На основе научно-педагогических и публицистических статей К.Д. Ушинского 1860-х годов - периода расцвета его деятельности и «великих реформ» в Российской империи, раскрываются мысли и предложения этого выдающегося педагога по реформированию технического обучения в России. Ушинский был ярким сторонником национального варианта модернизации отечественной системы образования. Сформулировав принцип народности образования, он считал его важнейшим фактором преобразования страны и ее самостоятельного развития. К.Д. Ушинский впервые разработал программу реформы профессионально-технического образования, основанную на общественной инициативе в создании и финансировании учебных заведений, предварительной общеобразовательной подготовке учеников, их трудовом воспитании и естественно-научном обучении.
Идентификаторы и классификаторы
Объявленный в 2023 г. главой российского государства Год педагога и наставника был приурочен к 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. Эта связь закономерна: великий русский и шире — российский педагог являлся не только одним из зачинателей научной педагогики в нашей стране, чьи идеи восприняли представители национальной педагогики в Российской империи (среди них, например, татарский просветитель Каюм Насыри и классик грузинской педагогики Иакоб Гогебашвили), но и деятельным практиком системы образования. Множество его замыслов и проектов оказались актуализированы в наши дни, в том числе создание педагогических классов гимназий (ныне — психолого-педагогические классы), борьба за увеличение доли знаний о России в содержании начального и среднего образования в противовес знаниям о зарубежном мире и многое другое.
Список литературы
-
Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия. СПб. 1914.
-
Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск. 1971.
-
Люстрицкий В.Ф. Очерк деятельности Константина Дмитриевича Ушинского и его взгляд на общественное воспитание. Казань. 1882.
-
Магсумов Т.А. Эволюция "русской системы" производственного обучения: отечественный и зарубежный опыт последней трети XIX в. // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 8. С. 6-13. EDN: RCLCQV
-
Максин И.М. Очерк развития промышленного образования в России. 1888-1908. СПб. 1909.
-
Синова И.В. Ремесленное ученичество в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX века: дискурс повседневной жизни // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2013. № 4. С. 68-73. EDN: RBRQDZ
-
Ушинский К.Д. Воскресные школы // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: [в 11 т.]. Т. 2: Педагогические статьи. 1857-1861 гг. М.; Л. 1948. С. 489-512.
-
Ушинский К.Д. Необходимость ремесленных школ в столицах // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: [в 11 т.]. Т. 3: Педагогические статьи. 1862-1870 гг. М.; Л. 1948. С. 589-597.
-
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: [в 11 т.]. Т. 2: Педагогические статьи. 1857-1861 гг. М.; Л. 1948. С. 69-166.
-
Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: [в 11 т.]. Т. 3: Педагогические статьи. 1862-1870 гг. М.; Л. 1948. С. 306-314.
-
Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: [в 11 т.]. Т. 2: Педагогические статьи. 1857-1861 гг. М.; Л. 1948. С. 15-41.
-
Ушинский К.Д. Отчет о командировке за границу // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: [в 11 т.]. Т. 3: Педагогические статьи. 1862-1870 гг. М.; Л. 1948. С. 453-586.
-
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: [в 11 т.]. Т. 3: Педагогические статьи. 1862-1870 гг. М.; Л. 1948. С. 11-87.
-
Ушинский К.Д. Программы педагогического курса женских учебных заведений // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: [в 11 т.]. Т. 10: Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии". М.; Л. 1950. С. 19-49.
-
Ушинский К.Д. Сжатый учебник педагогики // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: [в 11 т.]. Т. 10: Материалы к третьему тому "Педагогической антропологии". М.; Л. 1950. С. 324-622.
-
Ушинский К.Д. Системы образования, принятые в наших министерствах - военном и народного просвещения // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: [в 11 т.]. Т. 3: Педагогические статьи. 1862-1870 гг. М.; Л. 1948. С. 283-297.
-
Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: [в 11 т.]. Т. 2: Педагогические статьи. 1857-1861 гг. М.; Л. 1948. С. 333-361.
-
Ушинский К.Д. Ученики ремесленные в Петербурге // Архив К.Д. Ушинского: [в 4 т.]. Т. 4: Ранние работы первого десятилетия научно-литературной деятельности К.Д. Ушинского (1846-1856 гг.). М. 1962. С. 36-38.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье впервые представлен источниковедческий анализ писем видного государственного, земского и общественного деятеля конца XIX - начала XX в. А.Н.Боратынского, представителя казанской ветви дворянского рода Боратынских, к его троюродному брату, члену Государственного совета, а затем товарищу министра народного просвещения А.К. Рачинскому. Рассматриваемые письма, хранящиеся в РГАЛИ, носят частный характер, но затрагивают прежде всего общественные вопросы.Их анализ дает представление о темах, которые волновали двух крупных российских специалистов в области народного просвещения в предреволюционные годы. Сделаны выводы о характере отношения Боратынского к поднимаемым проблемам образования, в частности развития учебных заведений для представителей нерусских народов Российской империи. Обозначена перспективность дальнейшего исследования семейной корреспонденции Боратынских и эпистолярного наследия отечественной элиты в целом.
Статья посвящена программе и особенностям образования и воспитания детей императора Александра III, прежде всего старшего сына - будущего Николая II. На основании мемуарных и архивных источников реконструируется процесс и последовательность начального, гимназического и университетского образования цесаревича. Приводятся данные о педагогическом составе, изучавшихся предметах, персонале,o занимавших штатные должности учителях и воспитателях, о принципах и характере воспитания и образования последнего русского императора.
Статья посвящена вкладу Екатерины II в становление российской образовательной системы. Рассматривается история разработки и реализации реформаторского проекта, направленного на создание в России государственной системы светского образования, включавшей не только обучение знаниям, но и воспитание,формирование личности. Этим проектом были определены социальные функции образования и заложены педагогические основы, отталкиваясь от которых позже формировалась российская национальная педагогическая школа. Анализируя мысли, выраженные в комплексе законоположений второй половины XVIII в. в этой области, автор делает вывод, что уже в то время образование в России рассматривалось не как «услуга» по формированию неких «компетенций», а как служение, миссия, «воспитание души».
Автор рассматривает формирование коллективной памяти о Первоймировой войне в Великобритании и ее современные проекции в общественно-политической жизни Соединенного Королевства. Новые «места памяти» и практики коммеморации появились в результате беспрецедентной коллективной травмы 1914-1918 гг. В военных испытаниях Первой мировой войны родилось новое объединяющее британцев чувство, ставшее позднее важной частью их идентичности. Современные процессыи вызовы актуализировали столкновение разных моделей коллективной памяти, за которым стоят глубинные ценностные и культурные противоречия.
В статье рассматриваются научная биография, труды и заслуги профессора Гарвардского университета Клаудии Голдин, удостоенной в 2023 г. Нобелевской премии по экономике за изучение гендерных различий на рынке труда. Анализируется сложная, в том числе идеологическая, подоплека данного решения Нобелевского комитета. Значительное внимание уделяется революции в американских исследованиях экономической истории, связанной с именем учителя К. Голдин Р. Фогеля, основоположника клиометрики и автора скандальной теории «эффективного рабовладения» на Юге США в 1820-1860 гг.
Исследование особенностей функционирования глобальной экономики в период наблюдаемого ныне поликризиса позволяет точнее определить векторы развития коллективного Запада и Глобального Юга, а также оценить, в критериях возможностей и препятствий, перспективы российской экономической трансформации. Как любой кризис, поликризис провел водораздел между странами мира, разделил их на выигравших и проигравших. В числе бенефициаров оказались ведущие развивающиеся государства Мирового большинства, которые в форсированном режиме наращивают свою хозяйственную мощь и укрепляют собственные позиции на ключевых международных рынках. В этих условиях у России расширяются возможности преодолеть торгово-экономические и финансовые сложности, возникшие в результате поликризиса и усиленные санкционной политикой Запада. Вместе с тем меняющийся геоэкономический ландшафт таит в себе новые вызовы, требующие преодоления инерции периферийного развития.
Издательство
- Издательство
- ФИП
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, г. Москва, Большой Каретный пер., д. 7
- Юр. адрес
- 127051, г. Москва, Большой Каретный пер., д. 7
- ФИО
- Нарочницкая Наталия Алексеевна (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- fip@stoletie.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6263026
- Сайт
- https://www.fiip.ru