"ШКОЛЬНЫЕ" ГОДЫ НИКОЛАЯ II (2024)
Статья посвящена программе и особенностям образования и воспитания детей императора Александра III, прежде всего старшего сына - будущего Николая II. На основании мемуарных и архивных источников реконструируется процесс и последовательность начального, гимназического и университетского образования цесаревича. Приводятся данные о педагогическом составе, изучавшихся предметах, персонале,o занимавших штатные должности учителях и воспитателях, о принципах и характере воспитания и образования последнего русского императора.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
Педагогическая деятельность в своей основе по-хорошему консервативна. При всей появляющейся сегодня педагогической машинерии, от мультимедийных программ до Интернет-ресурсов, в ее основе остается диалог педагога и ученика. Это некая константа педагогической деятельности. Так было вчера, так в целом остается и сегодня, при всех новейших привходящих. Поэтому отнюдь не лишне, тем более в связи с Годом педагога и наставника, взглянуть на то, как был поставлен воспитательно-образовательный процесс в семье Александра III.
Список литературы
-
Александр III в Гатчине. СПб. 2001.
-
Бабель И.Э. Дорога // Избранное. М. 1989. 228-230.
-
Бенуа А.Н. Мои воспоминания // Александр Третий: Воспоминания. Дневники. Письма. СПб. 2001.
-
Богданович А.В. Три последних самодержца. М. 1990.
-
Боханов А.Н., Кудрина Ю.В. Император Александр III и императрица Мария Федоровна. Переписка. 1884-1894 годы. М. 2001.
-
Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II. Документы и материалы. СПб. 2009.
-
Витте С.Ю. Из "Воспоминаний" // Николай II: Воспоминания. Дневники. СПб. 1994.
-
Воррес Й. Последняя великая княгиня. М. 1998. - URL: coollib.com/b/22550-yen-vorresposlednyaya-velikaya-knyaginya/read (дата обращения: 10.01.2024).
-
Гатчинский арсенал. Сто предметов из собрания российских императоров. СПб. 2001.
-
Головин Ф.А. Николай II // Николай II: Воспоминания. Дневники. СПб. 1994.
-
Гуль Р. Я унес Россию. Нью-Йорк. Т. 2. 1984.
-
Дневник Государственного секретаря А.А. Половцева. Т. 2. 1887-1892. М. 1966.
-
Епанчин Н.А. На службе трех императоров. М. 1996.
-
Зимин И.В. Повседневная жизнь Российского императорского двора. Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение. М. 2010. EDN: QPRAMT
-
Зимин И.В. Аничков дворец. Резиденция наследников престола. Вторая половина XVIII - начало XX вв. Повседневная жизнь Российского императорского двора. М. 2019.
-
Извольский А.П. Воспоминания. М. 1989.
-
Кудрина Ю. Мария Федоровна. М. 2009. - URL: litlife.club/books/185699 (дата обращения: 10.01.2024).
-
О назначении вдовы капитана А.П. Оллонгрен, для занятий с Августейшими детьми Их Высочеств, и о производстве ей содержания. 1876-81 // РГИА. Ф. 1339. Оп. 1. Д. 52. Л. 1.
-
О назначении к великому князю Николаю Александровичу воспитателя и преподавателей, и об учебных пособиях. 1877-1895 // РГИА. Ф. 1339. Оп. 1. Д. 23.
-
Письма великого князя Николая Александровича к Александру III // ГАРФ. Ф.677.Оп.1. Д.919.Л.45.
-
Письма императора Александра III к наследнику цесаревичу великому князю Николаю Александровичу // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв. Т. IX. М. 1999. С. 214.
-
Половцов А.А. Дневник Государственного секретаря. Т. I. 1883-1886. М. 2005. Последний самодержец Голос минувшего. 1917. № 4. С. 41.
-
Распоряжения в Высокоторжественные дни и по случаю Высочайшего пребывания в Аничковом Дворце. 1892 // РГИА. Ф. 474. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
-
Романова М. Воспоминания великой княжны. Страницы жизни кузины Николая II. 1890-1918. М. 2006.
-
Сургучев И. Детство Николая II. М. 1998. - URL: rulit.me/books/detstvo-imperatora-nikolaya-iiread-784790-1.html?ysclid=lr9n91ab3d859792224 (дата обращения: 10.01.2024).
-
Шереметев С.Д. Мемуары // Александр Третий: Воспоминания. Дневники. Письма. СПб. 2001.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье впервые представлен источниковедческий анализ писем видного государственного, земского и общественного деятеля конца XIX - начала XX в. А.Н.Боратынского, представителя казанской ветви дворянского рода Боратынских, к его троюродному брату, члену Государственного совета, а затем товарищу министра народного просвещения А.К. Рачинскому. Рассматриваемые письма, хранящиеся в РГАЛИ, носят частный характер, но затрагивают прежде всего общественные вопросы.Их анализ дает представление о темах, которые волновали двух крупных российских специалистов в области народного просвещения в предреволюционные годы. Сделаны выводы о характере отношения Боратынского к поднимаемым проблемам образования, в частности развития учебных заведений для представителей нерусских народов Российской империи. Обозначена перспективность дальнейшего исследования семейной корреспонденции Боратынских и эпистолярного наследия отечественной элиты в целом.
На основе научно-педагогических и публицистических статей К.Д. Ушинского 1860-х годов - периода расцвета его деятельности и «великих реформ» в Российской империи, раскрываются мысли и предложения этого выдающегося педагога по реформированию технического обучения в России. Ушинский был ярким сторонником национального варианта модернизации отечественной системы образования. Сформулировав принцип народности образования, он считал его важнейшим фактором преобразования страны и ее самостоятельного развития. К.Д. Ушинский впервые разработал программу реформы профессионально-технического образования, основанную на общественной инициативе в создании и финансировании учебных заведений, предварительной общеобразовательной подготовке учеников, их трудовом воспитании и естественно-научном обучении.
Статья посвящена вкладу Екатерины II в становление российской образовательной системы. Рассматривается история разработки и реализации реформаторского проекта, направленного на создание в России государственной системы светского образования, включавшей не только обучение знаниям, но и воспитание,формирование личности. Этим проектом были определены социальные функции образования и заложены педагогические основы, отталкиваясь от которых позже формировалась российская национальная педагогическая школа. Анализируя мысли, выраженные в комплексе законоположений второй половины XVIII в. в этой области, автор делает вывод, что уже в то время образование в России рассматривалось не как «услуга» по формированию неких «компетенций», а как служение, миссия, «воспитание души».
Автор рассматривает формирование коллективной памяти о Первоймировой войне в Великобритании и ее современные проекции в общественно-политической жизни Соединенного Королевства. Новые «места памяти» и практики коммеморации появились в результате беспрецедентной коллективной травмы 1914-1918 гг. В военных испытаниях Первой мировой войны родилось новое объединяющее британцев чувство, ставшее позднее важной частью их идентичности. Современные процессыи вызовы актуализировали столкновение разных моделей коллективной памяти, за которым стоят глубинные ценностные и культурные противоречия.
В статье рассматриваются научная биография, труды и заслуги профессора Гарвардского университета Клаудии Голдин, удостоенной в 2023 г. Нобелевской премии по экономике за изучение гендерных различий на рынке труда. Анализируется сложная, в том числе идеологическая, подоплека данного решения Нобелевского комитета. Значительное внимание уделяется революции в американских исследованиях экономической истории, связанной с именем учителя К. Голдин Р. Фогеля, основоположника клиометрики и автора скандальной теории «эффективного рабовладения» на Юге США в 1820-1860 гг.
Исследование особенностей функционирования глобальной экономики в период наблюдаемого ныне поликризиса позволяет точнее определить векторы развития коллективного Запада и Глобального Юга, а также оценить, в критериях возможностей и препятствий, перспективы российской экономической трансформации. Как любой кризис, поликризис провел водораздел между странами мира, разделил их на выигравших и проигравших. В числе бенефициаров оказались ведущие развивающиеся государства Мирового большинства, которые в форсированном режиме наращивают свою хозяйственную мощь и укрепляют собственные позиции на ключевых международных рынках. В этих условиях у России расширяются возможности преодолеть торгово-экономические и финансовые сложности, возникшие в результате поликризиса и усиленные санкционной политикой Запада. Вместе с тем меняющийся геоэкономический ландшафт таит в себе новые вызовы, требующие преодоления инерции периферийного развития.
Издательство
- Издательство
- ФИП
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, г. Москва, Большой Каретный пер., д. 7
- Юр. адрес
- 127051, г. Москва, Большой Каретный пер., д. 7
- ФИО
- Нарочницкая Наталия Алексеевна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- fip@stoletie.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6263026
- Сайт
- https://www.fiip.ru