ПЕРВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Архив статей журнала
В статье рассматриваются некоторые аспекты налогового суверенитета и анализируется его связь с суверенитетом государственным. Отмечается, что суверенный статус государства проявляется через разнообразные правовые инструменты и влияет на внутреннюю и внешнюю политику государства. Государственный суверенитет включает множество аспектов, основными из которых являются понятия политического, военного и экономического суверенитета. К экономическому аспекту государственного суверенитета относится и налоговое управление как один из ключевых составляющих государственного контроля, в том числе и финансового. Именно поэтому налоговый суверенитет следует рассматривать как одно из главных условий обеспечения государственного суверенитета в целом. Эти понятия разные, но не существуют друг без друга. Поэтому показывается их взаимообусловленность и различия. В статье раскрываются проблемы в практике налогообложения, называются их причины и предлагаются пути решения.
В условиях модернизации российской экономики является актуальным вопрос наполнения доходной части бюджета, основную долю которой составляют налоговые поступления. В результате поиска путей увеличения налоговых поступлений в бюджет объективно возникает необходимость привлечения дополнительных доходов в налоговую систему в качестве источника налоговых поступлений. В процессе исследований в данной области появилось немало новых понятий, среди которых и понятие «налоговый потенциал территории». В статье уточнен понятийный аппарат в данной области, выделены факторы величины налогового потенциала субъектов РФ. Кроме того, разработала система мер для обеспечения устойчивого экономического роста на уровне субъектов РФ.
В условиях экономической нестабильности и агрессивной конкурентной среды, организация сталкивается с необходимостью сокращения издержек как одним из ключевых направлений повышения финансовой эффективности и роста конкурентоспособности. Однако, сокращение расходов на сырье и материалы может привести к последующему падению качества производимой продукции; сокращение расходов на оплату труда создает риски роста текучести кадров; выбор поставщиков услуг по низким ценам может привести к оказанию услуг низкого качества и срывам сроков исполнения договоров.
В этих условиях, наиболее оптимальным инструментом сокращения издержек для организации становится оптимизация налогообложения, позволяющая за счет пересмотра налогооблагаемой базы снизить налоговую нагрузку на бизнес и, тем самым, увеличить долю средств, непосредственно вовлекаемых в оборот с последующим ростом и финансовых результатов деятельности организации.
Бюджетно-налоговое планирование играет важную роль в разработке финансовой политики государства. Налоговое планирование на макроуровне представляет собой деятельность государственных органов по определению общей суммы налоговых доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, по выявлению и мобилизации имеющихся в экономике резервов, по совершенствованию налогового администрирования, а также по созданию условий для дальнейшего роста экономики. В целях раскрытия вопроса, авторами выделены задачи налогового разграничения бюджетного планирования, проанализированы понятия «планирование» и «прогнозирование», «бюджетно-налоговое планирование». Кроме того, в статье выделены условия для создания благоприятного налогового климата в регионах, а также отмечена важность мониторинга качества бюджетного процесса на макроуровне.
Как известно, для выполнения своих функций государство должно располагать необходимыми денежными средствами. Во всей совокупности денежных средств, поступающих в распоряжение федеральных властей или властей субъекта Федерации, особую роль играет налоговая компонента. Взимание доходов в бюджет не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние на состояние производства, на социальную атмосферу, во многом определяет отношения между членами общества и органами власти. В целях раскрытия вопроса налогового прогнозирования и планирования в данной статье приведена уточненная классификация налогов, выделены неналоговые доходы как существенный источник пополнения бюджета, уточнен понятийный аппарат в области налогового прогнозирования и планирования, а также сформирована система целей бюджетно-налогового прогнозирования и планирования.
Уклонение или неуплата налогов и сборов является одной из основных проблем, с которой сталкиваются многие государства, в том числе Россия. Возникающая, в связи с этим ситуация, отрицательно сказывается уровне жизни населения. В связи с тем, что бюджеты разных уровней недополучают определенные денежные средства, на которые они рассчитывают и, в соответствии с этими расчетами, планируют дальнейшую политику, ряд отраслей остаются недофинансированными. Данная работа содержит определение понятия «уклонение от уплаты налогов» и «налоговая оптимизация». Рассматриваются причины и способы уклонения от уплаты налогов, а также некоторые сделки получения необоснованной налоговой выгоды.
Налоговые доходы играют решающую роль в формировании бюджетов всех уровней. В настоящее время существует множество проблем, связанных с отсутствием исследований и единых концептуальных подходов к понятию «налоговый потенциал», его методов расчета и способов эффективного использования. Бюджетная политика играет важную роль в решении задач регионального развития. В современных условиях налоговые поступления являются основным источником решения этих задач. Как показывает практика формирования региональных бюджетов, применяемые методы не гарантируют объективное прогнозирование доходов бюджета. Отсутствуют единые подходы в оценке доходов регионов. В статье нами уточнен понятийный аппарат «налогового потенциала», приведен анализ существующих методик его расчета на уровне региона. Авторами отмечена важность наличия налогового паспорта региона как основополагающего документа для оценки налогового потенциала.
Неопределенность внешней и внутренней среды неизбежно обуславливает наличие рисков при осуществлении управления предприятием. В условиях значительного снижения налоговых поступлений в российский бюджет в связи с финансовым кризисом активное управление налоговыми обязательствами и рисками становится особенно актуальным. В статье рассмотрен процесс налогового планирования, имеющий первостепенное значение в управлении налоговыми обязательствами и рисками на предприятии, а также выделены меры снижения налоговых рисков в условиях финансового кризиса.