№ 1 (32) (2024)

Статьи в выпуске: 19

ЧУТАЙ (2024)
Авторы: Чандра Локеш

Статья посвящена понятию чутай, означающему внутреннюю область просветления и в буддийском искусстве воплощенному в изображении центра лотоса с восемью лепестками. Символика и иконография образа рассмотрены в связи со структурой мандалы Гарбхадхату и расположением буддийских божеств. Приводятся примеры и иллюстрации из Трипитаки (свода раннебуддийских священных текстов, созданных в V-III веках до н. э.) и трудов XX века по буддийскому искусству. Перевод статьи Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнен С.М. Белокуровой.

Сохранить в закладках
«КРЕСТЬЯНСКАЯ НАДЕЖДА»: ВЫСТАВКА КИТАЙСКОГО ХУДОЖНИКА ВАН ШЭНЛE В ШЭНЬЯНЕ (2024)
Авторы: Сюн Пэйхань

В статье представлен аналитический обзор выставки одного из выдающихся китайских художников Ван Шэнлe «Крестьянская надежда», состоявшейся в октябре-ноябре 2023 года в Академии изящных искусств Лу Синя в городе Шэньян. Экспозиция была посвящена столетию мастера и вызвала огромный резонанс в китайском художественном мире, став одним из крупнейших событий культурной жизни Китая 2023 года. Автор статьи подробно освещает выставку картин Ван Шэнлe с целью ввести в научный оборот новые материалы и предложить перспективы изучения творчества этого живописца. Новизна исследования заключается в том, что творчество Ван Шэнлe рассмотрено с точки зрения сочетания представлений китайской традиционной философии и живописи, с одной стороны, и европейской культуры, с другой. Автор использует методы интервьюирования, искусствоведческого анализа, сравнения и обобщения для выявления вклада Ван Шэнлe в развитие китайского искусства.

Сохранить в закладках
ГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЮЛИИ РЕЙТЛИНГЕР (СЕСТРЫ ИОАННЫ) (2024)
Авторы: РОМАНОВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА

Статья посвящена графическому наследию художницы-иконописца Ю.Н. Рейтлингер (1898-1988), которое хранится в фондах Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. В исследовании ставится цель обобщить и систематизировать сведения о графических работах художницы периода эмиграции с 1921 по 1946 год, а также ввести в научный оборот практически неизвестные графические произведения, созданные после возвращения на родину, в период с 1959 до начала 1980-х годов. Исследование строится на обширном фонде архивных материалов Ю.Н. Рейтлингер - ее записных книжках, духовном дневнике, письмах, комментированной автобиографии, воспоминаниях художницы и ее друзей. Эти источники служат серьезным дополнением к уже опубликованным документам и сведениям о творчестве Ю.Н. Рейтлингер, которое с 2000 года изучалось известными исследователями (Г.В. Поповым, Б.Б. Поповой, Н.П. Белевцевой, Л.А. Мнухиным, Э.Л. Лаевской, Л. Лернером и др.). Систематизация графического наследия художницы позволила существенно дополнить имеющийся корпус научных трудов, которые в своей значительной части посвящены творчеству Ю.Н. Рейтлингер как художника-иконописца. Не фокусируя внимание на иконных работах сестры Иоанны, автор тем не менее обращает внимание на изменение ракурса исследования ее иконописного наследия, что связано с возрождением традиции церковного искусства в России за последние 30 лет. Выдвигавшийся художницей тезис о «творческой иконе» в 1920-х годах нашел свое продолжение почти сто лет спустя в современной отечественной «авторской иконе».

Сохранить в закладках
СЛАВГОРОДСКАЯ СЕРИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ПОРТРЕТОВ ГРИГОРИЯ ГУСТАВОВИЧА ЛИКМАНА (1904-1991) (2024)
Авторы: КОВАЛЁВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Статья посвящена изучению творческого наследия сибирского художника Григория Густавовича Ликмана (1904-1991). Мастер создавал произведения в жанре политической карикатуры, писал пейзажи, портреты, сюжетно-тематические полотна, занимался книжной иллюстрацией и иллюстрациями для сибирской периодической печати, резьбой по дереву, работал над декорациями к спектаклям. Основным объектом исследования стали графические портреты Г.Г. Ликмана 1920-х годов из частного собрания Андрея Владимировича Ковалёва. В статье кратко рассмотрены этапы жизни и творческого пути художника, дана общая характеристика его творческой личности, проанализированы графические портреты, созданные в 1920-х годах, когда Г.Г. Ликман трудился в газете «Степная правда» в Славгороде. Для решения поставленных задач автором применены историко-биографический и формально-стилистический методы, элементы иконологического анализа. Помимо высочайшего художественного уровня работ, творчество Григория Ликмана интересно тем, что целиком охватывает советский период, поэтапно затрагивая множество характерных для эпохи стилей. Исследование дополняет представления о творчестве художника и вводит в научный оборот ранее нигде не представленные его графические произведения указанного периода.

Сохранить в закладках
КАРТИНЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ В СОБРАНИИ ИРКУТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ: ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ (2024)
Авторы: Огородникова Татьяна Петровна

Статья посвящена исследованию и введению в научный оборот ряда живописных произведений европейских художников из коллекции Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачёва. Рассматриваются картины XIX века, неизвестных мастеров XVII века и копии с целью установить сведения о подлинности картин, времени их создания и авторах произведений, оценить разные виды копий. В исследовании применяются доступные методы атрибуции: на основе стилистического анализа изучаются документальные свидетельства, особенности композиций, колорита, живописной манеры, стиля эпохи, подписи и надписи. Полученные сведения определят художественную ценность произведений, их принадлежность национальным школам Европы и значение для европейской коллекции музея.

Сохранить в закладках
ИКОНА «ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ, ПРЕДСТОЯЩИЕ ОБРАЗУ БОГОМАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ» ИЗ СОБРАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ (2024)
Авторы: Хионина Алина Юрьевна

Статья посвящена исследованию иконы избранных святых из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, выполненной в 1914 году, согласно датирующей вкладной надписи, и представляющей собой образец поздней старообрядческой иконописи. Рассматривается исторический контекст вкладной иконы: мобилизация ратников на Первую мировую войну, указ «Об укреплении начал веротерпимости», культурная традиция русского старообрядчества в целом и уральских старообрядцев в частности. Автор статьи подробно останавливается на выборе избранных святых и иконографии их образов в рамках старообрядческой иконописной традиции и круге памятников уральской иконописи. Подбор святых и выбор иконографии образов демонстрируют комплексное отношение к функциональному назначению икон со святыми молитвенниками.

Сохранить в закладках
КАСЛИНСКОЕ И КУСИНСКОЕ ЛИТЬЕ В КОЛЛЕКЦИИ ТУЛЬСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ (2024)
Авторы: Серова Мария Александровна

Статья посвящена обзору произведений каслинского и кусинского художественного литья из коллекции Тульского музея изобразительных искусств. Исследование проведено с целью систематизации сведений о предметах художественного литья из чугуна из коллекции музея, выявления неточностей в названиях произведений, установления авторства. Также привлечены имеющиеся сведения о подобных произведениях в собраниях других музеев, прежде всего Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Челябинского государственного музея изобразительных искусств и Златоустовского городского краеведческого музея. В результате уточнена атрибуция 24 произведений художественного литья, что позволяет внести коррективы в фондовую документацию Тульского музея изобразительных искусств, поправки в Государственный каталог Музейного фонда РФ и использовать более полную и точную информацию о предметах в их каталогизации и экспонировании.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЬНОГО РЯДА «КАБИНЕТНОГО ЛИТЬЯ» КАСЛИНСКОГО ЗАВОДА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (2024)
Авторы: Малаева Замира Абдугафаровна

Пути поступления на Каслинский завод моделей для «кабинетного литья» из чугуна во второй половине XIX - начала XX века в научной литературе практически мало изучены. Монографическая выставка «Каслинское художественное литье» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве в 1984 году с активным участием в ней завода, его администрации, главного скульптора и рабочих цеха художественного литья дала сильную мотивацию музейным специалистам для целенаправленного изучения истории этого предприятия, имеющего прямое отношение к русской художественной промышленности. До конца невыясненным обстоятельством в каслинском художественном производстве остается степень легитимности поступления авторских моделей и готовых промышленных образцов изделий для ассортиментного тиражного литья на заводе. В исследовании подняты следующие вопросы: каковы пути и способы формирования заводского модельного кабинета; была ли у владельцев предприятия и управленческой администрации продуманная стратегия и тактика действия по получению нужных и актуальных моделей для ассортиментного литья; как предметы русского и европейского прикладного искусства попадали на уральское предприятие в качестве образцов-прототипов для тиражного воспроизводства в чугуне, изготовления редукций и заводских шеф-моделей.

Сохранить в закладках
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОГО СКУЛЬПТОРА В.М. ПАЩЕНКО (1854-1908) В УРАЛЬСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (2024)
Авторы: Злизин Игорь Юрьевич

Статья посвящена вопросу атрибуции - установления авторства и начального периода производства - предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных на Кусинском и Каслинском заводах на Урале по моделям забытого русского скульптора и общественного деятеля в сфере художественно-промышленного образования В.М. Пащенко (1854-1908). В материал исследования вошли изображения и данные о предметах чугунного литья в фондах ряда российских музеев и частных коллекций, Каслинского завода архитектурно-художественного литья, прейскуранты и заводские альбомы Каслинского и Кусинского заводов, выставочные каталоги всероссийских и международных выставок конца XIX - начала XX века, собственно предметы чугунного литья из частных коллекций, опубликованные историко-архивные и библиографические изыскания, в том числе архивной дореволюционной периодики. С помощью биографического, формально-стилистического и сравнительного методов, а также знаточеской экспертизы получены следующие результаты. Автором осуществлена реконструкция творческой биографии Владимира Михайловича Пащенко.

Установлено и подтверждено авторство модельных прототипов и год начала производства четырех декоративно-прикладных предметов уральского «чугунного искусства», выполненных в стиле «декадент» и отливаемых в конце XIX - начале XX века на Кусинском и Каслинском заводах. Кроме того, в научный оборот введено и впервые атрибутировано еще одно произведение скульптора в технике художественного литья - чугунная ваза «В виде урны, с фигурой плачущей женщины» отливки Кусинского казенного завода.

Сохранить в закладках
НОВЫЕ СТРАНИЦЫ В ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ВЛАДИМИРА ГАВРИЛОВИЧА КАЗАНЦЕВА: ЕКАТЕРИНБУРГ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ПОЛТАВА (2024)
Авторы: Гогичаева Алана Амирановна

Статья посвящена обобщению и систематизации биографических сведений об уральском художнике Владимире Гавриловиче Казанцеве (1849-1903), одном из первых профессиональных художников Екатеринбурга. Рассматриваются основные вехи жизни и творчества мастера: екатеринбургский период и особенности воспитания в старообрядческой семье; долгий путь к возможности обучаться ремеслу живописи в Императорской Академии художеств; расцвет творчества, который пришелся на 1880-е годы; путешествия по Уралу и переезд в Полтаву. Кроме того, в статье упоминаются и сведения о последних годах жизни Владимира Казанцева, проведенные им в Полтаве. Несмотря на то что в настоящее время источники информации о полтавском периоде жизни Владимира Казанцева, находящиеся за пределами Российской Федерации, недоступны, автор ставит проблему восполнения этой лакуны для будущих исследователей.

Впервые подробно рассматривается роль Владимира Казанцева в организации Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 года; упоминается участие в составе российских академических выставок и выход на международный уровень на Всемирной Парижской выставке 1889 года. Очерчивая круг профессиональных успехов В.Г. Казанцева, публикация носит обобщающий характер и сопровождается новыми данными о художнике, почерпнутыми из периодических изданий второй половины XIX века. Отдельный блок статьи посвящен увлечениям и любимым занятиям художника. Ряд произведений Владимира Казанцева из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств впервые вводится в научный оборот.

Сохранить в закладках
ЧУГУН И ФАРФОР: К ВОПРОСУ АТРИБУЦИИ ПРЕДМЕТОВ КАСЛИНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ ИЗ ЧУГУНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (2024)
Авторы: ГИЛЕВА КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Статья посвящена фарфоровым источникам произведений каслинского художественного литья из чугуна. Сегодня остается малоизученным достаточно большое количество моделей Каслинского завода второй половины XIX - начала XX века. В научных каталогах и исследованиях предметы публикуются с условной атрибуцией «по модели западноевропейского автора» или приписываются французским скульпторам бронзы. В данном исследовании на основании художественно-стилистического анализа проведена атрибуция ряда моделей Каслинского завода второй половины XIX - начала XX века, что позволило выявить и установить связи уральского художественного литья из чугуна с традициями и определенными мастерами как европейского, так и русского фарфорового производств. В научный оборот вводится ряд источников моделей каслинского художественного литья из чугуна, ранее не известных или приписываемых другим авторам.

Сохранить в закладках
ВОСТОЧНЫЙ БЕСТИАРИЙ УРАЛЬСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ ИЗ ЧУГУНА НАЧАЛА XX ВЕКА (2024)
Авторы: ВИНОКУРОВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Статья посвящена особенностям репрезентации образов реального и фантастического животного миров, созданных в восточной художественной традиции, в ассортименте уральских чугунолитейных предприятий. Ставится вопрос о причинах включения этих моделей в основной ассортимент заводов, а также раскрывается соответствие моделей ведущему стилю рубежа XIX-XX веков. Материал исследования тематически сгруппирован на изображения представителей орнитофауны и образы фантастических зверей и земноводных. Анализ произведений сопровождается рассмотрением символического значения образов в русле восточной художественной и мифологической традиций. Определяются особенности используемых моделей, а также трансформация восточных прототипов во время моделировки: наделение предметов функциональностью, добавление отдельных элементов и другие. Выделяются аналоги чугунных моделей в искусстве Китая и Японии, часть из них видоизменена в русле развития европейской художественной промышленности. На основе анализа одного из образов, а также обнаруженного точного аналога высказывается предположение о возможности работы Каслинского завода в начале XX века с реальным китайским произведением.

Сохранить в закладках
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ УРАЛЬСКИХ РЕЛЬЕФНЫХ ИКОН (2024)
Авторы: Будрина Людмила Алексеевна

Рельефные иконы (и, несколько позднее, пейзажи) - особый тип камнерезной продукции, чрезвычайно популярной в среде уральских камнерезов XIX века. Их технология была достаточно подробно описана и проанализирована ранее, в том числе в целом ряде публикаций автора, однако по-прежнему актуальным остается вопрос истоков подобного рода произведений и использованной иконографии. Настоящая статья посвящена вновь выявленным источникам заимствований из европейского искусства, что позволяет провести параллели со схожими по типу произведениями западноевропейских мастеров. Также статья вводит в научный оборот идентификацию источников иконографических схем и деталей композиций, что дает возможность использовать их для атрибуции уральских произведений, уточнить и аргументировать их датировку. Так, к ранее установленному и опубликованному автором факту обращения создателей рельефных икон к немецким гравюрам второй половины XIX века добавляется выявленное заимствование из разнообразных западноевропейских источников XVII-XVIII столетий. Эти данные позволяют существенно расширить границы датировок для ряда произведений, а также уточняют круг памятников, знакомых камнерезам и используемых уральскими мастерами. Новые сведения включают региональное искусство Урала в общий для европейского декоративного искусства XIX века процесс переосмысления наследия предшествующих эпох, аргументируя актуальный тезис о необходимости рассмотрения уральской художественной промышленности как части европейской художественной культуры указанного столетия.

Сохранить в закладках
А.К. ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ - ЮВЕЛИР И ДИЗАЙНЕР (ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРНОГО МУЗЕЯ) (2024)
Авторы: Боровкова Наталья Валерьевна, Сухарева Злата Вадимовна

Статья посвящена изучению ювелирного творчества уральского мастера-камнереза, дизайнера, художника А.К. Денисова-Уральского. В основу исследования легли сохранившиеся в фондах Горного музея документы, вывезенные в 1920-е годы из петербургского магазина мастера и представленные в этой публикации впервые. В исследовании поставлена цель,изучив сведения о ювелирной деятельности А.К. Денисова-Уральского и его известные произведения, реконструировать два утраченных колье по авторским рисункам. На основании архивных документов восстановлена последовательность исторических событий, в результате которых было утрачено имущество А.К. Денисова-Уральского. Проведен сравнительный анализ изображений существующих ювелирных изделий мастера, представленных на современном антикварном рынке, а также репродукций, опубликованных при жизни художника. Определены использованные мастером типы плетения цепей, особенности оформления кастов камней, форма огранки, состав драгоценных камней, авторский почерк ювелира. С помощью метода моделирования предложена реконструкция двух колье, краткие сведения о которых и авторские рисунки сохранились лишь в накладных 1915 года в коллекции Горного музея. Результаты сопоставительного анализа, а также применения современных аддитивных технологий позволили ввести в научный оборот новые сведения о ювелирном творчестве А.К. Денисова-Уральского.

Сохранить в закладках
ИКОНЫ КОСТРОМЫ В XVII ВЕКЕ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ОБЗОР (2024)
Авторы: СУЛОЕВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

В статье представлен источниковедческий обзор икон Костромы XVII века в рамках проверки гипотезы об отнесении данных памятников к «костромской школе» иконописи. Для достижения поставленной цели изучены каталоги, систематизированы сведения о 115 иконах. В работе с количественными данными применены статистические методы; для изучения развития иконописи в течение XVII века использован метод моделирования; с помощью иконографического и сравнительно-стилистического методов определена география распространения икон «костромской школы» иконописи. Сравнительно-исторический метод позволил проанализировать количественное распространение икон на разных этапах в течение всего XVII столетия. В ходе исследования были определены предварительные признаки принадлежности иконы к «костромской школе» иконописи. Составлен список из 18 каталогов и публикаций, в которых находятся сведения об иконах Костромы. В настоящее время памятники «костромской школы» иконописи имеются в музеях Центральной России, в последнее время публикуются иконы из частных собраний. Часть икон находится в действующих храмах и монастырях, доступ к ним ограничен. Хронологическая модель показывает наличие очень малого числа памятников «костромской школы» иконописи, датированных первой половиной XVII века, в то время как вторая его половина представлена весьма значительным рядом произведений. Изучение памятников показывает, что в дальнейших исследованиях, с одной стороны, стоит обратить внимание на поиск дополнительных источников именно о первой половине XVII столетия, а с другой стороны, расширить хронологические рамки развития «костромской школы» иконописи по крайней мере до середины XVIII века. Иконографический анализ свидетельствует о том, что иконописцы писали как образа для личного моления, так и целые иконостасы. Сравнительный анализ созданных в разное время произведений на одинаковые сюжеты позволит в дальнейшем дополнить сведения о развитии иконописной школы.

Сохранить в закладках
БАНГДВАРИ: ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ КАНГРЫ (2024)
Авторы: Чаудхари Суреш, Гупта Панкадж

В сохраняющих традиционный уклад общинах, как правило сельских, распространено народное художественное творчество, связанное с верованиями и обычаями. Среди различных форм народного, или, как его еще называют, наивного искусства встречается и монументальная живопись, росписи жилища. Развитие этого вида искусства в некоторых местах достигло высокого уровня, и даже сложились характерные стилистические направления. В статье впервые в русскоязычной искусствоведческой литературе представляется сформировавшийся в Индии стиль бангдвари. Бангдвари, традиционная живопись, распространенная среди сельских общин округа Кангра, штат Химачал-Прадеш, является частью повседневных и праздничных ритуалов и продолжает местные художественные традиции. В статье подробно раскрывается технологический процесс создания фресок и демонстрируется высокий художественный вкус народных мастеров. Анализ росписей в виде цветочных орнаментов и композиций выявляет их связь с древнейшими растительными орнаментальными мотивами, которые во многих культурах символизировали образ мирового древа. Анималистический живописный жанр в бангдвари достаточно развит и демонстрирует детализацию и высокую художественную выразительность изображений. Наибольшую ценность представляют выполненные с большим мастерством сюжетные композиции. В них представляются различные события из повседневной жизни, а также из фольклорного и эпического наследия. Обосновывается связь этих композиций со всемирно известной школой индийской миниатюры, получившей название по месту происхождения - школа Кангры. Статья фиксирует технологические, художественные и мировозренческие особенности, характеризующие живую традицию стилистического направления в народном искусстве бангдвари.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ТЕЧЕНИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ КИТАЯ НА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИДАНЬСКОЙ ИМПЕРИИ ЛЯО (2024)
Авторы: Лутын Хастуяа, Доржсурэнгийн Уранчимэг

Статья посвящена ряду важных аспектов развития изобразительного искусства народа киданей, создавших в средние века государство, известное как империя Ляо. Находившееся на территории современной Монголии и Северного Китая, оно оказалось на пересечении различных культурных течений, в разной степени повлиявших на духовную жизни киданей и их творческую активность. Целью статьи является анализ процесса интенсивного взаимодействия киданей с китайской культурой, в результате чего на местной почве сложилась оригинальная художественная традиция, воспринявшая в мировоззренческом плане влияние даосизма, конфуцианства и буддизма. Ее искусствоведческий анализ позволяет сделать вывод об избирательном подходе киданьских художников к адаптации мотивов, стиля и изобразительного содержания, заимствованных из китайского искусства. Показано влияние конфуцианского учения, проявившееся в осознанном утверждении художественными средствами идей социального порядка, и воздействие буддизма, определившее характер мировосприятия художников и содействовавшее созданию разработанной иконографии. Обоснован вывод о том, что духовная культура и искусство народа киданей представляют собой уникальный синтез различных мировоззрений и художественных традиций.

Сохранить в закладках
ХОРЧИНСКИЕ ВЫШИВКИ ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ (2024)
Авторы: Линжи Бао, Дондов Ульзийбаяр

В статье рассматривается традиция вышивок, получившая развитие у монгольского племени хорчинов и представляющая собой уникальный образец ремесла средневековых и современных монголов. На протяжении длительного периода своего существования она вобрала в себя уникальные особенности среды обитания и образа жизни, а также исторические традиции, культуру и обычаи этого народа. Изучение творческого наследия хорчинов имеет огромное значение для развития и модернизации традиционного искусства монгольской вышивки в современной жизни. Исследуются основные техники выполнения вышивок, типы узоров и их семантика, а также принципы колористической организации, позволяющие достичь редкой по красоте цветовой гармонии изображения ткани. Показано, что традиции, некогда сложившиеся в среде хорчинов, получают развитие в современных народных промыслах, существующих во Внутренней Монголии.

Сохранить в закладках
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКАХ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТРОГЛИФОВ БАГА-ОЙГУР И ЦАГААН-САЛАА) (2024)
Авторы: Амарсанаа Галмандах

Статья посвящена исследованию образцов доисторического искусства на территории Монголии, где находятся археологические памятники, свидетельствующие о том, что предки современного человека жили здесь 3,7 миллиона лет назад. Зарождение духовной культуры и художественного мышления древних людей связано с мифологией, а наскальные рисунки являются важным материалом для изучения культурных пластов того времени. Древние формы мышления, свойственные центральноазиатским кочевым сообществам, наиболее полно отражены в памятниках наскального искусства. Целью данной работы является выявление механизмов формирования художественного образа на основе анализа наскальных рисунков. Материалом исследования послужили петроглифы, зафиксированные в сомоне Улаанхус аймака Баян-Улгий в бассейнах рек Байга-Ойгур и Цагаан-Салаа в районе горного массива Алтай-Богдо-Уул. В результате применения феноменологического и герменевтического методов выявлены и интерпретированы образы, их общие и особенные черты, связанные с региональными традициями и культурной спецификой.

Сохранить в закладках