В статье представлен материал, посвященный организации внеучебной деятельности по физической культуре в высшем учебном заведении. Актуальность данной темы обусловлена структурными и содержательными изменениями в образовательных программах бакалавриата и рабочих программах по физической культуре, которые привели к возрастанию роли внеучебной деятельности в формировании физкультурной компетентности студента. Данное обстоятельство требует рассмотрения вопросов планирования, организации и методического обеспечения названного вида педагогической деятельности. Цель исследования состоит в выявлении организационных и воспитательных аспектов студенческих мероприятий спортивной и оздоровительной направленности, проводимых в свободное от учебных занятий в вузе время. В качестве примера по организации внеучебной работы, осуществляемой преподавателями кафедры физической культуры и спорта, предложен ряд физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых в Омском государственном аграрном университете имени П. А. Столыпина. Анализ и обобщение педагогического опыта в системе высшего образования, данных литературных источников по проблемам физического воспитания студенческой молодежи позволили сделать практические рекомендации по основам планирования, целеполагания и организационных особенностей внеучебной деятельности по физической культуре. Подчеркнута возможность повышения эффективности этой деятельности за счет равномерного распределения мероприятий на протяжении учебного года, привлечения к участию студентов с разным уровнем физической, спортивно-технической подготовленности и мотивации в сфере физической культуры и спорта. В дополнение к календарному плану организаторы для каждого мероприятия должны определить цель, разработать программу, создать праздничную атмосферу, обеспечить безопасность зрителей и участников, создать условия для информационного освещения запланированного события.
The article presents material on the organization of extracurricular activities in physical education at a higher educational institution. The relevance of this topic is due to structural and substantive changes in undergraduate educational programs and work programs in physical education, which have led to an increasing role of extracurricular activities in the formation of student’s physical culture competence. This circumstance requires consideration of issues of planning, organization and methodological support of this type of pedagogical activity. The purpose of the study is to identify the organizational and educational aspects of student sports and wellness activities conducted in their free time from study at the university. As an example of the organization of extracurricular work carried out by teachers of the Department of Physical Culture and Sports, a number of physical culture and recreation and sports events held at the Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin are proposed. The analysis and generalization of pedagogical experience in the higher education system, data from literary sources on the problems of physical education of students allowed us to make practical recommendations on the basics of planning, goal-setting and organizational features of extracurricular activities in physical culture. The possibility of increasing the effectiveness of this activity is emphasized due to the uniform distribution of activities throughout the academic year, attracting students with different levels of physical, sports and technical readiness and motivation in the field of physical culture and sports to participate. In addition to the calendar plan, the organizers for each event must define a goal, develop a program, create a festive atmosphere, ensure the safety of spectators and participants, and create conditions for informational coverage of the planned event.