Психологические факторы регуляции поведения родителей детей с особенностями развития на фазе диагностики (2021)
Социальная изоляция в период пандемии обострила проблемы психологической поддержки семей, имеющих ребенка с нарушениями сенсорного восприятия. Проблематика анализа роли родителей в коррекции развития детей с особенностями, в частности, с сенсорными нарушениями, достаточно подробно рассматривается с позиций их функциональных обязанностей, но недостаточно широко изучается фактическое положение дел, в частности, выбор родителями таких детей стратегий реакции и адаптации, с учетом современных технологических возможностей коррекции состояния здоровья самих детей. В статье представлены обобщенные результаты исследования совладающего поведения родителей в семьях с детьми с нарушенным слухом, проведенного в 2018-2021 на базе СПб ГКУЗ «Детский Городской Сурдологический центр». Систематизированы проблемы, с которыми сталкиваются родители в момент выбора стратегий и моделей совладающего поведения на основе результатов психологического анализа социальных установок по отношению к роли и статусу ребенка в семье.
Идентификаторы и классификаторы
Современная социальная наука исходит из базового фундаментального принципа целесообразности социальной интеграции всех человеческих ресурсов в развитие общества. С социально-экономической точки зрения, это позволяет с наибольшей эффективностью инвестировать в человеческий капитал.
Список литературы
- Абабкова М. Ю., Покровская Н. Н. Актуальные проблемы нейроэтики в маркетинговых исследованиях // Конфликтология. 2016. № 3. С. 232-246.
- Авакова Э. Б., Покровская Н. Н. Коммуникативная эффективность как фактор доверия: анализ эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций сотрудников организации // Актуальные проблемы социологии и управления. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб: СПбГЭУ, 2016. С. 5-13.
- Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1996. – 384 с.
- Аникеенко А. А., Игишева Л. Н., Данильченко Я. В., Авдюшкина Т. В. Социально психологические особенности детей после радикальной коррекции врожденного порока сердца // Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2020. №. 35(3). С. 59-66. https:// doi.org/10.29001/2073-8552-2020-35- 3-59-66.
- Аносова Л. В., Левина Е. А., Чутко Л. С. Роль нейропротективной терапии в абилитации детей с сенсоневральной тугоухостью IV степени после проведения кохлеарной
имплантации // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2015. – №115(10-2). – С. 43-46. - Богомягкова О.Н. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №1. с. 137-150.
- Волкова И. П., Ломакина Ю. М., Писаренко Е. Н. Ценностно-смысловые установки как личностный ресурс оптимизации процесса социальной реабилитации инвалидов
по зрению // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2020. – №195. – С. 47-56. - Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых детей. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение; 1995.
- Вылкова Е. С., и др. Россия и мир во время и после пандемии covid-19: вызовы и возможности: Коллективная монография. СПб.: ИПА вузов, 2020. – 274 c.
- Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Изменение статуса ребенка с кохлеарным имплантом в ходе реабилитации // Вестник оториноларингологии. 2015.
- Денисова О. А., Заболтина В. В., Леханова О. Л. Проектирование программы подготовки межведомственной команды специалистов для работы с детьми раннего возраста // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сб. науч. ст. по материалам науч.-практич. конф. (07-09 апр. 2016 г., Москва). – М., 2016.
- Зонтова О. В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: метод. реком. – СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
- Кобрина Л. М. Абилитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха: учеб. пособие. – СПб. Наука–Питер, 2005.
- Кобрина Л. М. Особенности диагностической и коррекционной работы с неслышащими детьми в условиях интеграции // Рос.оториноларингология. – 2006.
- Кобрина Л. М. Принципы и направления абилитационной работы с детьми раннего возраста с нарушениями слуха / Актуальные проблемы коррекционной педагогики, спе-
циальной психологии и детской психиатрии: материалы междунар. науч.-практ. конф. 22–24 апреля 2009 г. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2009. - Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Электродное протезирование слуха (Серия «Специальная педагогика»). – СПб.: КАРО; 2009.
- Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами – новый инструмент сурдопедагога // Дефектология. – 2014. – №2.
- Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами // Дефектология. 2013. №6.
- Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Реабилитация ребенка с кохлеарным имплантом: «точка запуска» новых слуховых возможностей // Вестник оториноларингологии. – 2016.
- Леонтьева В. Л., Абабкова М. Ю., Покровская Н. Н. С преподавателем или без? метод биологической обратной при выборе формы организации учебного процесса // Живая психология. 2020. Т. 7. № 1 (25). С. 8-20.
- Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.
- Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 94 с.
- Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М.: Педагогика, 1978.
- Сатаева А. И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №1. 2008.
- Сатаева А. И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2012. – № 2.
- Таваркиладзе Г. А. Кохлеарная имплантация. – М.: Святигор-Пресс, 2004.
- Тарасова Н. В., Дайхес Н. А., Орлова О. С. Сурдопедагогическая помощь в комплексной реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации // Два века российской сурдопе-
дагогики: материалы всерос. конгресса сурдопедагогов. – СПб.: Наука-Питер, 2006. - Шац И. К. Психологическая поддер-жка тяжелобольного ребенка: моногр.– СПб.: Речь, 2010.
- Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В. Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная терапия. – СПб.: Речь, 2001.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 201
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме когнитивной оценки эмоционального реагирования у детей с задержкой психического развития. В исследовании приняли участие 80 школьников 3-4 классов, из них матерей 40 детей с задержкой психического развития и 40 детей с нормальным протеканием психического развития, средний возраст детей 9,1 год. Разработаны и внедрены методики, направленные на выявления характерных особенностей когнитивной оценки эмоционального реагирования в младшем школьном возрасте. Выявлены и проанализированы отличительные особенности способности младших школьников идентифицировать, дифференцировать, осознавать и вербализировать эмоциональные реакций в различных ситуациях.
Определено отличие в понимании, осознании и способности детей соотносить эмоциональные реакций с прошлыми ситуациями из жизни (эмоциональная память).
В данной научной статье представлены и описаны некоторые формы и виды работы по психологическому сопровождению, лиц страдающих расстройствами личности, используемые в психоневрологических клиниках. Дана характеристика медикаментозным и немедикаментозным способам лечения, с указанием современных техник и методов. Произведен анализ различных методик работы, целью которых является успешная адаптация лиц, с личностными расстройствами в социум.
В статье рассматривается психологическая проблема созависимости. Созависимость определяется как система индивидуальных особенностей личности, обуславливающая специфику взаимодействия созависимой личности с окружающим миром. С помощью методики Ф. Зимбардо исследуются особенности временной перспективы созависимой личности.
Полученые результаты, свидетельствуют о том, что для созависимых мужчин и женщин характерны темпоральные приоритеты, которые направлены в первую очередь на настоящее. Психологические особенности созависимых в системе «зависимый-созависимый» определяются как наличием общих черт и взаимосвязей в поведении и направленности личности, так и определенными различиями. Отмечены перспективы для разработки психотерапевтических реабилитационных и профилактических программ для зависимых и созависимых.
Основное внимание авторы статьи уделяют исследованию групповых методов в работе со студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана. Определяют целесообразность введения различных форм проведения групповых методов, в результате которых, улучшаются взаимоотношения со сверстниками и раскрываются способности к самостоятельному решению жизненных проблем, а также облегчается процесс адаптации к обучению в ВУЗе, меняются взгляды и социальные установки на здоровый образ жизни.
В статье представлен анализ критериев оценки эффективности адаптации аутсорсинговых бизнес-моделей и их применения в системе управления конфликтами на предприятиях реального сектора российской экономики.
Целью работы стало: Определить способы защиты и поведение испытуемого в стрессовых ситуациях, для ихэффективного преодоления. В работе были использованы методики:
1. Методика диагностики типологий психологической .
2. Исследование индивидуальных копинг-стратегий. Э. Хайм.
3. Методика “Копинг - поведение в стрессовых ситуациях”.
Результаты:
По результатам первой методике преобладает защитный механизм – отрицание, а по третей методике преобладает копинг ориентированный на избегание. Так же по всем методикам совпали результаты о низком уровне преобладания эмоций. Испытуемый не прибегает к эмоциональной защите и поведению в редких случаях. Он старается рационально обдумывать ситуацию и находить выход из нее.
Выводы:
Предполагается, что у испытуемого будет более сильное понимание его психологической защиты и совладения себя. Рекомендации для того чтобы умело управляться с собственными
эмоциями и поведением как в стрессовых ситуациях так и в более эмоционально-спокойных. Необходимо относиться к себе, своему телу и душе с превеликим почтением и безусловным уважением. А главное любить себя. Важно осваивать основы саморегуляции с помощью произвольного управления самочувствием и управляемой гармонизации настроения. Продолжать в направлении постижения чуда трансформирующего творчества осознанного развития. Выбор в систематическом восполнении энергии, всегда имеет человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/