МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОКОЛЕНЧЕСКОГО ВООБРАЖАЕМОГО ГОРОДСКОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)
Концепт поколения не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий, более того - в условиях размывания традиционных социальных стратификаций приобретает особую значимость при обсуждении проблематики социальной идентичности. Поколенческая оптика активно используется не только в академическом, но и в политическом, медийном, маркетинговом дискурсах. Приписываемое в публичной дискуссии название когорты становится ее именем, порой стигмой или брендом, но при этом не всегда рекрутируется и используется самими индивидами для описания своего поколения. Применяемые в поколенческих именах метафоры структурируют понимание поколения, его особенностей и места в социально-историческом процессе. Особый интерес представляет молодежь, которая активно выстраивает картину мира и определяет собственное поколение. В фокусе статьи метафорические основания поколенческого воображаемого современной российской молодежи. На основании материалов 61 качественного интервью с городской образованной молодежью среднего класса в Санкт-Петербурге были выделены четыре ключевые метафорические концепции поколения, одна из которых общая для всей исследованной молодежи, три - когортно специфичные. Общая включает в себя метафору «технологические изменения». Когортно специфичные, отражающие и разницу жизненных этапов, и поколенческие особенности, представлены метафорой «обманутые надежды» среди 30-летних, метафорой «дети 90-х» среди 25-летних и метафорой «движение вперед» среди 20-летних.
Идентификаторы и классификаторы
Полагаю, не будет преувеличением сказать, что проблема поколений является частью культурного и интеллектуального беспокойства уже не одно столетие. Так, одно из классических произведений русской литературы — роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» — было опубликовано в 1862 году и описывает различия между старым и новым поколениями дворянства накануне реформ по отмене крепостного права, значимых для России. И хотя, вероятно, не многие россияне возвращаются к тексту после прохождения школьной программы, название романа стало нарицательным для описания сдвигов в социокультурном пространстве — различий в ценностях, нормах и образе жизни между старшими и младшими генерациями.
Список литературы
- Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. EDN: QOECDF Bourdieu P. (2007) Sotciologia sotcialnogo prostranstva [Sociology of Social Space]. Moscow: Institut eksperimentalnoj sociologii; St. Petersburg: Aleteya. (In Russ.).
- Здравомыслова Е., Роткирх А., Темкина А. Введение. Создание приватности как сферы заботы, любви и наемного труда // Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. С. 7-30. EDN: XNGTCP Zdravomislova E., Rotkirh A., Temkina A. (2009) Vvedenie. Sozdanie privatnosti kak sferi zaboti, lubvi I naemnogo truda [Introduction. Creating Privacy as a Sphere of Care, Love and Wage Labor]. In: Novij bit v sovremennoj Possii: gendernie issledovaniya povsednevnosti [Gender Studies of Everyday Life in Contemporary Russia]. St. Petersburg: Izdatelstvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge. P. 7-30. (In Russ.).
- Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Издательство ЛКИ, 2023. Lakoff G., Johnson M. (2023) Metafori, kotorimi mi zhivem [Metaphors We Live By]. Moscow: Izdatelstvo LKI. (In Russ.).
- Максимова O.A. Самоидентификация и коллективная память поколений современного российского общества // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 6. С. 246-252. EDN: TQALWV Maksimova O.A. (2014) Self-Identification and Collective Memory of Generations in Contemporary Russian Society. Uchenie zapiski Kazanskogo universiteta. Seria Gumanitarnie nauki [Proceedings of Kazan University. Humanities Series]. Vol. 156. No. 6. P. 246-252. (In Russ.).
- Мангейм К. Очерки социологии знания. М.: ИНИОН РАН, 2000. EDN: LAFQOX Mannheim K. (2000) Ocherki sotciologii znania [Essays on the Sociology of Knowledge]. Moscow: INION RAN. (In Russ.).
- Семенова В.В. Социальный портрет поколений // Россия реформирующаяся / Под ред. Л.М. Дробижевой. М.: Academia, 2002. № 2. C. 184-212. EDN: PDHLCV Semenova V.V. (2002) Sotcialnii portret pokolenia [The Social Portrait of Generations]. In: L.M. Drobizheva (ed.) Rossiya reformiruyushchayasya [Reforming Russia]. Moscow: Academia. No. 2. P. 184-212. (In Russ.).
- Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М.: РОСПЭН, 2009. EDN: QOKHWP Semenova V.V. (2009) Sotcialnaya dinamika pokolenij: problema i realnost [Social Dynamics of Generations: Problem and Reality]. Moscow: ROSPEN. (In Russ.).
- Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. М.: Издательский дом ВШЭ, 2012. Urry J. (2012) Sotciologia za predelami obschestv: vidi mobilnosti dlya XXI stoletiya [Sociology Beyond Societies. Mobilities for the Twenty-First Century]. Moscow: Izdatelskij dom VShE. (In Russ.).
- Boyle K.A. (2023) Millennial Career-identities: Reevaluating Social Identification and Intergenerational Relations. Journal of Intergenerational Relationships. Vol. 21. No. 1. P. 89-109. DOI: 10.1080/15350770.2021.1945989 EDN: PIJZLN
-
Correa Т. (2014) Bottom-up Technology Transmission Within Families: Exploring How Youths Influence Their Parents' Digital Media Use with Dyadic Data. Journal of Communication. Vol. 64. No. 1. P. 103-124. DOI: 10.1111/jcom.12067
-
Corsten M. (1999) The Time of Generations. Time and Society. Vol. 8. No. 2-3. P. 249-272. DOI: 10.1177/0961463X99008002003 EDN: JQBKHL
-
Manning N. (2013) "I mainly look at things on an issue by issue basis": Reflexivity and Phronêsis in Young People's Political Engagements. Journal of Youth Studies. Vol. 16. No. 1. P. 17-33. DOI: 10.1080/13676261.2012.693586
-
Moreno A., Urraco M. (2018) The Generational Dimension in Transitions: A Theoretical Review. Societies. Vol. 8. No. 3. P. 1-12. DOI: 10.3390/soc8030049
-
Omelchenko E.L. (2021) Twenty Five Years of Youth Studies: Global Names-Local Trends. In: Youth in Putin's Russia. Cham: Palgrave Macmillan. P. 1-65. DOI: 10.1007/978-3-030-82954-4_1
-
Roberts S., France A. (2021) Problematizing a Popular Panacea: a Critical Examination of the (Continued) Use of "Social Generations" in Youth Sociology. The Sociological Review. Vol. 69. No. 4. P. 775-791. DOI: 10.1177/0038026120922467
-
Timonen V., Conlon C. (2015) Beyond Mannheim: Conceptualising How People "Talk" and "Do" Generations in Contemporary Society. Advances in Life Course Research. Vol. 24. P. 1-9. DOI: 10.1016/j.alcr.2015.03.001
-
Woodman D., Leccardi C. (2015) Generation, Transitions, and Culture as Practice: a Temporal Approach to Youth Studies. In: Youth Cultures, Transitions, and Generations. Bridging the Gap in Youth Research. London: Palgrave Macmillan. P. 56-68. DOI: 10.1057/9781137377234_5
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья содержит результаты научно-образовательного проекта, направленного на тестирование возможностей интерсекционального подхода для описания матрицы социального неравенства в российском контексте. На основе анализа индивидуализированных нарративов информантов, принадлежащих к потенциально дискриминируемым группам, авторы предприняли попытку отследить взаимовлияние разнонаправленных векторов социального неравенства, которые предопределили их жизненный путь. В результате эмпирического апробирования данного подхода были обозначены границы применимости интерсекционального анализа, указаны его методологические достоинства и недостатки, осуществлена рефлексия опыта применения концепции, а также даны некоторые рекомендации по дальнейшему развитию подобных образовательных проектов. Сопоставляя результаты работы всех участников группового проекта, авторы пришли к выводу, что картина сложного переплетения механизмов социальной иерархии применительно к рассмотренным индивидуальным случаям зачастую может быть представлена как «оплетение» ключевого параметра дискриминации рядом второстепенных, что создавало сложный, углубленный в контекст конкретной социальной ситуации, индивидуализированный механизм стратификации. Данный проект осуществлялся коллективом студентов по инициативе профессора Елены Юрьевны Рождественской в рамках курса «Биографический метод в социологии» по магистерской программе «Комплексный социальный анализ» НИУ ВШЭ.
Данная статья посвящена изучению проблематики межпоколенной коммуникации в рамках семьи между представителями поколения миллениалов и их родителями по поводу брака и сожительства. На основе ряда эмпирических данных были сделаны выводы об изменении поведенческих практик планирования брака поколением миллениалов в сравнении с их родителями (представителями реформенного поколения). Миллениалы откладывают момент вступления в брак, и все больше распространяется практика сожительства, что не было характерно для их родителей. Статья представляет результаты пилотажного исследования с использованием метода глубинного интервью и метода кейс-стади. Были определены критерии в виде аналитической схемы для дальнейшего исследования данной проблематики. Также сделаны выводы о том, что расхождения в ценностях и практиках двух поколений порождают разнообразие межпоколенной коммуникации - от солидарности до неявного конфликта. Было предложено в качестве гипотезы выделить амбивалентную солидарность как основной тип межпоколенной коммуникации миллениалов и их родителей в условиях ценностного конфликта.
В фокусе статьи - исследовательская рефлексия работы социолога в уязвимом сенситивном поле на примере бездомности, а также анализ методологических аспектов изучения этого феномена. Автор обращает внимание на важность обсуждения вызовов и дилемм, с которыми сталкиваются социальные исследователи во время сбора эмпирических данных, а также языка, который используют практики при проведении интервью и презентации результатов для того, чтобы избежать экзотизации и дополнительной проблематизации групп, находящихся в уязвимой позиции. В статье затрагиваются вопросы места и роли исследователя в таких полях: выбор наиболее приемлемой методологии, степень эмоциональной вовлеченности, выстраивание границ с респондентом. Эмпирической базой работы стали данные авторского исследования, проводившегося в течение нескольких лет в соответствии с качественной парадигмой (N = 60).
В статье рассмотрены карьерные траектории и трудовые ценности представителей поколения младших миллениалов, проживающих в Санкт-Петербурге и работающих в сфере образования и науки, IT, промышленности и сфере услуг, имеющих стабильный средний уровень дохода. На основе анализа полуструктурированных интервью описаны и проинтерпретированы их представления о значимости постоянной занятости: желаемом уровне заработной платы, личной ответственности на рабочем месте, отношениях с коллегами, требуемых навыках, стабильности и жизненной устойчивости. Тем не менее в нарративах встречаются и другие установки, что свидетельствует о неоднородности группы младших миллениалов. Это стремление к стабильности, коллективной поддержке и солидарности, желание избежать риска и прекарности. Особенностью трудовых ценностей младших миллениалов является их гибридный характер, определенный нами в терминах ориентации на «стабильный характер работы» и «индивидуальный характер работы». В результате в статье утверждается, что рефлексивность и индивидуализация, стремление к обретению агентности и самостоятельности могут отражать не только поколенческие ценности, но и дискурс среднего класса о труде.
Разговор о поколениях обычно сводится к людям, молодость которых совпадает с «настоящим» временем. С нарастающим интересом обсуждаются проблемы и запросы тех молодых, которые демонстрируют видимые отличия от предыдущих поколений и вызывают у взрослых тревоги или надежды. Поколение Х - это из прошлого, молодость российских «иксов» падает на конец XX, начало XXI века, если ориентироваться на принятую поколенческую хронологию. Актуальность разговора о поколении Х можно связать с набирающей популярность дискуссией о «девяностых», о героях и антигероях времени перемен, ожиданий и разочарований. Последние 10-15 лет главными героями поколенческой драмы остаются миллениалы и «зумеры», внимание медиа, вслед за маркетологами, начинает поворачиваться к поколению «альфа». Поколение Х затеряно между беби-бумерами и миллениалами и почти забыто. В фокусе статьи - конец прошлого и начало ХХI века, постсоветские/российские «иксы», молодежь, рожденная в 1960-х - 1980-х годах. Обращение к материалам исследований и проектов того времени позволяет сфокусироваться на характеристиках молодежи, которой было тогда «двадцать с чем-то». Взгляд в прошлое с дистанции в 30 лет поможет увидеть то, что могло выпасть из поля зрения, и обнаружить в настоящем следы культурной активности той молодежи. В статье внимание обращено на особенности молодости «иксов», на символические и реальные битвы на культурных молодежных сценах того времени, на принятие или сопротивление дискурсивному конструированию молодежной идентичности в политическом, медийном и академическом поле. Для более тонкого сегментирования особенностей противостояний на молодежных культурных сценах того времени выделяются «ранние иксы» - молодежь 1990-х годов, «средние иксы» - молодежь начала ХХI века и «поздние иксы», молодость которых пришлась на переход от первого ко второму десятилетию ХХI века. Для фиксации этих различий используются отсылки к исследовательским проектам, реализованным в те годы, а также к публикациям, посвященным их результатам.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru