ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Архив статей журнала
Основное содержание теоретического исследования составляет анализ психолого-педагогической научной школы Б.Г. Ананьева, которая построена на взаимосвязи трех наук: философии, нейрофизиологии, психологии, связанных с жизнью и образованием. Данная школа включает множество направлений, вносящих свой вклад в систему психологии и её историю. В статье представлен комплекс междисциплинарных направлений исследований в научной школе Б.Г. Ананьева включающий в себя: общую психологию, дифференциальную психологию, медицинскую психологию, клиническую психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, зоопсихологию, политическую психологию, инженерную психологию, психологию развития, акмеологию. Целью исследования являлось изучение своеобразия научной школы Б.Г. Ананьева. Гипотеза о том, что основными научными школами СССР были научные школы: С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, в ходе проведения теоретико- методологического анализа подтвердилась.
В результате выявлено, что данные научные направления различаются основными парадигмами, характеризующимися основными видами человеческой деятельности.
Тема адаптации иностранных студентов в образовательной среде вуза остаётся острой, а значит актуальной несмотря на то, что изучается давно и многими учёными как за рубежом, так и в России, которые пытаются находить пути наилучшего разрешения её задач. Было разработано множество программ, помогающих иностранцам справляться со сложными условиями межкультурного взаимодействия: этнической и религиозной принадлежности, системой преподавания, владения языком, социально-бытовых различий: организации быта, проживания, досуга, академической мобильности и общей интеграции обучающихся в образовательный процесс. Однако, на сегодняшний день к имеющимся адаптационным проблемам добавляются политические и экономические требования времени, которые не позволяют иностранным студентам во время обучения постоянно находиться на территории Российской Федерации. К примеру, можно привести недавнюю пандемию коронавирусной инфекции, когда иностранцам пришлось начинать или продолжать обучение в онлайн, в дистанционном формате. В связи с этим оторванность от образовательной среды или не включенность, погружённость в неё привнесла свои особенности для изучения и разработки принципиально новых подходов и методов по адаптации обучающихся. С одной стороны, студенты не испытывают культурного шока, находясь на территории своей страны, но при этом проблема изучения культуры и менталитета страны, в которой они проходят обучение, становится затруднительной для них и остаётся открытым вопрос гармоничного взаимодействия или построения коммуникаций. В данной статье мы сделали попытки рассмотреть теоретические положения, исследуя практический опыт по адаптации иностранных студентов за последние несколько лет. Поэтому нашей целью стал поиск, выявление и применение наилучших методов по адаптации иностранных студентов в дистанционном (цифровом) формате посредством анализа изучения опыта разных вузов: по правовой поддержке иностранных студентов, методов организации работы и внеурочной деятельности. На наш взгляд данный анализ необходим для трансформации программ, которые могут быть предложены в цифровом формате, разработке новых видов взаимодействия со студентами и управления учебным процессом, а также для расширения теоретических областей по изучению проблем, связанных со студенческой адаптацией. Источником для исследования послужили сайты ВУЗов РФ, а также статьи, где описаны результаты исследований по адаптации иностранных студентов. Был проанализирован опыт регионов по данной тематике за последние 5 лет, а также предпринята попытка адаптации описанного опыта к цифровому формату обучения.
Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2022–2031 годы Десятилетием науки и технологий. Современные университеты – это крупные образовательные и исследовательские центры с особенной иерархией и бизнес-процессами. Вместе с тем, по результатам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ за последние десятилетия количество молодых ученых неуклонно уменьшалось. Проведён анализ состояния студенческой науки, статуса молодого ученого и профессии учёного. С целью популяризации науки среди молодёжи и привлечения талантливых обучающихся к научно-исследовательской деятельности при кафедре педагогики, психологии и социальной работы на социально-гуманитарном факультете Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий возрождается студенческая лаборатория психолого-педагогических и социологических исследований. Объектами исследований выступают образовательные организации, педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. В ходе сотрудничества со школьными психологическими и социальными службами проводится работа по профессиональной ориентации учащихся.
В статье актуализированы вопросы профессионального самоопределения школьников в условиях информатизации образования: выявление психолого-педагогических рисков формирования профессионального самоопределения школьников в условиях информатизации образования, формирование мотивации, степени вовлеченности в образовательный процесс обучающихся при использовании цифровых образовательных ресурсов. Поскольку психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения в условиях информатизации образования должна сопровождать школьников на всем периоде их обучения, то обучающихся необходимо мотивировать на протяжении всей учебной деятельности, быть наставниками в освоении профессий, помогать освоению новых современных специальностей лицам с ОВЗ для успешной их социализации в современном обществе. Каждый школьник выстаивает свою индивидуальную профессиональную траекторию выбора сферы будущей профессиональной деятельности, а учитель обязан определить возможные риски, связанные с качеством получения образования при использовании информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, выявить возможность и степень управления психолого-педагогическими рисками в формировании профессионального определения каждого обучающегося. Конечные результаты профессионального самоопределения связаны с удовлетворением интересов, потребностей самих обучающихся и с обеспечением кадровых потребностей региональной экономики. Таким образом, созданные условия для профессионального самоопределения школьников в условиях информатизации образования помогут в полной мере обучающимся школ реализовать себя в новых профессиях цифрового будущего.
Изучение и качественное освоение иностранного языка всегда представляло собой непростую задачу. Несмотря на большое количество лет, посвященных работе с иностранным языком в школе и далее в вузе, на выходе студенты и впоследствии специалисты показывают весьма низкий результат в сфере иноязычной коммуникативной компетенции, что в современном контексте является неприемлемым. По данным наблюдений, опросов и экспериментов причиной неэффективного изучения иностранного языка, в первую очередь, служит отсутствие мотивации у обучаемого, т.е. интереса и побуждающих сил, которые бы заставили современного школьника и студента не пренебрегать иностранным языком.
В данной статье будут рассмотрены причины отсутствия качественного интереса к иностранному, в частности к английскому, языку, способы формирования мотивации и определенные рекомендации в указанном ключе.
Актуальность исследования заключается в настоятельной необходимости формирования и поддержания мотивации качественного освоения иноязычной коммуникативной компетенции современными российскими обучаемыми.
Предметом исследования является мотивационная составляющая освоения английского языка у современных российских школьников и студентов.
Объектом исследования являются причины и способы устранения проблем с изучением иностранного языка в современном российском образовательном пространстве.
Новизна исследования заключается в рекомендациях, которые предлагаются в данной статье и могут быть использованы преподавателями в иноязычном академическом процессе.
В статье рассматривается проблема интеграции учебного и воспитательного процессов в высшей школе. Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что в последние полтора столетия проблема интеграции обучения и воспитания возникает особенно остро в периоды кардинальных социальных перемен. Решение данной проблемы на разных исторически этапах способствовало не только появлению новых форм, методов в преподавании дисциплин, но и разработке новых психолого–педагогических способов социализации личности. В настоящий момент, на фоне кардинальных социальных изменений, информационной революции, отсутствия государственной идеологии и политического плюрализма, интеграция процесса обучения в Вузе дает возможность не только сохранить равновесие между индивидуальной личностью и сообществом, но и применять теоретические знания, полученные в процессе профессиональной подготовки в практической жизнедеятельности, правильно реагировать на изменения, происходящие в обществе, что в конечном итоге является целью процесса социализации.
Данная статья посвящена изучению индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Целью исследования является выявление взаимосвязи индивидуального стиля педагогической деятельности и социально-психологического климата класса. Ведущим методом исследования данной проблемы является метод тестирования. В исследовании приняли участие классные руководители – 10, учащихся - 80 человек. Представлены результаты особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности учителей и социально психологического климата ученических коллективов. В ходе исследования было обнаружено, что рассуждающе-методичный стиль деятельности является одним из факторов развития неблагоприятного психологического климата класса; эмоционально-методичный и эмоционально-импровизационный стили способствуют формированию условно благоприятного климата в классе; рассуждающе-импровизационный стиль деятельности учителя способствует благоприятному психологическому климату. Такие особенности педагогического стиля деятельности как ориентация не только на процесс и результат обучения, методичность, обладание гармоничным сочетанием интуитивности и рефлективности способствует формированию благоприятного психологического климата в классе. Сделан вывод о том, что необходимо осуществлять работу над совершенствованием сильных положительных качеств в индивидуальном стиле профессиональной деятельности.
В данной статье проанализированы позиции ряда отечественных исследователей в отношении трактовки и перспектив применимости междисциплинарного подхода в педагогике; сформулирована авторская версия дефиниции данной научной категории; описано возможное структурное решение универсальной методики обучения с междисциплинарной компонентой с точки зрения сочетания организационного (модульность), социального (формирование профессиональных психологических навыков и нравственного облика педагога), познавательного (в контексте методики преподавания) начал учебного процесса; обобщены рекомендации по формированию набора критериев оценки эффективности использования междисциплинарного подхода при обучении студентов-педагогов. В качестве объекта изучения рассматривается процесс обучения студентов педагогических вузов, а предметом исследования предстает формирование профессионального облика (набора компетенций) будущего педагога в отечественной высшей школе.
В работе приводятся аргументы в пользу того, что междисциплинарность выступает значимым элементом профессиональной подготовки педагогов – неотъемлемой частью концепции «педагога нового типа», который рассматривает свою профессиональную деятельность в первую очередь как комплекс действий по формированию у учащихся интегрированного знания и открытого мировоззрения – единого массива взаимосвязанных и взаимовлияющих сведений об актуальных исследовательских методах; базовых понятиях, закономерностях и принципах, лежащих в основе процесса познания бытия (в том числе в прикладном его значении – изучение природы, социальных явлений, цивилизационного развития).
В рамках исследования использовались такие научные методы, как сравнительно-сопоставительный, аналитический (в части изучения профильной научной литературы и нормативно-правовой базы), методы анализа и синтеза, а также моделирования и обобщения.
В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции школьников, ставшая ключевой в современных условиях обучения. Отмечена роль коммуникативной компетенции в процессе формирования коммуникативной личности. Рассматривается важность формирования у школьников умений по отбору наиболее подходящих языковых средств, понимание устной и письменной речи, умения анализировать сказанное в процессе общения и приводить собственные примеры, исходя из конкретной речевой ситуации; воспроизводить письменную речь с сохранением смысла и в полном объеме, уметь создавать грамматически верные, логичные высказывания разной направленности. Предложены способы преодоления коммуникационного барьера у детей и подростков.
В статье раскрывается сущность педагогических условий, способствующих формированию вокально-музыкальных навыков у студентов музыкальных вузов. Конкретизировано понятие навыка, описана сущность вокально-музыкальных навыков, в том числе исполнительских и вокально-технических. Определена дидактическая специфика их формирования педагогическом процессе. Описаны методологические подходы в к организации образовательного процесса, приведены рекомендации экспертов по содержанию этапов технологии формирования музыкальных навыков.
Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности и может выступать в качестве цели и средства обучения иностранному языку в современных вузовских реалиях. В академическом процессе важно различать указанные функции, так как они определяют методику и организацию всей учебной деятельности.
Как цель обучения иностранным языкам чтение входит в практические компетенции овладения языком и предусматривает определенную зрелость. Это означает, что для использования чтения на практике студенты должны полностью понимать суть и детали предоставляемого им материала. Степень зрелости может варьироваться, но неязыковой вуз при этом должен обеспечить достижение среднего уровня достижения коммуникативной компетентности, что гарантирует возможность чтения на иностранном языке по собственной инициативе.
В качестве средства обучения чтение выступает как инструмент овладения письмом, аудированием и говорением, совместно с ними формируя качественные практические составляющие иноязычного общения.
Актуальность данной работы состоит в настоятельной необходимости использования на занятиях по иностранному языку коммуникативного чтения, что позволит овладеть не только данным видом речевой деятельности, но и усовершенствовать остальные составляющие иноязычной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических направлений.
Предметом исследования является коммуникативное чтение.
Объектом исследования выступают технологии отработки навыков чтения с привлечением коммуникативного компонента.
Новизна работы заключается в том, что впервые коммуникативное чтение рассматривается в широком спектре в условиях современного неязыкового вуза.
Практическая значимость работы заключается в разработке ряда рекомендаций для эффективного обучения коммуникативному чтению на занятиях по иностранному языку в нелингвистическом вузе.
В современном контексте вузовского образования цифровизация играет немаловажную роль в силу доступности, удобства и быстроты подачи, разнообразия и контроля материала. Цифровое обучение снимает стресс, экономит время сторон педагогического взаимодействия, располагает широким средством вспомогательного инструментария. Однако, несмотря на ряд преимуществ и достоинств, цифровизация имеет и негативные характеристики, а именно, отсутствие непосредственного контакта преподавателя и студента, своевременность вопросов и ответов, качество объяснения нового материала.
В данной статье рассматривается цифровое вузовское образование, его особенности, степень сформированности, положительные и отрицательные стороны цифрового взаимодействия.
- 1
- 2