Архив статей

ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ (2024)
Выпуск: № 3 (60) (2024)
Авторы: Шлат Наталья Юрьевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Цифровая трансформация системы дополнительного профессионального образования (ДПО) связана не только с организацией цифровой образовательной среды согласно требованиям нормативно-правовой базы, но и с выработкой управленческих решений на основе поиска и внедрения эффективных педагогических практик проектирования и реализации образовательных программ с использованием цифровых ресурсов. В статье показана важность исследования отношения педагогов к массовому онлайн-обучению, вызванному как запросами самих слушателей, так и требованиями и возможностями современной образовательной цифровой среды. Актуальность исследования состоит и в том, что использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обозначили проблему готовности педагогических работников (преподавателей курсов и слушателей - представителей педагогической сферы деятельности) к эффективной работе в электронной информационно-образовательной среде. Цель исследования Целью исследования является сравнительный анализ особенностей отношения к средствам удаленного обучения (образовательным платформам) и способам их реализации у преподавателей, участвующих в проектировании и реализации программ ДПО, и слушателей. Методология (материалы и методы) В статье приведены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования, направленного на изучение отношения преподавателей и обучающихся по программам ДПО к онлайн-образованию. На основе субъектно-деятельностного подхода определены анализируемые компоненты отношения педагогов как субъектов собственного преобразования и развития к онлайн-формату обучения: по показателям потребности в цифровых образовательных ресурсах, активности в их применении и удовлетворенности от их использования. В ходе эксперимента применялся метод устного и письменного опроса: анонимного интервью и анкетирования преподавателей и слушателей с помощью анкеты шкального типа, что позволило получить данные, описывающие результаты сравнительного анализа отношения преподавателей к предпочитаемым образовательным платформам и отношения слушателей к этим же цифровым образовательным ресурсам. Результаты Образовательные платформы Zoom и LMS Moodle, используемые в качестве обучающих платформ, были признаны наиболее предпочитаемыми среди слушателей программ ДПО и преподавателей. В целом преподаватели выше оценили Zoom, а студенты больше предпочитают Moodle. У преподавателей потребность к образовательной платформе Moodle выражена слабо, удовлетворенность - средне, а ее использование - высоко. У слушателей потребность в этой платформе и удовлетворенность ею значительно выше. Кроме того, в статье приведены данные о том, как респонденты оценили технические и образовательные возможности платформ, а также проанализированы ограничения и дефициты слушателей и преподавателей, связанные как с готовностью участников использовать контент цифровых ресурсов, так и с проблемами организационного и мотивационного характера. Например, среди основных достоинств организации обучения на образовательных платформах респонденты указали экономию времени, физических и эмоциональных сил (для преподавателей по данному показателю в приоритете был Zoom, а для студентов - Moodle) и удобный режим работы (преподаватели связали это с возможностью организовать встречи не только в условиях жесткой привязки к рабочем месту, слушатели же могли совмещать учебу с работой). Таким образом в исследовании в контексте субъектно-деятельностного подхода предпринята попытка измерить индивидуальные особенности отношения преподавателей и слушателей дистанционных курсов с помощью трех взаимосвязанных компонентов, которые проявляются у участников образовательного процесса: по показателям потребности в цифровых образовательных ресурсах, активности в их применении и удовлетворенности от их использования. Учет проанализированных предпочтений, решение выявленных проблем позволит оптимизировать организацию онлайн-обучения в системе ДПО: обратиться к возможностям педагогического дизайна, использовать потенциал нескольких цифровых образовательных ресурсов согласно требованиям педагогической целесообразности, доступности и интерактивности.

Сохранить в закладках
КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ (2024)
Выпуск: № 3 (60) (2024)
Авторы: Резанович Ирина Викторовна, Гунькина Людмила Сергеевна, Черных Дарья Сергеевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности[1]. Расширение образовательных возможностей для детей с особенностями здоровья, повышение успешности их воспитания и социализации обусловливают необходимость обладание учителями инклюзивной компетентностью. Однако развитие требуемой компетентности происходит не столь высокими темпами как требуется системе образования. В этой связи педагогическое сообщество ведет поиск наиболее эффективных методов формирования и развития инклюзивной компетентности, одним из которых может быть коучинг. Цель статьи - подобрать технологии коучинга, позволяющие повысить эффективность развития инклюзивной компетентности учителей в процессе курсовой подготовки. Методология (материалы и методы). Теоретико-методологическую стратегию настоящего исследования образовали системно-деятель-ностный, компетентностный и эмоционально-ценностный подходы, а также теория логических уровней мышления Р. Дилтса и технологии коучинга. Результаты. Разработана программа коуч-сессий, состоящая из 4 этапов (в соответствии с пирамидой Р. Дилтса). Первый этап направлен на снятие внутренних барьеров, стереотипов и предубеждений учителей с помощью коу-технологий «Модель SCORE», «Работа с гремлинами», «Модель GROW». Второй этап направлен на осмысление и коррекцию ценностных ориентаций. Для этого использовались техники: «Падающая стрела», «Техника модификации опыта (ТМО)» и «Стол менторов». Третий этап - осознание учителями своей роли в образовательной организации с помощью техник: «Колесо желаний» «Рефрейминг» «Четыре вопроса планирования». Четвертый этап - посвящен формулировке собственной миссии. Предложена форма парной работы взаимного коучинга после инструкции и демонстрации техники преподавателем-коучем. На протяжении 4 лет проходила апробация базовой Программы, по просьбам слушателей были разработаны дополнительные программы коуч-сессий, которые они имели возможность посещать, обучаясь на других программах. Полученные результаты диагностики состояния инклюзивной компетентности доказывают эффективность коуч-сессий для развития мотивационного и эмоционально-ценностного компонентов исследуемой компетентности. Научна новизна исследования состоит: а) в уточнении структуры инклюзивной компетентности с добавлением эмоционально-волевого компонента; б) в определении теоретико-методологической стратегии развития инклюзивной компетентности учителей, которую образуют системно-деятельностный, компетентностный и эмоционально-ценностный подходы, а также теория логических уровней мышления Р. Дилтса и технологии коучинга. Теоретическая значимость представлена расширением теоретических аспектов, представлений и положений об особенностях формирования и развития инклюзивной компетентности учителей в процессе курсовой подготовки; в определении психолого-педагогических возможностей коуч-сессий в ситуации финансовых и кадровых ограничений. Практическая значимость представлена разработанной авторской Программой коуч-сессий и выводами, полученными по результатам неоднократного ее применения, могут быть востребованы в процессе курсовой подготовки педагогических работников в области инклюзивной педагогики; в методических объединениях образовательных организациях при индивидуальной работе с учителями инклюзивных классов; а также могут быть интересны всем лицам, взаимодействующим с детьми ОВЗ или планирующим такое взаимодействие.

Сохранить в закладках
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ ГИА-9 (2024)
Выпуск: № 4 (61) (2024)
Авторы: Россинская Светлана Александровна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Современные реалии выдвигают высокие требования к уровню сформированности профессиональных компетенций педагогических кадров, составляющих профессиональную метакомпетентность. Необходимы новые подходы к оцениванию профессиональных компетенций учителей, к формам повышения квалификации и профессиональной деятельности за счет отбора содержания повышения квалификации на основании мониторинга. Для достижения высокого качества курсовой подготовки учителей физики - экспертов ОПК ГИА-9 необходимо проанализировать уровень сформированности профессиональных компетенций в области оценивания заданий с развернутым ответом; определить положительные эффекты обучения педагогов по дополнительной профессиональной программе «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)»; мотивировать педагогов на дальнейшее сотрудничество в ходе методических активностей по согласованию подходов к проверке заданий по физике с развернутым ответом: семинаров, вебинаров, телемостов, заседаний региональных учебно-методических объединений учителей физики. Цель исследования: анализ уровня сформированности профессиональных компетенций специалистов в области оценивания заданий с развернутым ответом по учебному предмету «Физика» участников основного государственного экзамена. Методология (материалы и методы). Для решения поставленных задач использована совокупность методов исследования: теоретические: изучение и анализ научной литературы, относящейся к соответствующему предмету исследования, систематизация педагогического опыта, моделирование; эмпирические: наблюдение, анкетирование (разработана авторская анкета), тестирование, статистические методы для обработки результатов педагогического эксперимента. В педагогическом эксперименте приняли участие 156 учителей физики-слушателей курсов повышения квалификации «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)» очно-заочного формата. Результаты. Новизна программы. Содержательный анализ проблематики курсов повышения квалификации показывает, что представленная система мониторинга качества освоения программы «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика) с учетом специфики категорий обучающихся способствует выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов по направлениям функциональной грамотности, являющихся составной частью профессиональной метакомпетентности. В мониторинг уровня сформированности профессиональных компетенций учителей физики-экспертов ОПК ГИА-9 в области оценивания заданий с развернутым ответом на этапе промежуточной аттестации включены задания по основным направлениям функциональной грамотности (естественно-научной, математической, читательской) ввиду корреляции профессиональных компетенций педагогов по направлениям функциональной грамотности с требованиями ФГОС к ряду метапредметных и предметных образовательных результатов. Практическая значимость. Определены положительные эффекты обучения педагогов по программе «Совершенствование предметно-методических компетенций экспертов ОПК ГИА-9 (физика)», среди которых ведущее место занимает диссеминация педагогами приобретенного в процессе повышения квалификации по данной программе опыта: проведение в территориях методических семинаров, заседаний районных методических объединений по согласованию подходов к проверке заданий с развернутым ответом по материалам курсов. Разработанная и экспериментально апробированная система мониторинга может быть рекомендована для проведения диагностики профессиональных компетенций как составляющей профессиональной метакомпетентности учителей физики образовательных организаций - экспертов областных предметных комиссий ГИА-9 в целях реализации мероприятий по обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Ростовской области. В процессе исследования выделены проблемные зоны у учителей физики-экспертов ОПК ГИА-9, сформированы индивидуальные образовательные маршруты профессионального и личностного роста. Очная сессия способствовала выходу учителей на более высокий уровень сформированности профессиональных компетенций в области оценивания качественных задач, основанных на анализе практических ситуаций; комбинированных расчетных задач; заданий на объяснение устройства и принципа действия технических конструкций, физических приборов; проблемных заданий с межпредметным содержанием. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют методологию и технологию профессионального образования применительно к проблеме исследования: расширены представления о профессиональной метакомпетентности педагогов с позиции современных требований и государственных образовательных стандартов; определена необходимость формирования ее составляющей - профессиональных компетенций педагогов; выделен аспект формирования компонента профессиональной метакомпетентности педагогов - метаумения оценивать задания с развернутым ответом.

Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2024)
Выпуск: № 4 (61) (2024)
Авторы: РУСАН Т.С.

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Исследование показало, что значительное количество педагогических работников обладают недостаточным уровнем готовности к использованию новых форм, методов, технологий в своей практике и хотели бы приобрести профессиональные умения. Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, существует необходимость формирования разностороннего развития ребенка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, а с другой, не все педагоги обладают достаточной готовностью и компетенциями для эффективного осуществления этого процесса. Цель исследования: формирование умений педагогов ДОО использовать в своей работе новые формы и методы, отвечающие потребностям современной дошкольной педагогики, планировать образовательный и воспитательный процесс. Методология (материалы и методы). Анализ результатов опроса педагогических работников говорит о том, что максимальные затруднения педагоги общеобразовательных организаций испытывают при реализации умений: моделирование методов, приемов и инструментов для достижения образовательных результатов детьми дошкольного возраста. В ходе исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ нормативных документов, педагогической литературы, анкетирование, анализ результатов самообследования педагогов, статистические методы обработки данных. Научная новизна данного исследования заключается в разработке моделирования форм, методов и приемов для достижения образовательных результатов посредством реализации Примерного календарного плана воспитательной работы. Результаты. Анализ полученных результатов показал, что все педагоги, прошедшие обучение на курсах повышения квалификации в ТОИПКРО, используют современные формы, методы и приемы для достижения образовательных результатов посредством реализации Примерного календарного плана воспитательной работы. Воспитанники детских садов продемонстрировали на конец учебного года достаточно высокие показатели освоения программы воспитания, а также в ДОО активно используется алгоритм проектирования. Результаты достижений были представлены на семинарах, конференциях и форумах, организованных институтом.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ В СОПРОВОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ (2024)
Выпуск: № 4 (61) (2024)
Авторы: Шляхтина Наталья Владимировна, Бобылева Надежда Игоревна

Проблема исследования, обоснование ее актуальности. Муниципальная методическая служба является важнейшим звеном, связывающим теорию и практику в региональной системе образования. Консерватизм, недостаток взаимосвязей, низкая организационная культура снижают эффективность методической деятельности на муниципальном уровне. Ситуация в Ярославской области оценивалась по итогам реализации образовательной программы «Управление современными образовательными системами» (Школа методиста - 2023). Целью исследования являлось обоснование внедрения новых форм взаимодействия муниципальных методических служб на основе социологического наблюдения. Были выделены управленческие, организационные, содержательные проблемы взаимодействия, предложены решения, обоснована необходимость диверсификации форм взаимодействия. Представлена схема «партнерской» (сетевой) методической работы. «Сервисный подход» не должен соответствовать понятию сервиса в сфере торговли и услуг. Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Консервативный подход к практике управления, низкая степень управленческой свободы, недостаточная степень присутствия в образовательном пространстве региона, неопределенность задач, искажение функционала, нарушение баланса между требованиями «сверху» и запросами «снизу», низкая организационная культура снижают эффективность методической деятельности на муниципальном уровне. Методология (материалы и методы). Ситуация изучалась по итогам реализации образовательной программы «Управление современными образовательными системами» (Школа методиста), с участием 40 муниципальных методистов. В ходе школы рассматривались вопросы трансформации муниципальной методической службы, применение цифровых инструментов. Был поднят вопрос формирования регионального методического актива, методисты апробировали новые форма взаимодействия. Результаты. В результате многолетней работы в Ярославской области на практике функционирует единая методическая служба, создана информационная база муниципальных методических сообществ, принята концепция единой методической службы региональной системы образования, подписаны соглашения между институтом и муниципальными методическими службами, действуют более 40 региональных профессиональных сообществ и более 200 муниципальных методических объединений, создано региональное экспертное сообщество, работает «Школа методиста». Данный опыт обобщен и поэтому может быть использован в других регионах. На теоретическом уровне авторами обосновано внедрение новых форм взаимодействия методических служб на основе результата социологического наблюдения: выездные профильные школы для муниципальных методистов, координационные советы, адресное сопровождение, Авторами предложена типология проблем взаимодействия муниципальных методических служб (управленческие, организационные, содержательные); соотнесены направления деятельности и ожидаемые эффекты. Формы взаимодействия методических служб классифицированы в рамках различных подходов к организации их деятельности. Практическая значимость состоит в анализе опыта в реализации новых активных форм групповой работы (буткемп, митап, мировое кафе).

Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАДАЧ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ (2024)
Выпуск: № 4 (61) (2024)
Авторы: Фомина Татьяна Петровна, Воробьев Григорий Алексеевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Многократная и многоаспектная отработка компетенций связанных с решением планиметрических задач является важной частью изучения математики в школе. В статье раскрываются некоторые вопросы повышения квалификации учителей с целью совершенствования профессиональных компетенций, направленных на применение задач на готовых чертежах в условиях развития информационно-коммуникационных технологий. Цель исследования заключается в обосновании совершенствования содержания повышения уровня профессиональной компетентности учителя математики в части применения задач на готовых чертежах с учетом современного развития информационно-коммуникационных технологий. Методология (материалы и методы). Методологическую основу исследования составляют теоретические методы: изучение и анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, обобщение опыта повышения компетентности педагогов в направлении применения задач на готовых чертежах. Для построения примерной схемы организации работы с заданиями на готовых чертежах использовались эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, анализ результатов исследования, опытно-экспериментальная работа). Результаты. Математические задачи являются одним из основных компонентов содержания школьной геометрии. В данной статье обсуждается структура краткосрочных курсов повышения квалификации учителей математики и педагогов дополнительного образования, направленных на развитие компетенций, способствующих обучению школьников приемам работы с геометрическими задачами, построена схема организации работы с заданиями на готовых чертежах и выявлена возможность сочетания задания на готовых чертежах с геймификацией (игрофикацией) учебного процесса.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: № 4 (61) (2024)
Авторы: Ильясова Ольга Анатольевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Поддержка непрерывного профессионального развития педагогов становится одной из ключевых функцией общеобразовательной организации. Пи этом такое развитие опирается на различные способы формального и неформального повышения квалификации. Их сочетание позволяет выстраивать систему внутрикорпоративного обучения. В статье актуализируется необходимость обеспечении направленности такой системы на развитие конкретных профессиональных потребностей и ценностей педагогов, которые позволяют им активно включаться в реализацию федеральных проектов в сфере образования. Это обеспечивает возможность гибкого реагирования системы внутрикорпоративного обучения на изменения в российском образовании в части достижения целевых установок его развития. Цель настоящей статьи заключается в разработке, теоретическом обосновании и апробации организационно-педагогических условий развития системы внутрикорпоративного обучения педагогов общеобразовательной организации. Анализ научной литературы показывает существенное внимание исследователей к реализации непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе в рамках внутрикорпоративного обучения. Возникает интерес к обоснованию условий его развития в общеобразовательных организациях. Проводимое исследование базируется методологических идеях, обосновывающих возможность создания самообучающейся организации. Констатируется, что данные идеи могут быть применены при развитии систем внутрикорпоративного обучения в общеобразовательных организациях. Основной полученный результат связывается с обоснованием организационно-педагогических условий развития системы внутрикорпоративного обучения: популяризация среди педагогов научных психолого-педагогических знаний, которые поддерживают направленность на решение конкретных педагогических задач; развитие готовности педагогов к продуктивному сотрудничеству в командном взаимодействии; использование в обучении педагогов собственного интегрированного опыта общеобразовательной организации. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что научно обоснованные организационно-педагогические условия могут служить основой для развития системы внутрикорпоративного обучения в общеобразовательной организации. К научной новизне можно отнести предложение новых подходов к развитию системы внутрикорпоративного обучения общеобразовательной организации, основанных на популяризации научных психологических знаний, продуктивном сотрудничестве и обмене знаниями, использовании собственного педагогического опыта. Практическая значимость связывается с возможностями реализации предложенных организационно-педагогических условий при обогащении содержания и проектировании планов и программ профессионального развития педагогических работников общеобразовательных организаций. Также результаты могут быть применены в дополнительном профессиональном образовании при рассмотрении вопросов совершенствования внутрикорпоративного обучения сотрудников.

Сохранить в закладках
КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ КАДРОВ ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (2024)
Выпуск: № 4 (61) (2024)
Авторы: Скрипко Зоя Алексеевна, НЕРАДОВСКАЯ ОЛЬГА РАМАЗАНОВНА, Медведева Майя Константиновна, Стародубцев Вячеслав Алексеевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье анализируется возможность использования контекстного подхода для формирования культуры безопасности в повышении квалификации работников атомной отрасли. Актуальность темы определяется изменениями в нелинейном и во многом хаосном мире современности, влияющем на состояние экзистенциональной и ментальной безопасности человека. Цель работы состоит в анализе использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности кадров области атомной энергетики. На основании обзора научных исследований обнаруживается значимость использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности работников атомной отрасли как ключевой составляющей их общей культуры. Методология (материалы и методы). Анализ использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности кадров области атомной энергетики основан на аутентичном авторском опросе работников Акционерного общества «Сибирский химический комбинат» в логике необходимости взаимодействия социальных партнеров (работодателей и образовательного сектора). Опираясь на систематизацию и обобщение результатов научных работ по теме исследования, уточнено понятие «контекстный подход» применительно к сфере дополнительного профессионального образования. Основные результаты исследования определены выделением и обобщением взаимосвязанных направлений использования контекстного подхода в повышении квалификации для формирования культуры безопасности кадров в обозначенной области: управление персоналом, управление несоответствиями, управление документацией, управление закупками, учебно-производственная соотнесенность, обеспечение надежности, аудит. Научная новизна заключается в уточнении принципов, образующих основу формирования культуры безопасности при использовании контекстного подхода (приоритетности, соответствия требованиям, системности и комплексности, синергичности системы, поддержки безопасности на производстве, готовности к работе повышенной опасности, непрерывного обновления), которые необходимо учитывать в повышении квалификации кадров для области атомной энергетики. Практическая значимость подразумевает возможность реализации программ повышения квалификации, учитывающих контекстный подход при формировании культуры безопасности в области использования атомной энергии для достижения необходимого уровня ядерной и радиационной безопасности, надежности и эффективности работы предприятий ядерно-топливного цикла.

Сохранить в закладках
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (2024)
Выпуск: № 4 (61) (2024)
Авторы: Барабас Андрей Александрович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Обсуждается проблема проектирования содержания повышения квалификации педагогических работников в соответствии с целевыми ориентирами федеральных проектов в сфере образования. Раскрываются содержательные и организационно-педагогические особенности дополнительного профессионального образования педагогических работников Челябинской области. Подчеркивается, что качество и эффективность профессиональной деятельности педагогических работников оценивается с точки зрения готовности решать конкретные управленческие и педагогические задачи, поставленные государством. Актуализируется необходимость повышения готовности педагогов к работе в меняющихся условиях, обосновывается значимость гибкого подхода к обновлению содержания дополнительного образования и форм его реализации. Ставится цель исследования, предполагающая разработку и теоретическое обоснование педагогических принципов проектирования содержания повышения квалификации педагогических работников в соответствии с федеральными проектами в системе образования. Анализ научной литературы показывает многообразие применяемых в системе дополнительного профессионального образования способов формального и неформального повышения квалификации педагогических работников, отсутствие единых подходов и правил в определении его содержания. Подчеркивается важность учета положений государственной образовательной политики при проектировании содержания повышения квалификации педагогических работников. Методологическим основанием исследования выступают концептуальные положения андрагогического подхода, на основе которого выстраивается содержание повышения квалификации, основанное на проявляющихся потребностях и профессиональных затруднениях педагогических работников и поддерживаемое целевыми установками федеральных проектов в сфере образования. Результат исследования выражается в теоретическом обобщении и научном обосновании единых подходов к проектированию содержания повышения квалификации. Указываются принципы реализации данного процесса, в соответствии с которым осуществляется проектирование программ для педагогических работников Челябинской области. Они предполагают единство государственных установок в сфере общего образования и индивидуальных образовательных потребностей педагогических работников, комплексную оценку профессиональных квалификаций педагогических работников, сочетание практической значимости и многозадачности содержания повышения квалификации, использование результативных региональных педагогических практик. Научная новизна исследования состоит в характеристике принципов проектирования содержания повышения квалификации, согласованных с ведущими государственными установками, федеральными проектами в сфере образования. Теоретическая значимость исследования выражена в обновлении теоретических оснований, лежащих в основе разработки направлений, содержания и форм непрерывного развития педагогических работников, формального и неформального образования специалистов педагогической сферы. Практическая значимость публикации состоит в том, что указанные принципы могут выступать основой для проектирования программ повышения квалификации педагогических работников в других регионах РФ. Принципы и их содержание являются гибкими, дополняемыми, отвечают целевым установкам федеральных проектов, разрабатываемых в соответствии с ключевыми направлениями развития суверенной системы образования.

Сохранить в закладках