МАНУСКРИПТ
Архив статей журнала
Цель исследования – охарактеризовать фортепианную музыку Белы Виктора Яноша Бар-тока (1881-1945), выдающегося венгерского композитора, пианиста, педагога и музыковеда-этнографа. В статье обозначены предпосылки возникновения музыкального стиля «фовизм» в конце ХIХ – начале ХХ веков, охарактеризован фовизм в фортепианной музыке; обозначена роль Белы Бартока в становлении и развитии данного стиля; определена специфика фортепьянного стиля композитора на основе анализа его произведений. Новизна данного исследования заключается в обосновании уникальности фортепианного почерка Белы Бартока, которая определяется ориентацией его композиторского языка на аутентичный венгерский фольклор. В результате определены характерные черты музыкального стиля Белы Бартока: минимизация фактурных пластов и использование ограниченного числа структурных элементов; отказ от чувственности звучания; особая роль акцентности; контрастное использование крайних регистров инструмента; гротесковая скерцозная моторика.
Цель данной работы – раскрыть роль иконописной школы «Ставрос» Удмуртской Рес-публики в деле возрождения церковной живописи. В статье рассматриваются история возникнове-ния иконописной школы «Ставрос», особенности системы обучения в данной иконописной школе. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые освещаются история выставочной деятельности учеников и выпускников иконописной школы и их опыт работы в области церковной живописи. В результате исследования можно говорить о том, что руководителю иконописной школы «Ставрос» В. Н. Морозову удалось создать, по сути, свою школу-мастерскую, выпускники которой с успехом работают для храмов Удмуртской Республики и России
В статье представлен анализ материалов крупнейших музейных программ последних лет и новых публикаций, посвящённых творчеству Росэцу Нагасавы. Цель нашего исследования состоит в выявлении содержания выставочных каталогов и статей, представляющих отдельные работы и коллекции Росэцу Нагасавы. Научная новизна заключается в следующем: синтез иконографическо-го и формально-стилистического методов, избираемых кураторами выставочных и приуроченных к ним академических событий, позволяет рассматривать тенденции духовной жизни художника и ис-торико-культурного контекста его творчества. В результате анализа музейных программ «Росэцу Нагасава: легендарный мастер эксцентричной живописи эпохи Эдо» 2023 г. и «Росэцу – свирепая кисть» 2018 г., а также публикаций, освещающих жизнь и творчество художника, вышедших в последние десять лет, были раскрыты смысл произведений, существенные тенденции духовной жизни Росэцу Нагасавы и историко-культурного контекста его творчества.
Основной целью исследования является привлечение внимания к роли влияния личностного фактора на экономическое, социальное и культурное развитие Азербайджанской ССР среди 15 союзных республик Советского Союза в 60-80-е годы ХХ века. В статье всесторонне проанализирована суть целеустремленной политики общенационального лидера азербайджанского народа Гей-дара Алиева, который возглавил республику в советские годы, и выявляются основные направления социально-экономического развития Южного Кавказа в тот период. Научная новизна: была определена роль фактора личности в трансформации Азербайджанской ССР в ведущую республику Южного Кавказа, наряду с лидерскими качествами общенационального лидера Гейдара Алиева, были выявлено влияние его личностных отношений с другими политическими деятелями, представленными в руководстве СССР, на общие процессы исторического развития. В результате отмечается, что период политической и государственной деятельности Гейдара Алиева, охватывающий 1969-1982 годы, можно охарактеризовать как период подлинного развития, прогресса, возрождения, возврата к национальному самосознанию. Этот этап стал ключевым для Азербайджана не только в советский период, но также оказал существенное воздействие на последующий постсоветский период. Умелая и дальновидная политика Гейдара Алиева превратила Азербайджан из самой отсталой республики, входившей в состав Советского Союза, в одну из самых быстроразвивающихся стран Южного Кавказа.
В данной публикации продолжается рассмотрение такого социокультурного феномена, как «лёгкость бытия», уже в контексте исторической и культурной динамики России в первой чет-верти XXI века. Целью исследования стало выявление особенностей, касающихся национальной ментальности и постсоветского мировоззрения, а также устойчивых стереотипов их восприятия в отношении рассматриваемого феномена. В работе раскрываются особенности отражения «лёгкости бытия» в массовом сознании россиян, современном искусстве России, характеризируются тенденции, связанные с потенциалом «лёгкости бытия» способствовать духовной и социальной реабилитации личности в современных условиях. В работе определены наиболее выраженные особенности проявления «лёгкости бытия» в культуре рассматриваемого периода, чем и обосновывается научная новизна исследования. В результате, определив важнейшие моменты, относящиеся к социокультурной ситуации, сложившейся в России в первой четверти XXI в., автор заключает, что Конфликт (Борьба) изначально соседствует с Гармонией, в структуру которой входит «лёгкость бытия» в качестве важного элемента не только экзистенциальной опоры личности, но и национальной культуры.
Предлагаемый обзор посвящён проведённому в прошлом году Международным Цен-тром комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова XI Международному форуму «Диалог искусств и арт-парадигм» («SCIENCEFORUM PAN-ART XI»), по материалам которого были опубликованы тома 57-61 одноимённого альманаха, а также коллективная монография «Великие ровесники». И сам форум, и названные издания посвящены знаменательной дате – 150-летие со дня рождения С. В. Рахманинова и Ф. И. Шаляпина. Анализ большого массива представленных здесь эссе, статей и заметок даёт основания для того, чтобы говорить об уникальной акции, суть которой состоит в исключительно многомерном освещении наследия двух великих представителей русской музыкальной культуры, творчество которых рас-смотрено в широком общеисторическом и художественном контексте.
В данном эссе рассматриваются особенности перехода от Классической эпохи к Модерну (рубеж и начало XX века, 1890-1920-е годы) в музыкальном искусстве России. Отмечается, что для данного периода ключевое движущее противоречие воплотилось в оппозиции «старый мир – новый мир», базируясь на диалоге уходящей и восходящей эпох. В работе даётся краткая характеристика тенденций, свойственных музыкальному искусству России Классической эпохи, её завещаю-щей фазе, получившей различное выражение (что отразилось в таких антитезах, как «деградация, вырождение – великое окаменение», «золотой закат – черные сумерки»). Особое внимание уделяется явлениям зарождающейся эпохи – Модерна. В результате автор заключает, что превалирующей тенденцией в становлении нового мира, помимо удержания и последовательного развития устоявшихся норм, оказалось кардинальное обновление всей системы жизнеотношения, включая художественно-эстетическую сферу: в части музыкальной технологии выдвигались такие качества, как жёсткость, противоречивость; в рамках смысловых аспектов проявились полнота сил и повышенная жизненная активность, а также оптимистическая настроенность, что связывалось в дальнейшем с развёртыванием героической образности и разработкой революционной героики.