Архив статей журнала
В рецензии на учебник по уголовно-исполнительному праву Узбекистана и России указан ряд положительных выводов, подчеркивающих его актуальность, теоретическую и практическую значимость, изложенных авторским коллективом (Х. М. Абзаловой, Т. П. Бутенко, И. А. Давыдовой, И. А. Ефремовой, Ю. А. Кашубой, И. Н. Коробовой, Н. С. Малолеткиной, Н. С. Салаевым, А. Н. Сиряковым, А. П. Скибой, П. В. Тепляшиным и др.). Выделен способ улучшения его содержания путем дополнительного изучения недостатков уголовно-исполнительного и иного законодательства России и Узбекистана. Рецензентом констатируется, что учебник, раскрывающий многочисленные теоретико-прикладные вопросы (относительно особенностей применения основных средств исправления осужденных, исполнения различных наказаний, реализации видов досрочного освобождения от отбывания наказания и т. д.), представляет собой актуальную работу, предназначенную для научных работников, преподавателей, сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных государственных органов, представителей общественности, адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов образовательных организаций, достойную быть опубликованной.
Петрянин Алексей Владимирович родился 23 марта 1978 г. в г. Горьком. В 1995 г. окончил среднюю школу, в 1999 г. – с отличием Нижегородский юридический институт МВД России. В 1999–2000 гг. проходил службу в Управлении внутренних дел Нижегородского района г. Нижнего Новгорода в должности оперуполномоченного отдела по борьбе с экономическими преступлениями.
В статье приводится текст авторского перевода постановления Министерства юстиции Китайской Народной Республики от 2 марта 2004 г. № 88«Кодекс поведения лиц, отбывающих наказание в тюрьмах». В рамках краткого сравнительного анализа с российским законодательством выделяется ряд дополнительных обязанностей осужденных по китайскому законодательству: сообщать врачу о своей болезни, соблюдать дисциплину и не нарушать режим лечения; получать психологическую помощь и проходить психологические тесты; раскаяться в совершенном преступлении; не распространять методы совершения преступлений.
В статье с учетом анализа положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также правоприменительной деятельности выявляется ряд проблем в области осуществления контроля со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций за соблюдением запрета подозреваемыми (обвиняемыми) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления. Для повышения эффективности такого контроля обосновывается необходимость дополнить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации статьей 18.2 с расширением задач оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе (например, содействие в организации контроля за запретами в отношении подозреваемых, обвиняемых с мерами пресечения в виде домашнего ареста, запрета определенных действий и залога) и соответствующих оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий (в частности, наличие постановления об избрании мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий и залога).
В статье обращено внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации термины «ребенок» и «несовершеннолетний» идентичны. Рассмотрены два вектора охраны прав ребенка мерами уголовно-правового характера: ребенок как жертва преступления (потерпевший) и ребенок как субъект совершаемых им преступлений. Сделан акцент на целесообразность употребления в уголовном законе терминов, уточняющих возрастную группу ребенка, влияющую либо на понятие преступности совершенного деяния, либо на установление квалифицирующего признака состава преступления, либо на назначение наказания. Внесены предложения об изменении подхода к установлению в законе мер уголовно-правового характера несовершеннолетнему.
В статье представлен авторский взгляд на сверхопасный деструктивный феномен, именуемый гибридной войной. Отмечено, что борьба между государствами или внутри государства на каждом историческом этапе имеет свой эволюционный штамп. Показано, что гибридизация агрессии в первую очередь проявляется в одновременной попытке сокрушения всех значимых геополитических ценностей и пространств. Указано, что международное законодательство бессильно с точки зрения имеющихся юридических инструментов в противодействии гибридным войнам. Подчеркивается, что детерминантами сверхактивного развития гибридных войн выступает возникший в последнее десятилетие институциональный кризис мировой геополитической системы. Выделены концептуально взаимосвязанные идеи гибридной войны, дано ее авторское понятие. Определены следующие основные векторы рассматриваемой формы агрессии: активизация экстремистско-террористической деятельности; деструктивизация молодежи; транснациональная телекоммуникационная преступность. Предложены юридико-технические и государственно-властные направления противодействия гибридным войнам.
В статье на основе официальных статистических данных о численности и движении осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в Республике Казахстан рассматривается тенденциозность реализации института условного осуждения казахстанской службой пробации. В результате проведенного анализа автор приходит к выводам об обнаруженных закономерностях применения службами пробации условного осуждения на территории Республики Казахстан.
В статье затрагиваются проблемные вопросы ресоциализации условно-досрочно освобожденных осужденных. Раскрывается важность данного процесса, приводятся конкретные мероприятия, направленные на его реализацию. Учитывая психологическую усложненность отбывания наказания в виде лишения свободы, автор подробно раскрывает, с какими трудностями может столкнуться осужденный при освобождении. В статье отмечается, что вопросы получения образования, трудоустройства, материального обеспечения и поддержания связей с родственниками являются ключевыми в ресоциализации осужденных. В качестве важнейшего фактора ресоциализации автор рассматривает контроль за условно-досрочно освобожденными и акцентирует внимание на пробелах законодательства, которые порождают сложности при его осуществлении. В заключение приводятся варианты решений рассматриваемых проблем.
Цель изучения опыта ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, - выявление проблем, существующих при организации и осуществлении данной работы учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, рассмотрение лучших практик в данном направлении деятельности и формулирование выводов и предложений. В настоящее время в уголовно-исполнительном законодательстве нет понятия ресоциализации, однако в отдельных нормативно-правовых актах, в частности Федеральном законе от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», под ресоциализацией понимается комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. Важность процесса ресоциализации освобождаемых из мест лишения свободы лиц подчеркивается цифрами статистики. Так, около 60 % совершивших преступления делают это повторно, а каждый третий уже отбывал наказание. С 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации», в котором в качестве основных направлений пробации указываются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В настоящее время идет процесс разработки и принятия подзаконных нормативных актов. Однако не следует сбрасывать со счетов и имеющийся положительный опыт отдельных регионов по организации этой работы. В статье рассматривается практика УФСИН России по Калининградской области. Делается вывод о необходимости анализа и обобщения практик различных регионов и выработки единого подхода к данному направлению деятельности уголовно-исполнительной системы в целях его упорядочения.
При рассмотрении различных аспектов освобождения осужденных от отбывания принудительных работ в связи с признанием последних инвалидами первой или второй группы выявлена недостаточность правовой регламентации. Автором сделан акцент на закреплении материального права на исследуемый вид досрочного освобождения и процессуального основания рассмотрения вопроса судом; права законного представителя инвалида на подачу ходатайства и полномочия (обязанности) администрации исправительного центра направлять представление в суд об освобождении; возможности привлечения освобожденного инвалида к уголовной ответственности и наказанию в случае непрохождения переосвидетельствования. В статье определяется целесообразность запрета назначения принудительных работ лицам, имеющим инвалидность.
На основе анализа положений Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов выявляется ряд недостатков регулирования условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким и освобождения от наказания в связи с болезнью осужденного, принимаемых судом в экстремальных условиях, то есть при наступлении стихийных бедствий либо введении чрезвычайного или военного положения. В статье акцентируется внимание на ряде вопросов: приостановление права осужденного на подачу ходатайства о досрочном освобождении с оставлением возможности такого обращения у администрации учреждения или органа, исполняющего наказание; отнесение участия осужденного в аварийно-спасательных и других неотложных работах к критериям условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким; вменение освобождаемому лицу постпенитенциарных обязанностей, связанных с устранением последствий экстремальных условий.
В статье проведен анализ отдельных положений Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» с целью оценки перспектив исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества в отношении лиц без определенного места жительства. По результатам анализа сформулирована гипотеза о высоком потенциале деятельности пробации в достижении целей уголовно-исполнительного законодательства в отношении указанной категории осужденных. Кроме того, обнаружены отдельные несовершенства правового регулирования, возможные коллизии Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», предложены пути их устранения.