Архив статей журнала
В статье затрагиваются проблемные вопросы ресоциализации условно-досрочно освобожденных осужденных. Раскрывается важность данного процесса, приводятся конкретные мероприятия, направленные на его реализацию. Учитывая психологическую усложненность отбывания наказания в виде лишения свободы, автор подробно раскрывает, с какими трудностями может столкнуться осужденный при освобождении. В статье отмечается, что вопросы получения образования, трудоустройства, материального обеспечения и поддержания связей с родственниками являются ключевыми в ресоциализации осужденных. В качестве важнейшего фактора ресоциализации автор рассматривает контроль за условно-досрочно освобожденными и акцентирует внимание на пробелах законодательства, которые порождают сложности при его осуществлении. В заключение приводятся варианты решений рассматриваемых проблем.
Цель изучения опыта ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, - выявление проблем, существующих при организации и осуществлении данной работы учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, рассмотрение лучших практик в данном направлении деятельности и формулирование выводов и предложений. В настоящее время в уголовно-исполнительном законодательстве нет понятия ресоциализации, однако в отдельных нормативно-правовых актах, в частности Федеральном законе от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», под ресоциализацией понимается комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. Важность процесса ресоциализации освобождаемых из мест лишения свободы лиц подчеркивается цифрами статистики. Так, около 60 % совершивших преступления делают это повторно, а каждый третий уже отбывал наказание. С 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации», в котором в качестве основных направлений пробации указываются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В настоящее время идет процесс разработки и принятия подзаконных нормативных актов. Однако не следует сбрасывать со счетов и имеющийся положительный опыт отдельных регионов по организации этой работы. В статье рассматривается практика УФСИН России по Калининградской области. Делается вывод о необходимости анализа и обобщения практик различных регионов и выработки единого подхода к данному направлению деятельности уголовно-исполнительной системы в целях его упорядочения.
В статье проведен анализ отдельных положений Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» с целью оценки перспектив исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества в отношении лиц без определенного места жительства. По результатам анализа сформулирована гипотеза о высоком потенциале деятельности пробации в достижении целей уголовно-исполнительного законодательства в отношении указанной категории осужденных. Кроме того, обнаружены отдельные несовершенства правового регулирования, возможные коллизии Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», предложены пути их устранения.
26 января 2024 года в рамках XXXII Международных рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» в Общественной палате Российской Федерации в формате круглого стола прошли слушания на тему «Участие священнослужителей в работе общественных наблюдательных комиссий (ОНК) по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». Выявляются тенденции изменения правового положения священнослужителей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Рассматриваются направления и формы участия священнослужителей в реализации права подследственных и осужденных на свободу совести и вероисповедания. Особое внимание уделяется анализу основных проблем при реализации данного права в условиях следственных изоляторов. Внесены предложения по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в области взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с традиционными в России централизованными религиозными организациями.
В статье проанализированы проблемы исправления и ресоциализации осужденных и бывших осужденных. По мнению автора, многие вопросы исправления и ресоциализации остаются открытыми, отсутствует концептуальная ясность в понимании этих процессов. К обсуждению предлагается вывод о том, что в процессе ресоциализации осужденных и бывших осужденных можно выделять два этапа - социальной реадаптации и интериоризации. Доказывается, что социальная реадаптация как приспособление осужденных и лиц, отбывших наказание, к новым или восстанавливаемым нормам и ценностям, социальным ролям может выражаться в получении общего или дополнительного образования, профессиональном обучении, повышении квалификации, привлечении к оплачиваемому труду, развитии взаимопомощи среди осужденных, восстановлении и (или) развитии связей с родственниками, друзьями, сослуживцами и др. Отмечается, что на втором самостоятельном этапе ресоциализации осваиваемый опыт, ценности реинтериоризируются с помощью других людей, социальных институтов: усваиваются, включаются во внутренний мир индивидов, превращаясь в своего рода рефлекс. Обосновывается положение о том, что процесс ресоциализации должен реализовываться с помощью индивидуальных программ социальной реабилитации и выступать согласно международным актам способом достижения главной цели - реинтеграции осужденных в общество. Сделан вывод о том, что ориентир уголовно-исполнительной политики должен быть не на абсолютные теории с идеями возмездия, которые представляют «преступника как рационального агента, взвешивающего затраты и выгоды от преступления», а на исправительные концепции, которые видят в преступнике человека, поддающегося исправлению и нуждающегося в поддержке и лечении.
Рецензия содержит ряд положительных выводов, подчеркивающих актуальность монографии, ее теоретическое и практическое значение. Указан способ улучшения содержания путем более акцентированного рассмотрения вопросов международно-правового регулирования государственно-частного партнерства в пенитенциарной сфере, их реализации в российском законодательстве и правоприменительной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Констатируется, что монография имеет серьезное значение для развития уголовно-правовых наук, в первую очередь уголовно-исполнительного права.
В статье с учетом особенностей китайского государственного устройства и законодательства, раскрываются основные направления современной уголовно-исполнительной политики Китайской Народной Республики, заключающейся в сочетании наказания и исправления с целью ресоциализации осужденных в контексте предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений. Среди них улучшение организации взаимосвязанного профессионального обучения и трудоиспользования осужденных; обеспечение безопасности и стабильности деятельности администрации пенитенциарного учреждения; усиление психологического обеспечения исполнения наказания и пр. Отдельно обращается внимание на повышение эффективности взаимодействия пенитенциарных учреждений с местными органами власти, хозяйствующими субъектами, образовательными и иными организациями и другими представителями общественности с целью интеграции в общество лиц после освобождения от наказания через практику их профессионального обучения и трудоустройства, оказания им социальной и иной помощи, а также контроля за их постпенитенциарным поведением.
Исследование посвящено вопросам деятельности религиозных организаций в учреждениях уголовно-исполнительной системы России. В статье выявляются тенденции изменения уголовно-исполнительного законодательства в сфере укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей в уголовно-исполнительной политике Российской Федерации. Рассматриваются социальные концепции традиционных в России религиозных организаций в части оказания помощи осужденным, а также направления и формы участия священнослужителей, религиозных и некоммерческих организаций в реализации основных средств исправления осужденных. Особое внимание уделяется изучению роли религиозных организаций, а также религиозно ориентированных некоммерческих организаций в содействии ресоциализации и социальной адаптации осужденных. Внесены предложения по развитию средств правового регулирования и правоприменительной практики в области взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с традиционными в России централизованными религиозными организациями.
В статье с учетом положений международных актов аргументируется необходимость разработки концептуального обоснования введения в России досудебной пробации, не включенной в Федеральный закон от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Анализируются три предыдущие законопроекта о пробации, обсуждавшиеся в нашей стране во втором десятилетии ХХI века. Рассматриваются три модели досудебной пробации, общепринятые в мировой практике, и приводятся аргументы для реализации в России ее судебной модели как наиболее отвечающей сложившейся правоприменительной практике в сфере уголовного судопроизводства.