Архив статей журнала

ЧУТАЙ (2024)
Выпуск: № 1 (32) (2024)
Авторы: Чандра Локеш

Статья посвящена понятию чутай, означающему внутреннюю область просветления и в буддийском искусстве воплощенному в изображении центра лотоса с восемью лепестками. Символика и иконография образа рассмотрены в связи со структурой мандалы Гарбхадхату и расположением буддийских божеств. Приводятся примеры и иллюстрации из Трипитаки (свода раннебуддийских священных текстов, созданных в V-III веках до н. э.) и трудов XX века по буддийскому искусству. Перевод статьи Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнен С.М. Белокуровой.

Сохранить в закладках
ИКОНА «ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ, ПРЕДСТОЯЩИЕ ОБРАЗУ БОГОМАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ» ИЗ СОБРАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ (2024)
Выпуск: № 1 (32) (2024)
Авторы: Хионина Алина Юрьевна

Статья посвящена исследованию иконы избранных святых из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, выполненной в 1914 году, согласно датирующей вкладной надписи, и представляющей собой образец поздней старообрядческой иконописи. Рассматривается исторический контекст вкладной иконы: мобилизация ратников на Первую мировую войну, указ «Об укреплении начал веротерпимости», культурная традиция русского старообрядчества в целом и уральских старообрядцев в частности. Автор статьи подробно останавливается на выборе избранных святых и иконографии их образов в рамках старообрядческой иконописной традиции и круге памятников уральской иконописи. Подбор святых и выбор иконографии образов демонстрируют комплексное отношение к функциональному назначению икон со святыми молитвенниками.

Сохранить в закладках
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ УРАЛЬСКИХ РЕЛЬЕФНЫХ ИКОН (2024)
Выпуск: № 1 (32) (2024)
Авторы: Будрина Людмила Алексеевна

Рельефные иконы (и, несколько позднее, пейзажи) - особый тип камнерезной продукции, чрезвычайно популярной в среде уральских камнерезов XIX века. Их технология была достаточно подробно описана и проанализирована ранее, в том числе в целом ряде публикаций автора, однако по-прежнему актуальным остается вопрос истоков подобного рода произведений и использованной иконографии. Настоящая статья посвящена вновь выявленным источникам заимствований из европейского искусства, что позволяет провести параллели со схожими по типу произведениями западноевропейских мастеров. Также статья вводит в научный оборот идентификацию источников иконографических схем и деталей композиций, что дает возможность использовать их для атрибуции уральских произведений, уточнить и аргументировать их датировку. Так, к ранее установленному и опубликованному автором факту обращения создателей рельефных икон к немецким гравюрам второй половины XIX века добавляется выявленное заимствование из разнообразных западноевропейских источников XVII-XVIII столетий. Эти данные позволяют существенно расширить границы датировок для ряда произведений, а также уточняют круг памятников, знакомых камнерезам и используемых уральскими мастерами. Новые сведения включают региональное искусство Урала в общий для европейского декоративного искусства XIX века процесс переосмысления наследия предшествующих эпох, аргументируя актуальный тезис о необходимости рассмотрения уральской художественной промышленности как части европейской художественной культуры указанного столетия.

Сохранить в закладках
ИКОНЫ КОСТРОМЫ В XVII ВЕКЕ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ОБЗОР (2024)
Выпуск: № 1 (32) (2024)
Авторы: СУЛОЕВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

В статье представлен источниковедческий обзор икон Костромы XVII века в рамках проверки гипотезы об отнесении данных памятников к «костромской школе» иконописи. Для достижения поставленной цели изучены каталоги, систематизированы сведения о 115 иконах. В работе с количественными данными применены статистические методы; для изучения развития иконописи в течение XVII века использован метод моделирования; с помощью иконографического и сравнительно-стилистического методов определена география распространения икон «костромской школы» иконописи. Сравнительно-исторический метод позволил проанализировать количественное распространение икон на разных этапах в течение всего XVII столетия. В ходе исследования были определены предварительные признаки принадлежности иконы к «костромской школе» иконописи. Составлен список из 18 каталогов и публикаций, в которых находятся сведения об иконах Костромы. В настоящее время памятники «костромской школы» иконописи имеются в музеях Центральной России, в последнее время публикуются иконы из частных собраний. Часть икон находится в действующих храмах и монастырях, доступ к ним ограничен. Хронологическая модель показывает наличие очень малого числа памятников «костромской школы» иконописи, датированных первой половиной XVII века, в то время как вторая его половина представлена весьма значительным рядом произведений. Изучение памятников показывает, что в дальнейших исследованиях, с одной стороны, стоит обратить внимание на поиск дополнительных источников именно о первой половине XVII столетия, а с другой стороны, расширить хронологические рамки развития «костромской школы» иконописи по крайней мере до середины XVIII века. Иконографический анализ свидетельствует о том, что иконописцы писали как образа для личного моления, так и целые иконостасы. Сравнительный анализ созданных в разное время произведений на одинаковые сюжеты позволит в дальнейшем дополнить сведения о развитии иконописной школы.

Сохранить в закладках