Архив статей журнала
В статье приводится текст авторского перевода постановления Министерства юстиции Китайской Народной Республики от 2 марта 2004 г. № 88«Кодекс поведения лиц, отбывающих наказание в тюрьмах». В рамках краткого сравнительного анализа с российским законодательством выделяется ряд дополнительных обязанностей осужденных по китайскому законодательству: сообщать врачу о своей болезни, соблюдать дисциплину и не нарушать режим лечения; получать психологическую помощь и проходить психологические тесты; раскаяться в совершенном преступлении; не распространять методы совершения преступлений.
В статье приводится текст авторского перевода статей 61-73 действующей редакции главы 5 «Исправление осужденных посредством образования» Закона Китайской Народной Республики о тюрьмах. В рамках краткого сравнительного анализа с российским законодательством выделяется ряд особенностей исправительного воздействия в отношении осужденных по китайскому законодательству: трудоиспользование осужденных осуществляется для их успешного трудоустройства после освобождения; имеется возможность взаимосвязанного применения различных средств исправления; определены государственные органы и негосударственные организации, оказывающие помощь администрации пенитенциарного учреждения в обучении осужденных, и т. д.
В статье с учетом особенностей китайского государственного устройства и законодательства, раскрываются основные направления современной уголовно-исполнительной политики Китайской Народной Республики, заключающейся в сочетании наказания и исправления с целью ресоциализации осужденных в контексте предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений. Среди них улучшение организации взаимосвязанного профессионального обучения и трудоиспользования осужденных; обеспечение безопасности и стабильности деятельности администрации пенитенциарного учреждения; усиление психологического обеспечения исполнения наказания и пр. Отдельно обращается внимание на повышение эффективности взаимодействия пенитенциарных учреждений с местными органами власти, хозяйствующими субъектами, образовательными и иными организациями и другими представителями общественности с целью интеграции в общество лиц после освобождения от наказания через практику их профессионального обучения и трудоустройства, оказания им социальной и иной помощи, а также контроля за их постпенитенциарным поведением.