Бюджетно-налоговое планирование играет важную роль в разработке финансовой политики государства. Налоговое планирование на макроуровне представляет собой деятельность государственных органов по определению общей суммы налоговых доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, по выявлению и мобилизации имеющихся в экономике резервов, по совершенствованию налогового администрирования, а также по созданию условий для дальнейшего роста экономики. В целях раскрытия вопроса, авторами выделены задачи налогового разграничения бюджетного планирования, проанализированы понятия «планирование» и «прогнозирование», «бюджетно-налоговое планирование». Кроме того, в статье выделены условия для создания благоприятного налогового климата в регионах, а также отмечена важность мониторинга качества бюджетного процесса на макроуровне.
Уклонение или неуплата налогов и сборов является одной из основных проблем, с которой сталкиваются многие государства, в том числе Россия. Возникающая, в связи с этим ситуация, отрицательно сказывается уровне жизни населения. В связи с тем, что бюджеты разных уровней недополучают определенные денежные средства, на которые они рассчитывают и, в соответствии с этими расчетами, планируют дальнейшую политику, ряд отраслей остаются недофинансированными. Данная работа содержит определение понятия «уклонение от уплаты налогов» и «налоговая оптимизация». Рассматриваются причины и способы уклонения от уплаты налогов, а также некоторые сделки получения необоснованной налоговой выгоды.
Налоговые доходы играют решающую роль в формировании бюджетов всех уровней. В настоящее время существует множество проблем, связанных с отсутствием исследований и единых концептуальных подходов к понятию «налоговый потенциал», его методов расчета и способов эффективного использования. Бюджетная политика играет важную роль в решении задач регионального развития. В современных условиях налоговые поступления являются основным источником решения этих задач. Как показывает практика формирования региональных бюджетов, применяемые методы не гарантируют объективное прогнозирование доходов бюджета. Отсутствуют единые подходы в оценке доходов регионов. В статье нами уточнен понятийный аппарат «налогового потенциала», приведен анализ существующих методик его расчета на уровне региона. Авторами отмечена важность наличия налогового паспорта региона как основополагающего документа для оценки налогового потенциала.