ISSN 2686-7281 · EISSN 2686-729X
Язык: ru

Статья: ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР, ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ГЛОБАЛЬНЫМ РИСКАМ КАК ПРЕДИКТОРЫ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ (2024)

Читать онлайн

Обоснование. Отличительной чертой современной действительности является нарастание неопределенности и неоднозначности, что обусловлено быстрым темпом изменений, нестабильностью и возникновением глобальных угроз будущему человечества. Личностная зрелость представляет собой совокупность характеристик, которые формируются на различных этапах развития личности и обеспечивают её успешное функционирование в период взрослости.

Цель исследования: выявить особенности личностного выбора, толерантности к неопределенности и отношения к глобальным рискам как предикторов личностной зрелости у студентов.

Материалы и методы. Обследовано 92 студента, дифференцированных по уровню личностной зрелости на две группы: с уровнем личностной зрелости ниже (n = 50) и выше среднего значения (n = 42). Методики исследования: «Тест-опросник личностной зрелости» Ю. З. Гильбуха, «Типология личностного выбора жизненного пути» В. Г. Грязевой-Добшинской, А. С. Мальцевой, «Шкала общей толерантности к неопределенности» Д. МакЛейна, адаптация Е. Н. Осина, «Отношение к глобальным рискам» Т. А. Нестика.

Результаты. Выявлены значимые различия в двух группах студентов по отношению к глобальным рискам и толерантности к неопределенности. Для личностно незрелых студентов характерно игнорирование глобальных угроз, а в случае реальной катастрофы они склонны рассматривать возможность выживания за счет других или ожидать наступление апокалипсиса. У личностно зрелых студентов более сформирован поведенческий компонент, заключающийся в готовности действовать, защищать себя и близких в случае глобальных угроз, а также такие студенты больше принимают неопределенность в своей жизни, используют ее как ресурс. С помощью дискриминантного анализа разработана модель дифференциации студентов, позволяющая в дальнейшем прогнозировать уровень личностной зрелости и классифицировать респондентов на основании этого. Точность модели составила 73,9 %. Установлено, что все компоненты отношения к глобальным рискам, а также показатели личностного выбора жизненного пути являются предикторами личностной зрелости и могут использоваться как основания для дифференциации студентов по уровню личностной зрелости.

Ключевые фразы: личностная зрелость, личностный выбор, толерантность неопределенности, отношение к глобальным рискам, модель классификации, предикторы личностной зрелости
Автор (ы): Горских Анастасия Григорьевна
Соавтор (ы): Дмитриева Юлия Александровна
Журнал: ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9.07. Психологические исследования
Для цитирования:
ГОРСКИХ А. Г., ДМИТРИЕВА Ю. А. ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР, ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ГЛОБАЛЬНЫМ РИСКАМ КАК ПРЕДИКТОРЫ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ // ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. 2024. Т. 17 № 3
Текстовый фрагмент статьи