Статья посвящена проблеме сохранения памятника наскального искусства Томская писаница. Описываются природные и антропогенные формы деструкций, отмечаемые специалистами в разные периоды времени. Приводятся результаты обследования технического состояния скального массива и геомеханического мониторинга, проведенного на объекте в 2022–2023 гг. Работы включали в себя: петрографические исследования образцов породы с основного скопления Томской писаницы и с намеченного для проведения экспериментальных работ полигона; наблюдения за воздействием сезонных явлений; лабораторные исследования химического и элементного состава атмосферных осадков; исследования напряженного состояния скального массива методом акустического зондирования; мониторинг за величиной раскрытия трещин и увеличением глубины размыва инструментальным методом; геодезические и маркшейдерские наблюдения за деформациями скального массива; оценка воздействия сейсмической активности. Для сохранения памятника рекомендуется провести ряд мер превентивного характера и продолжить наблюдения за объектом.
Идентификаторы и классификаторы
Томская писаница – один из наиболее известных памятников наскального искусства России, история изучения которого насчитывает уже более трехсот лет. За это время накопилось множество свидетельств исследователей о негативном влиянии человека и различных природных процессов на сохранность памятника. Так первые упоминания о вандализме на скалах Томской писаницы встречаются еще в 1734 г. и принадлежат участникам Академического отряда Второй Камчатской – Великой Северной экспедиции – И.Г.Гмелину и С.П.Крашенинникову. Оба они оставили подробное описание Томской писаницы, отметив, что многие «неблагонамеренные» люди испортили древние рисунки и добавили новые фигуры, которые при внимательном рассмотрении хорошо отличимы [1]. Унтер-шихтмейстер И.Смирнов в своих комментариях к рисунку «Описание камня называемаго писанаго», созданного на рубеже XVIII–XIX или в начале XIX столетия, впервые упоминает о деструктивных природных процессах выветривания скальных поверхностей с изображениями: «От долговремяннаго бытия и от ветров осыпалось, на чем как видно были означены подобные сим, животные» [2]. Известный исследователь Сибири Г.И.Спасский в своей статье «О древних Сибирских начертаниях и надписях» описывает древние изображения Томской писаницы и среди прочего упоминает о выветривании рыхлых пород камня и утрате скальной корки с изображениями, а также о подправке древних изображений современниками [3].
Список литературы
[1] Ковтун, И. В. Письмагора: История открытия и исследований: 1630–1956 гг. – Кемерово : Азия-Принт, 2013. – С. 54–56.
[2] Ожередов, Ю. И. Томская писаница унтер-шихмейстера Ивана Смирнова // Наскальное искусство в современном обществе (к 290-летию научного открытия Томской писаницы) : Материалы междунар. науч. конф. 22-26 авг. 2011 г. Кемерово. Т. 1. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2011. – С. 82.
[3] Конончук, К. В. Источники описаний Томской писаницы в работах Г.И.Спаского // Наскальное искусство в современном обществе… С. 99.
[4] Скрябина, Л. А. «Описание писаных камней в Томском уезде» // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница», 2018. – Вып. 7. – С. 71.
[5] Ковтун, И. В. Указ. соч. С. 130.
[6] См.: Ожередов, Ю. И., Миклашевич, Е. А. Томская писаница на фотографиях начала XX в. из Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета // Наскальное искусство в современном обществе… С. 102–110.
[7] Ковтун, И. В. Указ. соч. Табл. 67–70.
[8] Эрдниев, У. Э. Наскальные рисунки у деревни Усть-Писаной // Природа. – 1956. – № 6. – С. 108.
[9] Конончук, К. В. Первые шаги направления. Реставрационные мероприятия на Томской писанице в 1960–1970-х гг. История и оценка // Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы, интерпретации и сохранение) : Материалы междунар. конф. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2016. – С. 260 –265; Агеева, Э. Н., Кочанович, А. В. Исследования и консервация памятников наскального искусства. Современный подход // Исследования в консервации культурного наследия : Материалы междунар. науч.-прак. конф. 12–14 окт. 2004 г. Москва. – Москва : Индрик, 2005. – С. 15–20.
[10] Агеева, Э. Н. Опыт консервации памятников наскального искусства Сибири / Агеева Э. Н., Ребрикова Н. Л., Кочанович А. В. // Памятники наскального искусства Центральной Азии. Общественное участие, менеджмент, консервация, документация. – Алматы : UNECKO; НИПИ ПМК, 2004. – С. 116–120.
[11] Конончук, К. В. Реставрационно-консервационные мероприятия на памятнике наскального искусства Томская писаница в 2003–2011 гг. // Успехи современной науки и образования – 2016 – Т. 7. – № 10. – С. 47–49.
[12] Миклашевич, Е. А. Документирование повреждений петроглифов Томской писаницы // Наскальное искусство в современном обществе… С. 128–138.
[13] Отчет по результатам обследования и создания системы мониторинга памятника Томская писаница. 2014. 24 с. Ф. 4, Оп.1, Д. 118; Мониторинг биоповреждений памятников из камня с применением компьютерных технологий / Власов Д. Ю., Гришкин В. М., Жабко А. П. [и др.] // Музей под открытым небом. Современные подходы к сохранению скульптуры. – Воронеж : МС, 2015. – С. 76–82.
[14] Агеева, Э. Н., Кочанович, А. В. Превентивная консервация на памятнике наскального искусства Томская Писаница // Наскальное искусство в современном обществе… С. 172–175.
[15] Щигорец, С. Б. Новые подходы к мониторингу и реставрации петроглифов (на примере Томской писаницы) // Музей под открытым небом… С. 92–94.
[16] Об этом см.: Агеева, Э. Н., Кочанович, А. В. Исследования и консервация памятников наскального искусства…; Миклашевич, Е. А., Бове, Л. Л. Некоторые результаты перкуссионной дефектоскопии петроглифов Томской писаницы // Наскальное искусство в современном обществе… С. 138–140; Щигорец, С. Б. Новые подходы к мониторингу и реставрации петроглифов…
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье приведены результаты многолетних исследований флоры сосудистых растений бассейна реки Томи. Установлено, что биоразнообразие сосудистых растений бассейна р. Томи составляют 1322 аборигенных вида, которые относятся к 115 семействам и 471 роду. Основу флоры (около 95%) составляют цветковые растения, отношение двудольных к однодольным составляет 2,9. Соотношение видов и родов (2,8) указывает на преобладание миграционных процессов в становлении флоры. Показатели таксономической структуры флоры отражают местоположение бассейна Томи на границе Западно-Сибирской и Алтае-Саянской флористических провинций, входящих в состав Циркумбореальной области Бореального подцарства Голарктического флористического царства.
В настоящей статье представлены результаты предварительного технико-типологического анализа каменной индустрии археологического комплекса Писаная I. Целями настоящей статьи являются уточнение культурно-хронологической интерпретации изучаемого памятника и реконструкция технологических процессов, осуществляемых древними обитателями стоянки Писаная I. По результатам исследования выявлено и проанализировано 2649 экземпляров каменных артефактов из окремненного, осадочного и кварцитового сырья. Определены основные варианты расщепления камня, проанализирован состав орудийной коллекции. По результатам настоящего исследования подтверждаются выводы авторов раскопочных работ об относительной датировке представленных материалов эпохой бронзового века.
В статье обобщены основные методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений. Биоцидные составы используются, в основном, для борьбы с грибами, водорослями и бактериями. Эффективность антимикробного действия зависит не только от правильного выбора биоцида, но также от способа и условий обработки. На основе экспериментальных данных продемонстрирована перспективность методики удаления лишайника с поверхности камня с использованием щелочных растворов (NaOH).
Статья посвящена основным вехам истории русских сёл и деревень, расположенных в пределах предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь». Деревни и сёла по берегам Томи были основаны выходцами с Русского Севера, среди которых были не только сторонники официального православия, но и раскольники. Кроме того, свой вклад внесли представители коренных народов. Взаимодействие всех этих людей, не всегда проходившее мирно, в итоге привело к формированию населённых пунктов, существующих со второй половины XVII в. до настоящего времени. На основе архивных источников и опубликованных результатов научных исследований выявлены характерные черты, определяющие своеобразие данной территории.
В статье представлены перечень и краткое содержание документов из фондов Государственного архива Кузбасса, освещающих начальный период сохранения и музеефикации памятника первобытного наскального искусства Томская писаница, а также других местонахождений древних рисунков на реке Томи. Лишь часть из них ранее была известна специалистам, большинство же вводится в научный оборот впервые. Данные документы позволяют более полно представить предысторию создания музея-заповедника «Томская Писаница».
В статье изложены результаты археологических исследований 2023 г., проведенных на вершине скального массива Томской писаницы, вблизи основного скопления петроглифов. Полученный материал представлен разнообразными категориями находок: фрагменты нижней челюсти и зубы лошадей, предметы каменной индустрии, фрагменты наконечника стрелы. Предложена предварительная интерпретация выявленного местонахождения как места для совершения культовой деятельности. Хронологическая неоднородность археологического материала с Томской писаницы указывает на длительное использование людьми этого сакрального пространства.
В статье рассматриваются ландшафтно-географических аспекты наскального искусства Томи, его место в культурно-историческом контексте Сибири. Определены хронологические этапы и границы сознания наскальных изображений на реке Томи и время появления наскальных изображений в Южной Сибири. Уточнено время открытия Новоромановской писаницы.
Статья посвящена анализу развития научной концепции музея-заповедника «Томская писаница», являющегося инициатором создания достопримечательного места «Наскальное искусство Томи». Музей, создавался как научно-исследовательский и научно-просветительский центр, но под влиянием экономической ситуации избрал путь «культурологического музея» и стал развиваться как этнопарк. Современные глобальные и локальные вызовы, необходимость сохранения наскального искусства Томи, возросшая конкуренция на рынке культурно-образовательного туризма заставляют музей вернуться к изначальной концепции научного и просветительского центра, что закрепляется в разрабатываемой стратегии развития музея.
Статья посвящена организации работ по созданию достопримечательного места «Наскальное искусство Томи» на основе комплекса памятников наскальных изображений в Яшкинском муниципальном округе Кемеровской области с целью последующего продвижения объекта в предварительный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Исследование основано на истории изучения и музеефикации писаниц Томи, современной нормативной базе государственной охраны объектов культурного наследия, а также анализе современного состояния государственной охраны указанной историко-культурной территории. В статье предлагаются разные варианты организации государственной охраны и управления территорией.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858