В статье делается акцент на сложившихся практиках анализа данных, получаемых в фокус-групповых исследованиях. Постулируется наличие определенного противоречия: с одной стороны, такие исследования развиваются на протяжении почти 80 лет, а с другой стороны, наблюдается явный дефицит работ по анализу данных, генерируемых в таких исследованиях. Результат противоречия - возникновение трудностей в использовании сложившихся практик анализа данных (как в исследовательской, так и в практической деятельности). Делается вывод о необходимости инвентаризации лучших практик интерпретации данных фокус-групп и презентации их в виде «пошагового» руководства по анализу данных фокус-групп. Подчеркивается, что именно в настоящее время назрела необходимость услышать голоса тех, кто неслышим и (или) уязвим в социальном, экономическом и иных контекстах, углубляя тем самым понимание динамичного и нестабильного социума.
Идентификаторы и классификаторы
Несмотря на то, что фокус-групповое исследование ― «королева» прикладной социологии [1] ― получает все большее применение в социологии, наблюдается явный дефицит публикаций об анализе данных, полученных в фокус-групповых (ФГ) исследованиях.
Список литературы
1. Левинсон А. Г. Программа курса “Фокус-группа и открытая групповая дискуссия: теория и практика”. URL: http://www.sociology.ru/ kurs123/levinson-p.
2. Белановский С. А. Глубокое интервью и фокус-группы. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 371 с. EDN: WONHVD
3. Дмитриева Е. В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998. 144 с. EDN: DSGGHU
4. Чеховский И. В. Метод фокус-групп: этапы реализации исследования // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2012. № 4. С. 145-155. EDN: PDLMDP
5. Как граждане и предприниматели оценивают судей и суды // Исследование деятельности судебной власти РФ. Результаты фокус-групп с гражданами и предпринимателями. URL: https://indem.ru›proj›sudref›soc›GrPrSu.
6. Pollack S. Focus-Group Methodology in Research With Incarcerated Women: Race, Power, and Collective Experience // Affilia. 2023. Vol. 18. № 4. Pp. 461-472. DOI: 10.1177/0886109903257550 EDN: JKQUCR
7. Wozniak K. H. Public Discussion about Critical Issues in Criminal Justice Reform // Journal of Qualitative Criminal Justice and Criminology. 2020. Vol. 8. Issue 4. P. 401. DOI: 10.21428/88de04a1.7dfc6a5c EDN: XEYFZE
8. Research brief: A pilot study on the causes of recidivism in Albania, Czechia and Thailand // UNODC. 2020. 34 p. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/prison/Pilot_prison_research_brief_2022.pdf.
9. Практика анализа качественных данных в социальных науках: учеб. пособие / Отв. ред. Е. В. Полухина. М.: Высшая школа экономики, 2023. 383 с.
10. Moser A., Korstjens I. Series: Practical guidance to qualitative research. Part 3: Sampling, data collection and analysis // European Journal of General Practice. 2018. Vol. 24 (1). Pp. 9-18. DOI: 10.1080/13814788.2017.1375091
11. Onwuegbuzie A. J., Dickinson W. B., Leech N. L., Zoran A. G. A Qualitative Framework for Collecting and Analyzing Data in Focus Group Research // International Journal of Qualitative Methods. 2009. Vol. 8 (3). Pp. 1-21. DOI: 10.1177/160940690900800301
12. Barbour R. S. Making sense of focus groups // Medical Education. 2005. Vol. 39 (7). Pp. 742-50. URL: https://www.academia.edu/58881457/Making_sense_of_focus_groups.
13. Morgan D. L. Successful Focus Groups: Advancing the State of the Art Thousand Oaks. CA: SAGE Publications, 1993.
14. Barbur R.Introducing Qualitative Research. 2008. DOI: 10.4135/9780857029034
15. Barbour R. Doing Focus Groups Edition: Second. SAGE Publications Ltd, 2018. Edit 2. URL: https://methods.sagepub.com/book/doing-focus-groups-2e/i524.xml.
16. Крюгер Р., Кейси, М. Э. Фокус-группы: Практическое руководство / Пер. с англ. М.: “Вильямс”, 2003. 256 с.
17. Morgan D. L. Successful Focus Groups: Advancing the State of the Art Thousand Oaks. CA: SAGE Publications, 1993. URL: https://dx.дои.орг/. DOI: 10.4135/9781483349008
18. Rabiee F. Focus-group interview and data analysis // Proceedings of the Nutrition Society. 2004. № 63. Pp. 655-660. DOI: 10.1079/PNS2004399
19. Stewart D. W., Shamdasani P. N., Rook D. W. Group Depth Interviews: Focus Group Research // The Sage Handbook of Sociological Methods & Research. 2009. Edit 2. Pp. 589-616.
20. Krueger R. A. Designing and Conducting Focus Group Interviews. 2002. P. 12. URL: https://www.studocu.com/en-us/document/george-mason-university/marketing-rsch-techappl/focus-group-interviews/203475719.
21. Левинсон А. Г. Фокус-группы и открытые групповые дискуссии как методы прикладных социальных исследований // Вестник общественного мнения. Данные, анализ, дискуссии. 2007. № 6. С. 45-53. EDN: JSINRT
22. Chamberlain J.M. Understanding Criminological Research: A Guide to Data Analysis. SAGE Publications Ltd. 2013. DOI: 10.4135/9781473913837
23. Birks M., Hoare K., Mills J. Grounded Theory: The FAQs // International Journal of Qualitative Methods. 2019. Vol. 18. Pp. 1-7. DOI: 10.1177/1609406919882535
24. Николаев В. Г. Значение наследия Ансельма Стросса и укорененная теория сегодня (реферативный обзор) // Социологический ежегодник. 2009. С. 146-157. EDN: PJWTJP
25. Doody O., Slevin E., Taggart L. Focus group interviews part 3: Analysis // British journal of nursing (Mark Allen Publishing). 2013. Vol. 22 (5). Pp. 266-269.
26. Белановский С.А. Глубокое интервью и фокус-группы. М.: ИНФРА-М, 2019. 371 с. EDN: WONHVD
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящей статье приводятся результаты анализа текста комментариев к постам в англоязычных персональных блогах, позволяющие установить некоторые особенности лингвостратегической организации исследуемых текстов. В текстах комментариев используются по преимуществу кооперативные стратегии: согласия, мягкого несогласия, развития темы поста. Такая лингвостратегическая организация смыслового пространства комментариев обусловлена целями персонального интернет-дискурса, в рамках которого функционируют изучаемые тексты.
В статье рассматривается одна из моделей изучения социального пространства студентов-женщин и студентов-мужчин, возникающего при дистанционном проведении воспитательно-образовательного процесса, с включенными в него элементами цифровых технологий и ресурсов Интернета в проведении занятий и экзаменов. Проведена оценка возникающей тревожной обстановки и возникающего от этого снижения усвояемости учебного материала с помощью специально адаптированной для этих целей анкеты «Госпитальной шкалы тревоги и депрессии. Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS)»; выявлены гендерные отличия. Анкетирование проведено среди 162 студентов, из которых 84 (51,85%) - студентов-женщин и 78 (48,77%) - студентов-мужчин 1-2 курсов Самарского государственного технического университета (СамГТУ) и студентов Самарского университета государственного управления «Международный институт рынка» (Университета «МИР»), прошедших промежуточную аттестацию.
Напряжение на работе и стресс, связанный с профессиональной деятельностью, могут негативно отразиться на эффективности работы организации и привести к высокой текучести кадров. В статье анализируется влияние эмоционального выгорания, связанного с особенностью профессиональной деятельности (на примере продавцов-консультантов и кассиров), на производительность труда; установлена взаимосвязь интернальности и синдрома эмоционального выгорания. Делается вывод о том, что эффективность деятельности продавцов-консультантов и кассиров можно повысить, если учитывать уровень их эмоционального выгорания и зависимость прогресса эмоционального выгорания от интернальности.
В статье рассматриваются теоретические подходы к исследованию доверия в период цифровизации. Трансформация социальных процессов в информационном обществе создает предпосылку изменения и категории «доверия». Особое внимание уделяется цифровизации социальных отношений и формированию такого феномена, как «цифровое доверие».
Фармацевтическая деятельность является одной из ключевых отраслей мировой экономики. Она объединяет производство, разработку, дистрибуцию и продажу лекарственных средств, медицинской продукции и товаров, связанных со здравоохранением. Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов в управлении фармацевтическим бизнесом на современном этапе. Особое внимание уделяется значимости инновационного подхода в его организации, а также налаженных социальных коммуникаций.
В статье рассмотрен способ внедрения на предприятии моделей «воронка покупок» и «воронка продаж», описывающих траекторию движения потенциального покупателя от «осознания своей проблемы» до покупки товара (услуги), во взаимосвязи с «картой принятия решения потребителем». Дана авторская оценка возможности использования в структуре клиентоориентированного бизнес-процесса названных моделей.
В статье представлены результаты анализа степени включенности крупных российский производственных компаний в процесс трансформации экономики в сторону нового технологического уклада на принципах устойчивого развития. Выявлена потребность производственных компаний во взаимодействии с органами власти для реализации проектов в сфере «зеленой» экономики. На основе современных моделей социально-экономического развития авторами предлагается решение проблемы: построение прочных процессов взаимодействия производственных компаний и органов власти на основе консолидации ресурсов, необходимых для реализации проектов.
Статья посвящена исследованию шеринговой экономики как нового тренда в поведении потребителей и современной бизнес-модели. Приведена статистика по развитию шеринг-сервисов. Представлены плюсы и минусы экономики совместного потребления, а также факторы, затрудняющие ее регулирование.
Статья посвящена изучению особенностей переподготовки муниципальных служащих и анализу проблем, связанных с ее реализацией в ходе прохождения муниципальной службы. В результате исследования авторы приходят к выводу о том, что существующая система подготовки и повышения профессионального уровня муниципальных служащих, в том числе при выдвижении на руководящую должность, не в полном объеме удовлетворяет потребностям стабильного и устойчивого развития системы местного самоуправления в Российской Федерации.
Статья посвящена обоснованию необходимости управления знаниями, так как получение знаний сотрудниками имеет прямую взаимосвязь с повышением конкурентоспособности персонала на рынке труда. Обосновывается, что управление знаниями в контексте конкретной организации определяется выбором одной из двух наиболее широко распространенных стратегий: персонализации или кодификации.
Статья посвящена исследованию аналитических навыков современных руководителей компании как важной составляющей общей управленческой компетентности. Показано, как трансформируются классические управленческие функции при переходе к цифровой экономике. Рассмотрены навыки, закрепленные профессиональным стандартом для руководителей строительной организации, и выделены те из них, которые требуют наличия аналитической компетенции. Представлено распределение аналитических компетенций руководителя на уровни и описаны наиболее эффективные механизмы их формирования.
В статье рассматриваются различные теоретические аспекты гендерных представлений в управленческой деятельности, охватываются особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта.
Издательство
- Издательство
- Университет "МИР"
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443030, Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Г.С. Аксакова, 21
- Юр. адрес
- 443030, Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Г.С. Аксакова, 21
- ФИО
- Чумак Вадим Геннадьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imi@imi-samara.ru
- Контактный телефон
- +7 (846) 2664646