АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Архив статей журнала
В статье проанализированы факты нарушения языковых, коммуникативных и этических норм современного русского языка в цифровых медиа, которые являются частью современной интернет-коммуникации. Авторами поднимается проблема негативного влияния СМИ на русскую речевую культуру из-за низкого качества производимых информационных продуктов. В работе на конкретных примерах показаны типичные для современной русской речи тенденции к злоупотреблению неоправданными заимствованиями, к вульгаризации и жаргонизации, к стиранию нормативных и этических границ в интернет-пространстве. Отмечается, что типичной чертой современной речевой ситуации является злоупотребление англицизмами. В современных средствах массовой информации также наблюдается эта тенденция, и именно СМИ зачастую способствуют популяризации новых заимствований у населения. Это может быть обусловлено различными факторами: модой, желанием журналистов казаться более образованными и т.д.
Статья посвящена философско-эстетической интерпретации критических произведений писателя, искусствоведа, художественного и архитектурного критика Нестора Васильевича Кукольника (1809-1868), посвященных архитектуре раннего эклектизма в России. Воззрения автора на архитектуру, в контексте противоречивых мировоззренческих тенденций эпохи романтизма, соотносятся с принципами философско-эстетической концепции единства в разнообразии, реализация которой нацелена на достижение качественно новой архитектуры «высокого вкуса». К утверждению художественной значимости нового полисти-листического подхода в архитектуре критик приходит путем выявления преемственности и общности стилеобразования. Результатом критической рефлексии Н.В. Кукольника можно считать философско-эстетическую декомпозицию принципа единства в разнообразии в его прикладном значении в области архитектурного творчества периода отечественного архитектурного эклектизма XIX века, не утратившего актуальности в наши дни.
Статья посвящена изучению русских пословиц и поговорок, описывающих состояние сна. В них отражены традиционные народные представления о том, что происходит с человеком в этом состоянии, как он воспринимает мир. «Сонные» пословицы и поговорки свидетельствуют, явно или косвенно, о сжатии и расширении времени во сне. Пространство снореальности воспринимается как незнакомое место, в которое можно вернуться, чтобы его «поправить». Во сне человек становится «думным», «думает не свою думу» или «не в своем уме». Его ментальное состояние трактуется как «чужое», вызывающее «несанкционированное» речепорождение. Сон наделяется взаимоисключающими характеристиками, рассматривается то в координатах смерти, то в координатах жизни.
В статье рассматриваются идеи средневекового мыслителя Ф. Аквинского, вносящие вклад в решение проблемы обоснования веры и знания. Представлен контекст формирования средневековой философской мысли и продемонстрированы ее связи с античной интеллектуальной традицией. Показаны сущностные характеристики и обозначена проблематика философии Средних веков. Доказано, что концепты творения и откровения являются ведущими принципами средневековой онтологии и гносеологии. Отмечен вклад Ф. Аквинского в интеллектуальное наследие заявленного исторического периода. Проанализированы пять доказательств бытия Бога. В заключении проведенного исследования обозначены векторы развития и оказанного влияния идей Ф. Аквинского на последующие интеллектуальные направления.
В статье рассматриваются две тенденции во взаимоотношениях народов - тенденция к обособлению и тенденция к объединению. Этноцентрическое убеждение древних людей в своем природном превосходстве над другими народами сосуществует со стремлением к мирным, добрососедским отношениям. Средневековые центральноазиатские мыслители говорят о равенстве людей всех национальностей и необходимости диалога культур. В Новое время идее евроцентризма противостоит отказ воспринимать неевропейские народы как менее полноценные и развитые. В XXI в. солидарность провозглашена одной из фундаментальных ценностей человечества. Автор приходит к выводу, что идея равноправных, дружеских отношений между народами глубоко укоренена в человеческом бытии. Ее развитие обусловлено логикой разворачивания общественной жизнедеятельности человека и является формой воплощения культуры как созидательного, творческого процесса.
В статье акцент сделан на рассмотрении культурного опыта в феноменологии немецкого мыслителя Курта Ставенхагена (1884-1951). Дается оценка соотнесению явленности и неявленности вещей посредством их трансцендирования через природу и логос в сравнении с культурным опытом. Установлено, что категория культурного опыта в сопоставлении с эстетическим опытом дает представление о направленности трансцендирования вещей, а также становится дополнительным источником трансценденции. В подходе Ставенхагена выделяется характеристика культурного опыта как феноменологический ракурс схватывания вещей. При этом ключевой проблемой исследования является недостаточная полнота представлений о том, какое место отдано культурному опыту в трансцендировании вещей. Отчасти концепция Ставенхагена этот пробел восполняет.
Предметом исследования является использование цивилизационного подхода в качестве базовой парадигмы для изучения социальной динамики различных стран и народов, и в особенности России как государства-цивилизации, в содержании курса «Основы российской государственности». Данная дисциплина введена для студентов всех направлений в организациях высшего образования Российской Федерации с 2023-2024 учебного года. Цивилизационные теории отечественных и зарубежных авторов, достаточно подробно изложенные в тексте учебных пособий по курсу, сопоставляются с линейно-стадиальными подходами к развитию общества. Понятие «цивилизация» рассматривается разработчиками учебной дисциплины как в универсальном аспекте, так и в аспекте уникальности. Последний позволяет выявить специфику российской цивилизации и определить ее ценностные принципы. В статье делается вывод о возможности применения цивилизационного подхода наряду с другими теориями социально-исторического развития для реализации цели и задач учебного курса.
В статье анализируется этничность коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с учетом биологических и генетических особенностей их развития, формы ее проявления в общественной жизни и культуре. Сформировавшийся биологический тип этносов, проживающих в экстремальных условиях природно-климатической среды, характеризуется доминирующим развитием правополушарного (образного) мышления, которое способствует выстраиванию гармонических отношений с природой и внешним миром. Этничность проявляется в наличии у вышеназванных народов развитого этнического самосознания, закрепленного в самоназвании этноса, национального языка (чаще всего разговорного), особенностях культуры и быта, своеобразии системы родства, питания, религии и религиозных культов. Этничность для малочисленных народов - это способ сохранения и развития своей индивидуальности в многонациональном обществе. Статья представляет собой переработанную и дополненную, изданную ранее статью автора «Этничность как фактор социально-культурного самоопределения народа (на материале народностей Севера) (Кряклина 1998).