ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СОДЕРЖАНИИ КУРСА "ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ" (2024)
Предметом исследования является использование цивилизационного подхода в качестве базовой парадигмы для изучения социальной динамики различных стран и народов, и в особенности России как государства-цивилизации, в содержании курса «Основы российской государственности». Данная дисциплина введена для студентов всех направлений в организациях высшего образования Российской Федерации с 2023-2024 учебного года. Цивилизационные теории отечественных и зарубежных авторов, достаточно подробно изложенные в тексте учебных пособий по курсу, сопоставляются с линейно-стадиальными подходами к развитию общества. Понятие «цивилизация» рассматривается разработчиками учебной дисциплины как в универсальном аспекте, так и в аспекте уникальности. Последний позволяет выявить специфику российской цивилизации и определить ее ценностные принципы. В статье делается вывод о возможности применения цивилизационного подхода наряду с другими теориями социально-исторического развития для реализации цели и задач учебного курса.
Идентификаторы и классификаторы
Целью нашей статьи является анализ применения цивилизационного подхода в целом, а также цивилизационных теорий отдельных авторов в раскрытии содержания курса «Основы российской государственности». Цивилизационный подход, наряду с ценностным подходом и принципом проблемного изложения материала, заявлен разработчиками учебной дисциплины в качестве базовой методологической концепции. Кроме того, значительный объем содержания отводится непосредственно изложению проблематики и разъяснению терминологии цивилизационного подхода, сопоставляемого с линейно-стадиальными теориями социальной динамики, наиболее известными из которых являются теория модернизации и формационный подход. Понятие «цивилизация» в курсе «Основы российской государственности» раскрывается в двух ключевых аспектах.
Список литературы
-
Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос, 2004. 288 с.
-
Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Весь мир, 2008. 545 с. EDN: QPIWRB
-
Герасимова Т.А. Системный подход в философии и образовании: сущностные характеристики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 1. С. 101-108. DOI: 10.24411/2308-7226-2020-10014 EDN: LWNMFN
-
Дахин А.В. Основы российской государственности. Социальная система: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2024. 176 с. EDN: CYKENZ
-
Основы российской государственности. Проект концепции УМК // https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Ps_MON_MN_11_1516_-PK_21042023.pdf (дата обращения 16.01.2024).
-
Основы российской государственности: учебное пособие для студентов, изучающих социогуманитарные науки / Т.В. Евгеньева, И.И. Кузнецов, С.В. Перевезенцев, А.В. Селезнева, О.Е. Сорокопудова, А.Б. Страхов, А.Р. Боронин / Под ред. С.В. Перевезенцева. М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2023. 550 с. EDN: XHTODY
-
Основы российской государственности: учебное пособие для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей / Авт. колл.: А.П. Шевырёв, В.В. Лапин, С.В. Рогачёв, А.В. Туторский, П.Ю. Уваров, А.А. Ларионов (иеромонах Родион), В.С. Бремин, Н.Ю. Пивоваров, О.А. Ефремов, Е.А. Маковецкий, Е.А. Овчинникова, Д.А. Андреев, В.В. Булатов, О.А. Чагадаева. М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС, 2023. 252 с.
-
Основы российской государственности: учебник / Под ред. А.В. Малько. М: КНОРУС, 2024. 264 с.
-
Перевезенцев С.В., Ширинянц А.А. Очерки истории русского хранительства: монография. Ч. I. М.: Изд-во МГУ, 2021. 352 с. EDN: NXWTSR
-
Чему учит курс "Основы российской государственности"? // Роман Осин. Философский камень. № 7 // https://www.youtube.com/-watch?v=ofcB5wNgTYg (дата обращения 16.01.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проанализированы факты нарушения языковых, коммуникативных и этических норм современного русского языка в цифровых медиа, которые являются частью современной интернет-коммуникации. Авторами поднимается проблема негативного влияния СМИ на русскую речевую культуру из-за низкого качества производимых информационных продуктов. В работе на конкретных примерах показаны типичные для современной русской речи тенденции к злоупотреблению неоправданными заимствованиями, к вульгаризации и жаргонизации, к стиранию нормативных и этических границ в интернет-пространстве. Отмечается, что типичной чертой современной речевой ситуации является злоупотребление англицизмами. В современных средствах массовой информации также наблюдается эта тенденция, и именно СМИ зачастую способствуют популяризации новых заимствований у населения. Это может быть обусловлено различными факторами: модой, желанием журналистов казаться более образованными и т.д.
Статья посвящена философско-эстетической интерпретации критических произведений писателя, искусствоведа, художественного и архитектурного критика Нестора Васильевича Кукольника (1809-1868), посвященных архитектуре раннего эклектизма в России. Воззрения автора на архитектуру, в контексте противоречивых мировоззренческих тенденций эпохи романтизма, соотносятся с принципами философско-эстетической концепции единства в разнообразии, реализация которой нацелена на достижение качественно новой архитектуры «высокого вкуса». К утверждению художественной значимости нового полисти-листического подхода в архитектуре критик приходит путем выявления преемственности и общности стилеобразования. Результатом критической рефлексии Н.В. Кукольника можно считать философско-эстетическую декомпозицию принципа единства в разнообразии в его прикладном значении в области архитектурного творчества периода отечественного архитектурного эклектизма XIX века, не утратившего актуальности в наши дни.
Статья посвящена изучению русских пословиц и поговорок, описывающих состояние сна. В них отражены традиционные народные представления о том, что происходит с человеком в этом состоянии, как он воспринимает мир. «Сонные» пословицы и поговорки свидетельствуют, явно или косвенно, о сжатии и расширении времени во сне. Пространство снореальности воспринимается как незнакомое место, в которое можно вернуться, чтобы его «поправить». Во сне человек становится «думным», «думает не свою думу» или «не в своем уме». Его ментальное состояние трактуется как «чужое», вызывающее «несанкционированное» речепорождение. Сон наделяется взаимоисключающими характеристиками, рассматривается то в координатах смерти, то в координатах жизни.
В статье рассматриваются идеи средневекового мыслителя Ф. Аквинского, вносящие вклад в решение проблемы обоснования веры и знания. Представлен контекст формирования средневековой философской мысли и продемонстрированы ее связи с античной интеллектуальной традицией. Показаны сущностные характеристики и обозначена проблематика философии Средних веков. Доказано, что концепты творения и откровения являются ведущими принципами средневековой онтологии и гносеологии. Отмечен вклад Ф. Аквинского в интеллектуальное наследие заявленного исторического периода. Проанализированы пять доказательств бытия Бога. В заключении проведенного исследования обозначены векторы развития и оказанного влияния идей Ф. Аквинского на последующие интеллектуальные направления.
В статье рассматриваются две тенденции во взаимоотношениях народов - тенденция к обособлению и тенденция к объединению. Этноцентрическое убеждение древних людей в своем природном превосходстве над другими народами сосуществует со стремлением к мирным, добрососедским отношениям. Средневековые центральноазиатские мыслители говорят о равенстве людей всех национальностей и необходимости диалога культур. В Новое время идее евроцентризма противостоит отказ воспринимать неевропейские народы как менее полноценные и развитые. В XXI в. солидарность провозглашена одной из фундаментальных ценностей человечества. Автор приходит к выводу, что идея равноправных, дружеских отношений между народами глубоко укоренена в человеческом бытии. Ее развитие обусловлено логикой разворачивания общественной жизнедеятельности человека и является формой воплощения культуры как созидательного, творческого процесса.
В статье акцент сделан на рассмотрении культурного опыта в феноменологии немецкого мыслителя Курта Ставенхагена (1884-1951). Дается оценка соотнесению явленности и неявленности вещей посредством их трансцендирования через природу и логос в сравнении с культурным опытом. Установлено, что категория культурного опыта в сопоставлении с эстетическим опытом дает представление о направленности трансцендирования вещей, а также становится дополнительным источником трансценденции. В подходе Ставенхагена выделяется характеристика культурного опыта как феноменологический ракурс схватывания вещей. При этом ключевой проблемой исследования является недостаточная полнота представлений о том, какое место отдано культурному опыту в трансцендировании вещей. Отчасти концепция Ставенхагена этот пробел восполняет.
В статье анализируется этничность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с учетом биологических и генетических особенностей их развития, формы ее проявления в общественной жизни и культуре. Сформировавшийся биологический тип этносов, проживающих в экстремальных условиях природно-климатической среды, характеризуется доминирующим развитием правополушарного (образного) мышления, которое способствует выстраиванию гармонических отношений с природой и внешним миром. Этничность проявляется в наличии у вышеназванных народов развитого этнического самосознания, закрепленного в самоназвании этноса, национального языка (чаще всего разговорного), особенностях культуры и быта, своеобразии системы родства, питания, религии и религиозных культов. Этничность для малочисленных народов - это способ сохранения и развития своей индивидуальности в многонациональном обществе. Статья представляет собой переработанную и дополненную, изданную ранее статью автора «Этничность как фактор социально-культурного самоопределения народа (на материале народностей Севера) (Кряклина 1998).
Издательство
- Издательство
- АлтГУ
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- Юр. адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- ФИО
- Бочаров Сергей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@asu.ru
- Контактный телефон
- +7 (385) 2291291
- Сайт
- https://www.asu.ru/