СЕМАНТИЧЕСКОЕ КОДИРОВАНИЕ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ (2022)
В статье приводятся данные исследования смысловой переработки эмоций на модели семантического кодирования (СК) у подростков в норме и при шизофрении. Были обследованы две группы подростков: клиническая (60 подростков, страдающих шизофренией, из них 36 – мальчики) и контрольная (60 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, обучающихся в массовой общеобразовательной школе, из них 35 - мальчики, средний возраст в обеих группах составил 14,5 лет). Использованы опознание и обозначение эмоциональной лицевой экспрессии по методике «исключения», Истории M. Томас (MTS), модифицированная методика Розенцвейга. В свете информационного подхода получены данные, которые показывают, что СК эмоций больных шизофренией может быть нарушено в различных звеньях – вербального, и образного кодирования, а также их взаимодействие. Описанные уровни СК эмоций в норме и при шизофрении могут быть использованы как дифференциально-диагностические критерии оценки сохранности эмоциональной сферы.
Идентификаторы и классификаторы
В последнее десятилетие в клинической психологии нарастает интерес к изучению особенностей эмоционального и социального интеллекта при шизофрении. Актуальность разработки проблем ЭИ и СИ определяется практическим запросом, т.к. именно сохранность эмоциональных функций и личности во многом определяет качество жизни больных шизофрении, создает возможность социализации и является отправным моментом при разработке мер предупреждения инвалидизации.
Список литературы
- Беспалько И. О некоторых особенностях мимики и ее восприятия у больных шизофренией в связи с проблемой эмоциональных отношений. // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1975. - № 4. - С. 537-542.
- Зверева Н.В., Кутырева Я.С., Казакова М.В. Восприятие и выражение эмоций подростками в норме и при шизофрении [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 76–92.
- Зейгарник Б. Патопсихология: Учеб. Пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с.
- Наатанен Р. Внимание и функции мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1998.- С. 560
- Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. Монография. - М.: МГУ, 1991. - 256 с.
- Поляков Ю., Жирнова А. Распознавание эмоционально-выразительных движений детьми, больными шизофренией. // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 1988. - №2.- с.48-55.
- Самойлова А.Д., Барыльник Ю.Б. Эмоциональный интеллект как показатель когнитивного функционирования у пациентов с шизофренией // Саратовский научно-медицинский журнал. 2017. Т.13. №4. С. 834-838.
- Солсо Р. Когнитивная психология. // Пер. с англ. - М.: Тривола, 1996. - 600 с.
- Тарабрина П.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Методические рекомендации.// Ленингр. Н.-и. психоневрол. Ин.-т им. В.М. Бехтерева.- Л., 1984.- 23 с.
- Туревская Р.А. Восприятие эмоций у подростков в норме и патологии. // Альманах института коррекционной педагогики №9. Книжное приложение. Восприятие эмоций у подростков в норме и патологии.- 2005.- 10 с. (электронный ресурс)
- Туревская Р.А., Жигэу Е.И. Уровневой анализ нарушений процесса смысловой переработки информации у больных шизофренией. // Вестник Славянского Университета.- 2004, вып.11. - с.128-134,
- Туревская Р.А., Пленсковская А.А.. Развитие модели психического у детей школьного возраста с РАС // Журнал «Консультативная психология и психотерапия»- 2021.- том 29/2021, № 1.- с.112-131.
- Хомская Е. Батова Н. Мозг и эмоции (Нейропсихологическое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1992.- 180 с.
- Edwards J., Jackson H. J., Pattison P. E. Emotion recognition via facial expression and affective prosody in schizophrenia: a methodological review // Clin Psychol Rev. 2002 Jul 22(6):789-832. doi: 10.1016/s0272-7358(02)00130-7.
- Harris A., Benedict R.H.B., Leek M.R. Consideration of pigeon-holing and filtering as dysfunctional attention strategies in schizophrenia. // British Journal of Clinical Psychology. - 1990. - № 29. - P. 23-35.
- Hemsley D. Perception and cognition in schizophrenia. In: R.Cromwelle, C.Snyder (Eds.). Schizophrenia. Origins, Processes, Treatment and Outcome. -N.Y., 1993.-P. 135-150.
- Kee, KS Horan WP, Salovey P, Kern RS, Sergi MJ, Fiske AP, Lee J. Emotional intelligence in schizophrenia // Schizophrenia research - 107 (1)- с. 61-68.
- Kring A.M., Caponigro J.M. Emotions in Schizophrenia: Where feelings meets thinking // Current Directions of Psychological Science.- 2010 Aug; 19(4). - 255–259.
- Marosi C., Fodor Z., Csukly G. From basic perception deficits to facial affect recognition impairments in schizophrenia// Scientific reports- 2019(9).
- Nuechterlein K.H., Dawson M.E. Information processing and attention functioning in the developmental course of schizophrenic disorders. // Schizophrenia Bulletin. -1984. - № 10. - P. 160-200.
- Rogers T.B., Kuiper N.A., Kirket W.S. Selfreference and the encoding of personal information. // J. of Person, and Social Psychology. - 1977. - № 35. - P. 677-688.
- Vogel B.D., Bruck C., Jacob H., Eberle M., Wildrguber D. Effects of cue modality and emotional category on recognition of nonverbal emotional signals in schizophrenia. // BMC Psychiatry.- 2016.16(1).- с.2-9.
- Wursten H. Story Completions: Madeleine Thomas Stories and Similar Methods. // Projective techniques with children. Rabin A., Haworth (ed.). - N.Y.-L., 1960.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В подростковом возрасте в современных российских школах остро, стоит проблемы травли и издевательства над детьми со стороны сверстников. У подростков, которые подвергаются буллингу, в дальнейшем есть большой риск получить значительные психологические травмы, которые влияют на самооценку, на успехи в дальнейшей деятельности, а также может привести к суицидальным попыткам. Буллинг приводит к эскалации агрессии и насилию в образовательной среде. В большинстве случаев взрослые не знаю, что делать в таких ситуациях, поэтому, когда они сталкиваются с данной проблемой, они часто растеряны. Перед специалистами образовательной организации стоит сложная задача выявления буллинга, для ее решения необходимо обеспечить психологический комфорт и безопасность образовательной среды. В статье рассматривается практика применения и значимости создания программы превенции буллинга в подростковых сообществах на примере МБОУ «СОШ №16» г. Новосибирска. Автор делится опытом работы и диагностикой буллинга в подростковых сообществах, необходимостью реализации программы превенции буллинга в подростковых сообществах. По мнению автора, следует своевременно выявлять риск развития буллинга в школе, для этого необходимо внедрить программу превенции, в которую будет входить педагогическое условие: проработка с подростками стратегии поведения в ситуации школьного буллинга.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению ценностных ориентаций студенческой молодежи (на примере обучающихся техникума). Описываются и анализируются особенности ценностных ориентаций студентов, обучающихся на младших и старших курсах. Анализ результатов показал, что ценностные ориентации студентов I и IV курсов отличаются по ряду характеристик, проявление которых обусловлено закономерностями возрастного развития. У обучающихся I курса в списке предпочитаемых терминальных ценностей наличие хороших и верных друзей, здоровье, активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, любовь. У студентов IV курса в приоритете здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь. В выборе инструментальных ценностей студенты I курса показали ориентированность на аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, а также ответственность и независимость. Обучающиеся IV курса выделили среди инструментальных ценностей жизнерадостность, независимость, образованность, воспитанность и честность.
В работе осуществлено изучение субъективного благополучия несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. РНа базе ГБУ СРЦ «Возрождение» была сформирована экспериментальная группа, где исследование прошли 25 подростков в возрасте от 14 до 18 лет (16 юношей и 9 девушек). Контрольная группа была набрана из ГБУ ЦССВ «Алые паруса». Было исследовано также 25 человек в возрасте 14 до 18 лет (8 девушек и 17 юношей). Всего выборка составила 50 человек. Были изучены мнения и оценки несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, о своей жизненной ситуации, причинах совершения преступления и перспективах своего будущего. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических рекомендаций по улучшению условий для реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Кроме того, работа может внести вклад в развитие теоретических подходов к изучению субъективного благополучия и проблем несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/