КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ (2024)
В статье рассматриваются две тенденции во взаимоотношениях народов - тенденция к обособлению и тенденция к объединению. Этноцентрическое убеждение древних людей в своем природном превосходстве над другими народами сосуществует со стремлением к мирным, добрососедским отношениям. Средневековые центральноазиатские мыслители говорят о равенстве людей всех национальностей и необходимости диалога культур. В Новое время идее евроцентризма противостоит отказ воспринимать неевропейские народы как менее полноценные и развитые. В XXI в. солидарность провозглашена одной из фундаментальных ценностей человечества. Автор приходит к выводу, что идея равноправных, дружеских отношений между народами глубоко укоренена в человеческом бытии. Ее развитие обусловлено логикой разворачивания общественной жизнедеятельности человека и является формой воплощения культуры как созидательного, творческого процесса.
Идентификаторы и классификаторы
Известно, что для древних греков мир делился на ойкумену – земли, заселенные греческими племенами и земли чужеземцев, говорящих на непонятном языке, обладавших собственной, отличной от греческой культуры. Всех не-эллинов, включая и цивилизованные народы, древние греки называли варварами. Убежденные в природном превосходстве над чужаками, жители Эллады с варварами воевали, грабили их, захваченными в плен чужеземцами пополняли многочисленную армию рабов. Платон разделяет взгляды своих соплеменников. Вместе с тем он испытывает огромный интерес и уважение к Египту, его общественному устройству, которое во многом служит для философа образцом при разработке проекта идеального государства. Как замечает С. Абрамов, «увлеченность мыслителя Египтом выглядит весьма странно для того времени» (Абрамов 2016: 125). Мы наблюдаем у Платона попытку прорыва за пределы дихотомического деления мира на своих, призванных господствовать, и чужих, удел которых – подчиняться. Для него существует и третья группа людей – это те иноплеменники, иностранцы, которые в силу своих культурных достижений достойны уважения и подражания. В сравнении с Платоном взгляды Аристотеля представляются куда более традиционными. Варвар в понимании Аристотеля – любой человек, не родившийся греком. Именно по этой причине он безусловно предназначен к рабству.
Список литературы
-
Абдулатипов Р.Г. На дружбе народов держится мир // Вестник МГУКИ. 2010. № 2. С. 8-14. EDN: MUWVDB
-
Абрамов С.В. Идеи национализма в трудах Платона и Аристотеля // Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 125-127. EDN: WBNRZV
-
Бабаев К.В. История человечества в великих документах. Москва: Эксмо, 2018. 416 с. EDN: NIHERF
-
Бестужев-Лада И.В. Дружба народов: миф или реальность? // Экономические стратегии. 2015. № 7. С. 146-153. EDN: UYGCKH
-
Вахитов Р.Р. Политическая дружба Аристотеля и советская дружба народов // https://t.me/redeurasia/120 (дата обращения: 23.10.2023).
-
Данакари Р.А. Патриотизм и дружба народов как базисные детерминанты российской цивилизации // Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2019.№ 5. С. 193-204. EDN: KUTJGL
-
Дробжев М.И. Две концепции единства человечества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2000. Вып. 4(20). С. 18-26. EDN: NUDNIH
-
Жамсаев М.Б. Традиции регулирования межнациональных отношений в культуре Древней Руси // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 4. С. 66-73. EDN: XARSWF
-
Кыдырали Д. Диалог цивилизаций на Шелковом пути // https://mysl.kazgazeta.kz/news/7371 (дата обращения 22.10.2023).
-
Ли Сянянь. Концепция "Национальной политики" Конфуция в прошлом и настоящем // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. № 33. С. 212-218. EDN: XHSVCN
-
Мустафаев Ф.М. Межнациональное общение в контексте обеспечения цивилизационной безопасности России. Автореферат дис.... д.ф.н. Ростов-на-Дону, 2014. 62 с. EDN: JKLKKI
-
Никишин В.О. Чужеземцы в произведениях Цицерона, Цезаря и Саллюстия (К вопросу о сущности римского "шовинизма" в I в. до н.э.): дисс... к.и.н. М.: МГУ, 1999. 189 с. EDN: QCZPGZ
-
Светлана Лурье о карабахской войне: Порядочность и милосердие - этический императив для русского человека // https://poli-tema.ru/post/svetlana-lure-o-karabahskoj-vojne-porjadochno-st-i-mLlose-rdie-jeticheskij-imperativ-dlja-russkogo-cheloveka (дата обращения 23.10.2023).
-
Рахматуллина З.Я. Дружба народов как традиционная ценность российской цивилизации // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2020. № 3. С. 12-17. EDN: YCYDLV
-
Триведи Д. Возможна ли дружба народов без дружбы культур? // https://posredi.ru/vozmozhna-li-druzhba-narodov-bez-druzhby-kult-ur.html (дата обращения: 22.10.2023).
-
Яковенко И.Г. "Нерушимая дружба советских народов": создание, бытование и деконструкция одного советского мифа // Вестник РГГУ. Серия "Литературоведение. Языкознание. Культурология". 2019. № 8. С. 27-39. EDN: ICYIHC
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проанализированы факты нарушения языковых, коммуникативных и этических норм современного русского языка в цифровых медиа, которые являются частью современной интернет-коммуникации. Авторами поднимается проблема негативного влияния СМИ на русскую речевую культуру из-за низкого качества производимых информационных продуктов. В работе на конкретных примерах показаны типичные для современной русской речи тенденции к злоупотреблению неоправданными заимствованиями, к вульгаризации и жаргонизации, к стиранию нормативных и этических границ в интернет-пространстве. Отмечается, что типичной чертой современной речевой ситуации является злоупотребление англицизмами. В современных средствах массовой информации также наблюдается эта тенденция, и именно СМИ зачастую способствуют популяризации новых заимствований у населения. Это может быть обусловлено различными факторами: модой, желанием журналистов казаться более образованными и т.д.
Статья посвящена философско-эстетической интерпретации критических произведений писателя, искусствоведа, художественного и архитектурного критика Нестора Васильевича Кукольника (1809-1868), посвященных архитектуре раннего эклектизма в России. Воззрения автора на архитектуру, в контексте противоречивых мировоззренческих тенденций эпохи романтизма, соотносятся с принципами философско-эстетической концепции единства в разнообразии, реализация которой нацелена на достижение качественно новой архитектуры «высокого вкуса». К утверждению художественной значимости нового полисти-листического подхода в архитектуре критик приходит путем выявления преемственности и общности стилеобразования. Результатом критической рефлексии Н.В. Кукольника можно считать философско-эстетическую декомпозицию принципа единства в разнообразии в его прикладном значении в области архитектурного творчества периода отечественного архитектурного эклектизма XIX века, не утратившего актуальности в наши дни.
Статья посвящена изучению русских пословиц и поговорок, описывающих состояние сна. В них отражены традиционные народные представления о том, что происходит с человеком в этом состоянии, как он воспринимает мир. «Сонные» пословицы и поговорки свидетельствуют, явно или косвенно, о сжатии и расширении времени во сне. Пространство снореальности воспринимается как незнакомое место, в которое можно вернуться, чтобы его «поправить». Во сне человек становится «думным», «думает не свою думу» или «не в своем уме». Его ментальное состояние трактуется как «чужое», вызывающее «несанкционированное» речепорождение. Сон наделяется взаимоисключающими характеристиками, рассматривается то в координатах смерти, то в координатах жизни.
В статье рассматриваются идеи средневекового мыслителя Ф. Аквинского, вносящие вклад в решение проблемы обоснования веры и знания. Представлен контекст формирования средневековой философской мысли и продемонстрированы ее связи с античной интеллектуальной традицией. Показаны сущностные характеристики и обозначена проблематика философии Средних веков. Доказано, что концепты творения и откровения являются ведущими принципами средневековой онтологии и гносеологии. Отмечен вклад Ф. Аквинского в интеллектуальное наследие заявленного исторического периода. Проанализированы пять доказательств бытия Бога. В заключении проведенного исследования обозначены векторы развития и оказанного влияния идей Ф. Аквинского на последующие интеллектуальные направления.
В статье акцент сделан на рассмотрении культурного опыта в феноменологии немецкого мыслителя Курта Ставенхагена (1884-1951). Дается оценка соотнесению явленности и неявленности вещей посредством их трансцендирования через природу и логос в сравнении с культурным опытом. Установлено, что категория культурного опыта в сопоставлении с эстетическим опытом дает представление о направленности трансцендирования вещей, а также становится дополнительным источником трансценденции. В подходе Ставенхагена выделяется характеристика культурного опыта как феноменологический ракурс схватывания вещей. При этом ключевой проблемой исследования является недостаточная полнота представлений о том, какое место отдано культурному опыту в трансцендировании вещей. Отчасти концепция Ставенхагена этот пробел восполняет.
Предметом исследования является использование цивилизационного подхода в качестве базовой парадигмы для изучения социальной динамики различных стран и народов, и в особенности России как государства-цивилизации, в содержании курса «Основы российской государственности». Данная дисциплина введена для студентов всех направлений в организациях высшего образования Российской Федерации с 2023-2024 учебного года. Цивилизационные теории отечественных и зарубежных авторов, достаточно подробно изложенные в тексте учебных пособий по курсу, сопоставляются с линейно-стадиальными подходами к развитию общества. Понятие «цивилизация» рассматривается разработчиками учебной дисциплины как в универсальном аспекте, так и в аспекте уникальности. Последний позволяет выявить специфику российской цивилизации и определить ее ценностные принципы. В статье делается вывод о возможности применения цивилизационного подхода наряду с другими теориями социально-исторического развития для реализации цели и задач учебного курса.
В статье анализируется этничность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с учетом биологических и генетических особенностей их развития, формы ее проявления в общественной жизни и культуре. Сформировавшийся биологический тип этносов, проживающих в экстремальных условиях природно-климатической среды, характеризуется доминирующим развитием правополушарного (образного) мышления, которое способствует выстраиванию гармонических отношений с природой и внешним миром. Этничность проявляется в наличии у вышеназванных народов развитого этнического самосознания, закрепленного в самоназвании этноса, национального языка (чаще всего разговорного), особенностях культуры и быта, своеобразии системы родства, питания, религии и религиозных культов. Этничность для малочисленных народов - это способ сохранения и развития своей индивидуальности в многонациональном обществе. Статья представляет собой переработанную и дополненную, изданную ранее статью автора «Этничность как фактор социально-культурного самоопределения народа (на материале народностей Севера) (Кряклина 1998).
Издательство
- Издательство
- АлтГУ
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- Юр. адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- ФИО
- Бочаров Сергей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@asu.ru
- Контактный телефон
- +7 (385) 2291291
- Сайт
- https://www.asu.ru/