ОНЕЙРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И ГОРОД БУДУЩЕГО В СОВРЕМЕННОЙ КИНОФАНТАСТИКЕ (2024)
В статье анализируется символика пространства в ключевых фильмах жанра научной фантастики XXI в., определяются онейрические топосы в фильмах и сериалах, формулируется связь символики архитектуры и психоанализа и ее репрезентация в художественном мире фильма.
Идентификаторы и классификаторы
Цифровизация меняет мир, влияет на все сферы жизни современного человека, стреми-
тельно развивается искусственный интеллект. Нейросети создают искусственные миры –
фоны, животных, персонажей. Тексты, написанные нейросетью, давно уже не новость,
в том числе и сценарии*.
Список литературы
- Глазьев С. Ю. Великая цифровая экономика (вызовы и перспективы для экономики XXI века). URL.: https://nlr.ru/news/20171130/glazjev.pdf (дата обращения: 10.08.2024).
- Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 234–407.
- Аронсон О. Язык времени // Делез Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004. 625 с.
- Федоров В. В., Коваль И. М. Мифосимволизм архитектуры. М.: Либроком, 2009. 208 с.
- Собчак В. Города на краю времени: урбанистическая кинофантастика // Фантастическое
кино. Эпизод первый. М.: НЛО, 2006. С. 104–123. - Башляр Г. Поэтика пространства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 352 с.
- Капрелова М. Б. Ирреальное на экране: от сновидений к виртуальности. СПб.: СПбГУКиТ,
- 272 с.
- Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Виртуальная реальность как феномен современного искусства. URL.: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/aest/aest_2/2.pdf (дата обращения: 30.07.2024).
- Новиков В. Н. Кинематограф XXI века. Влияние виртуальных новаций. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 176 с.
- Майленова Ф. Г. Любовь и роботы. Станет ли человечество дигисексуальным? // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. 2019. Т. 23. № 3. С. 312–323.
- Серединская А. Л., Черданцева И. В., Шукшин С. А. Нечеловеческий актор постчелове-
ческого общества // Вестник ЧГУ. 2022. № 5. С. 12–21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
nechelovecheskiy-aktor- postchelovecheskogo-obschestva/
viewer (дата обращения 29.07.2024). - Schelde P. Androids, Humanoids, and Other Folklore Monsters: Science and Soul in Science
Fiction Films. NYU Press. 1993. 292 с. - Лотман Ю. М. Культура и взрыв // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб,
- С. 12–146.
- Савельева В. В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Алматы: Жазушы, 2013. 520 с.
- Лотман Ю. М. Символ в системе культуры. URL: http://files.school-collection.
edu.ru/dlrstore/ 577dcc3d‑7b7a‑4adf-ae3f-c1f7d581e254/%5BCIVSal1011_10-11 %5D_%5BTS_13 %5D.htm (дата обращения 02.08.2024). - Шемякин М. Лестница в искусстве: В 2 т. СПб.: Фонд Антропова, 2020. 704 с.
- Соколов Ю. Е. Лабиринт как архетип // Информационный гуманитарный
портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 4. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Sokolov/ (дата обращения: 20.08.2024). - Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 1998. 1337 с.
- Ивлев И. «И увидел я новое небо и новую землю…» Апокалипсис. Богословско экзегетический комментарий. М.: Издательство ББИ, 2021. 346 с.
- Артюх А. Метаморфозы образа Лос-Анджелеса в фильмах о «Бегущем по лезвию» как метафора ускоренного коллапса глобальной цивилизации // Пространство и персонаж. СПб.: Петрополис, 2018. С. 108–118.
- Филиппов А. Ф. Восстание картезианцев: к социологической характеристике
фильма Бегущий по лезвию // Фантастическое кино. Эпизод первый. М.: НЛО, 2006. С. 124–152. - Филиппов А. Ф. В ожидании чуда: социология репликантов как политическая теология («Бегущий по лезвию 2049») // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 69–101. М. Б
Выпуск
Другие статьи выпуска
Творчество Тэраяма Сюдзи является одним из самых ярких примеров прихода в послевоенное искусство Японии приемов из европейского и американского искусства. Национальное движение ангура 1960–1970‑х годов соединило в своих работах уникальные черты японской культуры и важные элементы поэтики возникающих в это время в мировом искусстве хэппининга, постдраматического театра и кинематографа «новых волн». Особое внимание в статье уделено манифесту режиссера «Выброси книги, выходи на улицы», который был реализован в разных видах искусства: в литературе, театре и кинематографе. Параллельный анализ одноименных спектакля и фильма помогает обнаружить различные подходы режиссера Тэраяма Сюдзи, используемые им для трансляции базовых идей своего творчества в эстетиках двух порой очень противоречивых видах визуальных искусств.
Цель статьи – определить и изучить мультимодальные способы создания образа Китая в китайском кинематографе. Материалом анализа являются 54 фильма, показанные на кинофестивале китайских фильмов в России с 2013 по 2023 гг. В ходе анализа авторы выяснили, что на визуальном уровне образ страны формируется благодаря изображению природы, архитектурных сооружений, тела и его движений, национальной одежды, блюд национальной кухни и предметов, имеющих символическое значение в китайской культуре. На вербальном уровне конструирование национальной идентичности осуществляется посредством развертывания киноповествования на историческую тематику, социальную проблематику и сюжетов, описывающих жизнь людей в современном городе. На звуко-музыкальном уровне образ Китая формируется при помощи использования традиционных инструментов, народных мелодий и классических музыкальных жанров. В фильмах актуализированы морально-нравственные идеалы, характерные для китайской культуры: гармония, воинский дух, героизм, патриотизм и др.
Статья посвящена анализу образности фильма Юрая Герца «Сжигатель трупов» (1969) по роману Ладислава Фукса (1967). Поскольку фильмическое пространство построено по принципу субъективной наррации, которую определяет перверсивная структура главного героя, основное внимание в статье уделено персонажу и художественным методам его репрезентации. Образ героя и образность пространства в целом, однако, в «Сжигателе трупов» неразрывно связаны, поэтому выводы и положения о кинематографических приемах и повествовательной структуре в равной степени описывают и то и другое. В важнейших для фильма вопросах субъектности героя исследование обращается к методам, предложенным психоаналитической кинотеорией, которая позволяет также концептуализировать фильм как хоррор и определить его основные характеристики. Центральным положением анализа становится то, что парадоксальная художественная реальность, объединяющая несовместимые друг с другом регистры шокирующего и смешного, сформирована через восприятие мира главного героя, субъектность которого определяет нрав человека бидермайера, склонность к мистицизму и некрофилия.
Проблемное поле статьи – исследование моделей «отцовства» в отношении протагониста, юного Джима Хокинса со стороны основных и второплановых персонажей в советских киноверсиях романа Р.-Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Материалом анализа выступают четыре экранизации (1937, 1971, 1982 и 1988 гг.). «Хороший, мудрый отец-друг» (доктор Ливси), «строгий, но справедливый отец» (капитан Смоллетт) и «спесивый отец-спонсор» (сквайр Трелони) соседствуют с «опасным отцом-покровителем » (Билли Бонс) и «образумившимся отцом-отщепенцем» (Бен Ганн). Самая колоритная фигура – «отец-оборотень» Джон Сильвер. Эту роль воплощают актеры разных поколений, актерских школ, и самое главное – несхожих исторических периодов советского кино, что неизбежно отражается и на драматургическом построении фильмов. Инициация Джима в мир мужского сообщества по-разному резонирует с судьбой трикстера – «плохого хорошего отца».
В статье на примере двух фильмов гипержанра пост-хоррор («Солнцестояние» 2019 г., реж. Ари Астер, «Варяг» 2022 г., реж. Роберт Эггерс) анализируется одна из тенденций в современном кинематографе, связанная с совмещением категорий технического и магического. В современной философии можно проследить ориентированность на подобное сплетение, где аннигилируется дихотомия рационального и иррационального, внутреннего и внешнего. Восприятие мира в контексте виртуализации по-новому определяет процесс мышления в качестве того, что не относится к психическому, а кино оказывается медиатором безрефлексивного созерцания, определяя место субъекта в качестве отсутствующего.
Издательство
- Издательство
- СПбГИКиТ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191119, Санкт-Петербург, ул. Правды, 13
- Юр. адрес
- 192102, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, 22
- ФИО
- Сазонова Екатерина Владимировна (И.О.РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rektorat@gikit.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3157285