ПРОБЛЕМА СТРАХОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (2021)
В статье приводится обзор основных концепций страха в отечественной и зарубежной психологической науке. В рамках отечественной психологии рассматривается проблема страха в рамках таких направлений как психофизиологическое (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, П.К Анохин), психопатологическое (С.М. Ушаков, И. К. Мясищев, Б.Д. Карвасарский), возрастно-ориентированное (В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, экстремальной психологии. В зарубежной психологии страх рассматривался в рамках таких направлений как как психоанализ (А. Адлер, Г.С. Салливен, З. Фрейд, К. Хорни), бихевиоризм (Ч. Спилбергер, Дж. Уотсон), экзистенциальная психология (С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр), гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). Рассматриваются основные причины возникновения страхов.
Идентификаторы и классификаторы
Страх сопровождает человека от рождения, до самого последнего мгновения, при этом, происходит постоянная трансформация проявления страха, его видов, причин возникновения и влияния на жизнедеятельность. У каждого человека проявления страха сугубо индивидуальны, это переживание знакомо практически всем людям» [15].
Список литературы
- Акопян Л. С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция:монография. Самара: ПГСГА, 2010. 164 с.
- Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М., 1964. -339с.
- Гарбузов В.И. Неврозы и психотерапия - Санкт-Петербург : Сотис, 2001. - 242 с
- Гуманистическая психология [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyoffice.ru/6-3-gumanisticheskaja-psihologija.htm (дата обращения: 09.03.2020).
- Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. М., 1986. 112 с
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с.
- Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб. : Гиппократ, 1995. - 125 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп.М.: Просвещение, 1993. С. 89
- Изард К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. С.-Пб., 1999. 464 с.
- Кашина М. В. Комплекс неполноценности [Электронный ресурс]. URL: ttp://www.b17.ru/article/9803/ (дата обращения: 27.07.2020)
- Овчарова Р. В. Практическая психология. – М. : Сфера, 1996. – 337 с.
- Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. – М.: Ленанд, 2019. – 256 с.
- Прихожан А. М. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе. – М. : Просвещение, - 1994. – 191 с.
- Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат,1990. – 494с.
- Риман Ф Основные формы страха: Исслед. в области глубин. психологии / - Москва: Алетейа, 1998. - 330 с.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука. 1989.196 с.
- Фрейд З. Фобические расстройства. Маленький Ганс. Дора. Том 5 //Собрание сочинений в 26 томах. М.: ВЕИП, 2020. 384 с.
- Шишова Т.Л. Страхи – это серьезно: Как помочь ребенку избавиться от страхов. М.: Издательский дом Искатель, 1997. 93 с
- Щербатых Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. М., 2007. 512 с.
- Эмоциональное здоровье вашего ребенка. М., 1996. 399 с.
- Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. – М. : Элайда, 2000. – 704 с.
- Adler R.S., Rozen B., Silverstein E.M. Emotion in negotiation: How to manage fear and anger // Negatiation Journal.1998. Vol. 14. No 2. P. 161—179
- Bowlby J. Attachment and loss. V. 1. Attach-ment. N. Y., Basic Books, 1973.
- Jaspers K. The meaning and purpose of history / trans. from German M.:politizdat, 2021. 527 p
- Tomkins S.S. Affect as the Primary Motivational System // Feelins and Emotios / Ed. M. Arnold. N.Y.: AcademicPress, 1970. P. 101—110.
- Tomkins S.S. Affect, magery, consiousness. V. 2. The negative affects. N. Y., Springer, 1963.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В работе представлены результаты психодиагностического обследования 53 комбатантов, подвергшихся реальной витальной угрозе и впоследствии госпитализированных в клинические подразделения хирургического профиля (общая и госпитальная хирургии, офтальмология, нервные болезни, травматология, терапия, нейрохирургия) с ранениями и травмами различной степени тяжести. Для субъективной оценки состояния использовались самоопросники: «Анкета самооценки состояния», тест «Нервно-психическая адаптация», экспресс-методика В.А. Корзунина, П.А. Зиборовой, опросник SF–36, методика «Модуль-С». Объективная оценка поведения и психического состояния обследуемых осуществлялась лечащим врачом индивидуально для каждого пациента с помощью «Анкеты динамического наблюдения». Полученные результаты указывают на то, что лица, подвергшиеся реальной витальной угрозе и впоследствии госпитализированные в различные медицинские стационары, субъективно достаточно высоко оценивали свое общее самочувствие и качество своей жизни, несмотря на полученные травмы и заболевания. При этом, у трети обследуемых лиц отмечались признаки нервно-психической неустойчивости, умеренно выраженные признаки Посттравматического стрессового расстройства и социально-психологической дезадаптации. Выявлялись также признаки расстройств личности и поведения, либо акцентуаций характера, высокая вероятность наличия тревожно-фобических и обсессивно-компульсивных расстройств, включая психогенно обусловленные расстройства по типу астенического синдрома. В то же время, общая экспертная оценка лечащими врачами поведения пациентов в условиях стационара в основном была положительной.
Целью работы является изучение особенностей суицидального поведения наркозависимых, систематически принимавших синтетические катиноны. Проведено исследование 93 пациентов с зависимостью от синтетических катинонов (F15.212), находившихся на реабилитации. Из них для дополнительного обследования отобраны 25 пациентов (26,9%) с суицидальными мыслями в течение последнего месяца. Распределение по полу: мужского пола – 72% (n=18), женского – 28% (n=7). Использовались клинико-психопатологический, клинико-анамнестический, психометрический и математико-статистический методы. Результаты исследования показывают, что у 28% (n=7) пациентов не было в анамнезе ни одной суицидальной попытки, у остальных 72% (n=18) от 1 до 9 попыток в анамнезе. Типы суицидальных попыток: аффективные – 64% (n=16), истинные – 32% (n=8), демонстративные – 4% (n=1). Подготовительные действия перед последней попыткой суицида совершали 11 человек (44%.). Наиболее вероятный способ самоубийства – прыжок с высоты назвали 36% (n=9) обследуемых пациентов. 56% (n=14) пациентов из обследуемого контингента заявили, что сдерживающие факторы их определенно удержали от последней суицидальной попытки, а 16% (n=4) пациентов «вероятно удержали». Наиболее важными антисуицидальными мотивами были названы: отственность перед семьей и уверенность в необходимости преодоления трудностей. Таким образом, наиболее вероятным способом суицида оказался самый травматичный вид – прыжок с высоты, что отличает нынешнее поколение наркозависимых от опиоидных наркозависимых прошлых лет, предпочитавших суицид в виде передозировки. Более половины пациентов заявило, что сдерживающие факторы «определенно удержали» от суицида, что открывает большие возможности в превенции суицидальной активности путем работы с этими факторами.
В статье представлены результаты исследования проявлений феномена выгорания в профессиональной деятельности педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании было обнаружено, что у педагогов ярко выражены симптомы эмоционального выгорания в фазе «резистенции»: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязательств. Полученные в эмпирическом исследовании данные свидетельствуют о том, что в изучаемой выборке есть педагоги с выраженной симптоматикой психического выгорания (высокий уровень психоэмоционального истощения, личностного отдаления, низкий и крайне низкий уровень профессиональной мотивации). Педагогам, работающим с лицами с ограниченными возможностями здоровья, для которых актуально проявление феномена выгорания, свойственны снижение эмоционального тонуса, эмоциональное перенасыщение, деформация отношений с другими людьми, тенденции к отрицательному оцениванию себя, снижение самооценки. Эмоциональная отстраненность у этих педагогов проявляется и в отношении с членами семьи, близкими людьми, друзьями. Педагоги, работающие с лицами с ограниченными возможностями здоровья, находятся в группе риска в отношении формирования симптоматики выгорания. Они нуждаются в психологическом сопровождении, ориентированном на профилактику и преодоление симптомов выгорания, активизацию развития позитивного самоотношения, жизнестойкости, стрессоустойчивости, способности к совладающему поведению. Систематическая и вовремя организованная работа по профилактике и преодолению выгорания педагогов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, может способствовать созданию такой образовательной среды, в которой все участники образовательного процесса получат шанс на плодотворное жизнетворчество, развитие личностного потенциала, полноценное самоосуществление.
Статья посвящена описанию результатов исследования взаимосвязи эмпатии и выбора стратегий поведения в конфликте у военнослужащих срочной службы. Эмпатия может оказывать существенное влияние на выбор действий в конфликтных ситуациях, определять развитие, динамику и содержание конфликта, так как обеспечивает формирование убежденности в ценности другого человека. Эмпатия как механизм урегулирования различных конфликтов занимает существенное место в конфликтном взаимодействии. В условиях постоянного, непрерывного, напряженного взаимодействия интересы военнослужащих срочной службы неизбежно сталкиваются. Это оказывает влияние на возникновение возможных конфликтов. В эмпирическом исследовании выявлена прямая взаимосвязь между уровнем выраженности эмпатических способностей и такими шкалами, как компромиссность, позитивная агрессивность. Выявлена обратная взаимосвязь между уровнем выраженности эмпатических способностей и такими шкалами, как нетерпимость к мнению других, наступательность, мстительность, подозрительность, конфликтность. В проведенном исследовании обнаружена прямая взаимосвязь между уровнем эмпатических тенденций и шкалой «Компромиссность». Также выявлена обратная взаимосвязь между уровнем эмпатических тенденций и такими шкалами, как вспыльчивость, наступательность, неуступчивость, мстительность, подозрительность, негативная агрессивность.
В статье представлено исследование личностных детерминант суицидального риска у студентов. В представленном исследовании под личностными детерминантами суицидального риска понимаются психологические особенности личности студентов, которые в сочетании с побудительными мотивами, обстоятельствами, механизмами поведения, не соответствующими принятым в обществе нормам и правилам, способствуют проявлению различных девиаций. В исследовании были обнаружены прямая выраженная корреляция показателя общего уровня суицидального риска с показателем безнадежности, обратная тесная корреляция с общим уровнем жизнестойкости. Было выявлено, что показатель общего уровня жизнестойкости обратно коррелирует с демонстративностью, аффективностью, уникальностью, несостоятельностью, сломом культурных барьеров, временной перспективой. Была выявлена обратная выраженная корреляция жизнестойкости с показателем безнадежности. Из разных факторов риска суицида у студентов заметнее всего выражены максимализм и слом культурных барьеров. «Максимализм» и «слом культурных барьеров» как сопутствующие суицидальные факторы показывают, что студентам в определенной степени свойственны культ самоубийства, поиск культурных оснований для оправдания суицидального поведения и делающих суицид привлекательным. Профилактическая работа со студентами должна быть направлена на такие параметры, как максимализм, слом культурных барьеров, демонстративность и несостоятельность, а также на оптимизацию жизненного опыта студентов с целью повышения их жизнестойкости.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/