Рассматривается роль наставничества в формировании трудовой культуры и солидарного поведения цеховых рабочих с акцентом на формальные рамки наставничества и неформальные ценности, образцы поведения и отношение к руководству, транслируемые наставниками новым работникам. Исследование выполнено в смешанной методологии на трех российских предприятиях. Проведены 20 фокус-групповых дискуссий (всего 394 чел.) с наставниками за период с 2018 по 2019 г., анализ положений о наставничестве, интервью с руководителями по персоналу и начальниками цехов и невключенное наблюдение автора. Общие черты цеховой трудовой культуры промышленного персонала включают ценности коллективности, причастности к общему делу, готовности бескорыстно оказать помощь коллективу. Коллективность переплетается с культурой эффективности, что описывается в требованиях добросовестности, качества труда, эффективности, а также инициативности и активной позиции работника. «Новые» требования одобряемого поведения рабочего промышленного предприятия сфокусированы на безопасности труда и соблюдении корпоративных стандартов. Коллективные трудовые нормы запрещают оппортунистическое поведение в виде конфликтов по полу, религии или любых проявлений агрессии, наличие вредных привычек (алкоголизм, наркомания или частое курение), а также противопоставление себя коллективу и сверхнормативную активность. «Новые» по сравнению с советскими и позднесоветскими ценности трудовой культуры капиталистического порядка касаются запрета для рабочего нарушения корпоративных стандартов, разглашения корпоративной тайны и обсуждения решений руководства. Защита границ рабочего микроколлектива от начальства сохраняется на фоне уважительного отношения к менеджменту. За время наставничества в диадах «наставник - наставляемый» зачастую формируется солидарное поведение в ситуации необходимости сотрудничества. Но солидарность как чувство коллективного единства не успевает сформироваться за короткий срок формального наставничества, а отношения доверия складываются не во всякой паре прежде всего из-за неравности обмена и разницы поколенческих интересов.
Идентификаторы и классификаторы
Наставничество — один из методов внутрифирменного обучения персонала. Не будучи обязательным атрибутом согласно Трудового кодекса РФ, институт наставничества широко используется работодателями для адаптации вновь принятых сотрудников, ротации персонала, обучения новым профессиям, а также для работы со студентами и развития талантов на добровольных началах. В числе видов профессионального дообучения (переобучения) новичков этот метод лидирует среди всех других и широко распространен, о чем свидетельствует тот факт, что, по данным Росстата о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений высшего или среднего профессионального образования в 2016–2020 гг., больше половины из трудоустроившихся (от 59 до 61,7 %) имели наставника (Федеральная служба государственной статистики 2021: табл. 2.19, 2.20).
Список литературы
- Абрамов Р.Н. (2019) Рабочие в современных социологических исследованиях: российский контекст. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 3(3): 283-291. EDN: FPTENB
- Беляева Т.В., Богатырева К.А. (2018) Национальная культура и предпринимательство: обзор литературы и направления будущих исследований. Российский журнал менеджмента 16 (2): 273-294. EDN: XTCGTR
- Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. (2021) Молодежь нового рабочего класса как объект государственнойсоциальной политики и инвестирования. Журнал исследований социальной политики, 19(1): 69-84. EDN: VZUBBT
- Данилова Е., Тарарухина М. (2003) Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3: 53-64. EDN: HTNEPV
- Кабалина В.И. (2005) Практики управления персоналом на современных российских предприятиях. М.: Институт сравнительных исследований трудовых отношений. EDN: QOEVOZ
- Карачаровский В.В., Шкаратан О.И. (2002) Русская трудовая и управленческая культура: опыт исследования в контексте перспектив экономического развития. Мир России. Социология. Этнология, 11(1): 3-56. EDN: TJCTWN
- Касьянова К. (2003) О русском национальном характере. М.: Деловая книга. EDN: QOBZJT
- Кларин М.В. (2016) Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 5: 92-112. EDN: XAIJBN
- Климова С.Г. (2020) Инновативное поведение работающих россиян: повседневные практики и институциональные условия. Социально-трудовые исследования, 1(38): 85-97. EDN: NRQMCC
-
Козина И.М., Зангиева И.К. (2016) Защищенность труда и удовлетворенность работой в малом бизнесе. Социологические исследования, 7: 19-29. EDN: WHVZOP
-
Лыткина Т.С., Ярошенко С.С. (2019) Возможна ли социология для трудящихся классов сегодня? Мир России. Социология. Этнология, 28(1): 101-123. EDN: YYAHHF
-
Мясоедов С.П., Колесникова И.В., Борисова Л.Г. (2011) Российская деловая культура: воздействие на модель управления. М.: Дело. EDN: XWDCZN
-
Осипов П.Н., Ирисметова И.И. (2020) Наставничество как объект научных исследований. Профессиональное образование и рынок труда, 2(41): 109-115. EDN: EAFFNS
-
Прохоров А. (2022) Русская модель управления. М.: Студия Артемия Лебедева.
-
Прохорова М.П., Булганина С.В., Спиридонова Д.А., Голованова С.О. (2019) Оценка эффективности наставничества в современных организациях. Московский экономический журнал, 13: 647-653. EDN: PRMMWG
-
Рощин С.Ю., Слесарева А.А. (2012) Межфирменная мобильность молодых работников на российском рынке труда. Препринт. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
-
Рывкина Р.В. (2001) Драма перемен: экономическая социология переходной России. М.: Дело.
-
Соколов А.К. (2009) Режимность на советских предприятиях. Кондратьев Т.С. (ред.) Режимные люди в СССР. М.: Политическая энциклопедия (РОС- СПЭН): 99-127. EDN: ZCVADZ
-
Становление трудовых отношений в постсоветской России. (2004) М.: Академический проект.
-
Темницкий А.Л. (2021) Традиции и инновации в трудовой культуре российских рабочих. Социологические исследования, 4: 61-73. EDN: IEYFND
-
Тихонова Н.Е. (2015) Явные и неявные последствия экономических кризисов для россиян. Социологические исследования, 12: 16-27. EDN: VGMFMD
-
Целютина Т.В., Муравлева Е.Ю. (2015) Методы управления адаптацией персонала в условиях преодоления последствий кризиса. Проблемы современной науки и образования, 5(35): 39-42. EDN: TQTLYP
-
Чеглакова Л.М. (2011) Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций. Экономическая социология, 12(2): 80-98. EDN: OYTSGX
-
Шаталова Н.И. (1999) Система трудового потенциала работника. Социологические исследования, 3: 51-54.
-
Шейн Э. (2002) Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер. Эфендиев А.Г., Балабанова Е.С., Гоголева А.С. (2012) Организационная культура как нормативно-ролевая система требований к работнику российских бизнес-организаций. Журнал социологии и социальной антропологии, 15(4): 167-187. EDN: PKOYXX
-
Ярошенко С.С., Лыткина Т.С., Колегов К.Н., Вячеславов В.Г., Омельченко Е.Л. (2008) Социальные режимы постсоветского производства. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН. EDN: WIYICF
-
Belsky J., Bakermans-Kranenburg M.J., Van IJzendoorn M.H. (2007) For better and for worse: Differential susceptibility to environmental influences. Current directions in psychological science, 16(6): 300-304.
-
Bianchi F., Casnici N., Squazzoni F. (2018) Solidarity as a byproduct of professional collaboration: social support and trust in a coworking space. Social Networks, 54: 61-72.
-
Chandler D.E., Hall D.T., Kram K.E. (2010) A Developmental Network & Relational Savvy Approach to Talent Development: A Low-Cost Alternative. Organizational Dynamics, 39(1): 48-56.
-
Dawley D.D., Andrews M.C., Bucklew N.S. (2010) Enhancing the ties that bind: Mentoring as a moderator. Career Development International, 15(3): 259-278.
-
Dobrow S.R., Higgins M.C. (2005) Developmental networks and professional identity: A longitudinal study. Career Development International, 10(6/7): 567-583.
-
Eby L.T., Durley J.R., Evans S.C., Ragins B.R. (2008) Mentors' perceptions of negative mentoring experiences: scale development and nomological validation. Journal of applied psychology, 93(2): 358-373.
-
Ghosh R., Reio Jr T.G. (2013) Career benefits associated with mentoring for mentors: A meta-analysis. Journal of vocational behavior, 83(1): 106-116.
-
Godshalk V.M., Sosik J.J. (2003) Aiming for career success: The role of learning goal orientation in mentoring relationships. Journal of vocational behavior, 63(3): 417-437.
-
Granovetter M. (1985) Economic action and social structure: the problem of embeddedness. American journal of sociology, 91(3): 481-510. DOI: 10.1086/228311
-
Higgins M.C., Kram K.E. (2001) Reconceptualizing mentoring at work: A developmental network perspective. Academy of Management Review, 26(2): 264-288. EDN: DNWMJP
-
Higgins M.C., Thomas D.A. (2001) Constellations and careers: Toward understanding the effects of multiple developmental relationships. Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior, 22(3): 223-247.
-
Jiang Z., Di Milia L., Jiang Y., Jiang X. (2020) Thriving at work: A mentoringmoderated process linking task identity and autonomy to job satisfaction. Journal of vocational behavior, 118: 103-373. DOI: 10.1016/j.jvb.2019.103373 EDN: GSOPTS
-
Kram K.E. (1996) A relational approach to career development. Hall D. T. (ed.) The career is dead-Long live the career San Francisco, CA: Jossey-Bass: 132-157.
-
Kram K.E., Higgins M.C. (2009) A new mindset on mentoring: Creating developmental networks at work. MIT Sloan Management Review, 15: 1-7.
-
Kuwabara K. (2011) Cohesion, cooperation, and the value of doing things together: How economic exchange creates relational bonds. American Sociological Review, 76(4): 560-580. DOI: 10.1177/0003122411414825
-
Lawler E.J., Thye S.R., Yoon J. (2008) Social exchange and micro social order. American Sociological Review, 73(4): 519-542. DOI: 10.1177/000312240807300401
-
Lentz E., Allen T.D. (2009) The role of mentoring others in the career plateauing phenomenon. Group & Organization Management, 34(3): 358-384.
-
Lindenberg S. (2006) Prosocial behavior, solidarity, and framing processes. Solidarity and prosocial behavior: An integration of sociological and psychological perspectives, 23-44.
-
Malhotra D., Murnighan J.K. (2002) The effects of contracts on interpersonal trust. Administrative science quarterly, 47(3): 534-559. DOI: 10.2307/3094850 EDN: EJSGZF
-
Molm L.D., Collett J.L., Schaefer D.R. (2006) Conflict and fairness in social exchange. Social Forces, 84(4): 2331-2352.
-
Molm L.D., Schaefer D.R., Collett J.L. (2009) Fragile and resilient trust: risk and uncertainty in negotiated and reciprocal exchange. Sociological Theory, 27 (1): 1-32.
-
Oberländer A. (2017) Cushy work, backbreaking leisure: late Soviet work ethics reconsidered. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 18(3): 569-590. EDN: YIMGYA
-
Park J. H., Newman A., Zhang L., Wu C., Hooke A. (2016) Mentoring functions and turnover intention: The mediating role of perceived organizational support. The international journal of human resource management, 27(11): 1173-1191.
-
Ragins B.R., Kram K.E. (2007) The handbook of mentoring at work: Theory, research, and practice. N.Y: Sage Publications.
-
Ryan R.M., Deci E.L. (2000) Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 55(1): 68-78. EDN: GSHHWJ
-
Ryan R.M., Huta V., Deci E.L. (2008) Living well: A self-determination theory perspective on eudaimonia. Journal of happiness studies, 9(1): 139-170. EDN: PHGYLH
-
Scandura T.A., Viator R.E. (1994) Mentoring in public accounting firms: An analysis of mentor-protégé relationships, mentorship functions, and protégé turnover intentions. Accounting, Organizations and Society, 19(8): 717-734.
-
Spreitzer G.M., Porath C. (2014) Self-determination as nutriment for thriving: Building an integrative model of human growth at work. The Oxford handbook of work engagement, motivation, and self-determination theory, 90: 245-258.
-
Targowski A., Metwalli A. (20059. Cross-culture communication. In: M. Khosrow-Pour (ed.) Encyclopedia of Information Science and Technology. IGI Global: Hershey, Vol. 1: 645-654.
-
Федеральная служба государственной статистики. (2021) Выборочное федеральное статистическое наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование, ВТР-2021. [https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html](дата обращения: 01.03.2023).
-
ФинЭкспертиза. (2021) Удар по молодежи: российский рынок труда лишился более миллиона молодых работников. [https://finexpertiza.ru/pressservice/researches/2021/udar-po-molodezhi/] (дата обращения: 01.03.2023).
-
Челпанов М. (2021) Наставничество новых сотрудников в компании: организация системы, виды и этапы. [https://school.kontur.ru/publications/2247](дата обращения: 01.03.2023).
-
Clutterbuck D. (2013) The problem with research in mentoring. [https://davidclutterbuckpartnership.com/the-problem-with-research-in-mentoring/] (дата обращения: 01.03.2023).
-
Mercer Report. (2015, 23.01.2018) Inside employees' minds. [www.mercer.com/newsroom/mercer-2015-inside-employees-minds-research.html](дата обращения: 23.01.2018).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены модели восприятия тела различными половозрастными группами. Восприятие тела рассматривается как многомерная конструкция, авторы останавливаются на эффективно-когнитивных структурах, а также на самовосприятии индивидами собственного тела, проведенных сквозь призму его эстетической привлекательности и функциональности. Основной целью исследования стала эмпирическая концептуализация моделей восприятия тела. Используя метод онлайн-анкетирования, опрошено 1077 горожан в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в Свердловской области. В работе утверждается, что современные представления о теле стереотипизированы: женским телам предписывается привлекательность, а мужским - физическая сила. Наибольшую сенситивность к внешней красоте респонденты демонстрируют в брачных отношениях, а к выносливости и жизнестойкости тела - в профессионально-трудовой деятельности и хозяйственно-бытовой сфере. Исследование показало высокую степень удовлетворенности телом опрошенными и его соответствия существующим стандартам. Полученные данные выявили ориентацию на функциональные свойства тела при выборе тела для себя. На основе проведенного факторного анализа сформированы две модели восприятия собственного тела респондентами: тело как эстетический продукт и тело как функциональный продукт. Первая модель имеет две разновидности: уверенные в своей привлекательности и неуверенные в ней, зависимые от мнения окружающих. Выявлено, что оценка эстетичности собственного тела у женщин снижается с возрастом, а у мужчин максимальная удовлетворенность внешним видом приходится на возраст от 31 до 45 лет. Определено, что женщины всех возрастных групп ориентированы на внешний отклик по сравнению с мужчинами, у которых пик зависимости от окружения в оценке собственного тела приходится на 31-45-летних. Восприятие собственного тела как выносливого и жизнестойкого демонстрируют и мужчины, и женщины среднего возраста. Отмечается, что модели восприятия тела не ограничиваются выявленными в ходе исследования типами и требуют дальнейшего изучения и социологического осмысления.
В последние годы в российских регионах усилились экологические протесты. При этом уровень протестной активности населения не находится в прямой зависимости от степени экологических угроз, а обусловлен различными политическими и социальными факторами. В качестве одного из основных факторов, способствующих мобилизации населения, исследователи называют региональную идентичность. В данной работе мы отвечаем на вопрос, почему региональная идентичность оказывается важной и какие ее элементы актуализируются в процессе экологической мобилизации в российских регионах. Результаты исследования показывают, что мобилизация населения опиралась на такие компоненты региональной идентичности, как противопоставление регионов центру, периферийность, этничность, историческое прошлое. Экологическая повестка оказалась значимой в связке с представлениями о социальной несправедливости. Природные объекты имели прежде всего социальную значимость для местных жителей. Экологические проблемы зачастую представлялись как угрозы национальной культуре, традиционному образу жизни, религиозным и культурно-историческим объектам. В то же время глобальные экологические ценности артикулировались в основном профессиональными экологами. Кроме того, в некоторых случаях сильная коллективная идентичность могла способствовать экологической демобилизации и сопротивлению тем природоохранным проектам, которые вступали в противоречие с интересами местного населения. Таким образом, низовая экологическая мобилизация в России связана с представлениями о неравномерном распределении ресурсов и с ценностями выживания.
Муниципальная публичная политика и межсекторное социальное партнерство имеет значительный потенциал для достижения поступательного развития муниципалитетов и обеспечения оптимального управления с привлечением организаций некоммерческого сектора, бизнеса и местного сообщества. В настоящем исследовании межсекторное социальное партнерство рассматривается как основа муниципальной публичной политики. Особое внимание уделено роли некоммерческого сектора в реализации общественно-государственного партнерства при формировании муниципальной публичной политики. Методологическая стратегия исследования выстроена в два этапа. На первом этапе осуществлен сбор первичной информации в рамках кабинетного исследования, включающего анализ общего нормативно-правового контекста и экономических показателей деятельности организаций некоммерческого сектора как субъекта общественно-государственного партнерства в муниципальных образованиях. На примере Вологодской области и Республики Карелия выявлены диспропорции по показателям финансового участия местных бюджетов в содействии развитию социально ориентированным НКО и доле муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы. Республика Карелия значительно уступает Вологодской области по рассмотренным экономическим показателям. На втором этапе на основе экспертного опроса субъектов межсекторного социального партнерства и муниципальной публичной политики в г. Вологде (N=92) и г. Петрозаводске (N=109) выявлено, что по критерию восприятия деятельности некоммерческого сектора со стороны власти и бизнеса в рамках опроса фиксируются более позитивные оценки власти в Вологде, чем в Петрозаводске. Для выявления барьеров в развитии инструментов межсекторного социального партнерства с позиции самих общественников использовались материалы глубинных формализованных интервью с руководителями НКО в столичных городах исследуемых регионов (N=28). Установлено, что взаимодействие с властью на муниципальном уровне с позиции самих общественников развивается крайне медленно и требует разработки и внедрения новых инструментов для эффективного развития.
Раскрывается проблема типологии научно-педагогических работников высшего образования (НПР) сквозь призму социологического подхода. Актуальность проблемы определяется значимостью применения типологии как метода научного познания к социологическому исследованию НПР. Новизна предложенного социологического подхода к типологии НПР состоит в возможности ее трактовки как способа структурирования конкретной социальной реальности за счет выделения в ней определенных типов их деятельности. В качестве такой социальной реальности рассмотрены процессы, происходящие в вузах, а также конструируемые типологии в системе высшей школы, а вслед за ними типологии в самих университетах и их социальных общностях. Особое значение приобретает выделение типов специалистов в научно-образовательной общности НПР, которая характеризуется как драйвер экономического, научного, социального, культурного развития вузов, регионов, общества в целом. Целью статьи является осуществление типологического анализа НПР, означающего выделение среди них типологических групп (типов НПР) на базе определенных критериев (оснований). Методология исследования представлена тремя взаимосвязанными подходами - типологическим, общностным, ресурсным. Результатом исследования стали выявленные на основании определенных критериев типологии НПР, знание которых поможет управленческим структурам вузов успешно решать практические задачи высшего образования в конкретных университетах. Конструирование типологий НПР будет способствовать превращению этой научно-образовательной общности в реального научного и интеллектуального лидера университетского развития. Сделан важный вывод о целесообразности конструирования типологии НПР в вузе в соответствии с типологией, задачами и стратегией университетского развития и управления.
В связи с цифровой трансформацией рутинные работы активно и динамично передаются компьютерам. Человек как субъект и творец своей истории столкнулся с необходимостью в скором будущем осуществлять преимущественно те виды деятельности, которые недоступны компьютерам. В статье сформулированы условия обретения человеком свойств субъектности и креативности. В качестве субъектов цифрового общества авторы рассматривают как человека, так и искусственно созданные изделия, построенные на самообучающихся алгоритмах искусственного интеллекта (техносубъектов). Исследовательские вопросы сформулированы в статье следующим образом: при каких условиях человек в сетевой коммуникации может выступать как креативный субъект, а в каких случаях он выступает объектом влияния других субъектов? Насколько автономен самообучающийся техносубъект в коммуникациях с человеком и может ли он создавать и использовать нечто новое? Может ли самообучающийся техносубъект выполнять действия, не заданные явным образом его алгоритмами, модифицируя цели? Как снизить рискогенность алгоритма искусственного интеллекта в процессе его саморазвития? Статья носит поисковый характер с акцентом на поиск идей, помогающих более глубоко понять степень риска, с которым сталкивается цифровое общество.
В общественной и академической дискуссии рэп зачастую представляется как один из наиболее агрессивных музыкальных жанров, в разном виде изображающий насилие и жестокость. Этому способствует социальный контекст возникновения рэпа - его появление в криминальном районе Нью-Йорка и распространение среди бедного чернокожего населения. Используя понятие гегемонной маскулинности, различные исследователи показывают, как рэперам удается устанавливать доминирование над другими через демонстрацию в своих текстах мизогинии, гомофобии и агрессии по отношению к другим артистам. Недавнее же исследование русскоязычного рэпа, основанное на анализе нескольких тысяч текстов этого жанра, показало, что в русскоязычном рэпе нередко встречаются темы, связанные с эмоциями, чувствами и рефлексией, т.е. с чертами, не укладывающимися в типичный для рэпа образ гегемонной маскулинности. Используя результаты этого исследования и расширенный корпус текстов, авторы задаются вопросами о том, как соотносятся указанные образы в русскоязычном рэпе, о чем именно переживают русские рэперы и как содержание их песен меняется с течением времени. Результаты показывают, что с точки зрения содержания для русскоязычного рэпа в гораздо большей степени характерен рефлексивный и недоминирующий образ, связанный с выражением чувств, эмоций и переживаний, рассуждениями о себе и мире. Причем если в ранние периоды источником переживаний были размышления о собственном пути, с течением времени они сменяются на переживания о несчастной любви и расставании. Одновременно с этим в последние годы также заметно распространение и маскулинных тем, особенно таких, которые, на наш взгляд, выражают новый образ гегемонной маскулинности. В этом образе доминирование мужчины достигается за счет богатства, употребления наркотиков и успеха у женщин, но не за счет агрессии и жестокости, характерных для исходного американского образа рэпера.
Актуальность изучения соответствия современных потребностей и профессиональных жизненных планов молодежи состоянию системы профессионального образования вызвана осознанием рисков развития экономики региона и оценкой проблем профессионального образования Кузбасса. Объектом исследования является состояние системы профессионального образования г. Новокузнецка (Кемеровская область), предметом - разработка сценариев изменений системы профессионального образования на период до 2050 г. путем вовлечения в проектирование различных социальных субъектов. Сценарии будущего состояния системы профессионального образования разработаны на основе сочетания методов опроса экспертов, анкетного опроса школьников старших классов и студентов младших курсов вузов и техникумов, анализа текстов эссе школьников средних классов, обобщения материалов проектно-аналитических сессий школьников, студентов, работодателей и работников образования. На основе институционального подхода сделаны выводы о различиях в видении будущего системы профессионального образования разными социальными субъектами, проанализированы факторы, оказывающие влияние на развитие системы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки «дорожных карт» реформирования системы образования в регионе.
Это предисловие к разделу, в котором представлены результаты исследовательских проектов российских социологов, прошедших школу изучения социальных трансформаций при Институте сравнительных исследований трудовых отношений (ICLRS). Институт был основан в 1990-х годах группой молодых российских социологов из Москвы, Самары, Кемерово и Сыктывкара совместно с социологами Уорикского университета (Великобритания) Саймоном Кларком и Питером Фейрбразером, и его развитие стало результатом редкого международного сотрудничества.
Рассматриваются получившие распространение в западной социальной науке подходы к изучению цивилизационной идентичности и их использование в исследованиях российского общества. Отмечается, что в исследованиях международных отношений в 2010-е годы наблюдался рост интереса к цивилизационной проблематике, что сопровождалось отказом от таких популярных ранее подходов, как модель «столкновения цивилизаций». В противовес концепции С. Хантингтона выдвигались исследовательские программы, ориентированные на изучение «множественных и плюралистичных цивилизаций» и «цивилизационной политики». При этом одним из источников новых направлений послужили теоретические модели современной исторической социологии. Тем не менее в данной сфере исследований сохранялось преобладание конструктивистского подхода к анализу цивилизационной идентичности, не учитывающего в полной мере влияние исторического наследия на формирование подобной идентичности. Западные исследования российской цивилизационной идентичности также нередко опираются на конструктивистский подход, сосредоточиваясь на анализе идеологических дискурсов. В рамках изучения российского «цивилизационизма» западными авторами рассматривались как дискурс политической элиты, так и его воздействие на широкие слои населения. Эмпирической базой таких исследований выступали вторичный анализ данных опросов общественного мнения, а также данные, полученные с использованием качественных методов. Теоретико-методологические подходы зарубежных ученых, обращавшихся к проблеме российской цивилизационной идентичности, представляют несомненный интерес. Однако некоторые выводы, сделанные в ходе исследований, требуют дополнения или корректировки в том числе в силу ограниченного эмпирического материала, находившегося в распоряжении их авторов.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru