МОДЕЛИ «ОТЦОВСТВА» В СОВЕТСКИХ ЭКРАНИЗАЦИЯХ «ОСТРОВА СОКРОВИЩ» (2024)
Проблемное поле статьи – исследование моделей «отцовства» в отношении протагониста, юного Джима Хокинса со стороны основных и второплановых персонажей в советских киноверсиях романа Р.-Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Материалом анализа выступают четыре экранизации (1937, 1971, 1982 и 1988 гг.). «Хороший, мудрый отец-друг» (доктор Ливси), «строгий, но справедливый отец» (капитан Смоллетт) и «спесивый отец-спонсор» (сквайр Трелони) соседствуют с «опасным отцом-покровителем » (Билли Бонс) и «образумившимся отцом-отщепенцем» (Бен Ганн). Самая колоритная фигура – «отец-оборотень» Джон Сильвер. Эту роль воплощают актеры разных поколений, актерских школ, и самое главное – несхожих исторических периодов советского кино, что неизбежно отражается и на драматургическом построении фильмов. Инициация Джима в мир мужского сообщества по-разному резонирует с судьбой трикстера – «плохого хорошего отца».
Идентификаторы и классификаторы
Поиски сокровищ Флинта – практически единственный литературный сюжет, который
четырежды экранизировался советскими кинематографистами: существуют три игровые
и одна анимационно-игровая версии романа *. Главная тема в произведении Стивенсона – возмужание подростка-повествователя, его взаимоотношение с «мужским миром»,
большинство представителей которого воплощают различные модели «отцовства».
Список литературы
- Клепцов Н. Н., Клепцова Е. Ю. Отцовство в юнгианской психологии // Человеческий капитал. 2023. № 4 (172). С. 180–184.
- Спутницкая Н. Ю. Особенности масштабирования протагониста в фильме А. Птушко «Новый Гулливер» и проблема идентичности в советском детском кино второй половины 1930‑х годов // Вестник РГГУ. 2015. № 1. С. 73–83.
- Еременко Е. Д., Еременко Я. Е., Прошкова З. В. Детско-юношеская англоязычная литература XVIII–XX веков: специфика отечественных кино-адаптаций // Диалоги о культуре и искусстве: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 18–20 октября 2023 г.) / отв. ред. Н. И. Тюленева. Пермь: ПГИК, 2023. C. 160–166.
- Хомякова Ю. О. Выйти из учительской. Отечественные экранизации детской литературы
в контексте кинопроцесса 1968–1985 гг. СПб.: Нестор-История, 2019. 208 с. - Пугачева К. В. Прекрасные черты: [воспоминания] / сост. А. В. Шестопал (Пугачев). М.: АСТ: Зебра Е; Владимир: ВКТ, 2009. 412 с.
- Стивенсон Р.-Л. Черная стрела / Р.-Л. Стивенсон. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. М.: Правда, 1967. С. 187–386.
- Стивенсон Р.-Л. Остров сокровищ. Роман / пер. с англ. Н. Чуковского. М .: Детская литература, 1974. 207с.
- Еременко Е. «Американский Вальтер Скотт» в отечественной книжной иллюстрации // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 1. С. 23–28.
- Вестергольм Л. Ты всегда хотел стать капитаном, Джордж Мерри!.. (Владимир Воробьев) // Петербургский театральный журнал. 1995. № 8. URL: https://ptj.spb.ru/archive/8/in-faces‑8-5/ tyvsegda-xotel- stat-kapitanom-dzhordzh- merri-vladimir- vorobyov/?ysclid=laei7uwizq742183849 (дата обращения: 12.08.2024).
- Хомякова Н. Бандито-гангстерито. Как создавали мультики про капитана Врунгеля и док-
тора Айболита // LIFE. URL: https://life.ru/p/1254591 (дата обращения: 08.09.2022). - Стивенсон Р.-Л. Веселые молодцы / Р.-Л. Стивенсон. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. М.: Правда, 1967. С. 401–447.
- Вулис А. З. В мире приключений. Поэтика жанра. М.: Советский писатель, 1986. 384 с.
- Холодковский М. Одноногие Джоны Сильверы. URL: https://dzen.ru/media/id/
5cd05bf19680af00b2c7f413/odnonogie-djony- silvery‑5ef648f5deaa4a703e983d0f (дата обра- щения: 10.08.2024). - Точинов В. «Остров без сокровищ» / Библиотека Read Book [сайт]. URL: https://ostrov-bezsokrovishch. read-book.info/ (дата обращения: 11.07.2024).
- Стивенсон Р.-Л. Остров сокровищ / Р.-Л. Стивенсон. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. М.: Правда, 1967. С. 3–184.
- «Ленфильм»: время перемен (1980–1990) / отв. ред. и сост. В. Ф. Познин. СПб.: ИД «Петрополис», 2023. 354 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Творчество Тэраяма Сюдзи является одним из самых ярких примеров прихода в послевоенное искусство Японии приемов из европейского и американского искусства. Национальное движение ангура 1960–1970‑х годов соединило в своих работах уникальные черты японской культуры и важные элементы поэтики возникающих в это время в мировом искусстве хэппининга, постдраматического театра и кинематографа «новых волн». Особое внимание в статье уделено манифесту режиссера «Выброси книги, выходи на улицы», который был реализован в разных видах искусства: в литературе, театре и кинематографе. Параллельный анализ одноименных спектакля и фильма помогает обнаружить различные подходы режиссера Тэраяма Сюдзи, используемые им для трансляции базовых идей своего творчества в эстетиках двух порой очень противоречивых видах визуальных искусств.
Цель статьи – определить и изучить мультимодальные способы создания образа Китая в китайском кинематографе. Материалом анализа являются 54 фильма, показанные на кинофестивале китайских фильмов в России с 2013 по 2023 гг. В ходе анализа авторы выяснили, что на визуальном уровне образ страны формируется благодаря изображению природы, архитектурных сооружений, тела и его движений, национальной одежды, блюд национальной кухни и предметов, имеющих символическое значение в китайской культуре. На вербальном уровне конструирование национальной идентичности осуществляется посредством развертывания киноповествования на историческую тематику, социальную проблематику и сюжетов, описывающих жизнь людей в современном городе. На звуко-музыкальном уровне образ Китая формируется при помощи использования традиционных инструментов, народных мелодий и классических музыкальных жанров. В фильмах актуализированы морально-нравственные идеалы, характерные для китайской культуры: гармония, воинский дух, героизм, патриотизм и др.
Статья посвящена анализу образности фильма Юрая Герца «Сжигатель трупов» (1969) по роману Ладислава Фукса (1967). Поскольку фильмическое пространство построено по принципу субъективной наррации, которую определяет перверсивная структура главного героя, основное внимание в статье уделено персонажу и художественным методам его репрезентации. Образ героя и образность пространства в целом, однако, в «Сжигателе трупов» неразрывно связаны, поэтому выводы и положения о кинематографических приемах и повествовательной структуре в равной степени описывают и то и другое. В важнейших для фильма вопросах субъектности героя исследование обращается к методам, предложенным психоаналитической кинотеорией, которая позволяет также концептуализировать фильм как хоррор и определить его основные характеристики. Центральным положением анализа становится то, что парадоксальная художественная реальность, объединяющая несовместимые друг с другом регистры шокирующего и смешного, сформирована через восприятие мира главного героя, субъектность которого определяет нрав человека бидермайера, склонность к мистицизму и некрофилия.
В статье на примере двух фильмов гипержанра пост-хоррор («Солнцестояние» 2019 г., реж. Ари Астер, «Варяг» 2022 г., реж. Роберт Эггерс) анализируется одна из тенденций в современном кинематографе, связанная с совмещением категорий технического и магического. В современной философии можно проследить ориентированность на подобное сплетение, где аннигилируется дихотомия рационального и иррационального, внутреннего и внешнего. Восприятие мира в контексте виртуализации по-новому определяет процесс мышления в качестве того, что не относится к психическому, а кино оказывается медиатором безрефлексивного созерцания, определяя место субъекта в качестве отсутствующего.
В статье анализируется символика пространства в ключевых фильмах жанра научной фантастики XXI в., определяются онейрические топосы в фильмах и сериалах, формулируется связь символики архитектуры и психоанализа и ее репрезентация в художественном мире фильма.
Издательство
- Издательство
- СПбГИКиТ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191119, Санкт-Петербург, ул. Правды, 13
- Юр. адрес
- 192102, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, 22
- ФИО
- Сазонова Екатерина Владимировна (И.О.РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rektorat@gikit.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3157285