Обоснование. Повышенные требования к современному подростку предъявляются также и со стороны спортивной деятельности. В киберспорте - это определенное соотношение параметров психофизиологического статуса и навыков социального взаимодействия. Знание особенностей в реализации механизмов ассертивности позволит минимизировать или исключить вероятность негативного игрового и в целом социального опыта юных спортсменов.
Цель исследования: выявить особенности проявления эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения у юных киберспортсменов с различным уровнем ассертивности.
Материалы и методы. Проведена психодиагностика 57 школьников (12,2 ± 1,1 года; стаж занятий киберспортом 2,2 ± 0,8 года). Для оценки личностной и эмоциональной сфер киберспортсменов использованы: тест ассертивности В. П. Шейнова, личностный опросник Айзенка в адаптации А. Г. Шмелёва, тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина - ЭмИн, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина. На основании результатов теста на ассертивность подростки были разделены на три группы: условно «агрессивные», «ассертивные» и «неуверенные». Анализ полученных данных проводился с использованием пакета IBM SPSS Statistica v. 23. Определялись критерии Шапиро - Уилка, Краскелла - Уоллиса, Манна - Уитни. Взаимосвязь исследуемых параметров в сравниваемых группах киберспортсменов оценивали, применяя корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты. Независимо от уровня ассертивности юные киберспортсмены демонстрируют высокие значения по шкалам «Бескомпромиссность» и «Позитивная агрессивность». При межгрупповом сравнении значимые различия получены по шкалам «Обидчивость», «Неуступчивость», «Подозрительность», «Нейротизм», «Моделирование», «Оценивание результатов» и по всем параметрам эмоционального интеллекта. Описаны механизмы реализации ассертивности в сравниваемых группах киберспортсменов. Межличностный эмоциональный интеллект не имеет взаимосвязи с ассертивностью ни в одной из групп сравнения. В группе юных спортсменов с «агрессивным» и ассертивным поведением эмоциональный интеллект реализуется через моделирование; у лиц, составляющих группу «неуверенных», - через планирование.
Заключение. Программа начальной подготовки киберспортсменов должна включать позитивные психологические интервенции, способствующие воспитанию «позитивной агрессивности», повышению уровня саморегуляции поведения и эмоционального интеллекта, направленных в целом на реализацию ассертивности.
Идентификаторы и классификаторы
Современная киберспортивная индустрия, как и любая другая мегаструктура, создает вокруг себя специфическую экосистему, которая определяет социально-экономический климат, правила и тренды функционирования, актуальность и востребованность основного продукта, стратегию и содержание подготовки кадров и, конечно, направления научноисследовательского сопровождения. Вершиной развития киберспортивной индустрии можно считать признание и объявление МОК об организации и проведении Олимпийских киберспортивных игр в следующем году в Саудовской Аравии1. Задача убедить общество в аналогичных эффектах спортивносоревновательной деятельности традиционных видов и компьютерного спорта перестала быть актуальной [1–3].
Список литературы
1. What is esports? A systematic scoping review and concept analysis of esports / D. Tang, R.K. Sum, M. Li et al. // Heliyon. 2023. Vol. 9, iss. 12. ID art. e23248. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e23248 EDN: UQVADL
2. Esports matrix: Structuring the esports research agenda / E.E. Cranmer, Dai-In D. Han, M. van Gisbergen, T. Jung // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 117. ID art. 106671. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106671 EDN: JHJDNQ
3. Setting the scientific stage for esports psychology: A systematic review / I. Pedraza-Ramirez, L. Musculus, M. Raab, S. Laborde // International Review of Sport and Exercise Psychology. 2020. Vol. 13 (1). P. 319-352. DOI: 10.1080/1750984X.2020.1723122 EDN: HVHOBB
4. Гайдамашко И.В., Бабичев И.В. Модель психологического сопровождения подготовки юных спортсменов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 2(94). С. 203-209. DOI: 10.35750/2071-8284-2022-2-203-209 EDN: BHRRAZ
5. Юров И.А. Психологическая компетентность тренеров // Теория и практика физической культуры. 2011. № 10. С. 76. EDN: OIHEPL
6. Байгужин П.А., Шибкова Д.З. Нестабильные психические состояния у обучающихся-спортсменов // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 2. С. 102-114. DOI: 10.14529/jpps220209 EDN: RLJOLY
7. Луткова Н.В., Макаров Ю.М. Взаимосвязь уровней агрессивности и состояния эмоциональной сферы юных спортсменов-игровиков 13-15 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1(167). С. 372-377. EDN: VTPEIL
8. Lundqvist C., Asratian A., Dahlström Ö. General lifestyle factors explain young athletes’ mental health more than perceived coach autonomy support: a cross-sectional study on basketball players and gymnasts aged 10-22 // BMJ Open Sport and Exercise Medicine. 2023. Vol. 9(3). Art. e001648. DOI: 10.1136/bmjsem-2023-001648 EDN: ELJOZN
9. Wolanin A., Gross M., Hong E. Depression in athletes: prevalence and risk factors // Current Sports Medicine Reports. 2015. Vol. 14(1). P. 56-60. DOI: 10.1249/JSR.0000000000000123 EDN: UROSHX
10. Adolescent Sport Participation and Symptoms of Anxiety and Depression: A Systematic Review and Meta-Analysis / M.J. Panza, S. Graupensperger, J.P. Agans et al. // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2020. Vol. 42(3). P. 201-218. DOI: 10.1123/jsep.2019-0235 EDN: DBHYEI
11. Mental Health in the Young Athlete / M.S. Xanthopoulos, T. Benton, J. Lewis et al. // Current Psychiatry Reports. 2020. Vol. 22(11). Art. 63. DOI: 10.1007/s11920-020-01185-w EDN: MKPJAJ
12. Daley M.M., Reardon C.L. Mental Health in the Youth Athlete // Clinics in Sports Medicine. 2024. Vol. 43, iss. 1. P. 107-126. DOI: 10.1016/j.csm.2023.06.003 EDN: UIISJZ
13. Starting young to protect elite athletes’ mental health / R. Purcell, J. Henderson, K.A. Tamminen et al. // British Journal of Sports Medicine. 2023. Vol. 57(8). P. 439-440. DOI: 10.1136/bjsports-2022-106352 EDN: OICGMW
14. Шейнов В.П. Детерминанты ассертивного поведения // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 28-37. EDN: UAXLPP
15. Воробьева К.И., Шамиева В.А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2009. № 4(24). С. 142-149. EDN: KZVLWZ
16. Алберти Р., Эммонс М. Твое абсолютное право: ассертивность и равенство в вашей жизни и отношениях / пер. с англ. О.А. Цветковой. СПб.: Будущее Земли. 2009. 384 с.
17. Violent video game effects on aggression, empathy, and prosocial behavior in Eastern and Western countries: A meta-analytic review / C.A. Anderson, A. Shibuya, N. Ihori et al. // Psychological Bulletin. 2010. Vol. 136. P. 151-173. DOI: 10.1037/a0018251 EDN: YCQIUJ
18. Ohno S. The Link Between Battle Royale Games and Aggressive Feelings, Addiction, and Sense of Underachievement: Exploring eSports-Related Genres // International Journal of Mental Health and Addiction. 2022. Vol. 20. P. 1873-1881. DOI: 10.1007/s11469-021-00488-0 EDN: RKPECD
19. Hughes C.M., Griffin B.J., Worthington E.L. A measure of social behavior in team-based, multiplayer online games: The Sociality in Multiplayer Online Games (SMOG) scale // Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 69. P. 386-395. DOI: 10.1016/j.chb.2016.12.043
20. Liu Y, Agur C. “After all, they don’t know me” exploring the psychological mechanisms of toxic behavior in online games // Games and Culture. 2023. Vol. 18. P. 598-621. DOI: 10.1177/15554120221115397 EDN: AQARMD
21. Genson K.M.O., Aboy D.A.A., Turano C.T. Communication Styles and Interpersonal Communications of Mobile Legends Bang-Bang (MLBB) Players // CMU Journal of Science. 2023. Vol. 27(2). P. 25-32. DOI: 10.52751/AYJD8223
22. Sanz-Matesanz M., Gea-García G.M., Martínez-Aranda L.M. Physical and psychological factors related to player’s health and performance in esports: A scoping review // Computers in Human Behavior. 2023. Vol. 143. ID art. 107698. DOI: 10.1016/j.chb.2023.107698 EDN: WTHTFN
23. The Cycle of Toxicity: Exploring Relationships between Personality and Player Roles in Toxic Behavior in Multiplayer Online Battle Arena Games / B. Kordyaka, S. Laato, K. Jahn et al. // Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction. 2023. Vol. 7 CHI PLAY. Art. 397. DOI: 10.1145/3611043 EDN: CMVTPW
24. Cognitive decline with pupil constriction independent of subjective fatigue during prolonged esports across player expertise levels / T. Matsui, S. Takahashi, G. Ochi et al. // Computers in Human Behavior. 2024. Vol. 156. ID art. 108219. DOI: 10.1016/j.chb.2024.108219 EDN: LOMUJG
25. Burnout, resilience, and coping among esports players: A network analysis approach / D.R. Poulus, J. Sargeant, D. Zarate et al. // Computers in Human Behavior. 2024. Vol. 153. ID art. 108139. DOI: 10.1016/j.chb.2024.108139 EDN: HQHXYW
26. A motivational model explaining performance in video games / R. Hulaj, M.B.T. Nyström, D.E. Sörman et al. // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 1510. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.01510 EDN: WNLLCN
27. Time on task matters most in video game expertise / S. Röhlcke, C. Bäcklund, D.E. Sörman, B. Jonsson // PLoS One. 2018. Vol. 13(10). P. 1-13. DOI: 10.1371/journal.pone.0206555
28. The mediating effect of motivations between psychiatric distress and gaming disorder among esport gamers and recreational gamers / F. Bányai, M.D. Griffiths, Z. Demetrovics, O. Király // Comprehensive Psychiatry. 2019. Vol. 94. Art. 152117. DOI: 10.1016/j.comppsych.2019.152117
29. Величковский Б.Б., Титова М.А., Кузнецова А.С. Психологический анализ деятельности киберспортсмена и особая роль эмоциональной устойчивости в киберспорте // Познание и переживание. 2020. Т. 1, № 1. С. 72-86. DOI: 10.51217/cogexp_2020_01_01_05 EDN: JSBIEN
30. Increased cortical thickness in professional on-line gamers / G.J. Hyun, Y.W. Shin, B.N. Kim et al. // Psychiatry Investigation. 2013. Vol. 10(4). P. 388-392. DOI: 10.4306/pi.2013.10.4.388
31. Relationships between Dota 2 expertise and decision-making ability / D.E. Sörman, K.E. Dahl, D. Lindmark et al. // PLoS One. 2022. Vol. 17(3). Art. e0264350. DOI: 10.1371/journal.pone.0264350 EDN: WPMZPT
32. McLinton S.S., Pascale S.J. Tilt in esports: Understanding the phenomenon in new digital contexts // Computers in Human Behavior Reports. 2024. Vol. 14. Art. 100425. DOI: 10.1016/j.chbr.2024.100425 EDN: CGYYRZ
33. Скалозуб А. Пiдходи до визначення понять “тильт” та “тильтування” як наукової проблеми в кiберcпортi // Теорiя i методика фiзичного виховання i спорту. 2023. № 2. P. 70-73. DOI: 10.32652/tmfvs.2023.2.70-73 EDN: HCLHYK
34. Conceptualization and validation of the TILT questionnaire: relationship with IGD and life satisfaction / I. Bonilla, A. Chamarro, P. Birch et al. // Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. Art. 1409368. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1409368 EDN: DKXOSM
35. Mateo-Orcajada A., Abenza-Cano L., Vaquero-Cristóbal R. Analyzing the changes in the psychological pro le of professional league of legends players during competition // Computers in Human Behavior. 2022. Vol. 126. P. 1-7. DOI: 10.1016/j.chb.2021.107030 EDN: LOXZSS
36. Toxic behaviors in online multiplayer games: prevalence, perception, risk factors of victimization, and psychological consequences / Á. Zsila, R. Shabahang, M.S. Aruguete, G. Orosz // Aggressive Behavior. 2022;48:356-64. DOI: 10.1002/ab.22023 EDN: QEYQSQ
37. Guo Z., Cahalane M., Carbonie A. Online gaming with a purpose: exploring positive personal development achieved through esports play // Behaviour and Information Technology. 2022. Vol. 43(1). P. 72-94. DOI: 10.1080/0144929X.2022.2154266 EDN: HUWDDH
38. A qualitative analysis of the perceived determinants of success in elite esports athletes / D. Poulus, T.J. Coulter, M.G. Trotter, R. Polman // Journal of Sports Sciences. 2022. Vol. 40. P. 742-753. DOI: 10.1080/02640414.2021.2015916 EDN: BWHJFB
39. The influence of an esports-adapted coping effectiveness training (E-CET) on resilience, mental health, and subjective performance among elite league of Legends players: A pilot study / D.R. Poulus, K.JM. Bennett, C. Swann et al. // Psychology of Sport and Exercise. 2023. Vol. 69. Art. 102510. DOI: 10.1016/j.psychsport.2023.102510 EDN: VTNIED
40. Relationship between resilience and coping strategies in competitive sport / X. Secades, O. Molinero, A. Salguero et al. // Perceptual and Motor Skills. 2016. Vol. 122. P. 336-349. DOI: 10.1177/0031512516631056
41. Баринова Е.Н. Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12-13 лет // Образование и воспитание. 2023. № 1 (42). С. 41-45. EDN: AAAQHM
42. Соколовская И.Э., Скоблецкая Е.В. Психологические особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с разным уровнем ассертивности // Энигма. 2021. № 33. С. 132-138. EDN: YZDIIX
43. Андреева И.Н., Мырадова А.О. Рефлексивный эмоциональный интеллект у студентов с различным уровнем ассертивности // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020. № 1(39). С. 278-288. EDN: GNPBTA
44. Реан А.А., Ставцев А.А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 37-59. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-37-59 EDN: PDRQPP
45. Kaye L.K., Bryce J. Putting the “fun factor” into gaming: The influence of social contexts on experiences of playing videogames // International Journal of Internet Science. 2012. Vol. 7(1). P. 23-37.
46. Hong H.J., Wilkinson G., Rocha C.M. The relationship between basic needs satisfaction, self-determined motivation, and burnout in Korean esports players // Journal of Gambling Studies. 2023. Vol. 39(1). P. 323-338. DOI: 10.1007/s10899-022-10132-8 EDN: VGNRCG
47. Allahyari B., Jenaabadi H. The Role of Assertiveness and Self-Assertion in Female High School Students’ Emotional Self-Regulation // Creative Education. 2015. Vol. 6. P. 1616-1622. DOI: 10.4236/ce.2015.614163
48. An updated systematic review of interventions to increase awareness of mental health and well-being in athletes, coaches, officials and parents / G. Breslin, S. Shannon, M. Cummings, G. Leavey // Systematic Reviews. 2022. Vol. 11(1). Art. 99. DOI: 10.1186/s13643-022-01932-5 EDN: DXGJEL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Обоснование. Теория прогностического кодирования является моделью функционирования мозга, описывающей его как орган, непрерывно генерирующий гипотезы на основе прошлого опыта, сверяющий их с полученной информацией, корректирующий и оптимизирующий прогнозы. Теория является перспективной основой для объяснения многих психопатологических механизмов, однако экспериментальные подходы к изучению процессов прогностического кодирования недостаточно разработаны. В статье описывается авторская психофизиологическая методика, направленная на изучение особенностей процесса прогностического кодирования в условиях предъявления визуальных стимулов с вариативной вероятностью. Приведены сценарии стимуляции, регистрации, обработки и интерпретации полученных данных. Описан дизайн эксперимента, приведены предварительные результаты пилотного исследования.
Цель: разработать психофизиологическую методику для выявления особенностей процесса прогностического кодирования и апробировать ее на психически здоровых лицах и лицах с шизофренией.
Материалы и методы. Была разработана психофизиологическая методика, направленная на изучение особенностей процесса прогностического кодирования в условиях предъявления визуальных стимулов с вариативной вероятностью. Методика включает регистрацию электроэнцефалограммы и электроокулограммы в процессе выполнения саккадической задачи. Методика апробирована на психически здоровых лицах и лицах с диагнозом параноидная шизофрения (22 человека: 10 человек без психических заболеваний, 12 человек с диагнозом шизофрения). Психофизиологическими показателями для оценки процессов прогностического кодирования выбраны условное негативное отклонение и компонент вызванного потенциала Р300, отражающие этапы построения прогноза и детекции ошибки. Также анализировалась топография феноменов.
Результаты. Выявлено, что экспериментальное изменение вероятности влияет на исследуемые психофизиологические показатели (топография и амплитуда условной негативной волны, компонента вызванного потенциала Р300) у психически здоровых лиц, в отличие от лиц с шизофренией. Заключение. Полученные результаты подтверждают различия в процессах обработки информации у психически здоровых лиц и у лиц с шизофренией при различных условиях, предлагаемых в экспериментальной методике.
Высокий ритм жизни, условия труда, возрастные изменения, обусловленные отсутствием соблюдения здорового образа жизни, рост заболеваний, связанных с вестибулярной системой, заболевания опорно-двигательной системы (регионарный мышечный дисбаланс, сколиозы и т. д.) - все эти перечисленные аспекты так или иначе влияют на координационные способности (координация) человека.
Цель: изучение эффективности применения аппаратной аутогравитационной терапии позвоночника и психофизической регуляции на улучшение координационных способностей у лиц зрелого возраста.
Материалы и методы. Исследование проведено на 17 добровольцах среди слушателей программы профессиональной переподготовки на базе НИИ олимпийского спорта УралГУФК (г. Челябинск). Добровольцы (слушатели) занимались упражнениями по хатха-йоге и проходили сеансы гравитационной терапии. Оценка постуральной устойчивости проводилась с применением аппаратно-программного комплекса «ST-150» (ООО «Мера», г. Москва, Россия). Оценка уровня личностной и ситуативной тревожности проводилась по методике Спилбергера -Ханина. Для обработки результатов исследования использовался пакет прикладных программ Statistica 8.0 для Windows.
Результаты. К концу исследования в экспериментальной группе были выявлены достоверные изменения стабилометрических показателей, которые отражают улучшения как зрительной, так и проприоцептивной системы в поддержании тела в вертикальном положении. При этом в экспериментальной группе было отмечено снижение ситуативной и личностной тревожности.
Заключение. Методы гравитационной терапии и психофизической регуляции показали свою эффективность в улучшении статодинамической устойчивости и снижении уровня тревожности у лиц зрелого возраста.
Введение. Изучение психофизиологических механизмов социальных отношений имеет высокую научно-практическую значимость для разработки методов повышения эффективности образовательного процесса, производительности труда с обязательным условием сохранения психосоматического здоровья населения.
Цель данной работы - выявление взаимосвязи исходных индивидуально-типологических особенностей вариабельности сердечной деятельности испытуемых с последующей результативностью сенсомоторных тренингов в индивидуальном, соревновательном и кооперативном контекстах деятельности в диадах.
Материалы и методы. Обследования проведены на 130 мужчинах (18-28 лет). В качестве модели деятельности использован сенсомоторный тренинг «Столбики» программно-аппаратного комплекса «БОС-Кинезис» (ООО «Нейротех», Таганрог, РФ). Протокол обследований включал следующие этапы: 1) регистрация фоновой ЭКГ испытуемых в состоянии покоя и определение показателей вариабельности кардиоритма, отражающих регуляторные влияние различных отделов вегетативной и центральной нервной системы на сердечную деятельность; 2) индивидуальные тренинги; 3) тренинг в соревновательном контексте в диадах; 4) два кооперативных тренинга в диадах - с предъявлением обратной связи от вклада участников и без нее.
Результаты. По наиболее информативным показателям исходной вариабельности кардиоритма все испытуемые разделились на три кластера с разными типами регуляции сердечной деятельности: нормотоническим и с преобладанием влияний симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Выявлено, что у испытуемых с преобладанием симпатических регуляторных влияний происходило выраженное снижение кооперативной результативности. В отличие от них, участники с преобладанием парасимпатических влияний на сердечную деятельность достигали более высоких результатов при сотрудничестве. Корреляционные взаимосвязи результативности с исходными показателями вариабельности кардиоритма испытуемых свидетельствуют о том, что предикторами результативности кооперативной деятельности являются характеристики, отражающие большую активность надсегментарных и парасимпатического звеньев регуляции сердечной деятельности, а соревновательной результативности - показатели более высокой активности симпатической нервной системы.
Заключение. Результативность выполнения сенсомоторных заданий в совместных контекстах деятельности зависит от исходного типа вегетативной регуляции сердечной деятельности испытуемых.
Обоснование. Актуальность исследования возможных предпосылок к формированию деструктивных форм поведения обучающихся, связанных с провокацией буллинга в школьной среде, уже на этапе начального общего образования определяется базовыми требованиями к обеспечению прав и свобод личности ребенка, к формированию психологической безопасности среды образовательной организации.
Цель: изучение особенностей проявления буллинга как формы деструктивных отношений в сообществах младших школьников.
Материалы и методы. Для реализации замысла исследования была осуществлена диагностика обучающихся 18 классных коллективов начальной школы г. Ярославля и Ярославской области, общее количество респондентов 3-4-х классов составило более 400 человек. Основным диагностическим инструментом стала методика Е. Г. Норкиной на выявление буллинг-структуры, позволяющая фиксировать наличие фактов проявления агрессии со стороны сверстников и педагогов, а также роли и позиции, занимаемые опрашиваемыми в ситуации травли в классе. Данные анализировались с учетом пола ребенка и уровня его академической успеваемости, соотносились с экспертной педагогической оценкой классных руководителей.
Результаты. Обнаружено, что предпосылки к проявлению агрессии и буллинга в классных коллективах складываются уже на этапе обучения в начальной школе, что в отношениях младших школьников просматриваются все роли, характерные для буллинг-системы, и дифференцируются определенные буллинг-стратегии в поведении детей. Существует специфичность проявления буллинг-ролей в зависимости от пола ребенка и уровня его успеваемости.
Заключение. Наличие предпосылок к развитию деструктивных форм взаимодействия может быть признано реальным риском современной ситуации начальной школы. Классные коллективы младших школьников на этапе окончания начального образования характеризуются наличием полной буллинг-структуры, согласующейся с классическими представлениями о ролевой модели, характерной для ситуации травли.
Результаты исследования открывают перспективы коррекционно-развивающей работы по повышению психологической безопасности образовательной среды через организацию специфичной профилактической работы с классными коллективами.
Обоснование. К группе одних из самых распространенных заболеваний в мире относится сахарный диабет. Динамика распространенности сахарного диабета растет с каждым годом, кроме того, большинство статистических данных отмечают ранний возраст возникновения болезни. Несомненно, заболевание оказывает влияние на многие факторы в развитии личности, однако в поле нашего зрения попадает проблема взаимосвязи отношения родителей к заболеванию ребенка с отношениями в семье. Указанные факторы играют ключевую роль в формировании личности, собственного отношения ребенка к своему заболеванию, эмоционального состояния и адаптационных возможностей.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи отношения родителя к болезни ребенка сахарным диабетом и отношениях в семьях.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 72 респондента (2 отца, 70 матерей). Все респонденты отметили наличие 1-го типа сахарного диабета у детей. Большинство родителей (66,6 %) после постановки диагноза ребенку не обращались за психологической помощью; у остальных были обращения за психологической помощью. Исследование проводилось при помощи специализированных чатов для родителей, воспитывающих детей с сахарным диабетом, и в чатах для взрослых людей, у которых в анамнезе имеется заболевание сахарным диабетом. Использовались следующие психодиагностические методики: «Диагностика отношения к болезни ребенка» (В. Е. Каган, И. П. Журавлева), «Опросник эмоциональных отношений в семье» (ОДРЭВ) (Е. И. Захарова), «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Результаты. Наибольшее количество корреляционных связей имеет выраженная тревога родителя как показателя отношения к заболеванию ребенка со следующими переменными семейных взаимоотношений: гиперпротекцией, недостатком требований или обязательств, неустойчивостью стиля воспитания, фобией утраты, вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтением женских качеств, воспитательной неуверенностью родителя, отношением к себе как к родителю и чувством, возникающим во взаимодействии с ребенком.
Заключение. Выявленная структура доказывает связь эмоционального компонента отношения родителя к заболеванию своего ребенка (положительного или отрицательного) и внутрисемейных отношений. Полученные данные будут особенно полезны для работы клинических психологов, оказывающих психологическую помощь и сопровождение в условиях амбулаторного приема или стационара при отделении эндокринологии, врачам-эндокринологам, врачам-диабетологам.
Обоснование. Депрессия и тревожные расстройства - распространенные психические заболевания, требующие поиска новых, немедикаментозных методов лечения. Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) - неинвазивный метод, показывающий многообещающие результаты в терапии данных расстройств.
Цель: оценить эффективность ТМС дорсолатеральной префронтальной коры (ДЛПК) в снижении симптомов тревоги и депрессии у пациентов отделения медицинской реабилитации.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 20 пациентов Сибирского клинического центра ФМБА России, отделения медицинской реабилитации № 1, в возрасте от 50 до 80 лет, разделенные на контрольную (n = 10) и экспериментальную (n = 10) группы. Уровень тревоги и депрессии оценивался с помощью шкал Бека до и после вмешательства. Пациенты экспериментальной группы получали 10 ежедневных сеансов ТМС левой ДЛПК (10 Гц, 120 % от моторного порога, 3000 импульсов).
Результаты. В экспериментальной группе наблюдалось статистически значимое снижение показателей тревоги и депрессии после курса ТМС по сравнению с контрольной группой.
Заключение. ТМС ДЛПК - перспективный метод лечения тревожно-депрессивных расстройств. Необходимы дальнейшие исследования с большими выборками для оптимизации протоколов лечения и изучения долгосрочных эффектов.
Обоснование. Современная студенческая молодежь представляет собой особую категорию населения, являющуюся потенциалом для решения демографических проблем общества, актуальным является изучение смысложизненных ориентаций, семейных ценностей и отношения к родительству.
Цель: выявить психологические детерминанты материнства и смысложизненные ориентации у студенток младших и старших курсов обучения. Материалы и методы. Обследованы 150 студенток репродуктивного возраста (от 18 до 25 лет), обучающихся медицинского университета. Для исследования психологических детерминант материнства применялся «Опросник деторождения» (М. Н. Родштейн), для изучения смысложизненных ориентаций применялся «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев). Исследование было проведено анкетным опросом в очной форме. Математико-статистическая обработка данных была осуществлена с применением программы SPSS Statistics.
Результаты. Выявлено, что актуальные жизненные ориентации девушек-студенток направлены на реализацию образовательной деятельности и построение профессиональной траектории. Однако осознание важности создания семьи и психологическая готовность к осуществлению роли матери в будущем остается нереализованной и может стать проблемой в построении гармоничных взаимоотношений с противоположным полом. Учитывая полученные данные, необходимо формировать ценностное отношение к созданию семьи, материнству и адекватной оценке способности к осуществлению роли матери у девушек.
Заключение. Выявленный относительно низкий уровень готовности к семейной жизни и осуществления родительской роли свидетельствует о необходимости создания системы психологической подготовки студенток к созданию семьи и материнству.
В обзоре представлены результаты метаанализов и систематических литературных обзоров по развитию паллиативной помощи, вопросам кадровой подготовки специалистов паллиативной помощи, в том числе развитию различных психологических компетенций.
Цель: провести анализ теоретических и практических аспектов психологической подготовки специалистов, оказывающих паллиативную медицинскую помощь (ПМП).
Материалы и методы. Проведен анализ 155 источников (в т. ч. 100 зарубежных авторов) за период 2014-2024 гг. Для данного литературного обзора отобраны 45 источников, пять диссертаций и три монографии. Подбор и анализ источников проведены на базе библиотек eLibrary и PubMed.
Результаты. В результате изучения теоретических и практических аспектов психологической подготовки сотрудников ПМП проанализирована мультипарадигмальная модель сочетания личностных качеств специалистов, их профессиональных навыков, коммуникативных способностей. Подчеркнута актуальность изучения способов их развития путем комплексного аналитико-синтетического подхода в рамках различных психологических концепций. В ходе анализа литературных данных выявлен определенный дисбаланс подготовки сотрудников ПМП в части повышенного внимания к развитию эмпатии, сострадания, коммуникативных навыков у врачей, медицинских сестер и отсутствия масштабных исследований развития данных навыков у младшего медицинского персонала хосписов, отделений паллиативной помощи и отделений сестринского ухода.
Заключение. Резюмируя проведенный анализ российской и зарубежной литературы, можно сделать вывод о тенденции к разработке унифицированных методик по повышению психологических компетенций сотрудников ПМП, при этом наблюдается недостаточное внимание к различным индивидуально-типологическим характеристикам сотрудников ПМП. Они оказывают значительное влияние на внутреннюю готовность медработников к оказанию психологической поддержки паллиативным пациентам и их родственникам. В России при приеме на работу сотрудников ПМП не проводится ни психологического тестирования, ни психологических консультаций со специалистами. Требуются дополнительные многомерные модели исследований профессионально важных психологических компетенций сотрудников ПМП.
Обоснование. Отличительной чертой современной действительности является нарастание неопределенности и неоднозначности, что обусловлено быстрым темпом изменений, нестабильностью и возникновением глобальных угроз будущему человечества. Личностная зрелость представляет собой совокупность характеристик, которые формируются на различных этапах развития личности и обеспечивают её успешное функционирование в период взрослости.
Цель исследования: выявить особенности личностного выбора, толерантности к неопределенности и отношения к глобальным рискам как предикторов личностной зрелости у студентов.
Материалы и методы. Обследовано 92 студента, дифференцированных по уровню личностной зрелости на две группы: с уровнем личностной зрелости ниже (n = 50) и выше среднего значения (n = 42). Методики исследования: «Тест-опросник личностной зрелости» Ю. З. Гильбуха, «Типология личностного выбора жизненного пути» В. Г. Грязевой-Добшинской, А. С. Мальцевой, «Шкала общей толерантности к неопределенности» Д. МакЛейна, адаптация Е. Н. Осина, «Отношение к глобальным рискам» Т. А. Нестика.
Результаты. Выявлены значимые различия в двух группах студентов по отношению к глобальным рискам и толерантности к неопределенности. Для личностно незрелых студентов характерно игнорирование глобальных угроз, а в случае реальной катастрофы они склонны рассматривать возможность выживания за счет других или ожидать наступление апокалипсиса. У личностно зрелых студентов более сформирован поведенческий компонент, заключающийся в готовности действовать, защищать себя и близких в случае глобальных угроз, а также такие студенты больше принимают неопределенность в своей жизни, используют ее как ресурс. С помощью дискриминантного анализа разработана модель дифференциации студентов, позволяющая в дальнейшем прогнозировать уровень личностной зрелости и классифицировать респондентов на основании этого. Точность модели составила 73,9 %. Установлено, что все компоненты отношения к глобальным рискам, а также показатели личностного выбора жизненного пути являются предикторами личностной зрелости и могут использоваться как основания для дифференциации студентов по уровню личностной зрелости.
Издательство
- Издательство
- ЮУрГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454080, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, д. 76
- Юр. адрес
- 454080, Уральский федеральный округ, Челябинская область, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, д. 76
- ФИО
- Александр Рудольфович Вагнер (Ректор)
- E-mail адрес
- admin@susu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 2635882
- Сайт
- https://www.susu.ru