В работе рассматривается использование ЦОР в практике преподавания базового предмета по специальности, в частности Историческая грамматика русского языка, что диктуется необходимостью цифровизации образовательного процесса. Применение ЦОР становится особенно актуальным в условиях дистанционного обучения или в рамках такой модели образования, как кредитно-модульная. Важнейшей особенностью ЦОР, отличающей его от других форм использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, является интерактивность. Различного рода упражнения и тесты, составляющие неотъемлемую часть ЦОР, дают широкие возможности для проверки и самопроверки знаний студентов.
Идентификаторы и классификаторы
Применение инноваций и компьютерных технологий в процессе обучения русскому языку диктует необходимость наличия цифровой грамотности в образовательном процессе высшей школы у студентов как технических, так и гуманитарных специальностей. Совокупность данных факторов породила необходимость внедрения элементов цифрового образования в практику обучения специалистов-филологов в высшей школе. Термин «цифровой образовательный ресурс» имеет неоднозначную трактовку у разных исследователей. Нам близка трактовка Е. С. Полат, который считает, что ЦОР включает в себя различные учебные материалы, «представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса» [Полат 2009: 15].
Список литературы
-
Аблаева, Л. Н. Анализ современных электронных образовательных ресурсов / Л. Н. Аблаева // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. - 2021. - № 2 (32). - С. 38-49. EDN: XUGBFS
-
Аверина, С. А. К постановке проблемы вариантности в учебных пособиях по истории русского языка на материале раздела “Склонение имени существительного” / С. А. Аверина, Л. В. Капорулина, О. А. Старовойтова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. - 1994. - № 3. - С. 21-29. EDN: XXUORR
-
Баймаханов, А. Б. Анализ процесса разработки цифровых образовательных ресурсов / А. Б. Баймаханов // Актуальные проблемы методологии педагогических и психологических исследований в образовании: сборник статей. Международная научно-практическая конференция, Омск, 22-23 апреля 2021 года. - Омск: Омская гуманитарная академия, 2021. - С. 3-6. EDN: WZCSEK
-
Бекетов, А. З. Цифровые образовательные ресурсы в формировании языковой компетенции при подготовке к ЕГЭ по русскому языку / А. З. Бекетов // Современное филологическое образование в исследованиях магистрантов: сборник научных статей магистрантов - участников научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2022 года. - Ярославль: Ремдер, 2022. - С. 202-212. EDN: DAARUS
-
Бокова, Л. Н. Организационно-правовые аспекты интегрирования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс / Л. Н. Бокова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2022. - № 6 (149). - С. 283-288. -. DOI: 10.24412/2227-7315-2022-6-283-288 EDN: MSMXWP
-
Вилкова, А. А. Использование цифровых ресурсов в образовательном процессе / А. А. Вилкова // Организационно-методические аспекты повышения качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования: сборник статей IV Всероссийской научно-методической конференции, Пенза, 31 октября 2022 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. - С. 77-80. EDN: BNPLBV
-
Джусубалиева, Д. М. Использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов / Д. М. Джусубалиева, Г. Б. Джонисова, А. Б. Медешова // Вестник ЗКУ. - 2015. - № 1 (57). - С. 142-152. EDN: WLCGPP
-
Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы ХVII Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 29 марта 2023 года / редколлегия: Р. М. Чудинский (науч. ред.), В. В. Малев, А. А. Малева (отв. ред.), М. В. Дюжакова, С. О. Башарина. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. - 452 с. EDN: BRVMAB т
-
Касимова, К. Я. Цифровые образовательные ресурсы в системе цифровой трансформации / К. Я. Касимова // Человек. Общество. Культура. Социализация:материалы XIX Международной молодежной научно-практической конференции, Уфа, 20 апреля 2023 года. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2023. - С. 172-178. EDN: WHZTYY т
-
Марцинковская, Т. Д. Психология развития / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, К. Н. Поливанова [и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2017. - 528 с.
-
Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2009. - 269 с. EDN: QXCHFL
-
Соловов, А. В. Системно-дидактический анализ цифровых образовательных ресурсов / А. В. Соловов, А. А. Меньшикова // Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации: сборник научных трудов всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Самара, 27 февраля 2023 года. - Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, 2023. - С. 121-126. EDN: POPHEP
-
Хабибуллина, Е. В. Проблемы преподавания курса "История русского языка" в иностранной аудитории / Е. В. Хабибуллина // Многогранный В. И. Даль в мировой науке и культуре: сборник научных статей III Международного форума, Нижний Новгород, 22-23 ноября 2021 года / отв. редактор М. А. Грачев. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2022. - С. 222-230. EDN: FITRLF
-
Цифровые образовательные технологии: дидактические возможности и риски / Н. А. Василькова, Е. А. Гафарова, Г. А. Диденко, О. Н. Шварцкоп. - Челябинск: Издательство ЗАО "Библиотека А. Миллера", 2023. - 99 с. EDN: DKHQEO
-
Beyene, W. M. Inclusion, access, and accessibility of educational resources in higher education institutions: exploring the Ethiopian context / W. M. Beyene, A. T. Mekonnen, G. A. Giannoumis // International Journal of Inclusive Education. - 2003. - Vol. 27 (1). - P. 18-34. -. DOI: 10.1080/13603116.2020.1817580 EDN: OGEMSV
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматривается понятие «интеграции» и его актуальность в сфере образования. Также исследован наиболее современный метод обучения иностранному языку CLIL и примеры использования данного метода в преподавании русского языка как иностранного. Цель - раскрыть значимость интегрированного метода обучения в современном образовании. Проблема исследования состоит в анализировании пособий по обучению русскому языку как иностранному, составленных с использованием метода CLIL. Данный научный труд позволил ознакомиться с современными аспектами обучению языку, в том числе и предмету.
Актуальность данной статьи заключается в изучении языка в реалиях кросс-культурного общества, а именно в системе восприятия русского языка как иностранного учащимися Республики Узбекистан и непосредственно являющимися носителями узбекского языка. Основой описанных методов является обязательный учёт кросс-культурных особенностей и знакомство с культурой через язык. Проблемой исследования считается графическая интерференция у изучающих РКИ. Эксперимент максимально конкретно выявляет проблемы в изучении языка и доказывает эффективность выдвинутого в статье метода обучения и надлежащих учебных пособий для узбеко-говорящего слоя населения.
Статья представляет собой попытку преодоления затруднений, которые могут возникнуть при обучении иностранному языку в больших группах. В статье рассматриваются академические сложности, а также возможности групповых методов для их преодоления. В основной части статьи представлены приемы, разработанные на основе опыта отечественных и зарубежных преподавателей английского языка.
Исследование посвящено раскрытию возможных форм применения средств информационно-коммуникативных технологий для лингвострановедческого аспекта обучения иностранным языкам на примере методической разработки по теме «Столица Урала» для уроков русского языка как иностранного, проводимого для китайской студенческой аудитории. Работа призвана продемонстрировать, что использование визуального и интерактивного материала в современной системе лингвистического образования позволяет реализовать потребность студентов в погружении в культурную среду страны изучаемого языка.
В статье рассматриваются возможности использования лингвистической сказки как дидактического средства, направленного на нестандартную методическую интерпретацию учебного материала, а также как приема, позволяющего решать различные методические задачи в обучении русскому языку как иностранному. Анализируются цели и виды лингвистических сказок в аспекте развития не только языковой, речевой и коммуникативной компетенций, но и лингвокультурной.
В статье рассмотрены специфика и методический потенциал лингвотеатрального инструментария в обучении русскому языку как иностранному. Авторы определяют основное содержание понятий «лингвотеатральный подход», «лингвотеатральные приемы», характеризуют виды театральных технологий, которые могут использоваться в обучении русскому языку как иностранному. Отдельное внимание уделено условиям, определяющим эффективность применения лингвотеатрального подхода.
Настоящая работа продолжает серию исследований, посвященных изучению различных аспектов проблемы конфликтной интернет-коммуникации. В фокусе внимания находятся графико-вербальные поликодовые тексты (мемы и демотиваторы) конфликтной направленности. Посредством контекстуального, семиотического и семантического методов исследования анализируются содержательное пространство данных поликодовых текстов, актуализируемые смысловые компоненты, рассматривается реализация жанрового потенциала под влиянием фактора конфликтной составляющей. Устанавливаются особенности конфликтных мемов и демотиваторов, анализируется вербальная и иконическая их репрезентация.
|
|
|
Актуальность работы связана с изучением методического ресурса педагогических технологий интерактивного типа с использованием инновационного цифрового инструментария в практике преподавания русского языка как иностранного. Цель - описание возможностей применения инфографики «облако слов» в поликультурном языковом образовании. В качестве примера анализируется стихотворение А. С. Пушкина «К морю» в ракурсе концептуального анализа. Созданная инфографика способствует глубокому и всестороннему формированию компетентностной базы иностранных студентов в предметной области «русский язык».
В работе описан опыт организации и проведения международного межуниверситетского языкового онлайн-лагеря для студентов, изучающих русский язык. Лагерь рассматривается как практико-ориентированное краткосрочное интенсивное обучение, организуемое с целью создания иноязычной языковой среды и повышения мотивации студентов к обучению. Представлены формат, задачи, содержание мероприятия, а также полученные результаты.
В статье обсуждается лингводидактический потенциал сопоставительного интерпретационного анализа поэтического текста на русском и английском языках (на примере стихотворения О. Мандельштама в переводе К. Уимена). Актуальность исследования обусловлена интересом современной лингвистики и лингводидактики к вопросам межкультурного общения. В работе применялись методы параллельного чтения, дефиниционного и интерпретационного анализа. Материалы исследования представляют интерес для подготовки специалистов-переводчиков в паре «русский язык - английский язык».
Актуальность проблемы заключается в подготовке конкурентоспособных кадров в системе образования Республики Узбекистан. Ориентация на сотрудничество региональных вузов с вузами других стран, открытие новых направлений бакалавриата в государственных вузах, переход на кредитно-модульную систему обучения, открытие частных вузов поднимает проблемы реформирования системы высшего образования. В данной статье раскрываются вопросы подготовки филологов и учителей русского языка в иноязычных группах в Наманганской области, анализируются изменения в учебных планах и программах по направлениям бакалавриата «Филология и обучение языкам» и «Русский язык в иноязычных группах».
Актуальность работы связана с изучением формирования устойчивых знаний, универсальных навыков и профессиональных компетенций специалиста на основе системного, интегративного и личностно ориентированного подходов, что обуславливает необходимость определения эффективных стратегий профессионально ориентированного лингвистического образования в высшей школе. Цель статьи - проанализировать стратегии профессионально ориентированного лингвистического образования в высшем учебном заведении.
В статье обобщен методический опыт по подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку различных уровней. В ходе подготовки важно учитывать рациональное соотношение лингвистической теории по современному русскому языку и диахронного аспекта в интерпретации языкового материала. В статье представлены конкретные задания для лингвистических олимпиад, позволяющие продемонстрировать данное соотношение. Использование синхронно-диахронного принципа анализа материала в процессе подготовки обучающихся к лингвистическим олимпиадам может стать дополнительным средством их мотивации к изучению лингвистических дисциплин, а также средством выявления хорошего языкового чутья и широкой лингвистической эрудиции у школьников различного возраста.
Авторы освещают такие понятия, как медиадискурс и метафора. Рассматривают особенности британского медиадискурса и проблемы системы здравоохранения Великобритании через призму метафоры глазами граждан королевства. В основу исследования легли комментарии под видео в YouTube.
В статье анализируются особенности функционирования метафорических конструкций «мир, страна, планета + сущ. в Р. п.» в эргонимических номинациях Екатеринбурга. Для выявления стереотипов восприятия метафор такого рода разработан и проведен психолингвистический эксперимент. В результате экспериментального исследования выявлены основания для положительной или отрицательной оценки эргонимов; описаны особенности лексико-семантического наполнения каждой из стимульных конструкций, выделены ассоциативные доминанты восприятия таких метафор в аспекте формирования образа заведения. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в номинативной практике.
В статье анализируются особенности функционирования метафорических конструкций «мир, страна, планета + сущ. в Р. п.» в эргонимических номинациях Екатеринбурга. Для выявления стереотипов восприятия метафор такого рода разработан и проведен психолингвистический эксперимент. В результате экспериментального исследования выявлены основания для положительной или отрицательной оценки эргонимов; описаны особенности лексико-семантического наполнения каждой из стимульных конструкций, выделены ассоциативные доминанты восприятия таких метафор в аспекте формирования образа заведения. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в номинативной практике.
Статья посвящена вопросам преподавания юридического перевода в Уральском государственном юридическом университете в рамках программы дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»: определение юридического перевода, классификация юридических текстов, критерии и принцип отбора учебного материала, цель и задачи обучения, формирование переводческого мышления и переводческой компетенции.
В статье обсуждается проблема использования фразеологизмов библейского происхождения при обучении иностранному (английскому) языку в высшей школе. Раскрывается сущность понятий «библеизм» и «библейский фразеологизм», выделяются причины, обусловливающие необходимость изучения библейской фразеологии, приводятся аргументы в пользу развития фразеологической компетенции обучающихся путем введения и отработки библейской фразеологической лексики. Автор предлагает примеры заданий и упражнений, направленных на формирование и совершенствование социокультурной и фразеологической компетенций обучающихся языковых вузов, которые составляют специализированное пособие. В статье четко сформулированы критерии отбора единиц для глоссария, содержащегося в пособии и облегчающего работу с обучающим материалом.
Актуальность работы связана с огромной ролью, которую играют культурно-специфические единицы, в частности аллюзивные имена, при изучении стилистических проблем, связанных с текстами. Стилистика текста активно развивается в настоящее время, однако отсутствуют современные методики стилистического анализа единиц текста, его сегментов. Целью работы является выявление функции аллюзивного имени, употребленного автором в художественном тексте, в качестве конструктивного приема организации текста посредством изучения и классификации места аллюзивного имени в выражении обобщенного/конкретизированного содержательного отношения. Аллюзивное имя выступает в трех вариантах организации текстовых сегментов - в проспективном соположении обобщенного/конкретизированного, в ретроспективном соположении, а также смешанном соположении указанных содержательных начал художественного текста. Проблема участия аллюзивного имени в структурировании единиц художественного текста имеет перспективы дальнейшего изучения в плане участия в выражении рационально-логических или эмоционально-риторических структур текста, в функционально-смысловых типах повествования, а также их роли в формах субъективации авторского повествования.
В статье рассмотрены перформативы как речевые акты, которые не описывают действительность, а сами по себе являются действиями. В рамках факультативного занятия «Слово и действие: реальное и воображаемое в сакральном тексте традиционной народной культуры» разработаны задания, позволяющие, во-первых, с помощью контекстуального и компонентного анализа определять особенности глагольной семантики, соотношение слова и действия в сакральных текстах, во-вторых, научиться опознавать данные глаголы среди других, в-третьих, определять значение и функции перформативов в заговорных текстах и в детском фольклоре.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/