Статьи в выпуске: 14

Особенности композиционных представлений Cредневековья (2025)
Авторы: Свешников Александр Вячеславович

В статье рассматриваются особенности становления композиционных категорий в период Средневековья. Эти представления закономерно возникли как реакция на распад античной философии и этики. В статье показано, что образ средневековой композиции был преимущественно символом, как попытка образно представить непредставимое, трансцендентное. Средневековые изображения были направлены на то, чтобы вызвать у человека чувство Божества, как можно более приблизить его к этому чувству путем созерцания всего комплекса символических изображений. Очень интересной в этот период была концепция света, тени и цвета как философско-эстетической основы художественного изображения, базирующейся на голографической модели всего сущего. В композиции Средневековья задачи организации плоскости, пространства, сюжета нельзя рассматривать как самостоятельные, потому что они, в сущности, не стояли перед художниками.

Сохранить в закладках
Традиции русского пейзажа в творчестве В. Э. Брагинского (2025)
Авторы: Клейменова Ольга Константиновна

В статье проанализировано творчество заслуженного художника РФ, академика РАХ, профессора художественного факультета ВГИКа В. Э. Брагинского. Отмечено, что его художественные приемы: выбор мотивов, характерных для русского пейзажа; задушевность настроения; целостность художественного образа при тщательности проработки отдельных деталей; классическая ясность композиции; гармония колористического решения — продолжают традиционную для русского пейзажа линию сложившейся во второй половине XIX века московской живописной школы (В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, В. Бакшеев и др.).

Сохранить в закладках
Мировой опыт работы кинокомиссий: от локальных организаций к звеньям глобальной индустрии (2025)
Авторы: БЕЗЗУБИКОВ АЛЕКСЕЙ ОЛЕГОВИЧ

В данной статье рассматриваются кинокомиссии как один из ключевых факторов глобализации кинопроизводства. Приводится справка об основных этапах становления подобных организаций, их современном функционале и описываются перспективы их развития. В статье также рассматриваются очевидные и неочевидные функции кинокомиссий в контексте глобализации, а также структура международного рынка кинолокаций, связующим звеном которого являются кинокомиссии. Исходя из обозначенных фактов формируется расширенный список неочевидных на первый взгляд задач, стоящих перед подобными институциями.

Сохранить в закладках
Длинный кадр и его прообразы (2025)
Авторы: Бавыкина Мария Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению возможного пути для определения концепции генезиса формы и функции длинного кадра через предшествовавший ему опыт работы с длительностью в статичных изображениях и других медиа. Длинный кадр становится формой, которая аккумулирует в себе выработанные статичными изображениями стратегии: работу с многослойностью, растяжением и сжатием времени и пространства, созерцательными практиками, с драматургией взгляда и так далее, совмещая это с выразительным потенциалом «длительности» движущегося изображения, добиваясь при этом различных эстетических результатов — усиления драматургии или, наоборот, полной дедраматизации.

Сохранить в закладках
Место трейлера в современном медиапространстве, семиотические аспекты (2025)
Авторы: ОВЧИННИКОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

В статье на примере рассмотрения презентационных материалов кинопроизведений или же трейлеров (в рамках анализа их социокультурных и философских контекстов) демонстрируются адаптивные возможности описываемой формы образности (рассматриваемой в качестве инструментария репрезентации и расширения пространства повествования). Она обеспечивает появление эффекта аналогии, что, в свою очередь, определяет введение игровых образов (как воплощений антимира) в язык и мышление индивида и группы, что трактуется автором в качестве формы влияния феномена «аудиально-визуализированных искусств» на постоянно протекающей процесс конвергенции понятий и смыслов, стабилизирующий механизмы социальных взаимодействий, превращая описываемую категорию в неотъемлемую часть современного информационного пространства.

Сохранить в закладках
Возможности кинематографа в преодолении кризиса культурной идентичности (2025)
Авторы: Новосельская Вера Вадимовна

Кризис культурной идентичности в современном мире — исторически обусловленный процесс. В условиях глобализации, гибридного противостояния цивилизаций эффективным методом воздействия на идентификацию личности становится кинематограф. Именно кино, ввиду способности воздействовать на личность посредством создания соответствующих художественных образов, может влиять на самосознание индивида, обеспечить и укрепить его культурную идентичность. Стратегическим потенциалом позитивного воздействия кинематографа на культурную идентичность личности является раскрытие возможностей отечественного кино.

Сохранить в закладках
Образ музыканта в кинофильме: типологический анализ (2025)
Авторы: Михеева Юлия Всеволодовна

Статья посвящена одной из главных проблем фильмов о музыкантах — драматургическому и режиссерскому подходам к воплощению на экране художественно достоверного, живого образа героя-музыканта. Обобщающий взгляд на игровые и неигровые фильмы о музыкантах дает представление о разных способах не просто отражения на экране характера и внутреннего мира персонажа, но выявления определенного типа личности. Анализ образов музыкантов в достаточно репрезентативном ряде кинокартин дал автору возможность предложить вариант типологии, основанием которой послужил характер взаимоотношения героя с музыкой и, посредством музыки, с социумом: творческо-новаторский («креаторы»); исполнительский («чтецы-трансляторы», «читатели-диалогисты», «психосоматики», «диктаторы», «примадонны»); интуитивно-духовный («медиумы»).

Сохранить в закладках
Эволюция экзистенциалистских идей в творчестве Мишеля Уэльбека и экранизациях его прозы (2025)
Авторы: Иванченко Инна Ивановна

В статье анализируются фильмы, поставленные на основе прозаических произведений (романов и эссе) современного французского писателя и поэта Мишеля Уэльбека. В данной статье показывается, какие трансформации происходят при переводе прозы Уэльбека на киноязык. Проводится сравнительный анализ сюжетных особенностей литературного первоисточника и кинопроизведения (в частности, их финалов); приводятся примеры приемов индивидуальной режиссерской интерпретации литературных образов при переводе их в экранное художественное пространство. В статье обсуждаются факторы, обусловливающие склонность авторов-режиссеров к смягчению жестко-пессимистического мировосприятия Уэльбека через усиление мелодраматической составляющей сюжетных линий и внесению оптимистических мотивов в финалы кинокартин.

Сохранить в закладках
Кинематограф КНДР: история и современность (2025)
Авторы: Прохоров Кирилл Вячеславович

Статья посвящена киноискусству Корейской Народно-Демократической Республики (Северной Кореи), основным вехам его истории и художественным особенностям. Актуальность темы обусловлена не только активизацией двусторонних отношений между нашими странами, но и достаточно слабой изученностью данного вопроса. Новизна исследования заключается в системном изложении основных этапов развития северокорейского кинематографа от его зарождения в 1949 году по настоящее время. Автор выделяет основные жанры, присущие ему, и их характерные черты.

Сохранить в закладках
Тоска по жертвоприношению в картине Р. Брессона «Вероятно, дьявол» (2025)
Авторы: Селиверстов Игорь Константинович

Статья посвящена ситуации ритуального кризиса в обществе потребления на материале фильма «Вероятно, дьявол» Робера Брессона. В работе анализируются основные черты ритуального кризиса: отсутствие коллективного мифа и ритуала, утрата связи с сакральным и невозможность организовать сообщество. Рассмотрен герой в ситуации ритуального кризиса, чья цель — восстановить связь с сакральным путем церемониального самопожертвования. В итоге анализа автор статьи приходит к выводу, что главный герой фильма терпит неудачу в попытке восстановить эту связь — стремление к мученичеству через ритуальное самопожертвование оказывается всего лишь банальным убийством.

Сохранить в закладках
Архивные документы как источник данных для анализа производственных этапов фильма «Двенадцатая ночь» (реж. Я. Фрид, 1955) (2025)
Авторы: Калько Ольга Викторовна

В статье рассмотрена актуальность применения архивных документов в исследовании процесса изготовления костюмов героев. Основываясь на документах студии «Ленфильм», проведен анализ, раскрывающий основные производственные этапы комедии «Двенадцатая ночь». Новизной обладает освещение редких архивных данных — фотопроб актеров на главные роли, заседаний художественного совета и смет на отшив костюмов. Выбор материалов для костюмов отражен в смете и основан на живописных источниках XVI века.

Сохранить в закладках
Ленинский и сталинский взгляды на демонстрацию религии на экране как две различные фабулы одного явления (2025)
Авторы: Кочеткова Алиция Евгеньевна

Автор анализирует подходы В. И. Ленина и И. В. Сталина на предмет их политики по отношению к фильмам религиозного содержания. Большое внимание в статье уделено механизмам использования инструментов кино в борьбе правительства по изживанию религиозности народа. Подробно изучаются практические способы ведения антирелигиозной агитпропаганды средствами кинематографического искусства. Информация излагается в контекстном сравнении цензуры фильмов, осуществляемой сначала Лениным, а затем и Сталиным. Предпринимаются попытки выявления субъективных причин различия тактических подходов двух первых лидеров советского государства к демонстрации религии на экранах.

Сохранить в закладках
Борис Васильев и кинематограф. Штрихи к творческой концепции (2025)
Авторы: КАРНЮШИН ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ

В статье впервые предпринята попытка общей классификации и анализа фильмографии Бориса Васильева, состоящей из 28 фильмов, которые были сняты либо по его сценариям, либо по его литературным произведениям. Анализу подвергнуты наиболее значимые (заметные) киноработы. Особое внимание заострено на их идейно-тематическом содержании, а также на соответствии экранизации творческой концепции автора, его видению темы и проблемы произведения. Статья — дань уважения читательского круга классику отечественной литературы, его кинодраматургическому таланту. Посвящена 100-летию со дня рождения писателя.

Сохранить в закладках
Экранный образ Великой Отечественной войны как основная мифологема современной социокультурной парадигмы (2025)
Авторы: Марусенков Вячеслав Валентинович

Статья посвящена исследованию роли кинематографа в формировании и закреплении ключевых мифологем, связанных с подвигом народа во время Великой Отечественной войны, которые лежат в основе коллективной памяти и национальной идентичности. В статье анализируется, как визуальные, так и нарративные приемы отечественного кинематографа, конструирующие героико-патриотический образ войны. Автор акцентируется на таких мифологемах, как единство народа, жертвенность и моральное превосходство. Особое внимание уделяется трансформации этих мифологем в разные исторические периоды, их связи с идеологическими установками и их влиянии на общественное сознание.

Сохранить в закладках