Рассмотрена проблема оценки человеческого капитала с позиции ее методологической формализации. Проведен обзор методов и подходов к оценке состояния человеческого капитала и выделены их основные абсолютные и относительные индикаторы. Обобщена методология расчета индекса и интегрального показателя развития человеческого капитала. Определены компоненты алгоритма формализации оценки «человеческий капитал»: уровни рассмотрения, методы оценивания, формы выражения оценки, типы перемещения капитала и способы инвестирования, принципы развития и современные стратегии управления. Идентифицирован формально-логический метод, систематизированы результаты исследований в деле формирования человеческого капитала. Описаны ключевые подходы к измерению человеческого капитала на различных уровнях с акцентом на их достоинства и недостатки. Определены актуальные параметры методологии формирования интегрального индекса оценки человеческого капитала, включая компетентностный, когнитивно- ценностный и другие подходы. Сформирована интеллектуальная карта, визуализирующая структуру методологии ОЭСР оценки человеческого капитала. Предложено расширить методику оценки человеческого капитала через включение в расчет показателей институциональной системы. Выводы акцентируют внимание на значимости применения достоверной и всесторонней информации, а также на важности ее своевременного обновления, чтобы результаты анализа и оценки отражали истинную стоимость человеческого капитала. Авторами отмечено, что необходимо обеспечение оптимизации процедур сбора и обработки информации для повышения точности оценки человеческого капитала.
В статье обобщены основные составляющие эффективности бизнес-процессов субъектов хозяйствования в современных условиях цифровой трансформации экономики. Эффективность деятельности в условиях цифровой трансформации экономики зависит от различных факторов, включающих технологические инновации, стратегическое управление, цифровой маркетинг и адаптацию к новым реалиям. Предприятия, которые успешно интегрируют цифровую стратегию и используют передовую маркетинговую практику, могут успешно привлекать новых клиентов, повышая тем самым эффективность бизнеса. А это значит, что цифровая трансформация помогает предприятиям не только внедрять новые технологии, но и учитывать менталитет, методы взаимодействия с клиентами и другие факторы, позволяющие совершенствовать стратегию бизнеса. В статье определены основные составляющие эффективности бизнеса в условиях цифровизации, место маркетингового комплекса в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности предпринимательства; уточнено место маркетинговых элементов в обеспечении конкурентоустойчивости и стремительных трендов развития бизнес-структур; идентифицированы инструменты цифрового маркетинга в достижении оптимальных параметров бизнес-деятельности. В заключение делаются выводы о том, что успешная цифровизация приводит к повышению конкурентоспособности и эффективности бизнеса, однако требует от организаций гибкости, инновационного подхода и внимательного отношения к вопросам кибербезопасности.
Рынок жилой недвижимости является структурной единицей всей экономики страны, при помощи которой происходит реализация социальных и экономических функций, стимулирование субъектов предпринимательской деятельности - участников рынка и смежных с ним отраслей. Рынок недвижимости в условиях турбулентности экономики - это одна из проблем, подлежащая изучению современной экономической наукой. Актуальность исследования обусловлена рядом факторов, определяющих жилую недвижимость как одну из базовых потребностей человека, как способ приумножения (инвестиции) или накопления средств населения. Целью проводимого исследования является изучение рынка жилой недвижимости, в том числе теоретических аспектов, фундаментальных факторов, оказывающих на него влияние и, как следствие, дающих понимание ближайших перспектив. В работе применялись общенаучные методы - анализ, синтез, сравнение. В целях формирования авторского мнения был проанализирован ряд работ отечественных авторов о перспективах рынка жилой недвижимости, опубликованных в 2023 г. В исследовании обозначены ключевые факторы, оказывающие влияние на рынок жилой недвижимости - обеспеченность населения жильем, спрос на жилые помещения и динамика их стоимости, уровень привлекательности жилой недвижимости как формы инвестиций, численность и уровень доходов населения России, динамика изменения цен и курса рубля по отношению к иностранной валюте, уровень долговой нагрузки населения, степень участия отрасли в экономике государства. В результате проведенного анализа авторы прогнозируют в ближайшей перспективе замедление темпов роста и возможное снижение стоимости жилья. Исследование носит прикладной характер и имеет дальнейшие перспективы проработки.