ЗАБЫТОЕ ПОКОЛЕНИЕ Х. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ БУДУЩЕГО (2024)
Разговор о поколениях обычно сводится к людям, молодость которых совпадает с «настоящим» временем. С нарастающим интересом обсуждаются проблемы и запросы тех молодых, которые демонстрируют видимые отличия от предыдущих поколений и вызывают у взрослых тревоги или надежды. Поколение Х - это из прошлого, молодость российских «иксов» падает на конец XX, начало XXI века, если ориентироваться на принятую поколенческую хронологию. Актуальность разговора о поколении Х можно связать с набирающей популярность дискуссией о «девяностых», о героях и антигероях времени перемен, ожиданий и разочарований. Последние 10-15 лет главными героями поколенческой драмы остаются миллениалы и «зумеры», внимание медиа, вслед за маркетологами, начинает поворачиваться к поколению «альфа». Поколение Х затеряно между беби-бумерами и миллениалами и почти забыто. В фокусе статьи - конец прошлого и начало ХХI века, постсоветские/российские «иксы», молодежь, рожденная в 1960-х - 1980-х годах. Обращение к материалам исследований и проектов того времени позволяет сфокусироваться на характеристиках молодежи, которой было тогда «двадцать с чем-то». Взгляд в прошлое с дистанции в 30 лет поможет увидеть то, что могло выпасть из поля зрения, и обнаружить в настоящем следы культурной активности той молодежи. В статье внимание обращено на особенности молодости «иксов», на символические и реальные битвы на культурных молодежных сценах того времени, на принятие или сопротивление дискурсивному конструированию молодежной идентичности в политическом, медийном и академическом поле. Для более тонкого сегментирования особенностей противостояний на молодежных культурных сценах того времени выделяются «ранние иксы» - молодежь 1990-х годов, «средние иксы» - молодежь начала ХХI века и «поздние иксы», молодость которых пришлась на переход от первого ко второму десятилетию ХХI века. Для фиксации этих различий используются отсылки к исследовательским проектам, реализованным в те годы, а также к публикациям, посвященным их результатам.
Идентификаторы и классификаторы
С культурно-исторической точки зрения поколенческая модель должна соотноситься не столько с демографической группой, сколько со временем, на которое приходится взросление молодежи. Так, Юрий Левада подчеркивает, что «для социологического анализа важнее исследовать не демографическое поколение, людей одного возраста в некий период времени, а определенные значимые группы, которые задают нормы взаимодействия и присваивают им культурные значения» [Левада, 2005: 40–41].
Список литературы
- Воронков В.М. Проект “шестидесятников”: движение протеста в СССР // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / Под ред. Ю. Левады, Т. Шанина. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 168-201. Voronkov V.M. (2005) Proekt “shestidesyatnikov”: dvizhenie protesta v SSSR [The “Sixties” Project: the Protest Movement in the USSR]. In: Yu. Levada, T. Shanin (eds.) Otcy i deti: Pokolencheskij analiz sovremennoj Rossii [Fathers and Children: A Generational Analysis of Contemporary Russia]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. P. 168-201. (In Russ.).
- Дубин Б.В. Поколение: смысл и границы понятия // Отцы и дети: поколенческий анализ современной России / Под ред. Ю. Левады, Т. Шанина. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 61-80. Dubin B.V. (2005) Pokolenie: smysl i granicy ponyatiya [Generation: the Meaning and Boundaries of the Concept]. In: Yu. Levada, T. Shanin (eds.) Otcy i deti: pokolencheskij analiz sovremennoj Rossii [Fathers and Children: A Generational Analysis of Contemporary Russia]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. P. 61-80. (In Russ.).
- Коупленд Д. Поколение X: Сказки для ускоренного времени / Пер. с англ В. Ярцева. М.: AST Publisgers, 2017. Coupland D. (2017) Pokolenie X: Skazki dlya uskorennogo vremeni [Generation X: Tales for an Accelerated Culture]. Transl. from Eng. by V. Yarcev. Moscow: AST Publisgers. (In Russ.).
- Левада Ю.А. Поколение ХХ века: возможности исследования // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России / Под ред. Ю. Левады, Т. Шанина. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 39-61. EDN: HTMNIP Levada Yu.A. (2005) Pokolenie XX veka: vozmozhnosti issledovaniya [The Generation of the Twentieth Century: Research Opportunities]. In: Yu. Levada, T. Shanin (eds.) Otcy i deti: pokolencheskij analiz sovremennoj Rossii [Fathers and Children: A Generational Analysis of Contemporary Russia]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. P. 39-61. (In Russ.).
- Омельченко Е.Л. От субкультур - к солидарностям и назад к субкультурам? Споры о терминах и этнография молодежной социальности // Этнографическое обозрение. 2014. № 1. С. 3-8. DOI: 10.31857/S50000392-4-1 EDN: RXTBZJ Omelchenko E.L. (2014) From Subcultures to Solidarities and Back to Subcultures? Debates on Terms and the Ethnography of Youth Sociality. Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review]. No. 1. P. 3-8. (In Russ.). DOI: 10.31857/S50000392-4-1 EDN: RXTBZJ
- Омельченко Е.Л. От сытых нулевых-к молчаливым десятым: поколенческие уроки российской молодежи начала XXI в // Социологический ежегодник. 2011. Т. 2011. С. 243-263. EDN: PBHQJV Omelchenko E.L. (2011) From the Fat 2000s to the Silent 2010s: Generational Lessons of the Russian Youth of the Beginning of the 21st Century. Sociologicheskij ezhegodnik [Sociological Yearbook]. Vol. 2011. P. 243-263. (In Russ.).
- Омельченко Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? “Молодость” в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4. № 2. С. 151-183. EDN: KTOWCH Omelchenko E.L. (2006) The Beginning of Youth Era or the Dearth of Youth Culture? Youth in the Public Space of Modernity. Zhurnal issledovanij socialnoj politiki [The Journal of Social Policy Studies]. Vol. 4. No. 2. P. 151-183. (In Russ.). EDN: KTOWCH
- Пилкингтон Х. Чем больше это обсуждается, тем больше к этому влечет: размышления о дискурсивном порождении поколенческого опыта // Антропологический форум. 2006. № 5. С. 379-407. EDN: KCKFRZ Pilkington H. (2006) “The More They Talk about It, the More You Feel Like Doing It”. Reflections on the Discursive Production of Generational Experiences. Antropologicheskij forum [Forum for Anthropology and Culture]. No. 5. P. 379-407.
- Саясова И.К. Невостребованное поколение // Криминологи о неформальных молодежных объединениях / Под ред. И.И. Карпец. М.: Юрид. лит., 1990. С. 56-62. Sayasova I.K. (1990) Nevostrebovannoe pokolenie [Unclaimed Generation]. In: I.I. Karpec (ed.) Kriminologi o neformalnyh molodezhnyh obedingeniyah [Criminologists About Informal Youth Associations]. Moscow: Yurid. lit. P. 56-62.
-
Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М.: РОССПЭН, 2009. EDN: QOKHWP Semenova V.V. (2009) Socialnaya dinamika pokolenij: problema i realnost. [Social Dynamics of Generations: Problem and Reality]. Moscow: ROSSPEN.
-
Семенова В.В. Современные концепции и эмпирические подходы к понятию "поколение" в социологии // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / Под ред. Ю. Левады, Т. Шанина. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 80-107. EDN: SNPZMV Semenova V.V. (2005) Sovremennye koncepcii i empiricheskie podhody k ponyatiyu "pokolenie" v sociologii [Modern Concepts and Empirical Approaches to the Concept of "Generation" in Sociology]. In: Yu. Levada, T. Shanin (eds.) Otcy i deti: pokolencheskij analiz sovremennoj Rossii [Fathers and Children: A Generational Analysis of Contemporary Russia]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. P. 80-107.
-
Стивенсон C. Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России / Пер. с англ. Ю. Казанцевой. М.: Страна Оз, 2017. Stephenson S. (2017) Zhizn po ponyatiyam. Ulichnye gruppirovki v Rossii [Gangs of Russia: From the Streets to the Corridors of Power]. Transl. from Eng. by Yu. Kazanceva. Moscow: Strana Oz.
-
С чего начинается Родина: молодежь в лабиринтах патриотизма / Под. ред. Е.Л. Омельченко, Х. Пилкингтон. У.: Ульяновский государственный университет, 2012. Omelchenko E.L., Pilkington H. (eds.) (2012) S chego nachinaetsya Rodina: molodezh v labirintah patriotizma [Where the Motherland Begins: Young People in the Labyrinths of Patriotism]. Ulyanovsk: Ulyanovskij gosudarstvennyj universitet. (In Russ.).
-
Шанин Т. История поколений и поколенческая история России // Южно-российский журнал социальных наук. 2005. № 3. С. 6-25. EDN: OLBGBQ Shanin T. (2005) History of Generations and Generation History in Russia. Yuzhno-rossijskij zhurnal socialnyh nauk [South-Russian Journal of Social Sciences]. No. 3. P. 6-25. (In Russ.).
-
Edmunds J., Turner B.S. (2002) Generations, Culture and Society. Buckingham: Open University Press.
-
Feuer L.S. (1969) Conflict of Generations: The Character and Significance of Student Movements. New York: Basic Books.
-
Henseler C. (ed.). (2013) Generation X Goes Global: Mapping a Youth Culture in Motion. New York: Routledge.
-
Jaeger H. (1985) Generations in History: Reflections on a Controversial Concept. History and Theory. Vol. 24. No. 3. P. 273-292. DOI: 10.2307/2505170
-
King J.K. (1972) The Generation Theory in German Literary Criticism. German Life and Letters. Vol. 25. No. 4. P. 334-343. DOI: 10.1111/j.1468-0483.1972.tb00792.x
-
Lesko N., Talburt S. (ed.) (2012) Keywords in Youth Studies: Tracing Affects, Movements, Knowledges. New York: Routledge.
-
Omelchenko E.L., Pilkington H. (2013) Regrounding Youth Cultural Theory (in Post-Socialist Youth Cultural Practice). Sociology Compass. Vol. 7. No. 3. P. 208-224. DOI: 10.1111/soc4.12023 EDN: RIANAV
-
Omelchenko E. (2013) Russian Youth from the 1990s Until 2010: Generational Changes. In: C. Hensler (ed.) Generation X Goes Global. New York: Routledge. P. 248-267. DOI: 10.4324/9780203100219
-
Pilcher J. (1994) Mannheim's Sociology of Generations: an Undervalued Legacy. British Journal of Sociology. Vol. 45. No. 3. P. 481-495. DOI: 10.2307/591659 EDN: BUKSWN
-
Pilkington H. (2013) Russia's Youth and Its Culture: a Nation's Constructors and Constructed. London; New York: Routledge. EDN: UETDJJ
-
Pilkington H., Omelchenko E., Flynn M., Bliudina U., Starkova E. (2002) Looking West: Cultural Globalization and Russian Youth Cultures. University Park: Pennsylvania State University Press.
-
Roberts K. (2012) The End of the Long Baby-Boomer Generation. Journal of Youth Studies. Vol. 15. No. 4. P. 479-497. DOI: 10.1080/13676261.2012.663900
-
Ulrich J.M., Harris A.L. (ed.). (2003) GenXegesis: Essays on Alternative Youth (Sub)Culture. Madison: Popular Press, 2003.
-
Williams C., Chuprov V., Zubok J. (2003) Youth, Risk and Russian Modernity. London: Routledge. DOI: 10.4324/9781315198552
-
Yurchak A. (2006) Everything Was Forever, Until It Was No More: the Last Soviet Generation. Princeton: Princeton University Press. EDN: QPNLJZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья содержит результаты научно-образовательного проекта, направленного на тестирование возможностей интерсекционального подхода для описания матрицы социального неравенства в российском контексте. На основе анализа индивидуализированных нарративов информантов, принадлежащих к потенциально дискриминируемым группам, авторы предприняли попытку отследить взаимовлияние разнонаправленных векторов социального неравенства, которые предопределили их жизненный путь. В результате эмпирического апробирования данного подхода были обозначены границы применимости интерсекционального анализа, указаны его методологические достоинства и недостатки, осуществлена рефлексия опыта применения концепции, а также даны некоторые рекомендации по дальнейшему развитию подобных образовательных проектов. Сопоставляя результаты работы всех участников группового проекта, авторы пришли к выводу, что картина сложного переплетения механизмов социальной иерархии применительно к рассмотренным индивидуальным случаям зачастую может быть представлена как «оплетение» ключевого параметра дискриминации рядом второстепенных, что создавало сложный, углубленный в контекст конкретной социальной ситуации, индивидуализированный механизм стратификации. Данный проект осуществлялся коллективом студентов по инициативе профессора Елены Юрьевны Рождественской в рамках курса «Биографический метод в социологии» по магистерской программе «Комплексный социальный анализ» НИУ ВШЭ.
Данная статья посвящена изучению проблематики межпоколенной коммуникации в рамках семьи между представителями поколения миллениалов и их родителями по поводу брака и сожительства. На основе ряда эмпирических данных были сделаны выводы об изменении поведенческих практик планирования брака поколением миллениалов в сравнении с их родителями (представителями реформенного поколения). Миллениалы откладывают момент вступления в брак, и все больше распространяется практика сожительства, что не было характерно для их родителей. Статья представляет результаты пилотажного исследования с использованием метода глубинного интервью и метода кейс-стади. Были определены критерии в виде аналитической схемы для дальнейшего исследования данной проблематики. Также сделаны выводы о том, что расхождения в ценностях и практиках двух поколений порождают разнообразие межпоколенной коммуникации - от солидарности до неявного конфликта. Было предложено в качестве гипотезы выделить амбивалентную солидарность как основной тип межпоколенной коммуникации миллениалов и их родителей в условиях ценностного конфликта.
В фокусе статьи - исследовательская рефлексия работы социолога в уязвимом сенситивном поле на примере бездомности, а также анализ методологических аспектов изучения этого феномена. Автор обращает внимание на важность обсуждения вызовов и дилемм, с которыми сталкиваются социальные исследователи во время сбора эмпирических данных, а также языка, который используют практики при проведении интервью и презентации результатов для того, чтобы избежать экзотизации и дополнительной проблематизации групп, находящихся в уязвимой позиции. В статье затрагиваются вопросы места и роли исследователя в таких полях: выбор наиболее приемлемой методологии, степень эмоциональной вовлеченности, выстраивание границ с респондентом. Эмпирической базой работы стали данные авторского исследования, проводившегося в течение нескольких лет в соответствии с качественной парадигмой (N = 60).
В статье рассмотрены карьерные траектории и трудовые ценности представителей поколения младших миллениалов, проживающих в Санкт-Петербурге и работающих в сфере образования и науки, IT, промышленности и сфере услуг, имеющих стабильный средний уровень дохода. На основе анализа полуструктурированных интервью описаны и проинтерпретированы их представления о значимости постоянной занятости: желаемом уровне заработной платы, личной ответственности на рабочем месте, отношениях с коллегами, требуемых навыках, стабильности и жизненной устойчивости. Тем не менее в нарративах встречаются и другие установки, что свидетельствует о неоднородности группы младших миллениалов. Это стремление к стабильности, коллективной поддержке и солидарности, желание избежать риска и прекарности. Особенностью трудовых ценностей младших миллениалов является их гибридный характер, определенный нами в терминах ориентации на «стабильный характер работы» и «индивидуальный характер работы». В результате в статье утверждается, что рефлексивность и индивидуализация, стремление к обретению агентности и самостоятельности могут отражать не только поколенческие ценности, но и дискурс среднего класса о труде.
Концепт поколения не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий, более того - в условиях размывания традиционных социальных стратификаций приобретает особую значимость при обсуждении проблематики социальной идентичности. Поколенческая оптика активно используется не только в академическом, но и в политическом, медийном, маркетинговом дискурсах. Приписываемое в публичной дискуссии название когорты становится ее именем, порой стигмой или брендом, но при этом не всегда рекрутируется и используется самими индивидами для описания своего поколения. Применяемые в поколенческих именах метафоры структурируют понимание поколения, его особенностей и места в социально-историческом процессе. Особый интерес представляет молодежь, которая активно выстраивает картину мира и определяет собственное поколение. В фокусе статьи метафорические основания поколенческого воображаемого современной российской молодежи. На основании материалов 61 качественного интервью с городской образованной молодежью среднего класса в Санкт-Петербурге были выделены четыре ключевые метафорические концепции поколения, одна из которых общая для всей исследованной молодежи, три - когортно специфичные. Общая включает в себя метафору «технологические изменения». Когортно специфичные, отражающие и разницу жизненных этапов, и поколенческие особенности, представлены метафорой «обманутые надежды» среди 30-летних, метафорой «дети 90-х» среди 25-летних и метафорой «движение вперед» среди 20-летних.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru