Архив статей журнала
В статье рассматриваются вопросы формирования института семьи и брака, его эволюцию от первобытных общин до современных семейных структур. Анализируются изменения в социальных, экономических и культурных условиях, которые влияли на развитие семейных отношений, включая переход от группового брака к моногамии и патриархальным моделям. Также рассматриваются функции семьи в различных исторических контекстах, влияние социальных сетей на брак и изменения в восприятии семейных ценностей в современном обществе, включая появление новых форм отношений и стремление к равенству между партнёрами.
Старение населения является одной из ключевых демографических тенденций XXI века, требующей пересмотра государственной социально-демографической политики. В статье исследуется концепция активного долголетия, направленная на сохранение здоровья, социальной активности и безопасности пожилых людей. Проанализированы её теоретические основы, основные направления реализации и зарубежный опыт, включая примеры Японии, Скандинавских стран и Канады. Особое внимание уделено роли государства в создании условий для активного долголетия через развитие здравоохранения, поддержку трудовой активности, образовательные программы и обеспечение безопасности пожилых граждан. Рассмотрены основные вызовы внедрения концепции, включая финансовые ограничения, культурные барьеры и недостаточную информированность населения. Сделаны выводы о значении активного долголетия для устойчивого социального и экономического развития общества, укрепления социальной стабильности и улучшения качества жизни пожилых людей.
Текст посвящён анализу современного образования как инструмента социальной мобильности, его роли и вызовам, с которыми оно сталкивается в условиях цифровизации, глобализации и автоматизации. Образование традиционно рассматривается как механизм достижения социального и экономического успеха, однако в современных реалиях его значение трансформируется. Рассматриваются основные теоретические подходы, включая концепцию меритократии и теорию социального обмена, которые объясняют процессы взаимодействия в образовательной сфере. Особое внимание уделяется проблеме несоответствия образовательных систем требованиям рынка труда, перенасыщению рынка выпускниками с высшим образованием и росту социального неравенства в доступе к образованию. Предлагаются рекомендации по реформированию образовательных систем для адаптации к новым экономическим и социальным условиям, включая развитие цифровых технологий, переквалификацию и повышение доступности образования для социально уязвимых групп. Автор подчеркивает необходимость трансформации системы образования для сохранения её роли как эффективного социального лифта.
В статье в обобщенном виде, на основе эмпирических данных, приводится анализ тенденций изменения культуры управления военнослужащих в условиях неопределенности. Как оказалось, приспособление к ней, делает максимально выраженным запрос на умение создавать и сохранять «человеческие отношения» при выполнении задач, сопряженных с опасностью. Индивиды в значительно меньшей степени готовы терпеть неуважительное отношение, например, оскорбления, переход на личности. Происходит трансформация ценностей, убеждений, норм. Это воспринимается как важное условие поддержания эффективности управленческих воздействий. Во многом это обусловлено практикой использования малых автономных групп в условиях современных боевых действий. Нормы и правила взаимовлияния в таких группах делают актуальным именно такой вариант культуры управления, как наиболее функциональный и целесообразный.
Современные технологии, в том числе искусственный интеллект (ИИ), оказывают значительное влияние на образование. Однако внедрение новых технологий в образовательный процесс и процесс научных исследований встречает ряд барьеров, особенно среди преподавателей пожилого возраста. Понимание их отношения к ИИ и готовности использовать технологии в своей работе становится важной задачей для создания инклюзивной научно-образовательной среды. Учитывая разнообразие применений ИИ, важно рассмотреть вопрос о том, можно ли, как и в какой степени использовать технологию ИИ для оказания помощи научным и научно-педагогическим работникам в преодолении трудностей, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной деятельности. Данная статья исследует факторы, влияющие на восприятие технологий искусственного интеллекта научными и научно-педагогическими работниками пожилого возраста, а также определяет основные барьеры и перспективы их использования в образовательной практике. Работа представляет собой обзор эмпирических исследований, проведенных зарубежными авторами, и опубликованными в открытых научно-рецензируемых изданиях.
Современное историческое образование находится на пересечении глубоких институциональных, социально-экономических и технологических изменений. В статье рассматриваются основные аспекты кризиса исторического образования, включая снижение интереса к дисциплине, проблемы адаптации образовательных программ к новым условиям, влияние цифровизации и глобализации, а также вызовы, связанные с социальной и политической значимостью истории. На основе теоретического анализа и эмпирических данных выявляются ключевые причины кризиса и предлагаются пути его преодоления, включая реформирование учебных программ, развитие цифровых инструментов и усиление междисциплинарного подхода.
Статья представляет собой анализ формирования и воплощения карьерных амбиций выпускников вузов Республики Карелия, в условиях стремительных перемен на современном рынке труда. Исследование раскрывает влияние уникальных региональных факторов, таких как природный потенциал, культурное наследие и исторические обстоятельства, на стратегические карьерные устремления молодежи. Определяются ключевые проблемы: ограниченные возможности труда, разрыв между квалификацией выпускников и ожиданиями работодателей, а также недостаточная профориентация студентов. Работа предлагает всесторонний анализ воздействия местной среды на выбор профессии и подчеркивает необходимость реформировать образовательные программы, систему карьерного консультирования и налаживание тесного сотрудничества между вузами и работодателями. Эти меры способствуют успешной интеграции молодых специалистов в профессиональные круги и содействуют экономическому развитию региона. В статье использованы статистические данные и эмпирические исследования, касающиеся карьерных предпочтений выпускников Республики Карелия.
Дано краткое описание влияния социальных сетей на молодежь и их традиционные мировоззренческие ценности. Описаны изменения в процессе социализации молодежи, вызванные диджитализацией и использованием социальных медиа. Рассмотрены роль инфлюенсеров, проблемы информационных пузырей и поляризации мнений, а также влияние на потребительскую культуру и политическую активность. Предложены пути решения возникающих проблем для минимизации негативных последствий через развитие медиаграмотности, критического мышления и разумности потребления.
В статье рассматриваются особенности реализации межконфессиональной миссии СМИ в межрелигиозном офлайн и онлайн диалоге. Анализируются ключевые направления осуществления межконфессиональной миссии, в том числе, просвещения, формирования общекультурной идентичности, предупреждения радикализации и экстремизма, содействия сотрудничеству наднациональных структур, привития ценностей гражданского общества, воспитания социальной ответственности, создания позитивного образа будущего. Обосновывается важность реализации межконфессиональной миссии СМИ для социализации молодежи и формирования общественного мнения у пожилых людей.
В данной статье рассматриваются концепции государственной миграционной политики в постсоветский период. Целью является разработка предложений по совершенствованию государственной миграционной политики Российской Федерации. На основе сравнительного метода проведен краткий анализ нормативно-правовых основ миграционной политики современной России, выявлены особенности Концепций государственной миграционной политики, сформулированы предложения по совершенствованию миграционной политики РФ.
Благотворительные организации играют важную роль в системе гражданского общества, выполняя функции посредников между государством, бизнесом и населением. Их деятельность направлена на решение социальных проблем, устранение неравенства и поддержку уязвимых групп населения. Благотворительные организации способствуют развитию добровольчества, стимулируют перераспределение ресурсов, создают рабочие места и инвестируют в человеческий капитал, что оказывает значительное влияние на социальную сплоченность и экономическую стабильность. Они также укрепляют третью сферу экономики, способствуют развитию гражданских инициатив и обеспечивают платформу для взаимодействия между секторами общества. Однако для максимизации их потенциала необходимо преодоление ряда вызовов, включая обеспечение прозрачности, устойчивости финансирования и равномерного распределения ресурсов. Усиление партнерств с государством, бизнесом и гражданами станет основой для построения более инклюзивного и устойчивого общества.
В данной статье представлены результаты выборочного социологического опроса, проведенного среди населения города Белгорода, а также активистов советов территорий, работников городской администрации, бюджетных и коммерческих организаций. Проведенное исследование позволило выделить: состояние информированности населения о действующей в городе системе общественного самоуправления, направлениях ее повышения. Выявлены также предпосылки социальной вовлеченности населения в дела местных сообществ. Представлены практические рекомендации по развитию системы общественного самоуправления в г. Белгород, которые могут представить интерес для руководства и общественного актива других городов.