ISSN 2658-543X
Язык: ru

ИКОНА БОГОМАТЕРИ УМИЛЕНИЯ (СТАРОРУССКОЙ) НАЧАЛА - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIII ВЕКА И ТРАДИЦИИ ПОЗДНЕКОМНИНОВСКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА (2023)

Один из наименее изученных домонгольских русских памятников - храмовый образ Богоматери Умиления, поступивший в Русский музей из собрания Н. С. Большакова, утратил сведения о происхождении и по преданию был привезен из Старой Руссы. Иконография отличается редким изводом с высоко поднятой фигурой Христа и дополнительным платом на главе Марии, видимо, отразившем особое почитание влахернских реликвий Ризы и скуфьи в Новгороде. Манера исполнения живописи с широким применением олова для фона, полей, одежд не имеет аналогий, но вписывается в технологические особенности иконописи XIII в., когда этот металл стали широко применять, заменяя им серебро и золото.Художественный стиль иконы продолжает традиции позднекомниновского экспрессионизма и находит близкие параллели в росписи церкви Спаса Преображения на Нередице в Новгороде (1199), как в образности ликов, так и манере исполнения, что подтверждает ее новгородское происхождение. Однако многие черты искусства мастера, в том числе иконографические приметы, свидетельствуют о создании произведения позже - в начале - первых десятилетиях XIII в., когда происходят существенные изменения в объемно-пространственном, колористическом и эмоциональном решении

Тип: Статья
Автор (ы): ШАЛИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Ключевые фразы: икона, ИКОНОГРАФИЯ, ТЕХНИКА ИКОНОПИСАНИЯ, БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЯ, ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ, XIII ВЕК, РУССКИЙ МУЗЕЙ, THE MOTHER OF GOD OF TENDERNESS

Идентификаторы и классификаторы

УДК
7.04. Объекты и темы художественного изображения. Иконография. Иконология. Детали и отделка. Украшение. Декор. Орнамент
eLIBRARY ID
54905275
Текстовый фрагмент статьи