отношению к глобальным рискам и толерантности к неопределенности. Для личностно незрелых студентов характерно игнорирование глобальных угроз, а в случае реальной катастрофы они склонны рассматривать возможность выживания за счет других или ожидать наступление апокалипсиса. У личностно зрелых студентов более сформирован поведенческий компонент, заключающийся в готовности действовать, защищать себя и близких в случае глобальных угроз, а также такие студенты больше принимают неопределенность в своей жизни, используют ее как ресурс. С помощью дискриминантного анализа разработана модель дифференциации студентов, позволяющая в дальнейшем прогнозировать уровень личностной зрелости и классифицировать респондентов на основании этого. Точность модели составила 73,9 %. Установлено, что все компоненты отношения к глобальным рискам, а также показатели личностного выбора жизненного пути являются предикторами личностной зрелости и могут использоваться как основания для дифференциации студентов по уровню личностной зрелости.
Обоснование. Повышенные требования к современному подростку предъявляются также и со стороны спортивной деятельности. В киберспорте - это определенное соотношение параметров психофизиологического статуса и навыков социального взаимодействия. Знание особенностей в реализации механизмов ассертивности позволит минимизировать или исключить вероятность негативного игрового и в целом социального опыта юных спортсменов.
Цель исследования: выявить особенности проявления эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения у юных киберспортсменов с различным уровнем ассертивности.
Материалы и методы. Проведена психодиагностика 57 школьников (12,2 ± 1,1 года; стаж занятий киберспортом 2,2 ± 0,8 года). Для оценки личностной и эмоциональной сфер киберспортсменов использованы: тест ассертивности В. П. Шейнова, личностный опросник Айзенка в адаптации А. Г. Шмелёва, тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина - ЭмИн, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина. На основании результатов теста на ассертивность подростки были разделены на три группы: условно «агрессивные», «ассертивные» и «неуверенные». Анализ полученных данных проводился с использованием пакета IBM SPSS Statistica v. 23. Определялись критерии Шапиро - Уилка, Краскелла - Уоллиса, Манна - Уитни. Взаимосвязь исследуемых параметров в сравниваемых группах киберспортсменов оценивали, применяя корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты. Независимо от уровня ассертивности юные киберспортсмены демонстрируют высокие значения по шкалам «Бескомпромиссность» и «Позитивная агрессивность». При межгрупповом сравнении значимые различия получены по шкалам «Обидчивость», «Неуступчивость», «Подозрительность», «Нейротизм», «Моделирование», «Оценивание результатов» и по всем параметрам эмоционального интеллекта. Описаны механизмы реализации ассертивности в сравниваемых группах киберспортсменов. Межличностный эмоциональный интеллект не имеет взаимосвязи с ассертивностью ни в одной из групп сравнения. В группе юных спортсменов с «агрессивным» и ассертивным поведением эмоциональный интеллект реализуется через моделирование; у лиц, составляющих группу «неуверенных», - через планирование.
Заключение. Программа начальной подготовки киберспортсменов должна включать позитивные психологические интервенции, способствующие воспитанию «позитивной агрессивности», повышению уровня саморегуляции поведения и эмоционального интеллекта, направленных в целом на реализацию ассертивности.
Издательство
- Издательство
- ЮУрГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454080, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, д. 76
- Юр. адрес
- 454080, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, д. 76
- ФИО
- Александр Рудольфович Вагнер (Ректор)
- E-mail адрес
- admin@susu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 2635882
- Сайт
- https://www.susu.ru