Представлены модели восприятия тела различными половозрастными группами. Восприятие тела рассматривается как многомерная конструкция, авторы останавливаются на эффективно-когнитивных структурах, а также на самовосприятии индивидами собственного тела, проведенных сквозь призму его эстетической привлекательности и функциональности. Основной целью исследования стала эмпирическая концептуализация моделей восприятия тела. Используя метод онлайн-анкетирования, опрошено 1077 горожан в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в Свердловской области. В работе утверждается, что современные представления о теле стереотипизированы: женским телам предписывается привлекательность, а мужским - физическая сила. Наибольшую сенситивность к внешней красоте респонденты демонстрируют в брачных отношениях, а к выносливости и жизнестойкости тела - в профессионально-трудовой деятельности и хозяйственно-бытовой сфере. Исследование показало высокую степень удовлетворенности телом опрошенными и его соответствия существующим стандартам. Полученные данные выявили ориентацию на функциональные свойства тела при выборе тела для себя. На основе проведенного факторного анализа сформированы две модели восприятия собственного тела респондентами: тело как эстетический продукт и тело как функциональный продукт. Первая модель имеет две разновидности: уверенные в своей привлекательности и неуверенные в ней, зависимые от мнения окружающих. Выявлено, что оценка эстетичности собственного тела у женщин снижается с возрастом, а у мужчин максимальная удовлетворенность внешним видом приходится на возраст от 31 до 45 лет. Определено, что женщины всех возрастных групп ориентированы на внешний отклик по сравнению с мужчинами, у которых пик зависимости от окружения в оценке собственного тела приходится на 31-45-летних. Восприятие собственного тела как выносливого и жизнестойкого демонстрируют и мужчины, и женщины среднего возраста. Отмечается, что модели восприятия тела не ограничиваются выявленными в ходе исследования типами и требуют дальнейшего изучения и социологического осмысления.
Идентификаторы и классификаторы
Тело человека последние десятилетия выступает предметом специального социологического осмысления как западными исследователями, так и российским коллегами (Гольман 2018; Пивоваров 2019; Grogan 2016; Quittkat et al. 2019). Истоки социологического осмысления тела заложены в трудах М. Мерло-Понти (Merleau-Ponty 1945) и M. Mосса (Mauss 1973), однако своего рода прорывной следует считать работу Б. Тернера, в которой развиваются положения о связи тела и социума (Turner 2008).
В оптике современных социологических штудий — представления о стандартах телесной красоты, поведенческие практики, нацеленные на конструирование тел как актуальных и востребованных в современном обществе, эмоционально-чувственное восприятие тела и отношение к нему (Бардина 2016; Воробьева 2018; Cash 2004; Fox 2018).
Список литературы
-
Авдюнина Н.А. (2016) Образ тела как компонент самосознания в юношеском возрасте. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 10(2): 77-85. DOI: 10.12737/19551 EDN: VWWXFV
-
Андреева Е.Е. (2022) Влияние ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, на ведение здорового образа жизни студенческой молодежью. Педагогическое образование в России, 1: 27-36. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_03 EDN: EFGEZQ
-
Анохин П.К. (1975) Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина.
-
Антонова Н.Л., Мальцева А.П. (2022) Здоровьесберегающие практики молодежи в условиях пандемии: пилотное исследование. Acta biomedica scientifica, 7(3): 57-63. DOI: 10.29413/ABS.2022-7.3.7 EDN: OPPYJP
-
Баева Л.В. (2015) Образ киберчеловека в современной науке и культуре. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства, 1: 56-69. DOI: 10.17726/philIT.2015.9.1.17 EDN: SACKEN
-
Бардина С. (2016). Взгляд, тело и социальное взаимодействие: проблема искаженного восприятия собственного тела при анорексии. Социология власти, 1: 35-54. EDN: VVHOJH
-
Быховская И.М. (2000) Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал.
-
Вдовина И.С. (1997) Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена. История философии, 1: 59-70. EDN: ZQOMHZ
-
Воробьева Е.С. (2018) О чем рассказывает татуированное тело: гендерный аспект в опыте визуальной социологии. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 10(6): 70-80. DOI: 10.19181/inter.2018.16.6 EDN: VPHVDD
-
Гольман Е. (2018) Телесные практики женщин в зеркале феминистской дискуссии. Логос, 4(125): 6-14. EDN: XYZKXR
-
Горбунова Д.А. (2020) Тело и город: представление о городском пространстве в бодипозитивных блогах в "Инстаграме". Вестник РГГУ. Серия "Литературоведение. Языкознание. Культурология", 4: 71-82. DOI: 10.28995/2686-7249-2020-4-71-82 EDN: VJKZRV
-
Демченко Л.М., Гончаров Н.В. (2012) Феноменология восприятия и понятие телесности как альтернативный способ раскрытия специфики субъективности в философии М. Мерло-Понти. Вестник ОГУ, 7(143): 13-23. EDN: PEKZAP
-
Захарова Е.К., Савинская О.Б. (2017) Применение стратегии смешивания методов для изучения усвоенной мизогинии среди женщин поколения миллениум. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2: 63-81. DOI: 10.14515/monitoring.2017.2.04 EDN: ZMQAER
-
Лабунская В.А., Дроздова И.И. (2017) Теоретико-эмпирический анализ влияния социально-психологических факторов на оценки, самооценки молодыми людьми своего внешнего облика. Российский психологический журнал, 14(2): 202-226. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.12 EDN: YUSGQP
-
Лекторский В.А (2001) Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал. EDN: SHGSCX
-
Максименко Л.В., Назырова А.Р. (2022) Неврологические боли опорнодвигательного аппарата школьных учителей при удаленной работе в период.
-
Меренков А.В. (2021) Конструирование востребованного тела: до и во время пандемии. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2: 145-154. DOI: 10.35634/2587-9030-2021-5-2-145-154 EDN: TZQJEC
-
Орех Е.А., Сергеева О.В. (2014) Между телом эпохи и телом киборга: полюса и точки роста социологических исследований телесности. Социология власти, 1: 89-112. EDN: SIWASD
-
Пивоваров А.М. (2019) Социология тела в поисках своей идентичности: анализ исследовательских программ. Социологический журнал, 25 (4): 9-27. DOI: 10.19181/socjour.2019.25.4.6814 EDN: YENPAU
-
Павельев Ю.В. (2020) Влияние глянцевых журналов на восприятие красоты женского тела. Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования, 3. [https://scientificreview.ru/ru/article/view?id=87](дата обращения: 25.07.2023).
-
Рогозин Д. (2018) Что делать со стареющим телом? Журнал социологии и социальной антропологии, 21(2): 133-164. DOI: 10.31119/jssa.2018.21.2.5 EDN: XZOGGD
-
Самойлова Е.О., Шаев Ю.М. (2019) Тело и телесность в контексте визуальных практик постинформационного общества. Общество: философия, история, культура, 1(57): 35-40. DOI: 10.24158/fik.2019.1.5 EDN: YURNTN
-
Сорокин А.С. (2020) "Миф о красоте", конструирование тела и телесности: гендерные аспекты. Вопросы науки и образования, 28 (112): 39-44. EDN: RDZSAB
-
Терешонок Т.В., Айснер Л.Ю. (2016) Особенности самооценки женщин среднего возраста с разным социальным статусом. Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ, 4: 173-190. EDN: XBDTIP
-
Allen C.P., Telford R.M., Telford D.R., Olive L.S. (2019) Sport, physical activity and physical education experiences: Associations with functional body image in children. Psychology of Sport and Exercise, 45: 101-572. DOI: 10.1016/j.psychsport.2019.101572
-
Ando S., Hisao O. (2009) Age and gender differences in body image over the life Span: Relationships between physical appearance, health and functioning. Journal of Health Psychology Research, 22(2): 1-16. DOI: 10.11560/jahp.22.2_1
-
Baudrillard, J. (1970) The Consumer Society: Myths and Structures. Theory, Culture & Society. N.Y.: Nottingham University.
-
Cash T.F. (2004) Body image: past, present, and future. Body Image, 1(1): 1-5.. DOI: 10.1016/S1740-1445(03)00011-1
-
Dorsey R.R., Eberhardt M.S., Ogden C.L. (2009) Racial/ethnic differences in weight perception. Obesity (Silver Spring), 17(4): 790-795. DOI: 10.1038/oby.2008.603
-
Fox S. (2018) Cyborgs, robots and society: Implications for the future of society from human enhancement with in-the-body technologies. Technologies, 6(2): 1-11. DOI: 10.3390/technologies6020050
-
Grogan S. (2016) Body Image: Understanding Body Dissatisfaction in Men, Women and Children. L.: Routledge. DOI: 10.4324/9781315681528
-
Heider N., Spruyt A., De Houwer J. (2018) Body dissatisfaction revisited: On the importance of implicit beliefs about actual and ideal body image. Psychologica Belgica, 57: 158-173. DOI: 10.5334/pb.362
-
Hennessy C.H. (1989) Culture in the use, care, and control of aging body. Journal of Aging Studies, 3: 39-54.
-
Hurd L.C. (2000) Older women's body image and embodied experience: An exploration. Journal of Women and Aging, 12: 77-97.
-
Hosseini S.A., Padhy R.K. (2020) Body image distortion. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing. [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31536191/](дата обращения: 25.07.2023).
-
Markey C.N. (2010) Invited commentary: Why body image is important to adolescent development [Editorial]. Journal of Youth and Adolescence, 39(12): 1387-1391. DOI: 10.1007/s10964-010-9510-0 EDN: SHYXWA
-
Mauss M. (1973) Techniques of the Body. Economy and Society, 2(1): 70-88. DOI: 10.1080/03085147300000003
-
Merleau-Ponty M. (1945) Phénoménologie de la Perception. P.: Gallimard.
-
Myers T. A., Crowther J.H. (2009) Social comparison as a predictor of body dissatisfaction: A meta-analytic review. Journal of Abnormal Psychology, 118: 683-698.
-
Quittkat H.L., Hartmann A.S., Düsing R., Buhlmann U., Vocks S. (2019) Body dissatisfaction, importance of appearance, and body appreciation in men and women over the lifespan. Frontiers in Psychiatry, 10: 864. DOI: 10.3389/fpsyt.2019.00864
-
Strelan P., Hargreaves D. (2005) Women Who Objectify Other Women: The Vicious Circle of Objectification? Sex Roles, 52: 707-712. DOI: 10.1007/s11199-005-3737-3 EDN: KZORGU
-
Thompson J.K., Heinberg L.J., Altabe M., Tantleff-Dunn S. (1999) An introduction to the concept of body image disturbance: History, definitions, and descriptions. In: Thompson J.K., Heinberg L.J., Altabe M., Tantleff-Dunn S. (eds.) Exacting Beauty: Theory, Assessment, and Treatment of Body Image Disturbance. Washington, DC: American Psychological Association: 3-18.
-
Tiggemann M. (2012) Sociocultural perspectives on body image. In: T.F. Cash (eds) Encyclopedia of body image and human appearance. L.: Elsevier Academic Press: 758-765.
-
Turner B.S. (2008) The Body and Society: Explorations in Social Theory. L.: Sage.
-
Tylka T.L. (2011) Positive psychology perspectives on body image. In: Cash T.F., Smolak L. (eds.) Body Image: A Handbook of Science, Practice, and Prevention. N.Y.: Guilford Press: 56-64.
-
Vuong A.T., Jarman H.K., Doley J.R., McLean S.A. (2021) Social Media Use and Body Dissatisfaction in Adolescents: The Moderating Role of Thinand Muscular-Ideal Internalisation.International Journal of Environmental Research аnd Public Health 18(24): 13222. https://doi.org/10.3390%2Fijerph182413222.
-
Wilson R.E, Latner J.D, Hayashi K. (2013) More than just body weight: the role of body image in psychological and physical functioning. Body Image. 10(4): 644- 647. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.04.007
-
ВЦИОМ. Как россияне строят крепкие отношения. Аналитический обзор [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kak-rossiyane-stroyatkrepkie-otnosheniya] (дата обращения: 01.06.2023).
-
ВЦИОМ. Индекс подростковой самооценки бренда Dove. Аналитический обзор [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/indeks-podrostkovoi-samoocenki-brenda-dove] (дата обращения: 22.06.2023).
-
Росстат: россияне стали реже разводиться // Российская газета. [https://rg.ru/2020/07/10/rosstat-rossiiane-stali-rezhe-razvoditsia.html](дата обращения: 12.06.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последние годы в российских регионах усилились экологические протесты. При этом уровень протестной активности населения не находится в прямой зависимости от степени экологических угроз, а обусловлен различными политическими и социальными факторами. В качестве одного из основных факторов, способствующих мобилизации населения, исследователи называют региональную идентичность. В данной работе мы отвечаем на вопрос, почему региональная идентичность оказывается важной и какие ее элементы актуализируются в процессе экологической мобилизации в российских регионах. Результаты исследования показывают, что мобилизация населения опиралась на такие компоненты региональной идентичности, как противопоставление регионов центру, периферийность, этничность, историческое прошлое. Экологическая повестка оказалась значимой в связке с представлениями о социальной несправедливости. Природные объекты имели прежде всего социальную значимость для местных жителей. Экологические проблемы зачастую представлялись как угрозы национальной культуре, традиционному образу жизни, религиозным и культурно-историческим объектам. В то же время глобальные экологические ценности артикулировались в основном профессиональными экологами. Кроме того, в некоторых случаях сильная коллективная идентичность могла способствовать экологической демобилизации и сопротивлению тем природоохранным проектам, которые вступали в противоречие с интересами местного населения. Таким образом, низовая экологическая мобилизация в России связана с представлениями о неравномерном распределении ресурсов и с ценностями выживания.
Муниципальная публичная политика и межсекторное социальное партнерство имеет значительный потенциал для достижения поступательного развития муниципалитетов и обеспечения оптимального управления с привлечением организаций некоммерческого сектора, бизнеса и местного сообщества. В настоящем исследовании межсекторное социальное партнерство рассматривается как основа муниципальной публичной политики. Особое внимание уделено роли некоммерческого сектора в реализации общественно-государственного партнерства при формировании муниципальной публичной политики. Методологическая стратегия исследования выстроена в два этапа. На первом этапе осуществлен сбор первичной информации в рамках кабинетного исследования, включающего анализ общего нормативно-правового контекста и экономических показателей деятельности организаций некоммерческого сектора как субъекта общественно-государственного партнерства в муниципальных образованиях. На примере Вологодской области и Республики Карелия выявлены диспропорции по показателям финансового участия местных бюджетов в содействии развитию социально ориентированным НКО и доле муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы. Республика Карелия значительно уступает Вологодской области по рассмотренным экономическим показателям. На втором этапе на основе экспертного опроса субъектов межсекторного социального партнерства и муниципальной публичной политики в г. Вологде (N=92) и г. Петрозаводске (N=109) выявлено, что по критерию восприятия деятельности некоммерческого сектора со стороны власти и бизнеса в рамках опроса фиксируются более позитивные оценки власти в Вологде, чем в Петрозаводске. Для выявления барьеров в развитии инструментов межсекторного социального партнерства с позиции самих общественников использовались материалы глубинных формализованных интервью с руководителями НКО в столичных городах исследуемых регионов (N=28). Установлено, что взаимодействие с властью на муниципальном уровне с позиции самих общественников развивается крайне медленно и требует разработки и внедрения новых инструментов для эффективного развития.
Раскрывается проблема типологии научно-педагогических работников высшего образования (НПР) сквозь призму социологического подхода. Актуальность проблемы определяется значимостью применения типологии как метода научного познания к социологическому исследованию НПР. Новизна предложенного социологического подхода к типологии НПР состоит в возможности ее трактовки как способа структурирования конкретной социальной реальности за счет выделения в ней определенных типов их деятельности. В качестве такой социальной реальности рассмотрены процессы, происходящие в вузах, а также конструируемые типологии в системе высшей школы, а вслед за ними типологии в самих университетах и их социальных общностях. Особое значение приобретает выделение типов специалистов в научно-образовательной общности НПР, которая характеризуется как драйвер экономического, научного, социального, культурного развития вузов, регионов, общества в целом. Целью статьи является осуществление типологического анализа НПР, означающего выделение среди них типологических групп (типов НПР) на базе определенных критериев (оснований). Методология исследования представлена тремя взаимосвязанными подходами - типологическим, общностным, ресурсным. Результатом исследования стали выявленные на основании определенных критериев типологии НПР, знание которых поможет управленческим структурам вузов успешно решать практические задачи высшего образования в конкретных университетах. Конструирование типологий НПР будет способствовать превращению этой научно-образовательной общности в реального научного и интеллектуального лидера университетского развития. Сделан важный вывод о целесообразности конструирования типологии НПР в вузе в соответствии с типологией, задачами и стратегией университетского развития и управления.
В связи с цифровой трансформацией рутинные работы активно и динамично передаются компьютерам. Человек как субъект и творец своей истории столкнулся с необходимостью в скором будущем осуществлять преимущественно те виды деятельности, которые недоступны компьютерам. В статье сформулированы условия обретения человеком свойств субъектности и креативности. В качестве субъектов цифрового общества авторы рассматривают как человека, так и искусственно созданные изделия, построенные на самообучающихся алгоритмах искусственного интеллекта (техносубъектов). Исследовательские вопросы сформулированы в статье следующим образом: при каких условиях человек в сетевой коммуникации может выступать как креативный субъект, а в каких случаях он выступает объектом влияния других субъектов? Насколько автономен самообучающийся техносубъект в коммуникациях с человеком и может ли он создавать и использовать нечто новое? Может ли самообучающийся техносубъект выполнять действия, не заданные явным образом его алгоритмами, модифицируя цели? Как снизить рискогенность алгоритма искусственного интеллекта в процессе его саморазвития? Статья носит поисковый характер с акцентом на поиск идей, помогающих более глубоко понять степень риска, с которым сталкивается цифровое общество.
В общественной и академической дискуссии рэп зачастую представляется как один из наиболее агрессивных музыкальных жанров, в разном виде изображающий насилие и жестокость. Этому способствует социальный контекст возникновения рэпа - его появление в криминальном районе Нью-Йорка и распространение среди бедного чернокожего населения. Используя понятие гегемонной маскулинности, различные исследователи показывают, как рэперам удается устанавливать доминирование над другими через демонстрацию в своих текстах мизогинии, гомофобии и агрессии по отношению к другим артистам. Недавнее же исследование русскоязычного рэпа, основанное на анализе нескольких тысяч текстов этого жанра, показало, что в русскоязычном рэпе нередко встречаются темы, связанные с эмоциями, чувствами и рефлексией, т.е. с чертами, не укладывающимися в типичный для рэпа образ гегемонной маскулинности. Используя результаты этого исследования и расширенный корпус текстов, авторы задаются вопросами о том, как соотносятся указанные образы в русскоязычном рэпе, о чем именно переживают русские рэперы и как содержание их песен меняется с течением времени. Результаты показывают, что с точки зрения содержания для русскоязычного рэпа в гораздо большей степени характерен рефлексивный и недоминирующий образ, связанный с выражением чувств, эмоций и переживаний, рассуждениями о себе и мире. Причем если в ранние периоды источником переживаний были размышления о собственном пути, с течением времени они сменяются на переживания о несчастной любви и расставании. Одновременно с этим в последние годы также заметно распространение и маскулинных тем, особенно таких, которые, на наш взгляд, выражают новый образ гегемонной маскулинности. В этом образе доминирование мужчины достигается за счет богатства, употребления наркотиков и успеха у женщин, но не за счет агрессии и жестокости, характерных для исходного американского образа рэпера.
Актуальность изучения соответствия современных потребностей и профессиональных жизненных планов молодежи состоянию системы профессионального образования вызвана осознанием рисков развития экономики региона и оценкой проблем профессионального образования Кузбасса. Объектом исследования является состояние системы профессионального образования г. Новокузнецка (Кемеровская область), предметом - разработка сценариев изменений системы профессионального образования на период до 2050 г. путем вовлечения в проектирование различных социальных субъектов. Сценарии будущего состояния системы профессионального образования разработаны на основе сочетания методов опроса экспертов, анкетного опроса школьников старших классов и студентов младших курсов вузов и техникумов, анализа текстов эссе школьников средних классов, обобщения материалов проектно-аналитических сессий школьников, студентов, работодателей и работников образования. На основе институционального подхода сделаны выводы о различиях в видении будущего системы профессионального образования разными социальными субъектами, проанализированы факторы, оказывающие влияние на развитие системы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки «дорожных карт» реформирования системы образования в регионе.
Рассматривается роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения цеховых рабочих с акцентом на формальные рамки наставничества и неформальные ценности, образцы поведения и отношение к руководству, транслируемые наставниками новым работникам. Исследование выполнено в смешанной методологии на трех российских предприятиях. Проведены 20 фокус-групповых дискуссий (всего 394 чел.) с наставниками за период с 2018 по 2019 г., анализ положений о наставничестве, интервью с руководителями по персоналу и начальниками цехов и невключенное наблюдение автора. Общие черты цеховой трудовой культуры промышленного персонала включают ценности коллективности, причастности к общему делу, готовности бескорыстно оказать помощь коллективу. Коллективность переплетается с культурой эффективности, что описывается в требованиях добросовестности, качества труда, эффективности, а также инициативности и активной позиции работника. «Новые» требования одобряемого поведения рабочего промышленного предприятия сфокусированы на безопасности труда и соблюдении корпоративных стандартов. Коллективные трудовые нормы запрещают оппортунистическое поведение в виде конфликтов по полу, религии или любых проявлений агрессии, наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания или частое курение), а также противопоставление себя коллективу и сверхнормативную активность. «Новые» по сравнению с советскими и позднесоветскими ценности трудовой культуры капиталистического порядка касаются запрета для рабочего нарушения корпоративных стандартов, разглашения корпоративной тайны и обсуждения решений руководства. Защита границ рабочего микроколлектива от начальства сохраняется на фоне уважительного отношения к менеджменту. За время наставничества в диадах «наставник - наставляемый» зачастую формируется солидарное поведение в ситуации необходимости сотрудничества. Но солидарность как чувство коллективного единства не успевает сформироваться за короткий срок формального наставничества, а отношения доверия складываются не во всякой паре прежде всего из-за неравности обмена и разницы поколенческих интересов.
Это предисловие к разделу, в котором представлены результаты исследовательских проектов российских социологов, прошедших школу изучения социальных трансформаций при Институте сравнительных исследований трудовых отношений (ICLRS). Институт был основан в 1990-х годах группой молодых российских социологов из Москвы, Самары, Кемерово и Сыктывкара совместно с социологами Уорикского университета (Великобритания) Саймоном Кларком и Питером Фейрбразером, и его развитие стало результатом редкого международного сотрудничества.
Рассматриваются получившие распространение в западной социальной науке подходы к изучению цивилизационной идентичности и их использование в исследованиях российского общества. Отмечается, что в исследованиях международных отношений в 2010-е годы наблюдался рост интереса к цивилизационной проблематике, что сопровождалось отказом от таких популярных ранее подходов, как модель «столкновения цивилизаций». В противовес концепции С. Хантингтона выдвигались исследовательские программы, ориентированные на изучение «множественных и плюралистичных цивилизаций» и «цивилизационной политики». При этом одним из источников новых направлений послужили теоретические модели современной исторической социологии. Тем не менее в данной сфере исследований сохранялось преобладание конструктивистского подхода к анализу цивилизационной идентичности, не учитывающего в полной мере влияние исторического наследия на формирование подобной идентичности. Западные исследования российской цивилизационной идентичности также нередко опираются на конструктивистский подход, сосредоточиваясь на анализе идеологических дискурсов. В рамках изучения российского «цивилизационизма» западными авторами рассматривались как дискурс политической элиты, так и его воздействие на широкие слои населения. Эмпирической базой таких исследований выступали вторичный анализ данных опросов общественного мнения, а также данные, полученные с использованием качественных методов. Теоретико-методологические подходы зарубежных ученых, обращавшихся к проблеме российской цивилизационной идентичности, представляют несомненный интерес. Однако некоторые выводы, сделанные в ходе исследований, требуют дополнения или корректировки в том числе в силу ограниченного эмпирического материала, находившегося в распоряжении их авторов.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru