ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОКОЛЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ МИЛЛЕНИАЛОВ С РОДИТЕЛЯМИ: ОТНОШЕНИЕ К БРАКУ (2024)
Данная статья посвящена изучению проблематики межпоколенной коммуникации в рамках семьи между представителями поколения миллениалов и их родителями по поводу брака и сожительства. На основе ряда эмпирических данных были сделаны выводы об изменении поведенческих практик планирования брака поколением миллениалов в сравнении с их родителями (представителями реформенного поколения). Миллениалы откладывают момент вступления в брак, и все больше распространяется практика сожительства, что не было характерно для их родителей. Статья представляет результаты пилотажного исследования с использованием метода глубинного интервью и метода кейс-стади. Были определены критерии в виде аналитической схемы для дальнейшего исследования данной проблематики. Также сделаны выводы о том, что расхождения в ценностях и практиках двух поколений порождают разнообразие межпоколенной коммуникации - от солидарности до неявного конфликта. Было предложено в качестве гипотезы выделить амбивалентную солидарность как основной тип межпоколенной коммуникации миллениалов и их родителей в условиях ценностного конфликта.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 347.62. Брак
Межпоколенные отношения — это те отношения, в которые могут вступать как большие социальные группы на уровне общества, так и отдельные индивиды, занимающие определенные социальные позиции на уровне семьи, например, родители и дети. Как на уровне общества, так и на уровне семьи межпоколенные отношения существуют в виде диалога между группами людей или отдельными индивидами, который может разрешаться разными способами — от конфликта до контракта.
Список литературы
- Болдырев В.А. Итоги переписи населения СССР. М.: Финансы и статистика, 1990.
Boldyrev V.A. (1990) Itogi perepisi naseleniya SSSR [Results of the USSR Population Census]. Moscow: Finansy i statistika. (In Russ.). - Бурмыкина О.Н. Тенденции изменений межпоколенных семейных отношений // Петербургская социология сегодня. 2019. № 2. С. 134-153. DOI: 10.25990/socinstras.pss-12.37dm-dk27 EDN: SMCOTK Burmykina O.N. (2019) Trends of Changes of Intergenerational Family Relations. Peterburgskaya sociologiya segodnya [Petersburg Sociology Today]. No. 2. P. 134-153. (In Russ.). DOI: 10.25990/socinstras.pss-12.37dm-dk27
- Вдовина М.В. Конфликтные взаимоотношения поколений в семье и их регулирование // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 3. С. 315-321. EDN: JZBMKR Vdovina M.V. (2018) Conflicted Interaction Between Generations in a Family and Its Settlement. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod]. No. 3. P. 315-321. (In Russ.).
- Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42-48. EDN: OWMZGP Glotov M.B. (2004) Generation as a Category of Sociology. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 10. P. 42-48. (In Russ.). EDN: OWMZGP
- Ипатова А.А., Тындик А.О. Репродуктивный возраст: 30-й летний рубеж в предпочтениях и биографиях // Мир России. 2015. Т. 24. № 4. С. 123-148. EDN: UIPFFB Ipatova A.A., Tyndik A.O. (2015) Reproductive Age: 30 Years Old in Preferences and Biographies. Mir Rossii [Universe of Russia]. Vol. 24. No. 4. P. 123-148. (In Russ.). EDN: UIPFFB
- Мангейм К. Проблема поколений // Очерки социологии знания: Проблема поколений - состязательность - экономические амбиции / Под ред. Скворцова Л.В. / Пер. с англ. Е.Я. Додиной. М.: ИНИОН РАН, 2000. Mannheim K. (2000) Problema pokolenii [The Problem of Generation]. In: Skvorczov L.V. (ed.) Ocherki sociologii znaniya: Problema pokolenii - sostyazatelnost - ekonomicheskie ambicii [Essays on the Sociology of Knowledge: The Problem of Generation - Competition - the Nature of Economic Ambition]. Transl. from Eng. by E.Ya. Dodina. Moscow: INION RAN.
- Митрофанова Е.С. Модели взросления разных поколений Россиян // Демографическое обозрение. 2019. Т. 6. № 4. С. 53-74. DOI: 10.17323/demreview.v6i4.10427 EDN: GSPPFS
Mitrofanova E.S. (2019) Models of the Transition to Adulthood of Different Russian Generations. Demograficheskoe obozrenie [Demographic Review]. Vol. 6. No. 4. P. 53-67. (In Russ.). DOI: 10.17323/demreview.v6i4.10427 EDN: GSPPFS - Нечаева Н.А., Бурмыкина О.Н. Теоретическое наследие С.И. Голода и современные исследования семьи, брака межпоколенных отношений // Петербургская социология сегодня. 2020. № 13-14. С. 5-22. DOI: 10.25990/socinstras.pss-13-14.kexs-2d58 EDN: RPFXYI
Nechaeva N.A., Burmykina O.N. (2020) Theoretical Heritage of S.I. Golod and Modem Studies of Family, Marriage and Intergenerational Relationship. Peterburgskaya sociologiya segodnya [St. Petersburg Sociology Today]. No. 13-14. P. 5-22. (In Russ.). DOI: 10.25990/socinstras.pss-13-14.kexs-2d58 - Паршина В.В. Межпоколенческие конфликты как одна из проблем функционирования молодой семьи: теоретический аспект // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4. С. 134-137. EDN: SCPLEJ Parshina V.V. (2013) Intergenerational Conflicts as One of the Problems in the Functioning of a Young Family: Theoretical Aspect. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya [Problems of Modern Science and Education]. No. 4. P. 134-137. (In Russ.). EDN: SCPLEJ
-
Радаев В.В. Миллениалы. Как меняется российского общество. М.: Издательский дом ВШЭ, 2020. DOI: 10.17323/978-5-7598-1985-1 EDN: STOTFS Radaev V.V. (2020) Millenialy: kak menyaetsya rossijskoe obshchestvo [Millennials: How the Russian Society Changes]. Moscow: Izdatelskij dom VShE. (In Russ.). DOI: 10.17323/978-5-7598-1985-1
-
Arnett J.J. (2000) A Emerging Adulthood. Theory of Development From the Late Teens Through the Twenties. American Psycologict. Vol. 55. No. 5. P. 469-480.
-
Bengston V. (2001) Beyond the Nuclear Family: The Increasing Importance of Multigenerational Bonds. Journal of Marriage and Family. No. 63. P. 1-16. EDN: DLLTGT
-
Pillmer K., Lüscher K. (1998) Intergenerational Ambivalence: а New Approach to the Study of Parent-Child Relations in Later Life. Journal of Marriage and Family. Vol. 60. No. 2. P. 413-425. EDN: ENJBGT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья содержит результаты научно-образовательного проекта, направленного на тестирование возможностей интерсекционального подхода для описания матрицы социального неравенства в российском контексте. На основе анализа индивидуализированных нарративов информантов, принадлежащих к потенциально дискриминируемым группам, авторы предприняли попытку отследить взаимовлияние разнонаправленных векторов социального неравенства, которые предопределили их жизненный путь. В результате эмпирического апробирования данного подхода были обозначены границы применимости интерсекционального анализа, указаны его методологические достоинства и недостатки, осуществлена рефлексия опыта применения концепции, а также даны некоторые рекомендации по дальнейшему развитию подобных образовательных проектов. Сопоставляя результаты работы всех участников группового проекта, авторы пришли к выводу, что картина сложного переплетения механизмов социальной иерархии применительно к рассмотренным индивидуальным случаям зачастую может быть представлена как «оплетение» ключевого параметра дискриминации рядом второстепенных, что создавало сложный, углубленный в контекст конкретной социальной ситуации, индивидуализированный механизм стратификации. Данный проект осуществлялся коллективом студентов по инициативе профессора Елены Юрьевны Рождественской в рамках курса «Биографический метод в социологии» по магистерской программе «Комплексный социальный анализ» НИУ ВШЭ.
В фокусе статьи - исследовательская рефлексия работы социолога в уязвимом сенситивном поле на примере бездомности, а также анализ методологических аспектов изучения этого феномена. Автор обращает внимание на важность обсуждения вызовов и дилемм, с которыми сталкиваются социальные исследователи во время сбора эмпирических данных, а также языка, который используют практики при проведении интервью и презентации результатов для того, чтобы избежать экзотизации и дополнительной проблематизации групп, находящихся в уязвимой позиции. В статье затрагиваются вопросы места и роли исследователя в таких полях: выбор наиболее приемлемой методологии, степень эмоциональной вовлеченности, выстраивание границ с респондентом. Эмпирической базой работы стали данные авторского исследования, проводившегося в течение нескольких лет в соответствии с качественной парадигмой (N = 60).
В статье рассмотрены карьерные траектории и трудовые ценности представителей поколения младших миллениалов, проживающих в Санкт-Петербурге и работающих в сфере образования и науки, IT, промышленности и сфере услуг, имеющих стабильный средний уровень дохода. На основе анализа полуструктурированных интервью описаны и проинтерпретированы их представления о значимости постоянной занятости: желаемом уровне заработной платы, личной ответственности на рабочем месте, отношениях с коллегами, требуемых навыках, стабильности и жизненной устойчивости. Тем не менее в нарративах встречаются и другие установки, что свидетельствует о неоднородности группы младших миллениалов. Это стремление к стабильности, коллективной поддержке и солидарности, желание избежать риска и прекарности. Особенностью трудовых ценностей младших миллениалов является их гибридный характер, определенный нами в терминах ориентации на «стабильный характер работы» и «индивидуальный характер работы». В результате в статье утверждается, что рефлексивность и индивидуализация, стремление к обретению агентности и самостоятельности могут отражать не только поколенческие ценности, но и дискурс среднего класса о труде.
Концепт поколения не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий, более того - в условиях размывания традиционных социальных стратификаций приобретает особую значимость при обсуждении проблематики социальной идентичности. Поколенческая оптика активно используется не только в академическом, но и в политическом, медийном, маркетинговом дискурсах. Приписываемое в публичной дискуссии название когорты становится ее именем, порой стигмой или брендом, но при этом не всегда рекрутируется и используется самими индивидами для описания своего поколения. Применяемые в поколенческих именах метафоры структурируют понимание поколения, его особенностей и места в социально-историческом процессе. Особый интерес представляет молодежь, которая активно выстраивает картину мира и определяет собственное поколение. В фокусе статьи метафорические основания поколенческого воображаемого современной российской молодежи. На основании материалов 61 качественного интервью с городской образованной молодежью среднего класса в Санкт-Петербурге были выделены четыре ключевые метафорические концепции поколения, одна из которых общая для всей исследованной молодежи, три - когортно специфичные. Общая включает в себя метафору «технологические изменения». Когортно специфичные, отражающие и разницу жизненных этапов, и поколенческие особенности, представлены метафорой «обманутые надежды» среди 30-летних, метафорой «дети 90-х» среди 25-летних и метафорой «движение вперед» среди 20-летних.
Разговор о поколениях обычно сводится к людям, молодость которых совпадает с «настоящим» временем. С нарастающим интересом обсуждаются проблемы и запросы тех молодых, которые демонстрируют видимые отличия от предыдущих поколений и вызывают у взрослых тревоги или надежды. Поколение Х - это из прошлого, молодость российских «иксов» падает на конец XX, начало XXI века, если ориентироваться на принятую поколенческую хронологию. Актуальность разговора о поколении Х можно связать с набирающей популярность дискуссией о «девяностых», о героях и антигероях времени перемен, ожиданий и разочарований. Последние 10-15 лет главными героями поколенческой драмы остаются миллениалы и «зумеры», внимание медиа, вслед за маркетологами, начинает поворачиваться к поколению «альфа». Поколение Х затеряно между беби-бумерами и миллениалами и почти забыто. В фокусе статьи - конец прошлого и начало ХХI века, постсоветские/российские «иксы», молодежь, рожденная в 1960-х - 1980-х годах. Обращение к материалам исследований и проектов того времени позволяет сфокусироваться на характеристиках молодежи, которой было тогда «двадцать с чем-то». Взгляд в прошлое с дистанции в 30 лет поможет увидеть то, что могло выпасть из поля зрения, и обнаружить в настоящем следы культурной активности той молодежи. В статье внимание обращено на особенности молодости «иксов», на символические и реальные битвы на культурных молодежных сценах того времени, на принятие или сопротивление дискурсивному конструированию молодежной идентичности в политическом, медийном и академическом поле. Для более тонкого сегментирования особенностей противостояний на молодежных культурных сценах того времени выделяются «ранние иксы» - молодежь 1990-х годов, «средние иксы» - молодежь начала ХХI века и «поздние иксы», молодость которых пришлась на переход от первого ко второму десятилетию ХХI века. Для фиксации этих различий используются отсылки к исследовательским проектам, реализованным в те годы, а также к публикациям, посвященным их результатам.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru