ПЕРСПЕКТИВЫ. Электронный журнал
Архив статей журнала
53-й Всемирный экономический форум, прошедший в швейцарском Давосе 16-20 января 2023 г. под девизом «Сотрудничество в разобщенном мире», предрек конец глобализации и десятилетие геоэкономических и геополитических потрясений. В числе государств, несущих максимальные потери на переломном этапе в мировом порядке, фигурируют страны Европейского союза, балансирующие на грани экономической рецессии. В настоящее время государства Объединенной Европы сталкиваются с новыми экономическими вызовами и рисками, отражающими, с одной стороны, изменение в соотношении мировых сил, а с другой - обострение конкурентной борьбы в самом западном лагере. В первом случае речь идет о конфликте с Россией, которую коллективный Запад стремится «выдавить» из глобальной экономики, и углублении противоречий с Китаем, во втором - о формировании зоны торгово-экономических разногласий с США, в том числе в альтернативной энергетике и сфере высоких технологий. В этих условиях Брюссель лихорадочно ищет тех членов ЕС, которые демонстрируют сравнительно высокие темпы роста и могут стать мотором экономического развития Евросоюза. На эту роль, в частности, претендует Испания. Насколько обоснованы такие расчеты брюссельских чиновников?
К началу третьего десятилетия XXI в. Испания накопила достаточный потенциал и консолидировала претензии на роль одного из активных международных акторов. В последнее время стали просматриваться контуры меняющихся подходов Мадрида к сотрудничеству с традиционными союзниками в Европе и Америке и признаки его повышенного интереса к контрагентам на других континентах. Фундаментальные сдвиги в мировой экономике и политике легли в основу поворота Мадрида на восток, o направлении более тесного торгово-экономического партнерства с Китаем и другими азиатскими государствами. Учитывая экономический, научно-технический и торговый потенциал стран Азии, их растущее политическое влияние в международных делах, следует признать инициативы испанских властей по диверсификации внешних связей отвечающими долгосрочным интересам страны. Однако существуют определенные ограничители модификации международного курса Испании. Евроатлантический вектор был и остается главным в ее политике и внешней торговле. Поэтому речь идет не о замене европейского направления на азиатское, а скорее об усилиях по налаживанию продуктивного партнерства с Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Российская Федерация проходит через крайне сложный и ответственный исторический период. В стране завершается процесс восстановления после финансово-экономических шоков 2022 г., вызванных геополитическим конфликтом с государствами коллективного Запада. Российское государство и общество выдержали в целом санкционный натиск и беспрецедентное внешнее давление, а национальный предпринимательский класс по большому счету адаптировался к изменившимся условиям ведения бизнеса. В актуальной повестке дня - переход к новому этапу развития, основным содержанием которого становится формирование суверенной хозяйственной системы, опирающейся на передовые в технологическом отношении отрасли производства, емкий внутренний рынок и внешнеэкономический поворот в сторону регионов Глобального Юга. Главная стратегическая цель - на базе структурных трансформаций обеспечить все необходимые условия для динамичного, стабильного и долгосрочного развития. В том числе: проводить взвешенную кредитно-денежную политику, стимулировать рост платежеспособного спроса, поощрять инвестиции, поддерживать малый и средний бизнес. При этом необходимо своевременно нейтрализовывать возникающие внутренние и внешние риски, эффективно отвечать на неизбежные вызовы.
Победа на президентских выборах в Аргентине 19 ноября 2023 г. кандидата правых сил Хавьера Милея в решающей степени явилась результатом глубокого социально-экономического и финансового кризиса и широкого общественного недовольства политикой властей. Правительство перонистов, находившееся у власти с 2019 г., не смогло переломить негативные хозяйственные тренды и не предложило аргентинскому обществу убедительной программы решения накопившихся проблем национального развития. Итоги выборов ясно указали на мощный общественный запрос на новое политическое лидерство, которое в острой избирательной конкуренции было перехвачено правыми силами, выступающими за радикальные перемены во внутренней и внешней политике. Вместе с тем план либертарианских экономических реформ, предложенный Х. Милеем, содержит немало спорных и трудновыполнимых пунктов, являющихся объектом критики. Когда новая власть, не имеющая поддержки в парламенте и обреченная на противостояние с перонистами, после электоральной эйфории столкнется с реальной действительностью, в планы правительства могут быть внесены необходимые коррективы.
Итоги и возможные последствия III саммита ЕС-СЕЛАК, прошедшего в середине июля 2023 г. в Брюсселе, остаются в сфере внимания международных политико-дипломатических кругов, транснационального бизнеса и средств массовой информации. Это во многом объясняется тем, что главы государств и правительств двух регионов собрались вместе после восьмилетнего перерыва, когда траектории развития Евросоюза и Латинской Америки стали все больше расходиться. Встреча в верхах 2023 г. - попытка повернуть вспять этот процесс и перезагрузить повестку евро-латиноамериканских экономических и политических отношений. Для стран ЕС основными задачами являются получение широкого и надежного доступа к имеющим стратегическую ценность сырьевым ресурсам Латинской Америки и ее подключение к конкуренции Запада с Китаем и противостоянию с Российской Федерацией. Интересы латиноамериканского региона лежат в иной плоскости и связаны с задачами экономической модернизации и укрепления позиций на международных рынках. При этом и Евросоюз, и Латинская Америка находятся в силовом поле общемировых трансформаций, оказывающих на оба региона разнонаправленное воздействие. Если Европа заметно сдает свои экономические и политические позиции, то для латиноамериканских государств, являющихся частью усиливающегося Глобального Юга, происходящие перемены открывают новые возможности.
1 января 2024 г. шесть государств Глобального Юга (Аргентина, Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия) должны стать членами БРИКС. Такое решение было принято на XV саммите этого объединения, прошедшем 22-24 августа 2023 г. в Йоханнесбурге. Несмотря на «монблан» международных комментариев и оценок, похоже, что мировое сообщество еще далеко не полностью осознало всю значимость этого события и тем более затрудняется предсказать фундаментальные последствия образования БРИКС-11. Между тем говорить следует не столько о количественном, сколько о качественном сдвиге в развитии глобальной геополитической и геоэкономической ситуации, укреплении позиций «мирового большинства», консолидации материальных основ многополярности, преодолении политики Запада, нацеленной на сохранение своей гегемонии и сдерживание (если не на поворот вспять) развивающихся трансформационных процессов. По сути, речь идет о наступлении нового этапа борьбы глобальных альтернатив.
Исследование особенностей функционирования глобальной экономики в период наблюдаемого ныне поликризиса позволяет точнее определить векторы развития коллективного Запада и Глобального Юга, а также оценить, в критериях возможностей и препятствий, перспективы российской экономической трансформации. Как любой кризис, поликризис провел водораздел между странами мира, разделил их на выигравших и проигравших. В числе бенефициаров оказались ведущие развивающиеся государства Мирового большинства, которые в форсированном режиме наращивают свою хозяйственную мощь и укрепляют собственные позиции на ключевых международных рынках. В этих условиях у России расширяются возможности преодолеть торгово-экономические и финансовые сложности, возникшие в результате поликризиса и усиленные санкционной политикой Запада. Вместе с тем меняющийся геоэкономический ландшафт таит в себе новые вызовы, требующие преодоления инерции периферийного развития.
В государствах коллективного Запада исходят из того, что расширение БРИКС способно реально повысить роль этого объединения в глобальных делах и еще больше усилить экономические и политические позиции развивающихся стран на мировой арене. В складывающихся новых геостратегических условиях ведущие западные державы во главе с США и Европейским союзом активизируют стратегию противодействия росту международного влияния БРИКС и наращивают арсенал средств сдерживания этого экономического и политического авангарда глобального большинства. Тем самым Запад создает дополнительные очаги напряженности и углубляет линии геополитического противостояния, существующие между Севером и Югом.
Внешняя торговля Российской Федерации проходит через этап глубоких трансформаций, реализуя новые возможности и встречая серьезные вызовы. На место экономически высокоразвитых стран Запада, в течение долгого периода доминировавших в экспорте и импорте России, приходят развивающиеся государства Глобального Юга, или «мирового большинства». Этот процесс развивается уже более десятилетия, но именно сейчас, под влиянием геополитических факторов, торговля РФ с регионами Глобального Юга стала приобретать кардинально иные масштабы. Страны «мирового большинства» последовательно укрепляют свои позиции в системе мирохозяйственных связей, что открывает перед Россией широкие деловые горизонты. Вместе с тем, в повестку дня властно вторгся императив формирования алгоритма взаимовыгодных бизнес-отношений с большим массивом различных азиатских, африканских и латиноамериканских государств. Решение этой стратегической задачи требует перезагрузки системы внешнеторговых связей РФ и выработки научно обоснованной политики сотрудничества с регионами Глобального Юга.