В данной статье рассматриваются кинокомиссии как один из ключевых факторов глобализации кинопроизводства. Приводится справка об основных этапах становления подобных организаций, их современном функционале и описываются перспективы их развития. В статье также рассматриваются очевидные и неочевидные функции кинокомиссий в контексте глобализации, а также структура международного рынка кинолокаций, связующим звеном которого являются кинокомиссии. Исходя из обозначенных фактов формируется расширенный список неочевидных на первый взгляд задач, стоящих перед подобными институциями.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.69975/2074-0832-2025-64-2-158-172
Третий прообраз — живопись. В ограниченной рамке полотна, в раз и навсегда зафиксированном изображении, скрыт еще один инструмент, которым активно пользуется длинный кадр: конструирование внутри рамки, а если перевести это на язык кино — внутрикадровый монтаж.
Список литературы
1. Азиатская сеть кинокомиссий. Официальный сайт // Asian Film Commissions Network. Official Site. URL: http://www.afcnet.org (дата обращения: 18.10.2024).
2. Ассоциация продюсеров кино и телевидения. URL: https://www.rusproducers.com/cinema (дата обращения: 20.10.2024).
3. В Териберке начался туристический бум // Известия. Электронный портал СМИ. URL: https://iz.ru/news/606328 (дата обращения: 24.10.2024).
4. Европейская киноакадемия дополнила список «сокровищ киноискусства» // Интернет-портал ProfiCinema. URL: https://www.proficinema.com/mainnews/awards/detail.php?ID=361011&sphrase_id=585231 (дата обращения: 1.11.2024).
5. Европейская сеть кинокомиссий. Официальный сайт // European Film Commissions Network. Official Site. URL: https://eufcn.com/about-us (дата обращения: 18.10.2024).
6. Международная ассоциация кинокомиссий. Официальный сайт // Association of Film Commissioners International (AFCI). Official Site. URL: https://afci.org (дата обращения: 17.10.2024).
7. Amazon and Netflix among the biggest spenders in the Czech Republic // Cineuropa.org. URL: https://cineuropa.org/en/newsdetail/385524 (дата обращения: 20.10.2024).
8. Barry King. The New Zealand Film Commission as a Government Sponsored Film Producer / The Journal of Arts Management, Law, and Society, 40:2, pp. 157‒163.
9. Cinema: European market share in the EU and the UK down. In: Yearbook 2022/2023 Key Trends // European Audiovisual Observatory, рр. 40‒41. URL: https://search.coe.int/observatory/Pages/result_details.aspx?ObjectId=0900001680aa9f02 (дата обращения: 20.06.2023).
10. Connell, Joanne. Film tourism - Evolution, progress and prospects // Tourism Management, Volume 33, Issue 5, 2012, рр. 1007‒1029.
11. Co-productions and incenties in the Czech republic // Czech Film Fund. URL: https://fondkinematografie.cz/assets/media/files/fond/EN/co-productions&incentives_CZE.pdf (дата обращения: 21.10.2024).
12. Cucco, Marco. Il mercato delle location cinematografiche: un modello interpretativo // Comunicazioni sociali, 2013, 35 (1), рр. 135‒145.
13. Cucco, Marco; Richeri, Giuseppe, European Film Commissions as Transcultural Promoters and Mediators // Journal of Transcultural Communication, 2021, 1 (1), рр. 45‒57.
14. Czech Film Fund Facts and Figures 2022 // Czech Film Fund. URL: https://www.filmcenter.cz/files/editor/files/Facts&Figures_2022_final final.pdf (дата обращения: 21.10.2024).
15. Czech film incentives run dry again as the country becomes a hot destination for international shoots // Cineuropa.org. URL: https://cineuropa.org/en/newsdetail/439734 (дата обращения: 20.06.2023).
16. Ferrer-Roca, Natàlia. Three-tier structure of the New Zealand feature film industry / Studies In Australasian Cinema, 2017, 11 (4), рр. 1‒19.
17. Fiction film financing in Europe: A sample analysis of films released in 2021 // European Audiovisual Observatory (Council of Europe), Strasbourg, 2024. 164 p.
18. Fioroni, Manuel. Fiction film financing in Europe: Overview and trends 2016‒2020 // European Audiovisual Observatory, 2023. 65 p.
19. IMDb.com. URL: https://www.imdb.com/title/tt1016150/awards/?ref_=tt_awd (дата обращения: 20.06.2023).
20. Körössy, Nathália; Santos, Evenly. Film commissions report 2020‒2021 an overview & film tourism. recife: universidade federal de pernambuco, 2022. URL: https://repositorio.ufpe.br/bitstream/123456789/44440/1/Film-Commissions-Report_2022.pdf (дата обращения: 19.10.2024).
21. Lorenzen, Mark. On the Globalization of the Film Industry // Frederiksberg: Center for Europaforskning, Copenhagen Business School, 2008.
22. The Future of AFCI Strategic Plan 2024‒2026. URL: https://afci.org/wp-content/uploads/2023/10/AFCI-Strategy-2024.pdf (дата обращения: 17.10.2024).
23. Yearbook 2023/2024. Key trends // European Audiovisual Observatory (Council of Europe), Strasbourg 2024. 64 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются особенности становления композиционных категорий в период Средневековья. Эти представления закономерно возникли как реакция на распад античной философии и этики. В статье показано, что образ средневековой композиции был преимущественно символом, как попытка образно представить непредставимое, трансцендентное. Средневековые изображения были направлены на то, чтобы вызвать у человека чувство Божества, как можно более приблизить его к этому чувству путем созерцания всего комплекса символических изображений. Очень интересной в этот период была концепция света, тени и цвета как философско-эстетической основы художественного изображения, базирующейся на голографической модели всего сущего. В композиции Средневековья задачи организации плоскости, пространства, сюжета нельзя рассматривать как самостоятельные, потому что они, в сущности, не стояли перед художниками.
В статье проанализировано творчество заслуженного художника РФ, академика РАХ, профессора художественного факультета ВГИКа В. Э. Брагинского. Отмечено, что его художественные приемы: выбор мотивов, характерных для русского пейзажа; задушевность настроения; целостность художественного образа при тщательности проработки отдельных деталей; классическая ясность композиции; гармония колористического решения — продолжают традиционную для русского пейзажа линию сложившейся во второй половине XIX века московской живописной школы (В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, В. Бакшеев и др.).
Статья посвящена рассмотрению возможного пути для определения концепции генезиса формы и функции длинного кадра через предшествовавший ему опыт работы с длительностью в статичных изображениях и других медиа. Длинный кадр становится формой, которая аккумулирует в себе выработанные статичными изображениями стратегии: работу с многослойностью, растяжением и сжатием времени и пространства, созерцательными практиками, с драматургией взгляда и так далее, совмещая это с выразительным потенциалом «длительности» движущегося изображения, добиваясь при этом различных эстетических результатов — усиления драматургии или, наоборот, полной дедраматизации.
В статье на примере рассмотрения презентационных материалов кинопроизведений или же трейлеров (в рамках анализа их социокультурных и философских контекстов) демонстрируются адаптивные возможности описываемой формы образности (рассматриваемой в качестве инструментария репрезентации и расширения пространства повествования). Она обеспечивает появление эффекта аналогии, что, в свою очередь, определяет введение игровых образов (как воплощений антимира) в язык и мышление индивида и группы, что трактуется автором в качестве формы влияния феномена «аудиально-визуализированных искусств» на постоянно протекающей процесс конвергенции понятий и смыслов, стабилизирующий механизмы социальных взаимодействий, превращая описываемую категорию в неотъемлемую часть современного информационного пространства.
Кризис культурной идентичности в современном мире — исторически обусловленный процесс. В условиях глобализации, гибридного противостояния цивилизаций эффективным методом воздействия на идентификацию личности становится кинематограф. Именно кино, ввиду способности воздействовать на личность посредством создания соответствующих художественных образов, может влиять на самосознание индивида, обеспечить и укрепить его культурную идентичность. Стратегическим потенциалом позитивного воздействия кинематографа на культурную идентичность личности является раскрытие возможностей отечественного кино.
Статья посвящена одной из главных проблем фильмов о музыкантах — драматургическому и режиссерскому подходам к воплощению на экране художественно достоверного, живого образа героя-музыканта. Обобщающий взгляд на игровые и неигровые фильмы о музыкантах дает представление о разных способах не просто отражения на экране характера и внутреннего мира персонажа, но выявления определенного типа личности. Анализ образов музыкантов в достаточно репрезентативном ряде кинокартин дал автору возможность предложить вариант типологии, основанием которой послужил характер взаимоотношения героя с музыкой и, посредством музыки, с социумом: творческо-новаторский («креаторы»); исполнительский («чтецы-трансляторы», «читатели-диалогисты», «психосоматики», «диктаторы», «примадонны»); интуитивно-духовный («медиумы»).
В статье анализируются фильмы, поставленные на основе прозаических произведений (романов и эссе) современного французского писателя и поэта Мишеля Уэльбека. В данной статье показывается, какие трансформации происходят при переводе прозы Уэльбека на киноязык. Проводится сравнительный анализ сюжетных особенностей литературного первоисточника и кинопроизведения (в частности, их финалов); приводятся примеры приемов индивидуальной режиссерской интерпретации литературных образов при переводе их в экранное художественное пространство. В статье обсуждаются факторы, обусловливающие склонность авторов-режиссеров к смягчению жестко-пессимистического мировосприятия Уэльбека через усиление мелодраматической составляющей сюжетных линий и внесению оптимистических мотивов в финалы кинокартин.
Статья посвящена киноискусству Корейской Народно-Демократической Республики (Северной Кореи), основным вехам его истории и художественным особенностям. Актуальность темы обусловлена не только активизацией двусторонних отношений между нашими странами, но и достаточно слабой изученностью данного вопроса. Новизна исследования заключается в системном изложении основных этапов развития северокорейского кинематографа от его зарождения в 1949 году по настоящее время. Автор выделяет основные жанры, присущие ему, и их характерные черты.
Статья посвящена ситуации ритуального кризиса в обществе потребления на материале фильма «Вероятно, дьявол» Робера Брессона. В работе анализируются основные черты ритуального кризиса: отсутствие коллективного мифа и ритуала, утрата связи с сакральным и невозможность организовать сообщество. Рассмотрен герой в ситуации ритуального кризиса, чья цель — восстановить связь с сакральным путем церемониального самопожертвования. В итоге анализа автор статьи приходит к выводу, что главный герой фильма терпит неудачу в попытке восстановить эту связь — стремление к мученичеству через ритуальное самопожертвование оказывается всего лишь банальным убийством.
В статье рассмотрена актуальность применения архивных документов в исследовании процесса изготовления костюмов героев. Основываясь на документах студии «Ленфильм», проведен анализ, раскрывающий основные производственные этапы комедии «Двенадцатая ночь». Новизной обладает освещение редких архивных данных — фотопроб актеров на главные роли, заседаний художественного совета и смет на отшив костюмов. Выбор материалов для костюмов отражен в смете и основан на живописных источниках XVI века.
Автор анализирует подходы В. И. Ленина и И. В. Сталина на предмет их политики по отношению к фильмам религиозного содержания. Большое внимание в статье уделено механизмам использования инструментов кино в борьбе правительства по изживанию религиозности народа. Подробно изучаются практические способы ведения антирелигиозной агитпропаганды средствами кинематографического искусства. Информация излагается в контекстном сравнении цензуры фильмов, осуществляемой сначала Лениным, а затем и Сталиным. Предпринимаются попытки выявления субъективных причин различия тактических подходов двух первых лидеров советского государства к демонстрации религии на экранах.
В статье впервые предпринята попытка общей классификации и анализа фильмографии Бориса Васильева, состоящей из 28 фильмов, которые были сняты либо по его сценариям, либо по его литературным произведениям. Анализу подвергнуты наиболее значимые (заметные) киноработы. Особое внимание заострено на их идейно-тематическом содержании, а также на соответствии экранизации творческой концепции автора, его видению темы и проблемы произведения. Статья — дань уважения читательского круга классику отечественной литературы, его кинодраматургическому таланту. Посвящена 100-летию со дня рождения писателя.
Статья посвящена исследованию роли кинематографа в формировании и закреплении ключевых мифологем, связанных с подвигом народа во время Великой Отечественной войны, которые лежат в основе коллективной памяти и национальной идентичности. В статье анализируется, как визуальные, так и нарративные приемы отечественного кинематографа, конструирующие героико-патриотический образ войны. Автор акцентируется на таких мифологемах, как единство народа, жертвенность и моральное превосходство. Особое внимание уделяется трансформации этих мифологем в разные исторические периоды, их связи с идеологическими установками и их влиянии на общественное сознание.
Издательство
- Издательство
- ВГИК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- Юр. адрес
- 129226, город Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3
- ФИО
- Малышев Владимир Сергеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@vgik.info
- Контактный телефон
- +7 (499) 1811314
- Сайт
- https://vgik.info/