СОН И СНОВИДЕНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КАРТИНЕ МИРА (2024)
Статья посвящена изучению русских пословиц и поговорок, описывающих состояние сна. В них отражены традиционные народные представления о том, что происходит с человеком в этом состоянии, как он воспринимает мир. «Сонные» пословицы и поговорки свидетельствуют, явно или косвенно, о сжатии и расширении времени во сне. Пространство снореальности воспринимается как незнакомое место, в которое можно вернуться, чтобы его «поправить». Во сне человек становится «думным», «думает не свою думу» или «не в своем уме». Его ментальное состояние трактуется как «чужое», вызывающее «несанкционированное» речепорождение. Сон наделяется взаимоисключающими характеристиками, рассматривается то в координатах смерти, то в координатах жизни.
Идентификаторы и классификаторы
Эта тема имеет долгую историю, большую литературу и множество решений. Онтологический статус сна – предмет обсуждения философов и психологов (обзор литературы: (Руднев 1999б: 281-284)). Сновидения активно изучаются в аспекте фольклористики, этнолингвистики, семиотики. Народные толкования снов и их мифологические основания изучал Н.И. Толстой (Толстой 2003: 303-310). Иномирное пространство сна показано в работе С.М. Толстой (Толстая 2015: 463-473). Круг вопросов, относящихся к этой теме, затронут в работах А.В. Гуры: сон в славянской культурной традиции (Гура 2012: 119-122), регламентация поведения человека в связи со сновидениями (Гура 2018a: 79-93), славянские сонники (источники и параллели) (Гура 2018б: 325-328) и др. Механизмы семантизации снов (противопоставление, сходство, метонимия, обобщение, сложные мотивации) выделила С. Небжеговская-Бартминьская (Небжеговская-Бартминьская 2011: 81-92). Сон рассматривается как семиотическое окно в невидимый «параллельный» мир (Лотман 1992: 219-226; Сон – семиотическое окно 1993). Назовем основные идеи, из которых мы исходим в работе. Пословицы и поговорки «не только выражают и межпоколенно транслируют, но и формируют культурное самосознание народа» (Телия 1999: 9).
Список литературы
-
Агапкина Т.А., Белова О.В. Примета // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. М.: Международные отношения, 1995-2012. Т. 4. С. 279-280.
-
Апресян Ю.Д. Знать, ведать // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 396-402.
-
Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Основы фразеологии. М.: Наука, 2013. 312 с. EDN: SBRZAN
-
Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб.: Фолио-пресс, 1998. 700 с.
-
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
-
Гура А.В. Регламентация поведения человека в связи со сновидениями // Образ человека в культуре. М.: Индрик, 2018а. С. 79-93. EDN: YOTCPJ
-
Гура А.В. Славянские сонники: источники и параллели // Письменность, литература, фольклор славянских народов. История славистики. М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 2018б. С. 325-328.
-
Гура А.В. Сон // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. М.: Международные отношения, 1995-2012. Т. 5. С. 119121.
-
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. СПб.: Диамант, 1997. 504 с.
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1981-1982.
-
Зимин В.И. Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений. М.: АСТ-Пресс, 2010. 729 с.
-
Золотова Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 2006. 439 с.
-
Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М.: Наука, 1986. 252 с.
-
Лотман Ю.М. Сон как семиотическое окно // Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. С. 219-226.
-
Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских народных сравнений. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 800 с.
-
Небжеговская-Бартминьская С. Конститутивные ценности польского народного сонника // Эволюция ценностей в языках и культурах. М.: Пробел, 2011. С. 81-92.
-
Руднев В.П. Измененные состояния сознания // Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1999а. С. 107-110.
-
Руднев В.П. Сновидение // Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1999б. С. 281-284.
-
Сон - семиотическое окно. Сновидение и искусство. Сновидение и текст. М.: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, 1993. 148 с.
-
Спивак Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания. Л.: Наука, 1986. 90 с.
-
Телия В.Н. От редактора // Фразеология в контексте культуры. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 8-10.
-
Толстая С.М. Иномирное пространство сна // Толстая С.М. Образ мира в тексте и ритуале. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. С. 463-473.
-
Толстой Н.И. Народные толкования снов и их мифологическая основа // Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003. С. 303-310.
-
Урысон Е.В. Мысль, идея // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 551556.
-
Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб.: Русская книга, 1993. 365 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проанализированы факты нарушения языковых, коммуникативных и этических норм современного русского языка в цифровых медиа, которые являются частью современной интернет-коммуникации. Авторами поднимается проблема негативного влияния СМИ на русскую речевую культуру из-за низкого качества производимых информационных продуктов. В работе на конкретных примерах показаны типичные для современной русской речи тенденции к злоупотреблению неоправданными заимствованиями, к вульгаризации и жаргонизации, к стиранию нормативных и этических границ в интернет-пространстве. Отмечается, что типичной чертой современной речевой ситуации является злоупотребление англицизмами. В современных средствах массовой информации также наблюдается эта тенденция, и именно СМИ зачастую способствуют популяризации новых заимствований у населения. Это может быть обусловлено различными факторами: модой, желанием журналистов казаться более образованными и т.д.
Статья посвящена философско-эстетической интерпретации критических произведений писателя, искусствоведа, художественного и архитектурного критика Нестора Васильевича Кукольника (1809-1868), посвященных архитектуре раннего эклектизма в России. Воззрения автора на архитектуру, в контексте противоречивых мировоззренческих тенденций эпохи романтизма, соотносятся с принципами философско-эстетической концепции единства в разнообразии, реализация которой нацелена на достижение качественно новой архитектуры «высокого вкуса». К утверждению художественной значимости нового полисти-листического подхода в архитектуре критик приходит путем выявления преемственности и общности стилеобразования. Результатом критической рефлексии Н.В. Кукольника можно считать философско-эстетическую декомпозицию принципа единства в разнообразии в его прикладном значении в области архитектурного творчества периода отечественного архитектурного эклектизма XIX века, не утратившего актуальности в наши дни.
В статье рассматриваются идеи средневекового мыслителя Ф. Аквинского, вносящие вклад в решение проблемы обоснования веры и знания. Представлен контекст формирования средневековой философской мысли и продемонстрированы ее связи с античной интеллектуальной традицией. Показаны сущностные характеристики и обозначена проблематика философии Средних веков. Доказано, что концепты творения и откровения являются ведущими принципами средневековой онтологии и гносеологии. Отмечен вклад Ф. Аквинского в интеллектуальное наследие заявленного исторического периода. Проанализированы пять доказательств бытия Бога. В заключении проведенного исследования обозначены векторы развития и оказанного влияния идей Ф. Аквинского на последующие интеллектуальные направления.
В статье рассматриваются две тенденции во взаимоотношениях народов - тенденция к обособлению и тенденция к объединению. Этноцентрическое убеждение древних людей в своем природном превосходстве над другими народами сосуществует со стремлением к мирным, добрососедским отношениям. Средневековые центральноазиатские мыслители говорят о равенстве людей всех национальностей и необходимости диалога культур. В Новое время идее евроцентризма противостоит отказ воспринимать неевропейские народы как менее полноценные и развитые. В XXI в. солидарность провозглашена одной из фундаментальных ценностей человечества. Автор приходит к выводу, что идея равноправных, дружеских отношений между народами глубоко укоренена в человеческом бытии. Ее развитие обусловлено логикой разворачивания общественной жизнедеятельности человека и является формой воплощения культуры как созидательного, творческого процесса.
В статье акцент сделан на рассмотрении культурного опыта в феноменологии немецкого мыслителя Курта Ставенхагена (1884-1951). Дается оценка соотнесению явленности и неявленности вещей посредством их трансцендирования через природу и логос в сравнении с культурным опытом. Установлено, что категория культурного опыта в сопоставлении с эстетическим опытом дает представление о направленности трансцендирования вещей, а также становится дополнительным источником трансценденции. В подходе Ставенхагена выделяется характеристика культурного опыта как феноменологический ракурс схватывания вещей. При этом ключевой проблемой исследования является недостаточная полнота представлений о том, какое место отдано культурному опыту в трансцендировании вещей. Отчасти концепция Ставенхагена этот пробел восполняет.
Предметом исследования является использование цивилизационного подхода в качестве базовой парадигмы для изучения социальной динамики различных стран и народов, и в особенности России как государства-цивилизации, в содержании курса «Основы российской государственности». Данная дисциплина введена для студентов всех направлений в организациях высшего образования Российской Федерации с 2023-2024 учебного года. Цивилизационные теории отечественных и зарубежных авторов, достаточно подробно изложенные в тексте учебных пособий по курсу, сопоставляются с линейно-стадиальными подходами к развитию общества. Понятие «цивилизация» рассматривается разработчиками учебной дисциплины как в универсальном аспекте, так и в аспекте уникальности. Последний позволяет выявить специфику российской цивилизации и определить ее ценностные принципы. В статье делается вывод о возможности применения цивилизационного подхода наряду с другими теориями социально-исторического развития для реализации цели и задач учебного курса.
В статье анализируется этничность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с учетом биологических и генетических особенностей их развития, формы ее проявления в общественной жизни и культуре. Сформировавшийся биологический тип этносов, проживающих в экстремальных условиях природно-климатической среды, характеризуется доминирующим развитием правополушарного (образного) мышления, которое способствует выстраиванию гармонических отношений с природой и внешним миром. Этничность проявляется в наличии у вышеназванных народов развитого этнического самосознания, закрепленного в самоназвании этноса, национального языка (чаще всего разговорного), особенностях культуры и быта, своеобразии системы родства, питания, религии и религиозных культов. Этничность для малочисленных народов - это способ сохранения и развития своей индивидуальности в многонациональном обществе. Статья представляет собой переработанную и дополненную, изданную ранее статью автора «Этничность как фактор социально-культурного самоопределения народа (на материале народностей Севера) (Кряклина 1998).
Издательство
- Издательство
- АлтГУ
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- Юр. адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- ФИО
- Бочаров Сергей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@asu.ru
- Контактный телефон
- +7 (385) 2291291
- Сайт
- https://www.asu.ru/