В связи с цифровой трансформацией рутинные работы активно и динамично передаются компьютерам. Человек как субъект и творец своей истории столкнулся с необходимостью в скором будущем осуществлять преимущественно те виды деятельности, которые недоступны компьютерам. В статье сформулированы условия обретения человеком свойств субъектности и креативности. В качестве субъектов цифрового общества авторы рассматривают как человека, так и искусственно созданные изделия, построенные на самообучающихся алгоритмах искусственного интеллекта (техносубъектов). Исследовательские вопросы сформулированы в статье следующим образом: при каких условиях человек в сетевой коммуникации может выступать как креативный субъект, а в каких случаях он выступает объектом влияния других субъектов? Насколько автономен самообучающийся техносубъект в коммуникациях с человеком и может ли он создавать и использовать нечто новое? Может ли самообучающийся техносубъект выполнять действия, не заданные явным образом его алгоритмами, модифицируя цели? Как снизить рискогенность алгоритма искусственного интеллекта в процессе его саморазвития? Статья носит поисковый характер с акцентом на поиск идей, помогающих более глубоко понять степень риска, с которым сталкивается цифровое общество.
Идентификаторы и классификаторы
Россия столкнулась с глобальными вызовами: введение санкций нарушили привычные цепочки поставок и заморозили многие технологические процессы, зарубежные бизнес-структуры ушли с российского рынка, совместные предприятия внутри страны закрываются. В условиях, когда на повестке остро стоят вопросы, как развиваться дальше, на чем сфокусировать усилия, время и ресурсы, просматриваются три направления действий: создание собственных производств импортозамещающей продукции и занятие освободившихся ниш рынка, построение современной инфраструктуры, включая развитие цифровых экосистем, цифровых платформ и логистическую инфраструктуру, а также развитие креативной экономики и электронной экономики (E-lance Economy) (Agrawal et al. 2015).
Список литературы
- Альтшуллер Г. (2017) Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Паблишер.
- Армстронг М. (2010) Практика управления человеческими ресурсами. 10-е изд. СПб.: Питер.
- Боно Э. (2019) Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач. М.: Альпина Паблишер.
- Бьюзен Т. (2010) 10 способов как развить креативность. СПб.: Попурри.
- Василенко Л.А. (2004) Опережающее образование как способ выживания человечества. Безопасность Евразии, 3(17): 491-505. EDN: RBJAZH
- Василенко Л.А., Богданова Л.В. (2020) Креативность, добровольчество и управление талантами в механизмах социальных лифтов. Волонтерство в России: отечественный опыт и современность. М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС: 353-371. EDN: PELEYR
- Василенко Л.А. и др. (ред.) (2004) Стратегия динамического развития России: единство самоорганизации и управления. Материалы Первой международной научно-практической конференции: международный семинар “Динамическое социально-экономическое развитие России в контексте мировых целей тысячелетия”. М.: Проспект. EDN: QQVVOB
- Василенко Л.А., Молчанова О.И. (2021) Влияние медиаконвергенции на субъектов публичного управления в России. Коммуникология, 9(4): 40-52. EDN: MXXKNC
- Волков Ю.Г. (2010) Креативный класс: поиск социологического концепта. Россия реформирующаяся, 9: 43-60. EDN: PBIVLN
-
Волков Ю.Г. (2013) Креативное общество как цель российской модернизации. Новые идеи в социологии. М.: Юнити-Дана, 202-213. EDN: TGVAML
-
Лекторский В.А., Касавин И.Т., Юдин Б.Г., Неретина С.С., Аванесов С.С., Смирнов С.А., Киселева М.С., Артемьева Т.В., Климова С.М., Мануильский М.А., Майданский А.Д., Попова О.В., Тульчинский Г.Л. (2015) Гуманитарные аспекты науки: вчера, сегодня, завтра (материалы круглого стола). Человек, 2: 6-41. EDN: TRSVZJ
-
Джабборов Д.Б. (2017) Трансформация отношений товарного производства под влиянием креативного труда: дис. канд. эконом наук. М. EDN: KKWDGV
-
Дрейфус Х. (2010) Чего не могут вычислительные машины: Критика искусственного разума. М.: Либроком.
-
Зиновьев А.А. (2002) Логическая социология. М.: Социум.
-
Иванов Д.В., Асочаков Ю.В., Богомягкова Е.С. (2021) Включенность в интернет-коммуникации и креативность в социальных сетях как показатели социального развития. Журнал социологии и социальной антропологии, 24(2): 56-80. EDN: KPWZVN
-
Игнатьев В.И. (2021) Проблема техносубъекта: о субъектности "сущностей-конструкторов". Идеи и идеалы, 13(1): 130-150. EDN: PKVLEZ
-
Йоас X. (2005) Креативность действия. СПб.: Алетейя.
-
Йоас Х. (2011) Макс Вебер и происхождение прав человека: исследование культурной инновации. Журнал социологии и социальной антропологии, 14(1): 32-50. EDN: NVUFTV
-
Мамардашвили М. (2011) Формы и содержание мышления. М.: Азбука- Аттикус.
-
Миронова Н.И. (2005) Социальная динамика: метаморфозы самоорганизации и управления. Челябинск: Челябинский Дом печати. EDN: QOFBET
-
Василенко Л.А., Василенко В.И., Казанцева О.А., Тарасова Е.В. (2015) Модели диалога власти и общества в интернет-коммуникациях. М.: Проспект. EDN: WIYSQL
-
Молчанова О.И. (2019) Социальное управление процессами конвергенции в современной медиасфере. М.: ИНФРА-М. EDN: FUNMTZ
-
Муздыбаев К. (2012) Исследование мудрости в погибших, древних и современных цивилизациях. Журнал социологии и социальной антропологии, 15(6): 113-130. EDN: SIZRHJ
-
Николаева Е.М., Камалеева А.М., Николаев М.С. (2023) Гибридная субъектность: интеграция естественного и искусственного в современном социально-техническом пространстве. Казанский социально-гуманитарный вестник,1: 46-50. EDN: YLMTQX
-
Романов В.Л. (1998) Креативные аспекты социального управления. Синергетика и социальное управление, М.: 74-86.
-
Селиверстова А.Д. (2022) Симбиотический интеллект: его понятие, структура и функции применительно к управленческой деятельности. Новгородцева А.Н. (ред.) Культура, личность, общество в условиях пандемии и пост-пандемии: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XХV Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет: 223-228. EDN: UHVXSE
-
Степанова Т.Д. (2020) Развитие теории креативного класса: зарубежная и российская экономическая мысль. Вопросы политической экономии, 3(23): 153-169. EDN: AWTWXP
-
Резаев А.В., Иванова А.А., Стариков В.С., Трегубова Н.Д., Яблонский П.К. (2020) Резаев А.В. (ред.) От искусственного интеллекта к искусственной социальности: новые исследовательские проблемы современной аналитики. М.: ВЦИОМ.
-
Турен А. (1998) Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир.
-
Флорида Р. (2016) Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер.
-
Щедровицкий Г.П. (2006) О методе исследования мышления. М.: Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого". EDN: QXOBUZ
-
Agrawal A., Horton J., Lacetera N., Lyons E. (2015) Digitization and the Contract Labor Market: A Research Agenda. In: Economic Analysis of the Digital Economy. Chicago: The University of Chicago Press: 219-250.
-
Armstrong M. (2007) Human Resources Management. Latest Trends and Approaches. Prague: Grada Publishing.
-
Bourgeois-Bougrine S. (2020) The Expression of Users' Creative Potential in Virtual and Real Environments: An Exploratory Study. Creativity Research Journal, 32(1): 55-65. EDN: NDUYJW
-
Collins H. (2018) Artifictional Intelligence: Against Humanity's Surrender to Computers. UK: Polity Press.
-
Dugin E.Y. (2018) Methodology of media research in the "era of digital civilization". European Journal of Philosophical Research, 5(1): 3-18. EDN: XTGBVR
-
Esposito E. (2022) Artificial Communication: How Algorithms Produce Social Intelligence, Hardcover: MIT Press.
-
Florida R. (2004) The Rise of the Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. N.Y.: Basic Books.
-
Florida R. (2005) The Flight of the Creative Class. The New Global Competition for Talent. N.Y.: HarperBusiness; HarperCollins.
-
Glăveanu V.P. (2020) Advancing creativity theory and research: A sociocultural Manifesto. Journal of Creative Behaviour, 43(5): 741-745.
-
Guilford Y. P. (1967) The nature of human intelligence. N.Y.: Mc-Gaw Hill.
-
Joas H. (1992) Die Kreativität des Handelns. Frankfurt: Main.
-
Kanlı E. (2021) Assessment of Creativity: Theories and Methods. In: Pooja J. (ed.) Creativity - A Force to Innovation. L.: IntechOpen: 125-147.
-
Lubart T., Barbot B., Besançon M. (2019) Creative potential: assessment issues and the EPoC Battery. Estudios de Psicologia, 40(3): 1-23.
-
Markusen A. (2006) Artists' Centers: Evolution and Impact on Careers. Neighborhoods and Economics. University of Minnesota: Center for Urban and Regional Affairs.
-
Moore J.F. (1993) Predators and Prey: A New Ecology of Competition. Harvard Business Review, 71(3): 75-83. EDN: BOKNEH
-
Sternberg R.J. (2004) Words to the Wise About Wisdom? Human Development, 47: 286-289.
-
Touraine A. (1992) Critique de la modernité. Paris: Fayard.
-
Touraine A. (1998) Le retour de l'acteur. Essai de sociologie. Moscou: Le Monde Scientifique.
-
Богданова Л. (2022) Связь культуры и экономического развития территории [https://www.csr.ru/ru/blogs/svyaz-kultury-i-ekonomicheskogo-razvitiya-territorii/] (дата обращения: 20.06.2023).
-
Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р [http://government.ru/docs/all/136723/](дата обращения: 28.06.2023).
-
Как женщины ведут бизнес в Москве. (2020) [https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/kak-zhenshhiny-vedut-biznes-v-moskve] (дата обращения: 15.07.2023).
-
Расширенная подборка данных ВЦИОМктеме "Бизнес и предпринимательство". (2021)[http://www.wciom.ru](дата обращения: 05.07.2023).
-
Расширенная подборка данных ВЦИОМктеме "Нейросети и человек". 2023. [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/neiroseti-i-cheloveknachalo-puti] (дата обращения: 11.08.2023).
-
Creative Industries Mapping Documents: From: Department for Digital, Culture, Media & Sport. 9 April 1998. [https://www.gov.uk/government/organizations/department-for-digital-culture-media-sport](дата обращения: 05.06.2023).
-
Digital-report. (2023) [https://digital-report.ru/ilon-mask-i-drugie-jekspertypodpisali-peticiju-protiv-dalnejshego-razvitija-tehnologii-gpt/](дата обращения: 11.08.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены модели восприятия тела различными половозрастными группами. Восприятие тела рассматривается как многомерная конструкция, авторы останавливаются на эффективно-когнитивных структурах, а также на самовосприятии индивидами собственного тела, проведенных сквозь призму его эстетической привлекательности и функциональности. Основной целью исследования стала эмпирическая концептуализация моделей восприятия тела. Используя метод онлайн-анкетирования, опрошено 1077 горожан в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в Свердловской области. В работе утверждается, что современные представления о теле стереотипизированы: женским телам предписывается привлекательность, а мужским - физическая сила. Наибольшую сенситивность к внешней красоте респонденты демонстрируют в брачных отношениях, а к выносливости и жизнестойкости тела - в профессионально-трудовой деятельности и хозяйственно-бытовой сфере. Исследование показало высокую степень удовлетворенности телом опрошенными и его соответствия существующим стандартам. Полученные данные выявили ориентацию на функциональные свойства тела при выборе тела для себя. На основе проведенного факторного анализа сформированы две модели восприятия собственного тела респондентами: тело как эстетический продукт и тело как функциональный продукт. Первая модель имеет две разновидности: уверенные в своей привлекательности и неуверенные в ней, зависимые от мнения окружающих. Выявлено, что оценка эстетичности собственного тела у женщин снижается с возрастом, а у мужчин максимальная удовлетворенность внешним видом приходится на возраст от 31 до 45 лет. Определено, что женщины всех возрастных групп ориентированы на внешний отклик по сравнению с мужчинами, у которых пик зависимости от окружения в оценке собственного тела приходится на 31-45-летних. Восприятие собственного тела как выносливого и жизнестойкого демонстрируют и мужчины, и женщины среднего возраста. Отмечается, что модели восприятия тела не ограничиваются выявленными в ходе исследования типами и требуют дальнейшего изучения и социологического осмысления.
В последние годы в российских регионах усилились экологические протесты. При этом уровень протестной активности населения не находится в прямой зависимости от степени экологических угроз, а обусловлен различными политическими и социальными факторами. В качестве одного из основных факторов, способствующих мобилизации населения, исследователи называют региональную идентичность. В данной работе мы отвечаем на вопрос, почему региональная идентичность оказывается важной и какие ее элементы актуализируются в процессе экологической мобилизации в российских регионах. Результаты исследования показывают, что мобилизация населения опиралась на такие компоненты региональной идентичности, как противопоставление регионов центру, периферийность, этничность, историческое прошлое. Экологическая повестка оказалась значимой в связке с представлениями о социальной несправедливости. Природные объекты имели прежде всего социальную значимость для местных жителей. Экологические проблемы зачастую представлялись как угрозы национальной культуре, традиционному образу жизни, религиозным и культурно-историческим объектам. В то же время глобальные экологические ценности артикулировались в основном профессиональными экологами. Кроме того, в некоторых случаях сильная коллективная идентичность могла способствовать экологической демобилизации и сопротивлению тем природоохранным проектам, которые вступали в противоречие с интересами местного населения. Таким образом, низовая экологическая мобилизация в России связана с представлениями о неравномерном распределении ресурсов и с ценностями выживания.
Муниципальная публичная политика и межсекторное социальное партнерство имеет значительный потенциал для достижения поступательного развития муниципалитетов и обеспечения оптимального управления с привлечением организаций некоммерческого сектора, бизнеса и местного сообщества. В настоящем исследовании межсекторное социальное партнерство рассматривается как основа муниципальной публичной политики. Особое внимание уделено роли некоммерческого сектора в реализации общественно-государственного партнерства при формировании муниципальной публичной политики. Методологическая стратегия исследования выстроена в два этапа. На первом этапе осуществлен сбор первичной информации в рамках кабинетного исследования, включающего анализ общего нормативно-правового контекста и экономических показателей деятельности организаций некоммерческого сектора как субъекта общественно-государственного партнерства в муниципальных образованиях. На примере Вологодской области и Республики Карелия выявлены диспропорции по показателям финансового участия местных бюджетов в содействии развитию социально ориентированным НКО и доле муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы. Республика Карелия значительно уступает Вологодской области по рассмотренным экономическим показателям. На втором этапе на основе экспертного опроса субъектов межсекторного социального партнерства и муниципальной публичной политики в г. Вологде (N=92) и г. Петрозаводске (N=109) выявлено, что по критерию восприятия деятельности некоммерческого сектора со стороны власти и бизнеса в рамках опроса фиксируются более позитивные оценки власти в Вологде, чем в Петрозаводске. Для выявления барьеров в развитии инструментов межсекторного социального партнерства с позиции самих общественников использовались материалы глубинных формализованных интервью с руководителями НКО в столичных городах исследуемых регионов (N=28). Установлено, что взаимодействие с властью на муниципальном уровне с позиции самих общественников развивается крайне медленно и требует разработки и внедрения новых инструментов для эффективного развития.
Раскрывается проблема типологии научно-педагогических работников высшего образования (НПР) сквозь призму социологического подхода. Актуальность проблемы определяется значимостью применения типологии как метода научного познания к социологическому исследованию НПР. Новизна предложенного социологического подхода к типологии НПР состоит в возможности ее трактовки как способа структурирования конкретной социальной реальности за счет выделения в ней определенных типов их деятельности. В качестве такой социальной реальности рассмотрены процессы, происходящие в вузах, а также конструируемые типологии в системе высшей школы, а вслед за ними типологии в самих университетах и их социальных общностях. Особое значение приобретает выделение типов специалистов в научно-образовательной общности НПР, которая характеризуется как драйвер экономического, научного, социального, культурного развития вузов, регионов, общества в целом. Целью статьи является осуществление типологического анализа НПР, означающего выделение среди них типологических групп (типов НПР) на базе определенных критериев (оснований). Методология исследования представлена тремя взаимосвязанными подходами - типологическим, общностным, ресурсным. Результатом исследования стали выявленные на основании определенных критериев типологии НПР, знание которых поможет управленческим структурам вузов успешно решать практические задачи высшего образования в конкретных университетах. Конструирование типологий НПР будет способствовать превращению этой научно-образовательной общности в реального научного и интеллектуального лидера университетского развития. Сделан важный вывод о целесообразности конструирования типологии НПР в вузе в соответствии с типологией, задачами и стратегией университетского развития и управления.
В общественной и академической дискуссии рэп зачастую представляется как один из наиболее агрессивных музыкальных жанров, в разном виде изображающий насилие и жестокость. Этому способствует социальный контекст возникновения рэпа - его появление в криминальном районе Нью-Йорка и распространение среди бедного чернокожего населения. Используя понятие гегемонной маскулинности, различные исследователи показывают, как рэперам удается устанавливать доминирование над другими через демонстрацию в своих текстах мизогинии, гомофобии и агрессии по отношению к другим артистам. Недавнее же исследование русскоязычного рэпа, основанное на анализе нескольких тысяч текстов этого жанра, показало, что в русскоязычном рэпе нередко встречаются темы, связанные с эмоциями, чувствами и рефлексией, т.е. с чертами, не укладывающимися в типичный для рэпа образ гегемонной маскулинности. Используя результаты этого исследования и расширенный корпус текстов, авторы задаются вопросами о том, как соотносятся указанные образы в русскоязычном рэпе, о чем именно переживают русские рэперы и как содержание их песен меняется с течением времени. Результаты показывают, что с точки зрения содержания для русскоязычного рэпа в гораздо большей степени характерен рефлексивный и недоминирующий образ, связанный с выражением чувств, эмоций и переживаний, рассуждениями о себе и мире. Причем если в ранние периоды источником переживаний были размышления о собственном пути, с течением времени они сменяются на переживания о несчастной любви и расставании. Одновременно с этим в последние годы также заметно распространение и маскулинных тем, особенно таких, которые, на наш взгляд, выражают новый образ гегемонной маскулинности. В этом образе доминирование мужчины достигается за счет богатства, употребления наркотиков и успеха у женщин, но не за счет агрессии и жестокости, характерных для исходного американского образа рэпера.
Актуальность изучения соответствия современных потребностей и профессиональных жизненных планов молодежи состоянию системы профессионального образования вызвана осознанием рисков развития экономики региона и оценкой проблем профессионального образования Кузбасса. Объектом исследования является состояние системы профессионального образования г. Новокузнецка (Кемеровская область), предметом - разработка сценариев изменений системы профессионального образования на период до 2050 г. путем вовлечения в проектирование различных социальных субъектов. Сценарии будущего состояния системы профессионального образования разработаны на основе сочетания методов опроса экспертов, анкетного опроса школьников старших классов и студентов младших курсов вузов и техникумов, анализа текстов эссе школьников средних классов, обобщения материалов проектно-аналитических сессий школьников, студентов, работодателей и работников образования. На основе институционального подхода сделаны выводы о различиях в видении будущего системы профессионального образования разными социальными субъектами, проанализированы факторы, оказывающие влияние на развитие системы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки «дорожных карт» реформирования системы образования в регионе.
Рассматривается роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения цеховых рабочих с акцентом на формальные рамки наставничества и неформальные ценности, образцы поведения и отношение к руководству, транслируемые наставниками новым работникам. Исследование выполнено в смешанной методологии на трех российских предприятиях. Проведены 20 фокус-групповых дискуссий (всего 394 чел.) с наставниками за период с 2018 по 2019 г., анализ положений о наставничестве, интервью с руководителями по персоналу и начальниками цехов и невключенное наблюдение автора. Общие черты цеховой трудовой культуры промышленного персонала включают ценности коллективности, причастности к общему делу, готовности бескорыстно оказать помощь коллективу. Коллективность переплетается с культурой эффективности, что описывается в требованиях добросовестности, качества труда, эффективности, а также инициативности и активной позиции работника. «Новые» требования одобряемого поведения рабочего промышленного предприятия сфокусированы на безопасности труда и соблюдении корпоративных стандартов. Коллективные трудовые нормы запрещают оппортунистическое поведение в виде конфликтов по полу, религии или любых проявлений агрессии, наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания или частое курение), а также противопоставление себя коллективу и сверхнормативную активность. «Новые» по сравнению с советскими и позднесоветскими ценности трудовой культуры капиталистического порядка касаются запрета для рабочего нарушения корпоративных стандартов, разглашения корпоративной тайны и обсуждения решений руководства. Защита границ рабочего микроколлектива от начальства сохраняется на фоне уважительного отношения к менеджменту. За время наставничества в диадах «наставник - наставляемый» зачастую формируется солидарное поведение в ситуации необходимости сотрудничества. Но солидарность как чувство коллективного единства не успевает сформироваться за короткий срок формального наставничества, а отношения доверия складываются не во всякой паре прежде всего из-за неравности обмена и разницы поколенческих интересов.
Это предисловие к разделу, в котором представлены результаты исследовательских проектов российских социологов, прошедших школу изучения социальных трансформаций при Институте сравнительных исследований трудовых отношений (ICLRS). Институт был основан в 1990-х годах группой молодых российских социологов из Москвы, Самары, Кемерово и Сыктывкара совместно с социологами Уорикского университета (Великобритания) Саймоном Кларком и Питером Фейрбразером, и его развитие стало результатом редкого международного сотрудничества.
Рассматриваются получившие распространение в западной социальной науке подходы к изучению цивилизационной идентичности и их использование в исследованиях российского общества. Отмечается, что в исследованиях международных отношений в 2010-е годы наблюдался рост интереса к цивилизационной проблематике, что сопровождалось отказом от таких популярных ранее подходов, как модель «столкновения цивилизаций». В противовес концепции С. Хантингтона выдвигались исследовательские программы, ориентированные на изучение «множественных и плюралистичных цивилизаций» и «цивилизационной политики». При этом одним из источников новых направлений послужили теоретические модели современной исторической социологии. Тем не менее в данной сфере исследований сохранялось преобладание конструктивистского подхода к анализу цивилизационной идентичности, не учитывающего в полной мере влияние исторического наследия на формирование подобной идентичности. Западные исследования российской цивилизационной идентичности также нередко опираются на конструктивистский подход, сосредоточиваясь на анализе идеологических дискурсов. В рамках изучения российского «цивилизационизма» западными авторами рассматривались как дискурс политической элиты, так и его воздействие на широкие слои населения. Эмпирической базой таких исследований выступали вторичный анализ данных опросов общественного мнения, а также данные, полученные с использованием качественных методов. Теоретико-методологические подходы зарубежных ученых, обращавшихся к проблеме российской цивилизационной идентичности, представляют несомненный интерес. Однако некоторые выводы, сделанные в ходе исследований, требуют дополнения или корректировки в том числе в силу ограниченного эмпирического материала, находившегося в распоряжении их авторов.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru