ISSN 2658-543X
Язык: ru

Архив статей журнала

ИКОНА "БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ" КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ОБЕДОВА ИЗ СОБРАНИЯ СЕРГИЕВО- ПОСАДСКОГО МУЗЕЯ: К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ ИКОНОГРАФИЧЕСКОГО ТИПА И ДАТИРОВКИ (2023)
Выпуск: № 1 (2023)
Авторы: Солодовникова Екатерина Борисовна

Икона-пядница «Богоматерь Умиление» (СПГИХМЗ) упоминается в научной литературе как список с «Богоматери Донской». Однако от иконографии этого образа ее отличает ряд особенностей, которые существенно изменяют основную идею произведения. В данном изводе подчеркнута страстная тематика, так как Богородица представлена в движении, несущей Младенца, как в сцене «Сретение».

Стилистически это решение подчеркивает присущая памятнику экспрессия, выраженная через динамическую композицию, контрастную светотеневую живопись ликов, что прежде заставляло исследователей связывать памятник со школой Феофана Грека. Представленный в статье анализ художественных особенностей иконы-пядницы и приведенные аналогии позволяют отнести ее к произведениям московской традиции, отражающей этап палеологовского искусства 1410-1420-х гг.

Сохранить в закладках