Особенности когнитивной оценки эмоционального реагирования у детей с зпр (2021)
Статья посвящена проблеме когнитивной оценки эмоционального реагирования у детей с задержкой психического развития. В исследовании приняли участие 80 школьников 3-4 классов, из них матерей 40 детей с задержкой психического развития и 40 детей с нормальным протеканием психического развития, средний возраст детей 9,1 год. Разработаны и внедрены методики, направленные на выявления характерных особенностей когнитивной оценки эмоционального реагирования в младшем школьном возрасте. Выявлены и проанализированы отличительные особенности способности младших школьников идентифицировать, дифференцировать, осознавать и вербализировать эмоциональные реакций в различных ситуациях.
Определено отличие в понимании, осознании и способности детей соотносить эмоциональные реакций с прошлыми ситуациями из жизни (эмоциональная память).
Идентификаторы и классификаторы
Формирование и развитие эмоциональной сферы многогранный, многоуровневый и сложный процесс. Способность идентифицировать, дифференцировать, воспринимать, осознавать и вербализировать эмоции и эмоциональные реакции, выстраивать причинно-следственные связи между ситуацией и эмоциями и наоборот детерминировано социокультурными условиями, микросоциальной средой, особенностью созревания субъекта, уровнем интеллектуальных способностей, объемом имеющихся знаний и представлений, полученных в различных ситуациях.
Список литературы
- Артемьева Т. П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Специальное образование. — 2016. — № 1 (41). — С. 5-15.
- Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: «Когито-Центр», 2009. – 47 с.
- Булгаков А. В. Принцип культурного опосредования как основа сравнительного анализа результатов исследований межгрупповой адаптации в организациях // Вестник РГГУ: научно-практическое издание. Серия «Психология. Педагогика. Образование». — 2015. — № 10 (153). — С. 37-59.
- Верхотурова Н. Ю. Комплексная оценка эмоционального реагирования уча-
щихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития // Вестник Череповецкого государственного университета. —2012. —№ 4 (43), Т. 2. — С. 142-146. - Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. — 2017. — Т. 19, № 2. — С. 145-160.
- Готтман Джон, Деклер Джоан. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей; пер. с англ. Г. Федотовой. — 4-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 269 с.
- Дмитриева С. А, Верхотурова Н. Ю. Эмоциональное реагирование: феноменология, структурно-компонентный дования. Сибирский педагогический журнал. — 2018. — №3. — С. 90-98.
- Изард К. Э. Психология эмоций; пер с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Питер, 2011. — 461 с.
- Изотова Е. И. Социокультурная вариация модели эмоционального развития в детском и подростковом возрастах // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10, № 55. — URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2017v10n55/ 1483-izotova55.html.
- Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие. — 2-е изд. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2018. — 782 с.
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2020. — 420 с.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции //Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. — М.: ЧеРо, 2005, — с. 57-65.
- Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. — М.: Эксмо, 2008. — 400 с.
- Мордвинова Е. А., Зобнина Г. А. Методические аспекты формирования эмо-
циональной сферы личности младших школьников // Научный альманах. – 2015. – № 9(11). – С. 232-235. - Blankson N., Weaver J., Leerkes Esther M., O’Brien M., Calkins S., Marcovitch S. Cognitive and Emotional Processes as Predictors of a Successful Transition into School // Early Education and Development. — 2017. — Vol. 28, Issue 1. — 1-20 р. https://doi.org/10.1080/104092 89.2016.1183434.
- Halle T., Darling-Churchill K. Review of measures of social and emotional development // Journal of Applied Developmental Psychology. — 2016. — Vol.45. — 8-18 р. https://doi.org/10.1016/j. appdev.2016.02.003.
- Stülb K., Messerli-Bürgy N., Kakebeeke T. Assessment of emotional responses in preschoolers to an age-adapted stress task: Picture-based stress test and facial coding // Journal of Child and Adolescent Health. —2018. — Vol. 2(2). — 14-18 р. DOI: 10.35841/child-health.2.2.14-18.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной научной статье представлены и описаны некоторые формы и виды работы по психологическому сопровождению, лиц страдающих расстройствами личности, используемые в психоневрологических клиниках. Дана характеристика медикаментозным и немедикаментозным способам лечения, с указанием современных техник и методов. Произведен анализ различных методик работы, целью которых является успешная адаптация лиц, с личностными расстройствами в социум.
В статье рассматривается психологическая проблема созависимости. Созависимость определяется как система индивидуальных особенностей личности, обуславливающая специфику взаимодействия созависимой личности с окружающим миром. С помощью методики Ф. Зимбардо исследуются особенности временной перспективы созависимой личности.
Полученые результаты, свидетельствуют о том, что для созависимых мужчин и женщин характерны темпоральные приоритеты, которые направлены в первую очередь на настоящее. Психологические особенности созависимых в системе «зависимый-созависимый» определяются как наличием общих черт и взаимосвязей в поведении и направленности личности, так и определенными различиями. Отмечены перспективы для разработки психотерапевтических реабилитационных и профилактических программ для зависимых и созависимых.
Основное внимание авторы статьи уделяют исследованию групповых методов в работе со студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана. Определяют целесообразность введения различных форм проведения групповых методов, в результате которых, улучшаются взаимоотношения со сверстниками и раскрываются способности к самостоятельному решению жизненных проблем, а также облегчается процесс адаптации к обучению в ВУЗе, меняются взгляды и социальные установки на здоровый образ жизни.
В статье представлен анализ критериев оценки эффективности адаптации аутсорсинговых бизнес-моделей и их применения в системе управления конфликтами на предприятиях реального сектора российской экономики.
Социальная изоляция в период пандемии обострила проблемы психологической поддержки семей, имеющих ребенка с нарушениями сенсорного восприятия. Проблематика анализа роли родителей в коррекции развития детей с особенностями, в частности, с сенсорными нарушениями, достаточно подробно рассматривается с позиций их функциональных обязанностей, но недостаточно широко изучается фактическое положение дел, в частности, выбор родителями таких детей стратегий реакции и адаптации, с учетом современных технологических возможностей коррекции состояния здоровья самих детей. В статье представлены обобщенные результаты исследования совладающего поведения родителей в семьях с детьми с нарушенным слухом, проведенного в 2018-2021 на базе СПб ГКУЗ «Детский Городской Сурдологический центр». Систематизированы проблемы, с которыми сталкиваются родители в момент выбора стратегий и моделей совладающего поведения на основе результатов психологического анализа социальных установок по отношению к роли и статусу ребенка в семье.
Целью работы стало: Определить способы защиты и поведение испытуемого в стрессовых ситуациях, для ихэффективного преодоления. В работе были использованы методики:
1. Методика диагностики типологий психологической .
2. Исследование индивидуальных копинг-стратегий. Э. Хайм.
3. Методика “Копинг - поведение в стрессовых ситуациях”.
Результаты:
По результатам первой методике преобладает защитный механизм – отрицание, а по третей методике преобладает копинг ориентированный на избегание. Так же по всем методикам совпали результаты о низком уровне преобладания эмоций. Испытуемый не прибегает к эмоциональной защите и поведению в редких случаях. Он старается рационально обдумывать ситуацию и находить выход из нее.
Выводы:
Предполагается, что у испытуемого будет более сильное понимание его психологической защиты и совладения себя. Рекомендации для того чтобы умело управляться с собственными
эмоциями и поведением как в стрессовых ситуациях так и в более эмоционально-спокойных. Необходимо относиться к себе, своему телу и душе с превеликим почтением и безусловным уважением. А главное любить себя. Важно осваивать основы саморегуляции с помощью произвольного управления самочувствием и управляемой гармонизации настроения. Продолжать в направлении постижения чуда трансформирующего творчества осознанного развития. Выбор в систематическом восполнении энергии, всегда имеет человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/