Музыкальное искусство России начала ХХ века: Антитезы (2024)

В данном эссе рассматриваются особенности перехода от Классической эпохи к Модерну (рубеж и начало XX века, 1890-1920-е годы) в музыкальном искусстве России. Отмечается, что для данного периода ключевое движущее противоречие воплотилось в оппозиции «старый мир – новый мир», базируясь на диалоге уходящей и восходящей эпох. В работе даётся краткая характеристика тенденций, свойственных музыкальному искусству России Классической эпохи, её завещаю-щей фазе, получившей различное выражение (что отразилось в таких антитезах, как «деградация, вырождение – великое окаменение», «золотой закат – черные сумерки»). Особое внимание уделяется явлениям зарождающейся эпохи – Модерна. В результате автор заключает, что превалирующей тенденцией в становлении нового мира, помимо удержания и последовательного развития устоявшихся норм, оказалось кардинальное обновление всей системы жизнеотношения, включая художественно-эстетическую сферу: в части музыкальной технологии выдвигались такие качества, как жёсткость, противоречивость; в рамках смысловых аспектов проявились полнота сил и повышенная жизненная активность, а также оптимистическая настроенность, что связывалось в дальнейшем с развёртыванием героической образности и разработкой революционной героики.

Тип: Статья
Автор (ы): Демченко Александр Иванович
Ключевые фразы: музыкальное искусство России начала XX века; антитезы в музыкальном искусстве XX века;, «старый мир – новый мир»; исход Классической эпохи; Модерн, Russian musical art of the early 20th century; antitheses in the musical art of the XX century, opposition “the old world – the new world”; end of the Classical era; Modern.

Идентификаторы и классификаторы

УДК
78.07. Виды музыкальной деятельности
Текстовый фрагмент статьи