Рассматриваются получившие распространение в западной социальной науке подходы к изучению цивилизационной идентичности и их использование в исследованиях российского общества. Отмечается, что в исследованиях международных отношений в 2010-е годы наблюдался рост интереса к цивилизационной проблематике, что сопровождалось отказом от таких популярных ранее подходов, как модель «столкновения цивилизаций». В противовес концепции С. Хантингтона выдвигались исследовательские программы, ориентированные на изучение «множественных и плюралистичных цивилизаций» и «цивилизационной политики». При этом одним из источников новых направлений послужили теоретические модели современной исторической социологии. Тем не менее в данной сфере исследований сохранялось преобладание конструктивистского подхода к анализу цивилизационной идентичности, не учитывающего в полной мере влияние исторического наследия на формирование подобной идентичности. Западные исследования российской цивилизационной идентичности также нередко опираются на конструктивистский подход, сосредоточиваясь на анализе идеологических дискурсов. В рамках изучения российского «цивилизационизма» западными авторами рассматривались как дискурс политической элиты, так и его воздействие на широкие слои населения. Эмпирической базой таких исследований выступали вторичный анализ данных опросов общественного мнения, а также данные, полученные с использованием качественных методов. Теоретико-методологические подходы зарубежных ученых, обращавшихся к проблеме российской цивилизационной идентичности, представляют несомненный интерес. Однако некоторые выводы, сделанные в ходе исследований, требуют дополнения или корректировки в том числе в силу ограниченного эмпирического материала, находившегося в распоряжении их авторов.
Идентификаторы и классификаторы
Понятие цивилизации, которое давно и плодотворно применялось в исторической социологии, в последние годы широко представлено в исследованиях международных отношений. В частности, ряд авторов обратились к анализу международной политики «цивилизационных государств», в число которых, как правило, включают и Россию (Coker 2019; Acharya 2020; Пабст 2021). В то же время возрос интерес к роли цивилизационной идентичности во внутренней политике. Влияние идеологии
«цивилизационизма» на политические процессы рассматривалась на примере европейских правопопулистских партий (Brubaker 2017), а в дальнейшем такой подход стал более широко использоваться применительно к российским идеологическим дискурсам (Hale, Laruelle 2020; Turoma, Mjør 2020).
Список литературы
-
Арнасон Й. (2021) Цивилизационные паттерны и исторические процессы. М.: Новое литературное обозрение. EDN: OMAUNS
-
Браславский Р.Г., Козловский В.В. (2021) Цивилизационное измерение структурирования обществ. Социологическое обозрение, 20(1): 148-175. EDN: PLKOWR
-
Козловский В.В. (ред.) (2021) Российское общество: архитектоника цивилизационного развития. М.; СПб.: ФНИСЦ РАН. EDN: RQBEMM
-
Пабст А. (2021) Цивилизация и либеральная демократия. Полис. Политические исследования, 30(4): 26-42. EDN: XXCRYI
-
Acharya A. (2020) The Myth of the “Civilization State”: Rising Powers and the Cultural Challenge to World Order. Ethics and International Affairs, 34(2): 139-156. EDN: LEMMLB
-
Arnason J. (2015) Elias and Eisenstadt: The Multiple Meanings of Civilization. Social Imaginaries, 1(2): 146-176.
-
Bassin M. (2016) The Gumilev Mystique: Biopolitics, Eurasianism and the Construction of Community in Modern Russia. Ithaca: Cornell University Press.
-
Bettiza G. (2014) Civilizational Analysis in International Relations: Mapping the Field and Advancing a “Civilizational Politics” Line of Research.International Studies Review, 16(1): 1-28.
-
Bettiza G., Bolton D., Lewis D. (2023) Civilizationism and the Ideological Contestation of the Liberal International Order.International Studies Review, 25(2): 1-28. EDN: QSEKTL
-
Bettiza G., Lewis D. (2020) Authoritarian Powers and Norm Contestation in the Liberal International Order: Theorizing the Power Politics of Ideas and Identity. Journal of Global Security Studies, 5(4): 559-577. EDN: QMUOGV
-
Bettiza G., Petito F. (2018) Why (Clash of) Civilizations Discourses Just Won't Go Away? Understanding the Civilizational Politics of Our Times. In: Orsi D. (ed.) The "Clash of Civilizations" 25 years on: A Multidisciplinary Appraisal. Bristol: E-International Relations: 37-51.
-
Blackburn M. (2021) Mainstream Russian Nationalism and the "State- Civilization" Identity: Perspectives from Below. Nationalities Papers, 49(1): 89-107. EDN: SVCZYC
-
Brubaker R. (2017) Between Nationalism and Civilizationism: The European Populist Moment in Comparative Perspective. Ethnic and Racial Studies, 40(8): 1191-1226.
-
Coker C. (2019) The Rise of the Civilizational State. Cambridge: Polity Press. Hale H., Laruelle M. (2020) Rethinking Civilizational Identity from the Bottom up: A Case Study of Russia and a Research Agenda. Nationalities Papers, 48(3): 585-602. EDN: JGXAWA
-
Hale H., Laruelle M. (2021) A New Wave of Research on Civilizational Politics. Nationalities Papers, 49(4): 597-608. EDN: BHMMDI
-
Katzenstein P. (2010) A World of Plural and Pluralist Civilizations: Multiple Actors, Traditions and Practices. In: Katzenstein P. (ed.) Civilizations in World Politics: Plural and Pluralist Perspectives. New York: Routledge: 1-40.
-
Katzenstein P., Weygandt N. (2017) Mapping Eurasia in an Open World: How the Insularity of Russia's Geopolitical and Civilizational Approaches Limits its Foreign Policies. Perspectives on Politics, 15(2): 428-442. EDN: YFHFSU
-
Laruelle M. (2016) Russia as an Anti-Liberal European Civilization. In: Kolstø P., Blakkisrud H. (eds.) The New Russian Nationalism: Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism, 2000-2015. Edinburgh: Edinburgh University Press: 275-297. EDN: YVIHXL
-
Linde F. (2016) The Civilizational Turn in Russian Political Discourse: From Pan-Europeanism to Civilizational Distinctiveness.Russian Review, 75(4): 604-625.
-
Mjør K. (2017) A Morphology of Russia? The Russian Civilisational Turn and its Cyclical Idea of History. In: Lehtisaari K., Mustajoki A. (eds.) Philosophical and Cultural Interpretations of Russian Modernisation. London: Routledge: 44-58.
-
Scherrer J. (2013) The "Cultural/Civilizational Turn" in Post-Soviet Identity Building. In: Bodin P.-A., Hedlund S., Namli E. (eds.) Power and Legitimacy: Challenges from Russia. London: Routledge: 152-168.
-
Smith J. (2017) Debating Civilisations: Interrogating Civilisational Analysis in a Global Age. Manchester: Manchester University Press.
-
Turoma S., Mjør K. (2020) Introduction: Russian Civilizationalism in a Global Perspective. In: Mjør K., Turoma S. (eds.) Russia as Civilization: Ideological Discourses in Politics, Media and Academia. Abingdon: Routledge: 1-26.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены модели восприятия тела различными половозрастными группами. Восприятие тела рассматривается как многомерная конструкция, авторы останавливаются на эффективно-когнитивных структурах, а также на самовосприятии индивидами собственного тела, проведенных сквозь призму его эстетической привлекательности и функциональности. Основной целью исследования стала эмпирическая концептуализация моделей восприятия тела. Используя метод онлайн-анкетирования, опрошено 1077 горожан в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в Свердловской области. В работе утверждается, что современные представления о теле стереотипизированы: женским телам предписывается привлекательность, а мужским - физическая сила. Наибольшую сенситивность к внешней красоте респонденты демонстрируют в брачных отношениях, а к выносливости и жизнестойкости тела - в профессионально-трудовой деятельности и хозяйственно-бытовой сфере. Исследование показало высокую степень удовлетворенности телом опрошенными и его соответствия существующим стандартам. Полученные данные выявили ориентацию на функциональные свойства тела при выборе тела для себя. На основе проведенного факторного анализа сформированы две модели восприятия собственного тела респондентами: тело как эстетический продукт и тело как функциональный продукт. Первая модель имеет две разновидности: уверенные в своей привлекательности и неуверенные в ней, зависимые от мнения окружающих. Выявлено, что оценка эстетичности собственного тела у женщин снижается с возрастом, а у мужчин максимальная удовлетворенность внешним видом приходится на возраст от 31 до 45 лет. Определено, что женщины всех возрастных групп ориентированы на внешний отклик по сравнению с мужчинами, у которых пик зависимости от окружения в оценке собственного тела приходится на 31-45-летних. Восприятие собственного тела как выносливого и жизнестойкого демонстрируют и мужчины, и женщины среднего возраста. Отмечается, что модели восприятия тела не ограничиваются выявленными в ходе исследования типами и требуют дальнейшего изучения и социологического осмысления.
В последние годы в российских регионах усилились экологические протесты. При этом уровень протестной активности населения не находится в прямой зависимости от степени экологических угроз, а обусловлен различными политическими и социальными факторами. В качестве одного из основных факторов, способствующих мобилизации населения, исследователи называют региональную идентичность. В данной работе мы отвечаем на вопрос, почему региональная идентичность оказывается важной и какие ее элементы актуализируются в процессе экологической мобилизации в российских регионах. Результаты исследования показывают, что мобилизация населения опиралась на такие компоненты региональной идентичности, как противопоставление регионов центру, периферийность, этничность, историческое прошлое. Экологическая повестка оказалась значимой в связке с представлениями о социальной несправедливости. Природные объекты имели прежде всего социальную значимость для местных жителей. Экологические проблемы зачастую представлялись как угрозы национальной культуре, традиционному образу жизни, религиозным и культурно-историческим объектам. В то же время глобальные экологические ценности артикулировались в основном профессиональными экологами. Кроме того, в некоторых случаях сильная коллективная идентичность могла способствовать экологической демобилизации и сопротивлению тем природоохранным проектам, которые вступали в противоречие с интересами местного населения. Таким образом, низовая экологическая мобилизация в России связана с представлениями о неравномерном распределении ресурсов и с ценностями выживания.
Муниципальная публичная политика и межсекторное социальное партнерство имеет значительный потенциал для достижения поступательного развития муниципалитетов и обеспечения оптимального управления с привлечением организаций некоммерческого сектора, бизнеса и местного сообщества. В настоящем исследовании межсекторное социальное партнерство рассматривается как основа муниципальной публичной политики. Особое внимание уделено роли некоммерческого сектора в реализации общественно-государственного партнерства при формировании муниципальной публичной политики. Методологическая стратегия исследования выстроена в два этапа. На первом этапе осуществлен сбор первичной информации в рамках кабинетного исследования, включающего анализ общего нормативно-правового контекста и экономических показателей деятельности организаций некоммерческого сектора как субъекта общественно-государственного партнерства в муниципальных образованиях. На примере Вологодской области и Республики Карелия выявлены диспропорции по показателям финансового участия местных бюджетов в содействии развитию социально ориентированным НКО и доле муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы. Республика Карелия значительно уступает Вологодской области по рассмотренным экономическим показателям. На втором этапе на основе экспертного опроса субъектов межсекторного социального партнерства и муниципальной публичной политики в г. Вологде (N=92) и г. Петрозаводске (N=109) выявлено, что по критерию восприятия деятельности некоммерческого сектора со стороны власти и бизнеса в рамках опроса фиксируются более позитивные оценки власти в Вологде, чем в Петрозаводске. Для выявления барьеров в развитии инструментов межсекторного социального партнерства с позиции самих общественников использовались материалы глубинных формализованных интервью с руководителями НКО в столичных городах исследуемых регионов (N=28). Установлено, что взаимодействие с властью на муниципальном уровне с позиции самих общественников развивается крайне медленно и требует разработки и внедрения новых инструментов для эффективного развития.
Раскрывается проблема типологии научно-педагогических работников высшего образования (НПР) сквозь призму социологического подхода. Актуальность проблемы определяется значимостью применения типологии как метода научного познания к социологическому исследованию НПР. Новизна предложенного социологического подхода к типологии НПР состоит в возможности ее трактовки как способа структурирования конкретной социальной реальности за счет выделения в ней определенных типов их деятельности. В качестве такой социальной реальности рассмотрены процессы, происходящие в вузах, а также конструируемые типологии в системе высшей школы, а вслед за ними типологии в самих университетах и их социальных общностях. Особое значение приобретает выделение типов специалистов в научно-образовательной общности НПР, которая характеризуется как драйвер экономического, научного, социального, культурного развития вузов, регионов, общества в целом. Целью статьи является осуществление типологического анализа НПР, означающего выделение среди них типологических групп (типов НПР) на базе определенных критериев (оснований). Методология исследования представлена тремя взаимосвязанными подходами - типологическим, общностным, ресурсным. Результатом исследования стали выявленные на основании определенных критериев типологии НПР, знание которых поможет управленческим структурам вузов успешно решать практические задачи высшего образования в конкретных университетах. Конструирование типологий НПР будет способствовать превращению этой научно-образовательной общности в реального научного и интеллектуального лидера университетского развития. Сделан важный вывод о целесообразности конструирования типологии НПР в вузе в соответствии с типологией, задачами и стратегией университетского развития и управления.
В связи с цифровой трансформацией рутинные работы активно и динамично передаются компьютерам. Человек как субъект и творец своей истории столкнулся с необходимостью в скором будущем осуществлять преимущественно те виды деятельности, которые недоступны компьютерам. В статье сформулированы условия обретения человеком свойств субъектности и креативности. В качестве субъектов цифрового общества авторы рассматривают как человека, так и искусственно созданные изделия, построенные на самообучающихся алгоритмах искусственного интеллекта (техносубъектов). Исследовательские вопросы сформулированы в статье следующим образом: при каких условиях человек в сетевой коммуникации может выступать как креативный субъект, а в каких случаях он выступает объектом влияния других субъектов? Насколько автономен самообучающийся техносубъект в коммуникациях с человеком и может ли он создавать и использовать нечто новое? Может ли самообучающийся техносубъект выполнять действия, не заданные явным образом его алгоритмами, модифицируя цели? Как снизить рискогенность алгоритма искусственного интеллекта в процессе его саморазвития? Статья носит поисковый характер с акцентом на поиск идей, помогающих более глубоко понять степень риска, с которым сталкивается цифровое общество.
В общественной и академической дискуссии рэп зачастую представляется как один из наиболее агрессивных музыкальных жанров, в разном виде изображающий насилие и жестокость. Этому способствует социальный контекст возникновения рэпа - его появление в криминальном районе Нью-Йорка и распространение среди бедного чернокожего населения. Используя понятие гегемонной маскулинности, различные исследователи показывают, как рэперам удается устанавливать доминирование над другими через демонстрацию в своих текстах мизогинии, гомофобии и агрессии по отношению к другим артистам. Недавнее же исследование русскоязычного рэпа, основанное на анализе нескольких тысяч текстов этого жанра, показало, что в русскоязычном рэпе нередко встречаются темы, связанные с эмоциями, чувствами и рефлексией, т.е. с чертами, не укладывающимися в типичный для рэпа образ гегемонной маскулинности. Используя результаты этого исследования и расширенный корпус текстов, авторы задаются вопросами о том, как соотносятся указанные образы в русскоязычном рэпе, о чем именно переживают русские рэперы и как содержание их песен меняется с течением времени. Результаты показывают, что с точки зрения содержания для русскоязычного рэпа в гораздо большей степени характерен рефлексивный и недоминирующий образ, связанный с выражением чувств, эмоций и переживаний, рассуждениями о себе и мире. Причем если в ранние периоды источником переживаний были размышления о собственном пути, с течением времени они сменяются на переживания о несчастной любви и расставании. Одновременно с этим в последние годы также заметно распространение и маскулинных тем, особенно таких, которые, на наш взгляд, выражают новый образ гегемонной маскулинности. В этом образе доминирование мужчины достигается за счет богатства, употребления наркотиков и успеха у женщин, но не за счет агрессии и жестокости, характерных для исходного американского образа рэпера.
Актуальность изучения соответствия современных потребностей и профессиональных жизненных планов молодежи состоянию системы профессионального образования вызвана осознанием рисков развития экономики региона и оценкой проблем профессионального образования Кузбасса. Объектом исследования является состояние системы профессионального образования г. Новокузнецка (Кемеровская область), предметом - разработка сценариев изменений системы профессионального образования на период до 2050 г. путем вовлечения в проектирование различных социальных субъектов. Сценарии будущего состояния системы профессионального образования разработаны на основе сочетания методов опроса экспертов, анкетного опроса школьников старших классов и студентов младших курсов вузов и техникумов, анализа текстов эссе школьников средних классов, обобщения материалов проектно-аналитических сессий школьников, студентов, работодателей и работников образования. На основе институционального подхода сделаны выводы о различиях в видении будущего системы профессионального образования разными социальными субъектами, проанализированы факторы, оказывающие влияние на развитие системы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки «дорожных карт» реформирования системы образования в регионе.
Рассматривается роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения цеховых рабочих с акцентом на формальные рамки наставничества и неформальные ценности, образцы поведения и отношение к руководству, транслируемые наставниками новым работникам. Исследование выполнено в смешанной методологии на трех российских предприятиях. Проведены 20 фокус-групповых дискуссий (всего 394 чел.) с наставниками за период с 2018 по 2019 г., анализ положений о наставничестве, интервью с руководителями по персоналу и начальниками цехов и невключенное наблюдение автора. Общие черты цеховой трудовой культуры промышленного персонала включают ценности коллективности, причастности к общему делу, готовности бескорыстно оказать помощь коллективу. Коллективность переплетается с культурой эффективности, что описывается в требованиях добросовестности, качества труда, эффективности, а также инициативности и активной позиции работника. «Новые» требования одобряемого поведения рабочего промышленного предприятия сфокусированы на безопасности труда и соблюдении корпоративных стандартов. Коллективные трудовые нормы запрещают оппортунистическое поведение в виде конфликтов по полу, религии или любых проявлений агрессии, наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания или частое курение), а также противопоставление себя коллективу и сверхнормативную активность. «Новые» по сравнению с советскими и позднесоветскими ценности трудовой культуры капиталистического порядка касаются запрета для рабочего нарушения корпоративных стандартов, разглашения корпоративной тайны и обсуждения решений руководства. Защита границ рабочего микроколлектива от начальства сохраняется на фоне уважительного отношения к менеджменту. За время наставничества в диадах «наставник - наставляемый» зачастую формируется солидарное поведение в ситуации необходимости сотрудничества. Но солидарность как чувство коллективного единства не успевает сформироваться за короткий срок формального наставничества, а отношения доверия складываются не во всякой паре прежде всего из-за неравности обмена и разницы поколенческих интересов.
Это предисловие к разделу, в котором представлены результаты исследовательских проектов российских социологов, прошедших школу изучения социальных трансформаций при Институте сравнительных исследований трудовых отношений (ICLRS). Институт был основан в 1990-х годах группой молодых российских социологов из Москвы, Самары, Кемерово и Сыктывкара совместно с социологами Уорикского университета (Великобритания) Саймоном Кларком и Питером Фейрбразером, и его развитие стало результатом редкого международного сотрудничества.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru