КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ К. СТАВЕНХАГЕНА (2024)
В статье акцент сделан на рассмотрении культурного опыта в феноменологии немецкого мыслителя Курта Ставенхагена (1884-1951). Дается оценка соотнесению явленности и неявленности вещей посредством их трансцендирования через природу и логос в сравнении с культурным опытом. Установлено, что категория культурного опыта в сопоставлении с эстетическим опытом дает представление о направленности трансцендирования вещей, а также становится дополнительным источником трансценденции. В подходе Ставенхагена выделяется характеристика культурного опыта как феноменологический ракурс схватывания вещей. При этом ключевой проблемой исследования является недостаточная полнота представлений о том, какое место отдано культурному опыту в трансцендировании вещей. Отчасти концепция Ставенхагена этот пробел восполняет.
Идентификаторы и классификаторы
Между тем культурный опыт может стать частью трансцендирования. Да, он может быть достаточно грубым, не чувствительным, относительным, имеющим завершенность, многослойность и к тому же «приписанным» к многочисленным универсалиям человеческого бытия, но тем не менее он помогает понять, где пролегает граница между явленностью и не-явленностью вещей. На этот момент обращает внимание Курт Ставенхаген (1884-1951), немецкий феноменолог, разделяющий взгляды Гуссерля на предмет проникновения опыта в процесс схватывания вещей. И не только эстетического опыта, о котором написано много у феноменологов, но и опыта культурного. Проблема исследования заключается в том, что культурный опыт «проигрывает» в схватывании бытия перед Природой, Богом, Космосом, Вселенной, Логосом из-за своей сделанности, производности, накопленности, подверженности влиянию со стороны разных форм и сил реальности. В конечном итоге культурный опыт недооценен исследователями, нередко в русле феноменологической рефлексии уступает место эстетическому опыту, чувственному переживанию бытия.
Список литературы
-
Ингарден Р. О различном познавании литературного произведения // Ингарден Р. Исследования по эстетике / пер. с польского. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. С. 114-154.
-
Кочеров С.Н. В поисках логоса Гераклита // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2021. Т. 15. № 2. С. 665-680. DOI: 10.25205/1995-4328-2021-15-2-668-680 EDN: KMLYMC
-
Никоненко С. Интенциональность: американская точка зрения // HORIZON. Феноменологические исследования. 2017. Т. 6. № 1. С. 944.
-
Попов Е.А. Опыт интенционального и ивент-исследования в современной зарубежной социологии искусства // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 69. С. 126-141. Х/69/14. DOI: 10.17223/1998863 EDN: DLSLGT
-
Шариков Д. Натурализация культуры: когнитивизм против прагматизма // Социологическое обозрение. 2022. Т. 21. № 1. С. 153177. DOI: 10.17323/1728-192x-2022-1-153-179 EDN: KQGVAI
-
Dunlop F. Absolute Stellungnahmen: Eine Ontische Untersuchung Ueber Das Wesen Der Religion, by Kurt Stavenhagen // Journal of the British Society for Phenomenology. 1981. № 12 (1). Р. 98-100.
-
Oevermann U., Allert T., Konau E., Krambeck J. Structures of Meaning and Objective Hermeneutics // Modern German Sociology. Ed. V. Meja, D. Misgeld. New York: Columbia University Press, 1987. 313 р.
-
Pastragu§ М. Aesthetic concepts of a Phenomenological Origin // Analecta Husserliana. Ed. A.-T. Tymieniecka (ANHU, vol. 37). Kluwer: Academic Publishers, 1991. Р. 147-165.
-
Pearce W.B., Cronen V.E.Communication, Action and Meaning: The Creation of Social Realities. New York: Praeger, 1980. 222 р.
-
Stavenhagen К. Absolute Stellungnahmen. Eine ontologische Untersuchung uber das Wesen der Religion. New York: Garland, 1979. 224 р.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проанализированы факты нарушения языковых, коммуникативных и этических норм современного русского языка в цифровых медиа, которые являются частью современной интернет-коммуникации. Авторами поднимается проблема негативного влияния СМИ на русскую речевую культуру из-за низкого качества производимых информационных продуктов. В работе на конкретных примерах показаны типичные для современной русской речи тенденции к злоупотреблению неоправданными заимствованиями, к вульгаризации и жаргонизации, к стиранию нормативных и этических границ в интернет-пространстве. Отмечается, что типичной чертой современной речевой ситуации является злоупотребление англицизмами. В современных средствах массовой информации также наблюдается эта тенденция, и именно СМИ зачастую способствуют популяризации новых заимствований у населения. Это может быть обусловлено различными факторами: модой, желанием журналистов казаться более образованными и т.д.
Статья посвящена философско-эстетической интерпретации критических произведений писателя, искусствоведа, художественного и архитектурного критика Нестора Васильевича Кукольника (1809-1868), посвященных архитектуре раннего эклектизма в России. Воззрения автора на архитектуру, в контексте противоречивых мировоззренческих тенденций эпохи романтизма, соотносятся с принципами философско-эстетической концепции единства в разнообразии, реализация которой нацелена на достижение качественно новой архитектуры «высокого вкуса». К утверждению художественной значимости нового полисти-листического подхода в архитектуре критик приходит путем выявления преемственности и общности стилеобразования. Результатом критической рефлексии Н.В. Кукольника можно считать философско-эстетическую декомпозицию принципа единства в разнообразии в его прикладном значении в области архитектурного творчества периода отечественного архитектурного эклектизма XIX века, не утратившего актуальности в наши дни.
Статья посвящена изучению русских пословиц и поговорок, описывающих состояние сна. В них отражены традиционные народные представления о том, что происходит с человеком в этом состоянии, как он воспринимает мир. «Сонные» пословицы и поговорки свидетельствуют, явно или косвенно, о сжатии и расширении времени во сне. Пространство снореальности воспринимается как незнакомое место, в которое можно вернуться, чтобы его «поправить». Во сне человек становится «думным», «думает не свою думу» или «не в своем уме». Его ментальное состояние трактуется как «чужое», вызывающее «несанкционированное» речепорождение. Сон наделяется взаимоисключающими характеристиками, рассматривается то в координатах смерти, то в координатах жизни.
В статье рассматриваются идеи средневекового мыслителя Ф. Аквинского, вносящие вклад в решение проблемы обоснования веры и знания. Представлен контекст формирования средневековой философской мысли и продемонстрированы ее связи с античной интеллектуальной традицией. Показаны сущностные характеристики и обозначена проблематика философии Средних веков. Доказано, что концепты творения и откровения являются ведущими принципами средневековой онтологии и гносеологии. Отмечен вклад Ф. Аквинского в интеллектуальное наследие заявленного исторического периода. Проанализированы пять доказательств бытия Бога. В заключении проведенного исследования обозначены векторы развития и оказанного влияния идей Ф. Аквинского на последующие интеллектуальные направления.
В статье рассматриваются две тенденции во взаимоотношениях народов - тенденция к обособлению и тенденция к объединению. Этноцентрическое убеждение древних людей в своем природном превосходстве над другими народами сосуществует со стремлением к мирным, добрососедским отношениям. Средневековые центральноазиатские мыслители говорят о равенстве людей всех национальностей и необходимости диалога культур. В Новое время идее евроцентризма противостоит отказ воспринимать неевропейские народы как менее полноценные и развитые. В XXI в. солидарность провозглашена одной из фундаментальных ценностей человечества. Автор приходит к выводу, что идея равноправных, дружеских отношений между народами глубоко укоренена в человеческом бытии. Ее развитие обусловлено логикой разворачивания общественной жизнедеятельности человека и является формой воплощения культуры как созидательного, творческого процесса.
Предметом исследования является использование цивилизационного подхода в качестве базовой парадигмы для изучения социальной динамики различных стран и народов, и в особенности России как государства-цивилизации, в содержании курса «Основы российской государственности». Данная дисциплина введена для студентов всех направлений в организациях высшего образования Российской Федерации с 2023-2024 учебного года. Цивилизационные теории отечественных и зарубежных авторов, достаточно подробно изложенные в тексте учебных пособий по курсу, сопоставляются с линейно-стадиальными подходами к развитию общества. Понятие «цивилизация» рассматривается разработчиками учебной дисциплины как в универсальном аспекте, так и в аспекте уникальности. Последний позволяет выявить специфику российской цивилизации и определить ее ценностные принципы. В статье делается вывод о возможности применения цивилизационного подхода наряду с другими теориями социально-исторического развития для реализации цели и задач учебного курса.
В статье анализируется этничность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с учетом биологических и генетических особенностей их развития, формы ее проявления в общественной жизни и культуре. Сформировавшийся биологический тип этносов, проживающих в экстремальных условиях природно-климатической среды, характеризуется доминирующим развитием правополушарного (образного) мышления, которое способствует выстраиванию гармонических отношений с природой и внешним миром. Этничность проявляется в наличии у вышеназванных народов развитого этнического самосознания, закрепленного в самоназвании этноса, национального языка (чаще всего разговорного), особенностях культуры и быта, своеобразии системы родства, питания, религии и религиозных культов. Этничность для малочисленных народов - это способ сохранения и развития своей индивидуальности в многонациональном обществе. Статья представляет собой переработанную и дополненную, изданную ранее статью автора «Этничность как фактор социально-культурного самоопределения народа (на материале народностей Севера) (Кряклина 1998).
Издательство
- Издательство
- АлтГУ
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- Юр. адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- ФИО
- Бочаров Сергей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@asu.ru
- Контактный телефон
- +7 (385) 2291291
- Сайт
- https://www.asu.ru/