ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ В ПОКОЛЕНЧЕСКОМ АСПЕКТЕ НА ПРИМЕРЕ МЛАДШИХ МИЛЛЕНИАЛОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (2024)
В статье рассмотрены карьерные траектории и трудовые ценности представителей поколения младших миллениалов, проживающих в Санкт-Петербурге и работающих в сфере образования и науки, IT, промышленности и сфере услуг, имеющих стабильный средний уровень дохода. На основе анализа полуструктурированных интервью описаны и проинтерпретированы их представления о значимости постоянной занятости: желаемом уровне заработной платы, личной ответственности на рабочем месте, отношениях с коллегами, требуемых навыках, стабильности и жизненной устойчивости. Тем не менее в нарративах встречаются и другие установки, что свидетельствует о неоднородности группы младших миллениалов. Это стремление к стабильности, коллективной поддержке и солидарности, желание избежать риска и прекарности. Особенностью трудовых ценностей младших миллениалов является их гибридный характер, определенный нами в терминах ориентации на «стабильный характер работы» и «индивидуальный характер работы». В результате в статье утверждается, что рефлексивность и индивидуализация, стремление к обретению агентности и самостоятельности могут отражать не только поколенческие ценности, но и дискурс среднего класса о труде.
Идентификаторы и классификаторы
Сфера труда в современном российском обществе может быть описана в категориях гибкости и дестандартизации многих аспектов трудовой деятельности. Такие глобальные процессы, как цифровизация, глобализация экономики и организации труда в целом, а также распространение гибких форм занятости [Стэндинг, 2014; Гребер, 2020], выражаются в ненормированности рабочего дня, отсутствии четких стандартов организации трудовой
деятельности, нерегламентированности отношений работодателя с работниками. Результатами этих процессов становятся прекаризация и уязвимость работников, а также изменения в ценностных ожиданиях относительно труда.
Список литературы
- Андреева Ю.В., Лукьянова Е.Л. Между работой, детьми и торговым центром: баланс жизни и труда в семьях молодых российских рабочих // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 122-141. DOI: 10.14515/monitoring.2019.3.08 EDN: TGDECE Andreeva J.V., Lukyanova E.L. (2019) Between Work, Children and Shopping Center: Work-Life Balance in the Families of Young Russian Workers. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i socialnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 3. P. 122-141. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2019.3.08 EDN: TGDECE
- Андрианова Е.В., Тарасова А.Н., Печеркина И.Ф. Мотивы и трудовые ценности молодежи: парадоксы развития // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 324-343. DOI: 10.14515/monitoring.2018.3.17 EDN: XSWAUX Andrianova E.V., Tarasova A.N., Pecherkina I.F. (2018) Motivation and Labor Values of Youth: Development Paradoxes. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i socialnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 3. P. 324-343. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2018.3.17 EDN: XSWAUX
- Аранжин В.В., Нехода Е.В. Влияние трудовых ценностей различных поколений работников на выбор форм и видов занятости: результаты теоретического анализа // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 1. С. 161-178. DOI: 10.18334/et.9.1.114077 EDN: TRHHZC
Aranzhin V.V., Nekhoda E.V. (2022) Labour Values Influence on the Choice of Employment Forms and Types: Theoretical Analysis Results. Ekonomika truda [Russian Journal of Labor Economics]. Vol. 9. No. 1. P. 249-270. (In Russ.). DOI: 10.18334/et.9.1.114077 EDN: WRMIHZ - Бурдье П. Дом, или Перевернутый мир // Практический смысл / Под ред. Н.А. Шматко. СПб.: Алтейя, 2001. С. 221-231. Bourdieu P. (2001) Dom, ili Perevernutyj mir [Home or an Upside-down World]. In: N.A. Shmatko (ed.) Prakticheskij smysl [The Logic of Practice]. St. Petersburg: Altejya. P. 221-231. (In Russ.).
- Вайс Х. Мы никогда не были средним классом. Как социальная мобильность вводит нас в заблуждение. М.: Издательский дом ВШЭ, 2021. Weiss H. (2021) My nikogda ne byli srednim klassom. Kak socialnaya mobilnost vvodit nas v zabluzhdenie [We Have Never Been Middle Class: How Social Mobility Misleads Us]. Moscow: Izdatelskij dom VShE. (In Russ.).
- Вознесенская Е.Д. Молодые рабочие: из села в город // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 75-91. DOI: 10.19181/socjour.2013.3.421 EDN: RDLZZD Voznesenskaya E.D. (2013) Young Workers: from Village to City. Sotsiologicheskij Zhurnal [Sociological Journal]. No. 3. P. 75-91. (In Russ.). DOI: 10.19181/socjour.2013.3.421 EDN: RDLZZD
- Головляницина Е.Б. Инновационен ли российский средний класс? Особенности профессиональной структуры и трудовых ценностей среднего класса накануне кризиса // Мир России. Социология. Этнология. 2009. Т. 18. № 4. С. 19-36. EDN: NDSVTP Golovlyanitsina E.M. (2009) The Russian Middle Class: An Innovator? Professional Structure and Job Values of the Middle Class before the Economic Crisis. Mir Rossii. Sociologiya. Etnologiya [Universe of Russia. Sociology. Ethnology]. Vol. 18. No. 4. P. 19-36. (In Russ.).
- Гребер Д. Бредовая работа: Трактат о распространении бессмысленного труда. М.: Ad Marginem, 2020. Graeber D. (2020) Bredovaya rabota: Traktat o rasprostranenii bessmyslennogo truda [Bullshit Jobs: A Theory]. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russ.).
- Козина И.М., Виноградова Е.В. Молодые инженеры: трудовые ценности и профессиональная идентичность // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 215-230. DOI: 10.14515/monitoring.2016.1.08 EDN: TOWNPT Kozina I.M., Vinogradova E.V. (2016) Young Engineers: Work Values and Professional Identity. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i socialnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 1. P. 215-230. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2016.1.08 EDN: TOWNPT
-
Поплавская А.А. Ценность труда для студентов российских вузов: логики обоснования выбора в пользу личной выгоды или общественной пользы работы // Экономическая социология. 2023. Т. 24. № 2. С. 11-48. DOI: https://doi.org/10.17323%2F1726-3247-2023-2-11-48. EDN: DLWLAG Poplavskaya A.A. (2023) The Value of Work for Russian University Students: The Logic of Justifying the Choice in Favor of Personal Gain or Social Utility. Ekonomicheskaya sociologiya [Journal of Economic Sociology] Vol. 24. No. 2. P. 11-48. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.17323%2F1726-3247-2023-2-11-48. EDN: DLWLAG
-
Радаев В.В. Миллениалы. Как меняется российского общество. М.: Издательский дом ВШЭ, 2020. DOI: 10.17323/978-5-7598-1985-1 EDN: STOTFS Radaev V.V. (2020) Millenialy: kak menyaetsya rossijskoe obshchestvo [Millennials: How the Russian Society Changes]. Moscow: Izdatelskij dom VShE. (In Russ.). DOI: 10.17323/978-5-7598-1985-1
-
Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс / Пер. с англ. Н. Усовой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. Standing G. (2014) Prekariat: novyj opasnyj klass [The Precariat: The New Dangerous Class]. Transl. from Eng. by N. Usova. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russ.).
-
Твенге Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым - и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. М.: Рипол-Классик, 2019. Twenge D. (2019) Pokolenie I. Pochemu pokolenie Interneta utratilo buntarskij duh, stalo bolee tolerantnym, menee schastlivym - i absolyutno ne gotovym ko vzrosloj zhizni [iGen: Why Today's Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy and Completely Unprepared for Adulthood]. Moscow: Ripol-Classic. (In Russ.).
-
Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. "На других надейся, а сама не плошай". Прагматический индивидуализм как дискурсивная стратегия нормализации биографий молодых представительниц среднего класса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 173-194. DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1691 EDN: UPBBAS Chernova Z.V., Shpakovskaya L.L. (2020) "God Help Those Who Help Themselves". Pragmatic Individualism as a Discursive Strategy for Normalizing the Biographies of Young Middle-Class Women. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i socialnye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. No. 6. P. 173-194. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1691 EDN: UPBBAS
-
Adkins L. (2003) Reflexivity: Freedom or Habit of Gender?. Theory, Culture & Society. Vol. 20. No. 6. C. 21-42. DOI: 10.1177/0263276403206002 EDN: JTTKFH
-
Aroldi P. et al. (2011) Generational Belonging between Media Audiences and ICT Users. Broadband Society and Generational Changes. Vol. 5. P. 51-68.
-
Arnett J.J. (2004) Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens through the Twenties. Oxford: Oxford University Press.
-
Bannon S., Ford K., Meltzer L. (2011) Understanding Millennials in the Workplace. The CPA Journal. Vol. 81. No. 11. P. 61-65.
-
Beck U., Giddens A., Lash S. (1994) The Reinvention of Politics: Towards a Theory of Reflexive Modernization. Cambridge: Polity Press.
-
Calk R., Patrick A. (2017) Millennials Through the Looking Glass: Workplace Motivating Factors. The Journal of Business Inquiry. Vol. 16. No. 2. P. 131-139.
-
Cennamo L., Gardner D. (2008) Generational Differences in Work Values, Outcomes and Person-Organisation Values Fit. Journal of Managerial Psychology. Vol. 23. No. 8. P. 891-906. DOI: 10.1108/02683940810904385
-
Christiaens T. (2020) The Entrepreneur of the Self beyond Foucault's Neoliberal Homo Economicus. European Journal of Social Theory. Vol. 23. No. 4. P. 493-511. DOI: 10.1177/1368431019857998
-
Ernst S. (2016) Issues and Aspects of Comparative Long-term Studies in Youth Unemployment in Europe: Biographical Constructions of "Generation Y". Cambio: rivista sulle trasformazioni sociali. Vol. 6. No. 12. P. 167-183. DOI: 10.13128/cambio-20405
-
Giddens A. (1991) Modernity and Self-Identity. Cambridge: Polity Press.
-
Hubers C., Schwanen T., Dijst M. (2011) Coordinating Everyday Life in the Netherlands: A Holistic Quantitative Approach to the Analysis of ICT-Related and Other Work-Life Balance Strategies. Geografiska Annaler: Series B, Human Geography. Vol. 93. No. 1. P. 57-80. DOI: 10.1111/j.1468-0467.2011.00361.x
-
France A., Roberts S. (2015) The Problem of Social Generations: A Critique of the New Emerging Orthodoxy in Youth Studies. Journal of Youth Studies. Vol. 18. No. 2. P. 215-230. DOI: 10.1080/13676261.2014.944122
-
Lancaster L.C., Stillman D. (2003) When Generations Collide: Who They Are, Why They Clash, How to Solve the Generational Puzzle at Work. New York: HarperBusiness.
-
Mahmoud A.B. et al. (2020) The Reincarnation of Work Motivation: Millennials vs Older Generations. International Sociology. Vol. 35. No. 4. P. 393-414. DOI: 10.1177/0268580920912970
-
Mannheim K. (1970). The Problem of Generations. The Psychoanalytic Review. Vol. 57. No. 3. P. 378-404.
-
McNay L. (1999) Gender, Habitus and the Field: Pierre Bourdieu and the Limits of Reflexivity. Theory, Culture & Society. Vol. 16. No. 1. P. 95-117. DOI: 10.1177/026327699016001007 EDN: JQDLJV
-
Mirrlees T. (2015) A Critique of the Millennial: A Retreat from and Return to Class. Alternate Routes: A Journal of Critical Social Research. Vol. 26. P. 277-304.
-
O'Connor A., Raile A.N.W. (2015) Millennials' "Get a ‘Real Job'": Exploring Generational Shifts in the Colloquialism's Characteristics and Meanings. Management Communication Quarterly. Vol. 29. No. 2. P. 276-290. DOI: 10.1177/0893318915580153
-
Ortner S.B. (2006) Anthropology and Social Theory: Culture, Power, and the Acting Subject. Durham: Duke University Press. DOI: 10.1215/9780822388456
-
Risman B.J. (2018) Where the Millennials Will Take Us: A New Generation Wrestles with the Gender Structure. New York: Oxford University Press. DOI: 10.1093/oso/9780199324385.001.0001
-
Savu A., Lipan Ș., Crăciun M. (2020 Preparing for a "Good Life": Extracurriculars and the Romanian Middle Class. East European Politics and Societies: and Cultures. Vol. 34. No. 2. P. 485-504. DOI: 10.1177/0888325419842209
-
Shevchuk A., Strebkov D., Davis S.N. (2018) Work Value Orientations and Worker Well-Being in the New Economy: Implications of the Job Demands-Resources Model Among Internet Freelancers. International Journal of Sociology and Social Policy. Vol. 38. No. 9/10. P. 736-753. DOI: 10.1108/IJSSP-01-2018-0006 EDN: YBWUNV
-
Woodman D. (2018) Gender and Generations: Using a Generational Framework to Rethink Continuity and Change in the Gender Order. AG About Gender-International Journal of Gender Studies. Vol. 7. No. 13. P. 1-25. DOI: 10.15167/2279-5057/AG2018.7.13.500
-
Worth N. (2016) Who We Are at Work: Millennial Women, Everyday Inequalities and Insecure Work. Gender, Place & Culture. Vol. 23. No. 9. P. 1302-1314. DOI: 10.1080/0966369X.2016.1160037
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья содержит результаты научно-образовательного проекта, направленного на тестирование возможностей интерсекционального подхода для описания матрицы социального неравенства в российском контексте. На основе анализа индивидуализированных нарративов информантов, принадлежащих к потенциально дискриминируемым группам, авторы предприняли попытку отследить взаимовлияние разнонаправленных векторов социального неравенства, которые предопределили их жизненный путь. В результате эмпирического апробирования данного подхода были обозначены границы применимости интерсекционального анализа, указаны его методологические достоинства и недостатки, осуществлена рефлексия опыта применения концепции, а также даны некоторые рекомендации по дальнейшему развитию подобных образовательных проектов. Сопоставляя результаты работы всех участников группового проекта, авторы пришли к выводу, что картина сложного переплетения механизмов социальной иерархии применительно к рассмотренным индивидуальным случаям зачастую может быть представлена как «оплетение» ключевого параметра дискриминации рядом второстепенных, что создавало сложный, углубленный в контекст конкретной социальной ситуации, индивидуализированный механизм стратификации. Данный проект осуществлялся коллективом студентов по инициативе профессора Елены Юрьевны Рождественской в рамках курса «Биографический метод в социологии» по магистерской программе «Комплексный социальный анализ» НИУ ВШЭ.
Данная статья посвящена изучению проблематики межпоколенной коммуникации в рамках семьи между представителями поколения миллениалов и их родителями по поводу брака и сожительства. На основе ряда эмпирических данных были сделаны выводы об изменении поведенческих практик планирования брака поколением миллениалов в сравнении с их родителями (представителями реформенного поколения). Миллениалы откладывают момент вступления в брак, и все больше распространяется практика сожительства, что не было характерно для их родителей. Статья представляет результаты пилотажного исследования с использованием метода глубинного интервью и метода кейс-стади. Были определены критерии в виде аналитической схемы для дальнейшего исследования данной проблематики. Также сделаны выводы о том, что расхождения в ценностях и практиках двух поколений порождают разнообразие межпоколенной коммуникации - от солидарности до неявного конфликта. Было предложено в качестве гипотезы выделить амбивалентную солидарность как основной тип межпоколенной коммуникации миллениалов и их родителей в условиях ценностного конфликта.
В фокусе статьи - исследовательская рефлексия работы социолога в уязвимом сенситивном поле на примере бездомности, а также анализ методологических аспектов изучения этого феномена. Автор обращает внимание на важность обсуждения вызовов и дилемм, с которыми сталкиваются социальные исследователи во время сбора эмпирических данных, а также языка, который используют практики при проведении интервью и презентации результатов для того, чтобы избежать экзотизации и дополнительной проблематизации групп, находящихся в уязвимой позиции. В статье затрагиваются вопросы места и роли исследователя в таких полях: выбор наиболее приемлемой методологии, степень эмоциональной вовлеченности, выстраивание границ с респондентом. Эмпирической базой работы стали данные авторского исследования, проводившегося в течение нескольких лет в соответствии с качественной парадигмой (N = 60).
Концепт поколения не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий, более того - в условиях размывания традиционных социальных стратификаций приобретает особую значимость при обсуждении проблематики социальной идентичности. Поколенческая оптика активно используется не только в академическом, но и в политическом, медийном, маркетинговом дискурсах. Приписываемое в публичной дискуссии название когорты становится ее именем, порой стигмой или брендом, но при этом не всегда рекрутируется и используется самими индивидами для описания своего поколения. Применяемые в поколенческих именах метафоры структурируют понимание поколения, его особенностей и места в социально-историческом процессе. Особый интерес представляет молодежь, которая активно выстраивает картину мира и определяет собственное поколение. В фокусе статьи метафорические основания поколенческого воображаемого современной российской молодежи. На основании материалов 61 качественного интервью с городской образованной молодежью среднего класса в Санкт-Петербурге были выделены четыре ключевые метафорические концепции поколения, одна из которых общая для всей исследованной молодежи, три - когортно специфичные. Общая включает в себя метафору «технологические изменения». Когортно специфичные, отражающие и разницу жизненных этапов, и поколенческие особенности, представлены метафорой «обманутые надежды» среди 30-летних, метафорой «дети 90-х» среди 25-летних и метафорой «движение вперед» среди 20-летних.
Разговор о поколениях обычно сводится к людям, молодость которых совпадает с «настоящим» временем. С нарастающим интересом обсуждаются проблемы и запросы тех молодых, которые демонстрируют видимые отличия от предыдущих поколений и вызывают у взрослых тревоги или надежды. Поколение Х - это из прошлого, молодость российских «иксов» падает на конец XX, начало XXI века, если ориентироваться на принятую поколенческую хронологию. Актуальность разговора о поколении Х можно связать с набирающей популярность дискуссией о «девяностых», о героях и антигероях времени перемен, ожиданий и разочарований. Последние 10-15 лет главными героями поколенческой драмы остаются миллениалы и «зумеры», внимание медиа, вслед за маркетологами, начинает поворачиваться к поколению «альфа». Поколение Х затеряно между беби-бумерами и миллениалами и почти забыто. В фокусе статьи - конец прошлого и начало ХХI века, постсоветские/российские «иксы», молодежь, рожденная в 1960-х - 1980-х годах. Обращение к материалам исследований и проектов того времени позволяет сфокусироваться на характеристиках молодежи, которой было тогда «двадцать с чем-то». Взгляд в прошлое с дистанции в 30 лет поможет увидеть то, что могло выпасть из поля зрения, и обнаружить в настоящем следы культурной активности той молодежи. В статье внимание обращено на особенности молодости «иксов», на символические и реальные битвы на культурных молодежных сценах того времени, на принятие или сопротивление дискурсивному конструированию молодежной идентичности в политическом, медийном и академическом поле. Для более тонкого сегментирования особенностей противостояний на молодежных культурных сценах того времени выделяются «ранние иксы» - молодежь 1990-х годов, «средние иксы» - молодежь начала ХХI века и «поздние иксы», молодость которых пришлась на переход от первого ко второму десятилетию ХХI века. Для фиксации этих различий используются отсылки к исследовательским проектам, реализованным в те годы, а также к публикациям, посвященным их результатам.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru