Архив статей журнала

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ: ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ХРОНИЧЕСКИ БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ (2025)
Выпуск: № 6, Том 27 (2025)
Авторы: Бойко Екатерина Алексеевна, Малыгин Владимир Леонидович, Иванчук Елена Витальевна

В статье приводится обзор методов психологической помощи семьям детей с хроническими заболеваниями. В настоящее время в литературе отсутствуют данные о дифференцированных программах помощи для родителей детей с рассеянным склерозом. Рассеянный склероз (РС) - хроническое и непредсказуемое аутоимунное демиелинизирующее заболевание. Инвалидизирующий характер этого заболевания не ограничивается только физическими симптомами. РС, в том числе педиатрический, часто включает когнитивные нарушения, утомляемость и психологические проблемы, влияющие на образование и социальную жизнь, вызывая эмоциональный стресс и снижая качество жизни. Несмотря на небольшое количество данных в существующей литературе, обзор показывает, что влияние детского РС не ограничивается самими пациентами, влияя также на их родителей и функционирование семьи в целом. Существующие данные свидетельствуют о том, что наличие в семье ребенка с РС (даже с низкой или нулевой инвалидностью) может снижать качество жизни родителей, повышать риск психических заболеваний, особенно у матерей. Данные исследований показывают, что недостаточная информация о РС может влиять на тревожность родителей и их чувство компетентности. Поскольку было установлено, что родители играют существенную роль в процессах лечения и реабилитации детей, особое внимание следует уделять их психологическому здоровью. Необходимы дополнительные исследования, изучающие адаптацию семьи к болезни ребенка с РС. Основываясь на опыте изученных исследований оценки психоэмоционального состояния родителей хронически больных детей и взрослых пациентов с РС, а также эффективности психокоррекционных вмешательств на разных этапах течения заболевания, предложены направления психологической помощи родителям, воспитывающим детей с РС: информирование и психообразование; психологическая коррекция неблагоприятного эмоционального состояния, дезадаптивных поведенческих стратегий и др.; социальная поддержка.

Сохранить в закладках
ОГРАНИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (2025)
Выпуск: № 6, Том 27 (2025)
Авторы: Витвицкая Анастасия Ашотовна

Во времена стремительного развития цифровых технологий и активного внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательную среду педагоги и преподаватели сталкиваются с необходимостью постоянного профессионального развития. Актуальность данного исследования заключается в трансформации образовательных стандартов, появлении новых методик обучения, а также растущими требованиями к цифровым компетенциям специалистов сферы образования. Целью работы является анализ влияния современных технологий, в особенности технологий искусственного интеллекта на образование, а также выявление ключевых факторов, способствующих и препятствующих профессиональному развитию и росту преподавателей. В статье рассмотрены основные направления внедрений технологий искусственного интеллекта в процесс обучения, включая персонализированное образование, автоматизацию рутинных задач и расширение интерактивных технологий в учебный процесс. Особое внимание уделяется необходимости развития у педагогов компетенций работы с цифровыми технологиями и инструментами, а также адаптации образовательных стратегий к новым реалиям цифровизированного образования. Отдельно подчеркивается важность непрерывного образования (life-long learning) с помощью ресурсов неформального образования (онлайн-курсы, профессиональные сообщества, самостоятельное изучение технологий посредством изучения научной литературы). Данное исследование также выявляет факторы, ограничивающие профессиональное развитие педагогов: высокую нагрузку, недостаток цифровой грамотности, времени, ресурсов и отсутствие поддержки со стороны руководства образовательного учреждения. Научная новизна работы заключается в анализе проблем адаптации педагогов к цифровой трансформации образования с учетом особенностей современных технологий и трудностей. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке программ повышения квалификации педагогов в школах, колледжах и высших учебных заведениях, а также при разработке и улучшении образовательной политики, направленной на поддержку преподавателей в условиях технологических изменений.

Сохранить в закладках
ТЕКУЩАЯ УПРОЩЕННОСТЬ ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛОКАЛЬНОМ КАВКАЗСКОМ УРОВНЕ (2025)
Выпуск: № 5, Том 27 (2025)
Авторы: Хуако Фатимет Нальбиевна

Стартовые мысли выяснения проблемности в статье начинаются с уточнения деталей возрастного опыта кавказской цивилизации. Далее по мере повествования происходит анализ исследовательской изученности определенных аспектов заданной в статье проблематики относительно кавказского (порой, - адыгского) пространства. Утверждаемая автором при этом активизированность, проявляемая в процессе формирования кавказских национальных членов общества, в статье происходит путем рассмотрения этнической горской культуры, которая фокусируется в качестве персонально обрабатываемой (как духовно-физической, так и территориальной) среды обитания. Как выявляется на соответствующем статейном поле, в ходе становления ментальных предпочтений, присущих кавказским этносам, допустимо вести речь о наличии определенной обще-горской конструкции. Это позволяет по мере изложения перейти к детализации имеющейся на Северном Кавказе территориальной ментальности. Тем самым по мере статейного изложения ведется выявление существующих особенностей, которые были и остаются присущи локальной кавказской культуре на глобальной российской почве. К ним в статье автор работы относит: во-первых, выверенную хроникально веками стандартизированную шаблонность; во-вторых, текущую, подтверждаемую мобильностью современности упрощенность. Именно на их рассмотрении и выстраивается последующая доля изложения, что позволяет произвести в статье итоговые выводы.

Сохранить в закладках
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ ПОСТУРАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА (2025)
Выпуск: № 5, Том 27 (2025)
Авторы: Скорлупкин Дмитрий Андреевич, Голубева Елена Константиновна, Николаева Татьяна Михайловна

Гендерные различия вариабельности сердечного ритма при различных положениях тела во многом обусловлены особенностями гормонального статуса женщин во время менструального цикла. Циклические изменения концентрации половых гормонов у женщин влияют на состояние механизмов регуляции сердечной деятельности. Целью исследования было изучение гендерных особенностей вариабельности сердечного ритма при изменении положения тела у молодых мужчин и женщин. Работа проводилась с участием 50 мужчин и 50 женщин (студенты Ивановского ГМУ) в возрасте 18-20 лет. Женщины были обследованы в фолликулярную и лютеиновую фазы менструального цикла. Вариабельность сердечного ритма оценивали с помощью комплекса «Поли-спектр» (Нейрософт, Иваново, Россия). ЭКГ регистрировали в положении лежа на спине, при активном ортостазе, при пассивном ортостазе и при пассивном антиортостазе. Для анализа результатов исследования рассчитывали медиану (Me), первый и третий квартиль (Q1; Q3), а также степень изменения исследуемых параметров по сравнению с контролем. Различия считали статистически значимыми при p≤0,05. Показано, что как активный, так и пассивный ортостаз инициирует увеличение активности симпатических кардиальных центров и смещение вегетативного баланса. Отклонение исследуемых параметров ВСР у мужчин больше, чем у женщин, при этом различия более выражены в лютеиновую фазу менструального цикла. Пассивный антиортостаз приводит к активации парасимпатических центров у мужчин и, в большей степени, у женщин в фолликулярную фазу, тогда как в лютеиновую фазу цикла изменений вариабельности сердечного ритма не происходит.

Сохранить в закладках
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА И СУБЪЕКТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ: АНАЛИЗ ОБЪЯСНЯЮЩИХ МОДЕЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ (2025)
Выпуск: № 4, Том 27 (2025)
Авторы: Андронникова Ольга Олеговна, Романова Наталья Викторовна

Несмотря на возросший интерес к эмпирическим исследованиям, выявляющим технологии, ресурсы и стратегии, управления психологическим благополучием личности, в общем, и роли временной перспективы, как значимого ресурса, в частности, теоретических концепций, объясняющих механизмы влияния временной перспективы на психологическое благополучие недостаточно. Цель данной статьи анализ моделей, объясняющих механизмы взаимосвязи временной перспективы и психологического благополучия.

Результаты. В работе рассматриваются теоретические основы модели временной перспективы, в том числе то, как восприятие человеком своего прошлого, настоящего и будущего влияет на связанность и специфику отношения к жизни. Авторы рассматривают временную перспективу как состояние, как личностную черту и как личностный ресурс. Отмечена важность сбалансированности временной перспективы, которая в данном случае играет регуляторную функцию. Психологическое благополучие определяется как сложная, многомерная конструкция, включающая субъективное восприятие жизни и наполнение ее смыслами. Выделены усилители психологического благополучия, в число которых входят: осознанность, наслаждение настоящим, благодарность и приоритетность позитива. Отмечена приверженность усилителей благополучия к определённому временному измерению, позволяющая предположить их большую выраженность у людей с конкретным временным модусом. Обозначены закономерности взаимосвязи между временной перспективой и субъективным благополучием личности. Обсуждаются механизмы взаимовлияния и модели концептуализирующие взаимосвязь: «черта-поведение», модель «накопления», «обратной связи», «соответствия-несоответствия». Отмечен эвристический потенциал всех анализируемых моделей, что приводит к необходимости принятия модельного плюрализма, позволяющего более комплексно изучать сложные феномены человеческой психики.

Заключение. Обозначен основной акцент данной статьи, состоящий в концептуализации взаимосвязи временной перспективы и субъективного благополучия личности. Сделан вывод о необходимости модельного плюрализма и учета всех четырех механизмов, определяющих взаимосвязь временной перспективы с благополучием личности: медиаторной роли усилителей благополучия между личностными чертами и временной перспективой; регулярной практикой усилителей благополучия для изменения временного фокуса, и соответственно, психологического благополучия; цикличности взаимного влияния конструктов; совпадения временной привязки с доминирующим ценностями и ожиданиями. Обозначены перспективы дальнейших научных исследований.

Сохранить в закладках
К ПРОБЛЕМЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (2025)
Выпуск: № 4, Том 27 (2025)
Авторы: Хвощевская Ирина Валерьевна

Статья посвящена феноменологическому осмыслению русской культуры и выявлению её уникальных черт, сформировавшихся под влиянием разнообразных исторических факторов. Актуальность исследования обусловлена возросшим вниманием к процессам национальной самоидентификации в условиях глобализации, затрагивающей традиционные представления о языке, образах и ценностях. Новизна работы заключается в комплексном подходе к анализу феноменологии русской культуры, основанном на совмещении историко-культурного материала и современного междисциплинарного взгляда. В рамках исследования описаны особенности литературоцентризма, обращение к духовно-нравственным константам, а также специфическое взаимодействие социального и когнитивного слоёв национального сознания. Изучены типологические черты формирования идентичности через ключевые символы и архетипы. Особое внимание уделено вопросам социальной активности, миграционных процессов, а также феномену «нравственной философии» как основания для этико-экзистенциальных поисков. Работа ставит перед собой задачу уточнить механизмы формирования культурных смыслов и ценностных установок. Для её решения автор применяет системный и сравнительный методы, анализ концептуальных источников. В заключении содержатся выводы о масштабном значении феноменологии для осознания национальной самобытности. Статья будет полезна исследователям в области культурологии, философии, социологии, а также всем, кто интересуется вопросами идентичности.

Сохранить в закладках
АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ: РЕКОНСТРУКЦИЯ ИЛИ СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ? (2025)
Выпуск: № 3, Том 27 (2025)
Авторы: Фролова Ольга Юрьевна

Арт-резиденция как форма социокультурной активности может приобретать различные формы и создаваться на основе различных материальных объектов. Как вариант, здание для арт-резиденции может быть спроектировано и построено специально для целей и задач данной институции. В данной же статье рассматривается ряд частных случаев - когда арт-резиденция создается на основе памятников архитектурного культурного наследия в России и за рубежом. В материале также даются описания форм сохранения культурного архитектурного наследия, которые гипотетически могут быть осуществлены при практике создания арт-резиденции на основе культурных и архитектурных памятников. Научная новизна данного материала, по нашему мнению, это попытка построить междисциплинарные связи для описания социокультурных процессов и трансформаций, существующих в непосредственной связи с функционированием арт-резиденций, а также описать процессы сохранения культурных архитектурных памятников в форме арт-резиденций на конкретных и гипотетических примерах. Автор приходит к выводу о том, что создание арт-резиденций на основе исторических культурных архитектурных памятников, при соблюдении ряда правил, практика достаточно полезная и плодотворная.

Сохранить в закладках
ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (2025)
Выпуск: № 2, Том 27 (2025)
Авторы: Кублицкая Юлия Геннадьевна, Осипова Светлана Ивановна, Гафурова Наталия Владимировна, Шубкина Ольга Юрьевна, Зайцев Степан Викторович

В статье представлен синтез идей исследований по актуальной проблеме неизбежного и объективно обусловленного перехода к образованию в интересах устойчивого развития. При сравнении традиционного образования и образования в интересах устойчивого развития выявлены их базовые отличия: традиционная ориентация на способы решения сложившихся проблем, в том числе глобального масштаба, и упреждающие действия для предотвращения появления проблем на планете, соответственно. В результате анализ педагогической системы для опережающего образования были выявлены ее актуальные компоненты: участники образовательного процесса; содержание опережающего образования; методы, средства, формы и педагогические технологии образовательного процесса; рефлексивно-оценочная компонента. Говоря об участниках образовательного процесса и при определении дидактических проблем образования в интересах устойчивого развития следует отметить, что одним из результатов такого образования является сформированность преобразующего интеллекта обучающегося, обоснована его сущность как интегративной характеристики личности, опирающейся на высокий уровень развития мыслительных способностей субъекта образовательного процесса, такие как системное, аналитическое, логическое, критическое и проектное мышление. Характеристиками преобразующего интеллекта являются: сформированность системного мышления; способность устанавливать целесообразные гармоничные связи в системе социально-экономических отношений; способность принимать решения, корректируя профессиональную деятельность; сформированность социально-этических способностей; способность к принятию обоснованного решения на основе предвидения и прогнозирования последствий и рисков принятых решений; сформированность проектного мышления обучающихся, являющегося основой успешной жизнедеятельности. Особая значимость в структуре преобразующего интеллекта уделяется сформированности нового менталитета, нравственно-моральной ответственности за результаты профессиональной деятельности.

Сохранить в закладках
ПОЛИСИСТЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ: ОТ ФОРМАЛЬНОЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ К РЕАЛЬНОЙ (2025)
Выпуск: № 2, Том 27 (2025)
Авторы: Башмакова Наталья Ивановна

Проблема формирования у специалистов для судебной системы полисистемного знания касательно предстоящей юридической деятельности является актуальной в контексте нынешней модернизации высшего образования. Актуальность проблемы определяется: потребностью в подготовке конвергентных специалистов для судебной системы, способных к решению междисциплинарных задач; возрастающим значением междисциплинарной интеграции в ходе профессиональной подготовки будущих судей; появлением новых программ и курсов обучения.

Цель исследования — детерминировать междисциплинарную интеграцию как феномен в плоскости обучения будущих судей и выявить возможности ее применения в предметноязыковом обучении посредством правовых практико-ориентированных задач.

Материалы и методы. В работе применялся принцип системного подхода, в рамках которого предложено видение междисциплинарной интеграции, обобщены идеи ее изучения и проиллюстрирована возможность ее применения через призму правовых практикоориентированных задач с учетом разработанного алгоритма в предметно-языковом интегрированном обучении. Опираясь на потенциал языкового обучения выделены варианты его обеспечения в юридическом вузе: преподавание профессиональных правовых дисциплин на иностранном языке; осуществление профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, основанное на расширении связей; проведение интегрированных тематических семинаров.

Важность исследования детерминируется не только обоснованием необходимости применения полисистемной модели знаний в юридическом вузе в рамках интегрированного тематического семинара по иностранному языку с учетом языкового стандарта, но и прогрессом педагогики высшей школы в части внедрения междисциплинарной интеграции в практику юридического вуза.

Сохранить в закладках
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ БЛИЖАЙШИХ РОДСТВЕННИКОВ ОНКОБОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ В РЕМИССИИ КАК ФАКТОР ИХ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (2025)
Выпуск: № 1, Том 27 (2025)
Авторы: Шиловская Наталья Витальевна, Главатских Марианна Михайловна, Реверчук Игорь Васильевич

Исследование направлено на изучение качества жизни, психоэмоционального состояния и копинг-поведения ближайших родственников, а именно матерей, в процессе ремиссии онкобольных детей. Предполагается, что адаптивные копинг-стратегии могут способствовать снижению уровня стресса и тревоги у матерей, что, в свою очередь, позитивно сказывается на общем качестве жизни как самих родственников, так и их детей, переживающих сложный процесс лечения и адаптации после болезни. Цель исследования - изучение качества жизни и психоэмоционального состояния в связи с копинг-поведением ближайших родственников, матерей онкобольных детей в ремиссии. Исследование проводилось на выборке в количестве 30 человек (n=30) из числа матерей, имеющих детей в возрасте от 6 до 16 лет с онкологическими заболеваниями в ремиссии сроком до 5 лет с преобладанием диагноза “острый лимфобластный лейкоз” (67 % случаев). Выявлено что копинг-стратегии, а именно планирование решения, конфронтация, избегание, поиск социальной поддержки более, чем на 58 % обуславливают их ролевое функционирование и общее состояние здоровья. Повышенная частота использования копингстратегий «конфронтация» и «дистанцирование», может значительно ухудшать их ролевую эффективность. Использование матерями копинг-стратегий “планирование решения” и “поиск эмоциональной поддержки” способствует более успешному управлению стрессом и эмоциональным напряжением. Оптимизация копинг-стратегий матерей онкобольных детей в ремиссии имеет критически важное значение для их ролевого функционирования, что, в свою очередь, сказывается на общем качестве жизни как матерей, так и их детей. В связи с этим предложены рекомендации по разработке методов интервенций подопечных благотворительного центра, помогающего семьям с детьми, имеющими жизнеугрожающие заболевания: обучение адаптивным копингстратегиям, особенно “принятие решения” и “поиск социальной поддержки”; развитие навыков управления своим психоэмоциональным состоянием в разных жизненных ситуациях; организация мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую поддержку матерей детей с онкологическими заболеваниями в ремиссии.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КУРСОВ (2025)
Выпуск: № 1, Том 27 (2025)
Авторы: Ливак Наталия Степановна, Дуденко Николай Андреевич

В условиях стремительных изменений на рынке труда, обусловленных глобализацией, цифровизацией и демографическими сдвигами, актуальность изучения профессиональной идентичности молодых специалистов становится очевидной. Рынок труда актуализирован дефицитом квалифицированных кадров, при этом из высших учебных заведений на рынок выходит достаточное количество выпускников, которые идут работать не по профессии. Становится очевидной проблематика профессиональной идентичности обучающихся с учетом современных реалий и вызовов. Успешное формирование профессиональной идентичности играет решающую роль в выборе карьерного пути, в степени профессиональной удовлетворенности и в общей адаптации человека в рабочей среде. В связи с этим, исследование приобретает особое значение, поскольку в России наблюдаемый дефицит специалистов в ряде отраслей негативно влияет на социально-экономическое развитие страны. Формирование профессиональной идентичности обучающихся остается актуальной темой, представляющей интерес для психологов, педагогов и работодателей. Исследования показывают, что личностные качества и их взаимодействие с социальным окружением играют ключевую роль в этом процессе. Введение профессиональной ориентации в образовательные программы, основанной на научно-обоснованных методах, может способствовать лучшему пониманию индивидуальных склонностей обучающихся к получаемой профессии. Статья освещает существующие теоретические и практические подходы к изучению профессиональной идентичности обучающихся, включая личностные, культурные и гендерные аспекты, и предлагает новые подходы к исследованию этой темы с акцентом на российский контекст. Настоящее исследование направлено на дальнейшее углубление понимания данного феномена опираясь на методику «Семь качеств личности».

Сохранить в закладках